Проверки бизнеса сократят, эффективность контроля повысят
21.11.2017
298
Вячеслав Шпорт (справа налево), Михаил Абызов, Алексей Алёшин накануне публичных обсуждений посетили выставку промышленных предприятий Хабаровского края
Потребность снижения административного давления на бизнес и оптимизации контрольных процедур назрела давно. Сегодня к бизнесу предъявляется 2 млн требований по 160 видам контроля и надзора. В год в стране реализуется полмиллиона плановых проверок и миллион внеплановых.
Изменить ситуацию в сторону снижения административного давления на бизнес призвана приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности.
В рамках мероприятий реформы в Хабаровске прошли публичные обсуждения правоприменительной практики Дальневосточного управления Ростехнадзора за девять месяцев 2017 года. Диалог с бизнес-сообществом и представителями контрольных органов возглавили куратор федерального проекта - министр Российской Федерации по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов и руководитель Федеральной службы Ростехнадзора Алексей Алёшин. Участие в дискуссии принял губернатор края Вячеслав Шпорт.
Участниками обсуждения отмечалось, что система госконтроля имеет репрессивный характер по отношению к бизнесу. Однако лучшие международные практики говорят, что взаимоотношения между инспекторами и бизнесом должны быть партнёрскими. Поэтому уже со следующего года будет применяться новая система оценки эффективности и результативности проверочной деятельности. Работа надзорных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок и штрафов, а по снижению смертности, ущерба и вреда.
- Именно поэтому мы считаем, что необходимо в ускоренном порядке принимать новый закон о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Мы будем рассматривать проект этого закона на заседании правительства на следующей неделе и по итогам одобрения выносить на рассмотрение Государственной Думы. Но закон - это только фундамент. Нам предстоит кодифицировать и провести ревизию всего отраслевого законодательства, приведя его к современным нормам, - отметил Михаил Абызов.
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олега Герасимова, пока предприниматели не почувствовали радикального сокращения административной нагрузки и ухода от «палочной» системы в работе надзорных органов и рассчитывают, что 2018 год будет в этом плане показательным.
- Что касается плановых проверок, то уже можно констатировать, что их будет как минимум на 10% меньше, чем в 2017 году, а по сравнению с 2016 годом сокращение составит 17%, - сказал Михаил Абызов.
Одним из первых шагов в систематизации требований к бизнесу станет внедрение со следующего года чек-листов - списков контрольных вопросов, по которым инспекторы будут проверять выполнение требований предпринимателями.
По словам руководителя Федеральной службы Ростехнадзора Алексея Алёшина, ведомство одним из первых начало внедрять принципы риск-ориентированного госконтроля (то есть проверку опасных производств). При этом в последние годы уровень аварийности и смертельного травматизма имеет тенденцию к снижению.
Работа, проделанная Ростехнадзором с 2013 года в части повышения эффективности надзора, стала базой для других контролирующих органов. Число предприятий, находящихся под наиболее пристальным контролем ведомства, сократилось с 290 тыс. до 175 тыс., а к наивысшей категории риска отнесено всего 9 тыс.
Во время обсуждения предприниматели заострили внимание на том, что надзорные органы часто назначают штрафы по максимальной шкале, мотивируя это тем, что в случае назначения минимального штрафа сотрудники Генпрокуратуры на местах увидят в этом признак коррупции. Михаил Абызов призвал разобраться в ситуации и сообщать обо всех подобных фактах. Надзорные ведомства при этом не должны снимать с себя ответственность, ссылаясь на установки Генпрокуратуры. Замначальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Алексей Пухов, в свою очередь, заверил, что Генпрокуратура не даёт подобных установок инспекторам. Он подчеркнул, что прокуроры также нацелены на то, чтобы обеспечить снижение давления на бизнес.
Контроль над ходом реформы ведется и на уровне субъектов. Для этого создадут специальные комиссии, руководить которыми будут главы регионов. Они займутся разбором правоприменительных практик, случаев предвзятых и необъективных проверок, проблем во взаимодействии граждан и бизнеса.
По словам губернатора Вячеслава Шпорта, регион всё чаще становится площадкой для обсуждения важных для страны вопросов, к которым относится и совершенствование контрольно-надзорной деятельности. Так, в 2017 году на территории края проведено 30 встреч с предпринимателями, до конца года запланировано еще пять.
- Для сокращения количества проверок нами разработана дорожная карта, в соответствии с которой и ведется работа по данному направлению, - рассказал глава региона. - Снижение административного давления на бизнес - наш главный приоритет. Уверен, что и предпринимательское сообщество здесь должно пойти навстречу. Кроме того, назрела необходимость более глубокого вовлечения в реформу органов местного самоуправления. Административную нагрузку на бизнес можно снизить только совместными усилиями.
