поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Прыгай в лифт, пока двери не закрылись...

20.04.2011
Просмотры
515
Прыгай в лифт, пока двери не закрылись...
По данным Ростехнадзора, из 2950 пассажирских лифтов жилых домов Хабаровска более 1200 потенциально опасны для жизни и здоровья людей.

К примеру, недавняя прокурорская проверка в Железнодорожном районе Хабаровска насчитала 102 лифта, которые не отвечают требованиям техники безопасности. Где-то отсутствует ограждение шахты и лебедки, где-то открыта электропроводка. Гуляющие двери - самое распространенное явление: они закрываются - открываются, как им вздумается. И этот технический дефект специалисты относят к самым опасным.

Подобная неполадка стала причиной гибели юноши в Комсомольске-на-Амуре в 2008 году. На входе в лифт он попал в капкан сработавших дверей, кабина поехала вверх...

В Комсомольске-на-Амуре была создана специальная комиссия, проверили все городское лифтовое хозяйство. В итоге двух сотрудников предприятия, отвечающего за техническое состояние механизма в доме, где произошло ЧП, обвинили в уголовном преступлении. Следствие до сих пор продолжается, так как один из обвиняемых ударился в бега.

Проблемы в лифтовом хозяйстве назрели давным-давно. Большинство подъемников в многоэтажках, построенных в прошлом веке, находятся в жалком состоянии. Отсутствие кнопок вызова, грязные стены - не в счет. Кабины трясет, как грузовик на бездорожье, нередко они застревают между этажами, при этом кнопка вызова диспетчера не работает.

Между тем число трагедий, связанных с лифтами, продолжает расти. Только в 2010 году в стране погибли 13 человек.

50 суток запрета

В октябре прошлого года правительство РФ утвердило новый технический регламент о безопасности лифтов.

По мнению начальника отдела по надзору за грузоподъемными сооружениями управления Ростехнадзора по ДФО Ивана Карасика, новый технический регламент ужесточил требования к содержанию этого вида грузоподъемной техники. Наложено табу на все лифты, прослужившие 25 и более лет. Их нужно либо выводить из эксплуатации, либо проводить модернизацию.

С теми 102 лифтами, которые недавно попали в поле зрения прокуратуры Железнодорожного района, специалисты Ростехнадзора, оказывается, воюют еще с прошлого года.

Управляет этим жилым фондом компания ООО «Бруслит-Сервис». После проверки ее руководителя Сергея Елизарова привлекли к административной ответственности и оштрафовали на 20 тысяч рублей. Запретить эксплуатацию опасных механизмов Ростехнадзор имеет право только на 5 суток. Продлить этот срок может суд.

Ведомство заявило иск. В ходе рассмотрения дела ответчик предоставил документы, что 23 из 102 лифтов модернизированы. В итоге суд вынес решение о запрете эксплуатации 97 лифтов сроком на 50 суток. Предполагалось, что за это время ответчик успеет привести их в порядок.

Далее управляющая компания обращается в независимую экспертную организацию. Ее специалисты проводят исследование и делают вывод, что 59 лифтов пригодны к эксплуатации. Заключения предоставляются в суд, который разрешает запустить их в работу.

Но 20 лифтов так и остались в «черном списке». Например, в домах № 87 и № 66 на улице Ленинградской, на улицах Беломорской, 63 и на Магнитогорской, 4.

Даже эксперты не рискнули дать по ним положительное заключение. Казалось бы , управляющая компания должна была заморозить их работу, что называется, от греха подальше, не дожидаясь очередного штрафа и судебной тяжбы. И - самое главное - трагического инцидента. Но, как выяснилось, по истечении 50 суток судебного запрета они вновь были запущены в работу.

Кроме того, оказалось, что и с теми лифтами, которые вышли из-под судебного запрета, не все так просто. Иван Карасик утверждает, что все они по-прежнему не соответствуют техническим требованиям, а значит, опасны для жизни и здоровья людей.

Но тогда получается, что штрафы, протоколы, судебные заседания, запреты - вся эта контрольно-правовая свистопляска вокруг нарушителя закона, которая, между прочим, стоит государству немалых средств, - все зря? В чем же дело?

Лифт запустил жилец

Все упирается в деньги. Модернизация одного лифта стоит более 600 тысяч рублей. Новая машина - 1,5 миллиона рублей.

