поиск
20 сентября 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Регионы получат права и деньги

16.11.2011
Просмотры
408
Под председательством Дмитрия Медведева в Хабаровске состоялось заседание президиума Государственного совета «О повышении роли регионов в модернизации экономики России». В частности, обсуждался ряд мер по совершенствованию межбюджетных отношений.

Д. МЕДВЕДЕВ: Сегодня заседание президиума Госсовета посвящено теме, которая является, безусловно, актуальной для всех присутствующих, - это повышение роли регионов в управлении страной, в модернизации нашего государства.

Конечно, речь идёт о планах на будущее, о построении инновационной экономики, создании инфраструктуры, которая была бы современной сегодняшней жизни, и, конечно, о развитии наших общественных институтов, человеческого потенциала. В общем, о принципиальных вопросах развития территорий. Поэтому для начала разговора обозначу несколько моментов.

Первый, может быть, самый простой и в то же время не самый простой - российская модернизация, модернизация экономики не может быть модернизацией, которая идёт из центра. Она должна опираться на активность граждан, на местные региональные инициативы, иначе просто ничего не получится.

Именно на местах, а не в Москве формируется инвестиционный климат и транспортная составляющая, инжиниринговая составляющая, социальная инфраструктура. Когда мы рассуждаем об улучшении инвестиционного климата только применительно к решениям, принимаемым в Москве, к сожалению, это не срабатывает.

С другой стороны, ситуация в регионах разная. Есть регионы, которые инвестиционно привлекательные - и дело не только в ресурсах, а скорее в той политике, которую проводят региональные власти. А есть регионы, которые, к сожалению, даже имея свой потенциал, в инвестиционном плане выглядят не очень.

Поэтому, с учётом того, что регионы России действительно очень отличаются друг от друга и по экономическому развитию, и по темпам модернизации, и по уровню жизни людей, нам и нужно работать. В конечном счёте, именно губернатор отвечает за благоприятный деловой и социальный климат. Он координирует действия власти на территориальном и межведомственном уровнях, и, конечно, было бы правильно в этом смысле, чтобы губернаторы имели весь необходимый набор инструментов, в то же время имели и реальную ответственность за успех модернизации у себя в регионе.

Второе. Хотел бы со всей остротой этот вопрос поставить в этом зале перед вами - распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов.

Я абсолютно согласен и с вами, и с руководством муниципалитетов в том, что нам нужна понятная и прозрачная система финансовых стимулов. И ввести их нужно и можно прежде всего через межбюджетные отношения, продолжая работу по разграничению полномочий между отдельными ветвями власти.

Хочу также акцентировать ваше внимание на том, что ресурсы развития должны регламентироваться достаточно чётко: деньги, которые выделяются из бюджетов всех уровней на программы и проекты, должны привязываться и к конкретному результату. И это требование времени. Результат, который можно проконтролировать не по формальным, а по конкретным критериям. И этот критерий должен быть также понятен всем заинтересованным силам.

Третье. Власть на местах должна мыслить категориями роста. Не выживания, потому что мы выживали в 90-е годы, но именно роста, развития, поэтому нужно создавать особые полюса модернизации, опираясь не только и не столько на природные, сколько на человеческие и производственные ресурсы, на научно-технический потенциал, образовательный потенциал.

Вокруг крупных городов должны, конечно, формироваться так называемые агломерации. Тем самым можно продвигать экономику региона, преодолевая разрывы в уровнях жизни наших граждан. Независимо от места проживания наши граждане должны иметь возможность рассчитывать на социальную защиту, на медицинскую помощь, на качественное образование и доступ ко всем благам современной цивилизации.

И, конечно, центры роста должны возникать не только в европейской части России, в Поволжье, на Урале, но и в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, где мы сегодня с вами работаем. Хотел бы также послушать вас на эту тему.

Четвёртое. Планы развития отдельных регионов должны разрабатываться в тесной связке с федеральной стратегией. При этом надо учитывать перспективы территориальных кластеров и муниципалитетов. И, конечно, мы не имеем права жить только сиюминутными решениями и даже трёхлетней перспективой. Нам нужно думать, как реализовывать долгосрочные программы и проекты и как прорабатывать систему территориального планирования.

Есть мнение о том, что кластерный подход весьма эффективен для экономического, социального развития территорий. Он повышает конкурентоспособность региональной экономики, даёт приток знаний и кадров, развитие так называемых компетенций в регионе. Поэтому я поручаю провести отбор пилотных проектов территориальных кластеров и разработать механизмы их поддержки, в том числе со стороны государственных институтов развития.