Анна МЕШАЛКИНА.
Фото В. СПИДЛЕНА.
Изменить ситуацию в сторону снижения административного давления на бизнес призвана приоритетная программа по реформированию контрольно-надзорной деятельности.
В рамках мероприятий реформы в Хабаровске прошли публичные обсуждения правоприменительной практики Дальневосточного управления Ростехнадзора за девять месяцев 2017 года. Диалог с бизнес-сообществом и представителями контрольных органов возглавили куратор федерального проекта - министр Российской Федерации по вопросам «Открытого правительства» Михаил Абызов и руководитель Федеральной службы Ростехнадзора Алексей Алёшин. Участие в дискуссии принял губернатор края Вячеслав Шпорт.
Участниками обсуждения отмечалось, что система госконтроля имеет репрессивный характер по отношению к бизнесу. Однако лучшие международные практики говорят, что взаимоотношения между инспекторами и бизнесом должны быть партнёрскими. Поэтому уже со следующего года будет применяться новая система оценки эффективности и результативности проверочной деятельности. Работа надзорных ведомств будет оцениваться не по количеству проверок и штрафов, а по снижению смертности, ущерба и вреда.
- Именно поэтому мы считаем, что необходимо в ускоренном порядке принимать новый закон о государственном и муниципальном контроле и надзоре. Мы будем рассматривать проект этого закона на заседании правительства на следующей неделе и по итогам одобрения выносить на рассмотрение Государственной Думы. Но закон - это только фундамент. Нам предстоит кодифицировать и провести ревизию всего отраслевого законодательства, приведя его к современным нормам, - отметил Михаил Абызов.
По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае Олега Герасимова, пока предприниматели не почувствовали радикального сокращения административной нагрузки и ухода от «палочной» системы в работе надзорных органов и рассчитывают, что 2018 год будет в этом плане показательным.
- Что касается плановых проверок, то уже можно констатировать, что их будет как минимум на 10% меньше, чем в 2017 году, а по сравнению с 2016 годом сокращение составит 17%, - сказал Михаил Абызов.
Одним из первых шагов в систематизации требований к бизнесу станет внедрение со следующего года чек-листов - списков контрольных вопросов, по которым инспекторы будут проверять выполнение требований предпринимателями.
По словам руководителя Федеральной службы Ростехнадзора Алексея Алёшина, ведомство одним из первых начало внедрять принципы риск-ориентированного госконтроля (то есть проверку опасных производств). При этом в последние годы уровень аварийности и смертельного травматизма имеет тенденцию к снижению.
Работа, проделанная Ростехнадзором с 2013 года в части повышения эффективности надзора, стала базой для других контролирующих органов. Число предприятий, находящихся под наиболее пристальным контролем ведомства, сократилось с 290 тыс. до 175 тыс., а к наивысшей категории риска отнесено всего 9 тыс.
Во время обсуждения предприниматели заострили внимание на том, что надзорные органы часто назначают штрафы по максимальной шкале, мотивируя это тем, что в случае назначения минимального штрафа сотрудники Генпрокуратуры на местах увидят в этом признак коррупции. Михаил Абызов призвал разобраться в ситуации и сообщать обо всех подобных фактах. Надзорные ведомства при этом не должны снимать с себя ответственность, ссылаясь на установки Генпрокуратуры. Замначальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Алексей Пухов, в свою очередь, заверил, что Генпрокуратура не даёт подобных установок инспекторам. Он подчеркнул, что прокуроры также нацелены на то, чтобы обеспечить снижение давления на бизнес.
Контроль над ходом реформы ведется и на уровне субъектов. Для этого создадут специальные комиссии, руководить которыми будут главы регионов. Они займутся разбором правоприменительных практик, случаев предвзятых и необъективных проверок, проблем во взаимодействии граждан и бизнеса.
По словам губернатора Вячеслава Шпорта, регион всё чаще становится площадкой для обсуждения важных для страны вопросов, к которым относится и совершенствование контрольно-надзорной деятельности. Так, в 2017 году на территории края проведено 30 встреч с предпринимателями, до конца года запланировано еще пять.
- Для сокращения количества проверок нами разработана дорожная карта, в соответствии с которой и ведется работа по данному направлению, - рассказал глава региона. - Снижение административного давления на бизнес - наш главный приоритет. Уверен, что и предпринимательское сообщество здесь должно пойти навстречу. Кроме того, назрела необходимость более глубокого вовлечения в реформу органов местного самоуправления. Административную нагрузку на бизнес можно снизить только совместными усилиями.
Анна МЕШАЛКИНА.
Фото В. СПИДЛЕНА.