Проза ПОЭЗ: региональное управление эффективней московского
поиск
28 апреля 2025, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Проза ПОЭЗ: региональное управление эффективней московского

09.10.2012
Просмотры
356
Проза ПОЭЗ: региональное управление эффективней московского
С созданием особой портовой зоны здесь должна начаться новая жизнь
Проблемы, возникшие с функционированием портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Советской Гавани, могут быть разрешены при смене управляющей компании с федеральной ОАО «ОЭЗ» на региональную. Законодатель уже наделил регионы правом на создание таких компаний, а уполномоченная компания - ОАО «ОЭЗ» - так и не создала в Хабаровском крае даже своего филиала для управления ПОЭЗ.

Об этом в минувший четверг на пресс-конференции, посвященной ситуации, связанной с проектом по созданию ПОЭЗ в Советской Гавани, заявил министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников. Он также сообщил, что потенциальные инвесторы Совгаванской ПОЭЗ уже в третий раз подали заявки в Минэкономразвития (МЭР) РФ с целью регистрации компаний в качестве резидентов зоны. Кстати, зона не может быть закрыта иначе как по ходатайству МЭР или регионального правительства, а заявки резидентов будут удовлетворены, - считает Виктор Калашников.

Напомним, что портовая ОЭЗ в Советской Гавани была создана постановлением правительства в декабре 2009 года, и через три месяца истекает срок, в течение которого у зоны должны были появиться официальные резиденты.  В конце сентября генеральный директор ОАО «ОЭЗ» Олег Костин заявил, что по ходатайству этой компании ПОЭЗ может быть ликвидирована в связи с отсутствием у неё резидентов. Министр экономразвития Хабаровского края на пресс-конференции напротив заявил, что Минэкономразвития РФ «совершенно не имеет каких-либо планов выступать с ходатайством о закрытии ПОЭЗ в Советской Гавани». «Я сам не слышал, что конкретно сказал Олег Костин. Возможно, это какая-то журналистская интерпретация его слов», - предположил Виктор Калашников. По словам министра, ОАО «ОЭЗ» не уполномочено инициировать закрытие зоны, да и прецедентов с ликвидацией особых экономических зон еще не было.

Виктор Калашников также рассказал , что главная проблема в развитии ПОЭЗ - это дефицит провозных мощностей (пропускной способности) БАМа на пути к Ванино и Советской Гавани. Действующий лимит - 16,5 млн. тонны, со сдачей Кузнецовского тоннеля в конце этого года он вырастет до 24,5 млн. т, к 2015 году - до 35,5 млн. т, но инвесторам для развития Советско-Гаванско-Ванинского транспортного узла требуется пропускная способность железной дороги не менее 100 млн. т.

По словам Виктора Калашникова, потенциальные резиденты первого этапа развития Совгаванской ПОЭЗ в части территории на мысе Марии - ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» (входит в структуры металлургического холдинга «Петропавловск») и ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» (дочернее предприятие ОАО «Рос­агроснаб») уже дважды обращались с заявками в МЭР РФ с целью получить статус резидентов. Но бумаги претендентов на статус были «забракованы». ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» после устранения замечаний на федеральном уровне 6 сентября подало заявку в третий раз, а ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» подаст заявку в октябре.

ООО «Советско-Гаванский МТП» построит в ПОЭЗ железорудный терминал мощностью 7,1 млн. т в год, ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» - зерновой терминал мощностью 2,5 млн. т в год, рыбоперерабатывающий завод и контейнерный терминал.

- Я думаю, в третий раз федеральное министерство уже не откажет. В текущей ситуации мы предлагаем федеральным властям действовать поэтапно. Первый участок ПОЭЗ на мысе Марии свободен от каких-либо обременений, и по железной дороге там каких-то серьезных ограничений нет.

- Здесь, с нашей точки зрения, уже можно начинать работать,- заявил Виктор Калашников в ходе пресс-конференции.
По его словам, эффективность управления ПОЭЗ из федерального центра остается крайне низкой.

Сорваны сроки разработки проекта планировки, плана обустройства территории ПОЭЗ, перечня инфраструктурных объектов, что не позволяет заключить соглашения о ведении деятельности с резидентами. Со стороны ОАО не решаются рабочие вопросы, возникшие в ходе разработки указанных основополагающих документов,- говорится в материалах краевого правительства, подготовленных специально к пресс-конференции.

Виктор Калашников объяснил журналистам, что проект планировки - «решающий документ, который запустит обустройство ПОЭЗ», на его основе принимается перечень инфраструктурных проектов, являющийся основанием для финансирования деятельности зоны из бюджетов всех уровней.