По словам Карасика, до реформы системы ЖКХ существовали специальные государственные программы, по которым выделялись деньги на ремонт лифтового хозяйства.

Теперь платить за все это должен собственник, то есть и без того уже задавленные коммуналкой рядовые граждане.

- Есть дома, где большинство жителей - пенсионеры и инвалиды, - говорит Иван Владимирович, - и платить они не в состоянии, и добираться в квартиры, например, на 5-10 этаж для них непосильная задача. Жалобы на плохую работу лифтов от граждан приходят десятками. Но стоит нам остановить работу подъемника, как люди начинают забрасывать нас требованиями запустить его в работу. Ситуация тупиковая.

По словам директора управляющей компании «Бруслит-Сервис» Сергея Елизарова, судебный запрет на эксплуатацию лифтов стал причиной народного негодования. Компанию атаковали жалобами, люди собирались на собрания и требовали запустить подъемники. Объяснения, что пользоваться ими опасно, не помогали.

- В одном из домов на улице Магнитогорской лифт запустил один из жильцов, - рассказывает Сергей Елизаров. - Он по образованию механик, для него не составило труда вскрыть запорное устройство и нажать нужную кнопку. Как он будет работать, зажмет кого-то дверьми или кабина рухнет с верхнего этажа, как говорится, до лампочки. Просто поразительная беспечность.

В управлении «Бруслит-Сервис» более 300 жилых домов. Елизаров утверждает, что еще в 2008 году, когда компания принимала фонд у муниципального предприятия, практически все лифты уже отслужили установленный 25-летний срок эксплуатации. Сергей Николаевич признается, что тогда никто не думал, что когда-нибудь эта проблема приобретет такие масштабы.

Выход один - увеличить тариф на капитальный ремонт, так, чтобы хотя бы через пару- тройку лет удалось накопить на модернизацию, а лучше на замену лифта. Но такое решение должны принять сами жильцы.

Предъяви билет!

Но, как утверждает Елизаров, большинство граждан такой вариант не устраивает.

Многие не могут смириться с мыслью, что те деньги, которые они по 20-30 лет платили за капремонт, исчезли в неизвестном направлении.

Впрочем, есть и такие дома, где люди понимают, что их безопасность в их же собственных руках. Жители домов № 91, 99, 101 и 97 на улице Большой уже не раз собирались на собрания и обсуждали возможность повышения тарифа на капитальный ремонт, чтобы накопить таким образом на модернизацию лифтов. Впрочем, этот вариант окончательно проблемы не решит. Модернизация продлевает срок эксплуатации лифта лишь на 5 лет. После этого его опять нужно либо ремонтировать, либо менять на новый.

- Мы посчитали, чтобы заменить один лифт в десятиэтажном доме, жильцы должны скинуться по 50 тысяч рублей, - говорит Сергей Николаевич. - Для многих даже за год собрать такую сумму не реально. Вот и выбирают более дешевый путь, надеясь, что на эту проблему обратят внимание на государственном уровне. Я считаю, что должна быть специальная государственная программа финансирования. Иначе ситуация будет только усугубляться.

Между тем в нескольких городах России найден неординарный способ «поддержки штанов» лифтового парка. Проезд в лифте сделали платным. Стоит это удовольствие два рубля в сутки на человека. В расчетах за коммунальные услуги эта плата выделена отдельной строкой.

По мнению Сергея Елизарова, этот вариант вовсе не поможет решить проблему. Во-первых, этих копеек ни на что не хватит, собирать достаточную сумму на ремонт придется годами. Во-вторых, жильцы уже и без того много за что платят, поэтому это может стать причиной большого социального недовольства.

А тем временем проверку лифтов в Индустриальном районе Хабаровска Ростехнадзор провел в начале этого года. Там под запрет попали 20 подъемников. Суд приостановил их работу на 60 суток.

Всего на сегодняшний день, по словам Ивана Карасика, в Хабаровске остановлено 70 лифтов.

Не исключено, что скоро их будет больше, так как прокуратура заявила иск о понуждении управляющей компании устранить выявленные технические неисправности в тех самых 102 лифтов в Железнодорожном районе. А поскольку денег на это нет, видимо, придется опять ставить подъемники на прикол.

По данным Ростехнадзора, число не годных к работе лифтов в Хабаровске будет расти. Только в этом году ожидается, что в «черном списке» окажутся еще, по меньшей мере, 300 подъемников.