Здесь надо ориентироваться на текущую ситуацию. В этом контексте хотел бы сообщить вам, что 4 ноября в результате достаточно непростых согласований в правительстве по моему поручению были приняты важнейшие решения о ценообразовании в электроэнергетике. В соответствии с ними повышение тарифов на электроэнергию для малого и среднего бизнеса не будет превышать уровень инфляции. То, о чём мы неоднократно говорили: устранены перекосы, которые позволяли поставщикам манипулировать ценами в ущерб потребителю.

И заключительная позиция. Особые стимулы нужно предусмотреть для восточных регионов страны. Это наши ворота в Тихоокеанский регион, в Азиатский регион. Условия жизни, ведение бизнеса, инвестиционный климат здесь должны способствовать интеграции в глобальные рынки Азиатского региона. Надо заняться модернизацией инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, повышать доступность транспорта для населения, который объединяет регионы в единую страну.

Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, автомобильных дорог, развитие местных авиалиний, что особенно важно и что у нас находится, к сожалению, в очень плачевном состоянии. Мы с вами понимаем, что это не только экономические проекты, но и социальные проекты. Они влияют на трудовую мобильность, на создание в стране новой системы расселения, организации бизнеса, и, конечно, эти транспортные артерии нам нужны как воздух, просто исключительно нужны.

На Дальнем Востоке сейчас идёт бурная стройка в связи с саммитом АТЭС в 2012 году. Но мне бы хотелось, и в этом плане обращаюсь к руководству дальневосточных регионов, к полномочному представителю президента, чтобы эта работа не ограничивалась 2012 годом.

Дальневосточный регион - это не только Владивосток. Это первое. Второе - не всё мы сможем сделать к саммиту АТЭС, мягко говоря. Поэтому мы очень рассчитываем на то, что такая активная работа будет продолжена, в том числе в ходе выстраивания взаимовыгодных отношений с соседними странами. И нам нужны крупные проекты, которые будут развивать инфраструктуру региона. Перечень этих проектов можно обсудить. Я рассчитываю на ваше заинтересованное участие.
И к этим проектам нужно привлекать соседние страны, убеждать их в том, что эти проекты для них тоже интересны и что они не потеряют здесь деньги, а получат дополнительные возможности, дополнительные преимущества. Я хотел бы также подчеркнуть, что саммит АТЭС - это лишь начало пути к созданию российского конкурентоспособного центра развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Выступая на заседании президиума Госсовета, полпред президента в ДФО Виктор Ишаев сказал, что для развития экономики регионов, прежде всего, необходимо создавать определенные условия, и тогда деньги придут сами. Также нужно поменять пропорцию распределения бюджетов.

«Механизмы межбюджетных отношений должны быть такими, чтобы территория, зарабатывая больше денег, какую-то часть от перевыполнения могла оставлять себе, тогда регион будет себя лучше чувствовать и развиваться. Необходимо закладывать стимулирующие элементы бюджета, тогда есть стремление зарабатывать больше», - сказал полпред.
Он также добавил, что сегодня комфортнее себя чувствуют те территории, которые являются дотационными, то есть в бюджет закладывается определенный размер дотаций и трудиться не надо - деньги все равно придут.

«Безусловно, в определенных случаях таким образом можно решать проблемы, но, тем не менее, деньги нужно зарабатывать. Просто делить бюджет - это бухгалтерская работа»,  - отметил полпред.

В своем выступлении Виктор Ишаев также подчеркнул, что на модернизацию уже сегодня необходимо направлять 30-35%, если направлять 20-25%, то это только консервирует технологическую отсталость.

«За последние годы, вкладывая средства, мы сохранили что-то, но вперед не продвинулись, а мы хотим обновляться. Для этого должна меняться структура экономики и структура валового продукта. Необходимо уйти от торговли ресурсами и перейти к производству товаров, которые рассчитаны на экспорт и внутренний рынок», - сказал В.Ишаев.

Он также обратил особое внимание на механизм государственно-частного партнерства в реализации крупных проектов. По его мнению, государственно-частное партнерство  - это когда государство помогает опережающими темпами строить инфраструктуру и в первую очередь транспортную, а бизнес приходит и развивает производство.

Виктор Ишаев отметил, что 2012 годом жизнь не заканчивается  и перспективы дальнейшего развития Дальнего Востока связаны с реализацией мегапроектов, таких как БАМ-2,  мост на о.Сахалин, развитие трубопроводной системы.