- Ситуация зависла, потому что ОАО «ОЭЗ» прекратило разработку документа. С нашей точки зрения, это вопрос воли. За три года ОАО «ОЭЗ» не создало здесь элементарную структуру, которая управляла бы портовой зоной. Занимается этим правительство Хабаровского края - специально созданное управление в моем министерстве. А полномочий влиять на ситуацию мы не имеем, - констатировал Виктор Калашников.

Выходом из тупиковой ситуации могло бы стать, по словам министра, «создание своей региональной управляющей компании - с участием инвесторов и ОАО «ОЭЗ», благо, что законодательство с 30 ноября прошлого года это позволяет.

- Вопрос об этом неоднократно ставился перед центром, но положительного решения по нему пока нет, - сказал Виктор Калашников.

- В прошлом году внесены поправки в федеральный закон №116-ФЗ, позволяющие создавать региональные управляющие компании с долей частных инвестиций в уставном капитале. В отдельных ОЭЗ начинают привлекаться иностранные компании, имеющие опыт в управлении такими зонами, и частные компании - резиденты этих же ОЭЗ. Но механизм создания региональных УК еще надо дорабатывать. Ряд регионов - Псковская и Томская области  - начинают двигаться в этом направлении. В их числе и Хабаровский край, - отметил глава краевого минэкономразвития и внешних связей.

Обе компании - претенденты в резиденты ПОЭЗ намерены начать перевалку грузов с 2015 года с постепенным выходом морских терминалов на проектную мощность к 2019 году. Общий грузопоток на экспорт может достигнуть к 2025 г. 13 млн. тонн в год. На втором этапе намечено развитие участка ПОЭЗ на мысе Муравьева, который расположен в северной части залива Советская Гавань. Заинтересованность в размещении бизнеса на мысе Муравьева проявляет ряд российских и иностранных компаний: ООО «Дальневосточная производственная стивидорная компания» (дочерняя компания ООО «Трансхимэкспорт», г. Москва) с проектом строительства зернового терминала мощностью 4 млн. тонн в год, а также ООО «Терминал» (ОАО «Ростоппром», г. Москва) - строительство специализированного угольного терминала мощностью 10 млн. тонн в год.

Виктор Калашников также отметил, что принципиальным для развития ПОЭЗ является создание судоремонтной и судостроительной базы. В частности, с июля 2011 года ведется системная работа с корейской компанией «Ханаро Шипбилдинг Лтд.» с целью приобретения действующего судоремонтного завода ООО «Дальневосточная судоремонтная корпорация» в бухте Курикша.

Министр также выразил надежду, что новый толчок развитию проекта по созданию Советско-Гаванской ПОЭЗ даст обсуждение проблем Дальнего Востока на федеральном уровне:

- Создание федерального министерства - института по развитию Дальнего Востока - это беспрецедентный шаг. В скором времени будет собрано заседание президиума Госсовета по вопросу развития Дальнего Востока, в том числе и по нашей проблеме.

Сергей Мингазов.

А у других…

Не особо с особыми

В настоящее время в России действует 25 особых экономических зон. В 12 из 25 ОЭЗ на текущий момент вообще не появились резиденты. ОЭЗ, на развитие которых были направлены федеральные средства, всего на 1/3 покрывают расходы на их создание привлеченными частными инвестициями, не говоря уже о выполнении показателей эффективности по созданию новых рабочих мест и плановой отдаче частных инвестиций на 1 руб. вложенных государственных средств.

Туристско-рекреационные зоны (Приморский край, Северный Кавказ, Калининградская область. Ставропольский край) и Мурманская ПОЭЗ столкнулись с проблемами как по оформлению земельно-имущественных отношений, так и в части привлечения резидентов. До сих пор в них не зарегистрировано ни одного инвестора.

Портовая ОЭЗ в Мурманске создается в основном с целью развития Мурманского транспортного узла. Но за 2 года проект не получил федерального софинансирования на создание инфраструктуры, а сама Мурманская ПОЭЗ столкнулась с проблемой привлечения резидентов. На форуме в Сочи генеральный директор УК ОАО «ОЭЗ» Олег Костин сообщил, что принятое решение о закрытии туристических ОЭЗ в Калининграде и Ставрополье перенесено на конец года.

В 2011 году внесены поправки в федеральный закон №116, позволяющие создавать региональные управляющие компании с долей частных инвестиций в уставном капитале. В отдельных ОЭЗ начинают привлекаться иностранные компании, уже имеющие опыт в управлении ОЭЗ, и частные компании - резиденты этих же ОЭЗ.