Россиянам интересно знать, что думает власть
Более четырех часов длилось общение премьер-министра Владимира Путина с россиянами в прямом эфире. За это время он успел ответить на 88 вопросов. А всего их было задано по разным каналам связи около трех миллионов. Предлагаем вашему вниманию ответы на некоторые из них.
О беспорядках на Манежной
Второе. Мы много и справедливо критики высказываем в адрес правоохранительных органов. Не случайно и реформы намечены серьезные в этой сфере.
Но, проводя борьбу с негативными проявлениями в органах правопорядка, в том числе и милиции, здесь нельзя всех мазать одной черной краской.
Нужно понять, что эти органы власти исполняют важнейшую функцию в государстве и нельзя опускать их «ниже плинтуса», а то придется нашей либеральной интеллигенции бороденку сбрить и самим надеть каску - и вперед, на площадь, воевать с радикалами.
Я думаю, что это самый худший вариант развития событий, потому что своим делом должны заниматься все люди, каждый на своем месте: кто-то у телевизионной камеры, кто-то у радиомикрофона, а кто-то на площади должен.
Об изменениях в Лесном кодексе
Но не только это. Вопрос гораздо глубже и он, прежде всего, связан с техническим обеспечением противопожарных служб. Связано это с законодательной возможностью увеличить те же самые полосы безопасности в лесных зонах, особенно вокруг населенных пунктов и стратегических объектов. Это связано с новым законом, который сейчас находится в Думе, о создании добровольных пожарных дружин, мы их возрождаем, они, как известно, в свое время, в советское время, существовали.
Что касается самих противопожарных служб, то принято решение переоборудовать значительное количество авиационной техники, которая принадлежит не только Министерству по чрезвычайным ситуациям, но и Министерству обороны, Министерству внутренних дел, дооборудовать их противопожарными агрегатами, которые позволили бы их использовать при тушении пожара. На закупку дополнительной техники на эти цели, дополнительной новой техники, предполагается выделить в ближайшие несколько лет 43 млрд. рублей. В том числе и новой авиационной техники - мы, по-моему, восемь новых самолетов Бе-200 закупаем.
О тарифах ЖКХ
Это «притча во языцех», что называется, мы постоянно об этом говорим. И связано это, конечно, с систематическим, хроническим недофинансированием жилищно-коммунального хозяйства. Что происходит на практике? Происходит следующее: местные власти недофинансируют эту сферу, своевременно тарифы не повышают, хочется быть белыми и пушистыми перед своим микрорайоном, перед своим городом либо поселком.
Вовремя не делают, а потом загоняют в тупик, и раз - резкий удар, как было в начале прошлого года: вынуждены повышать.
К сожалению, в очень многих муниципалитетах работают, надо прямо сказать, местные «прикормленные» предприятия коммунального хозяйства, которые, по сути, выставляют людям монопольную цену на свои услуги, не улучшая качество предоставляемых услуг.
Второе важнейшее направление работы - это демонополизация рынка коммунальных услуг. Но за этим, кстати говоря, должны были бы следить самым внимательным образом депутаты местного уровня в муниципалитетах, добиваться принятия регулирующих, демонополизирующих норм на местных, региональных и муниципальных рынках. Это очень важное направление работы, без этого мы не изменим ситуацию.
Конечно, прежде чем людям отдавать в ТСЖ - товарищество собственников жилья - это самое жилье, муниципальные и региональные власти должны сделать все для того, чтобы передать это жилье на надлежащем уровне. Нельзя сбрасывать им хлам в надежде на то, что они последние штаны продадут и будут ремонтировать дом. Это совершенно невозможно сделать и неправильно. А в некоторых местах так пытаются делать.
О криминале
Понимаете, дело не в переименовании милиции в полицию, дело в сущностных изменениях. И нам бы очень хотелось, чтобы в результате широкой общественной дискуссии, в результате обсуждения законопроекта в Госдуме, чтобы эти сущностные изменения в структуре органов внутренних дел, в организации их работы произошли. Конечно, пока рано говорить, наступят такие изменения или не наступят.
Что касается той ужасной ситуации в Кущевской, да и в Гусь-Хрустальном, то здесь дело не только в органах внутренних дел. Здесь дело совсем в другом: в том, что все органы власти оказались несостоятельными. Ведь там разве одна милиция работает? А где прокуратура? А где Федеральная служба безопасности? А где ФСКН - служба по борьбе с наркотиками? А где суды, которые должны были принимать соответствующие решения? Я считаю, что это провал всей системы правоохранения. А региональные органы власти где были? Они ничего не видели? Поэтому сигнал очень серьезный.
Теперь, когда кандидатов в губернаторы предлагает президент, но за него должны проголосовать или не проголосовать местные депутаты, это все-таки более или менее ограждает общество от проникновения криминала хотя бы на этот высокий региональный уровень управления. В муниципалитетах пока, к сожалению, не так. Там у нас прямые выборы руководителей муниципалитетов и, к сожалению, влияние криминала продолжается. Да и каждый из нас, понимаете, каждый гражданин, когда идет на избирательный участок, особенно при выборе руководителей местного уровня, должен понимать, что выборы должны идти по личным и деловым качествам, прежде всего, а не по пустым обещаниям, которые дают те или иные кандидаты. А ведь, как правило, люди, которые проживают в небольших поселках, знают, кто за ними стоит.
И не нужно верить всяким посулам вот таких «темных» личностей. Каждый из нас на своем месте должен понимать последствия того, что он делает. Но это не снимает ни в коем случае ответственности с власти.
О школьной реформе
Я не могу не согласиться с тем, что уровень доходов учителей пока низкий, он в среднем, хочу подчеркнуть, в среднем уровень заработной платы где-то процентов на 25, а то и на 30 ниже, чем по экономике. Это плохо. Какой выход? Три пути решения этой проблемы.
Первый и самый простой, и это, безусловно, нужно делать - нужно просто повышать уровень доходов учителей, просто повышать заработную плату. Но этого недостаточно.
Нужно структурировать сеть. У нас количество учащихся падает, а сеть остается достаточно большой. Я отдаю себе отчет в том, что я говорю. Наверняка знаю, скажут: «Ну вот, школы будут закрывать». Специальной программы закрытия школ нет и не будет никогда, просто количество школ должно соответствовать количеству учеников. И если это делать, а мы говорили об этом не раз, нужно делать это спокойно, имея в виду сохранить учителей, сохранить преподавательский состав, дать возможность людям работать по переподготовке кадров и т.д. Там много путей решения этой проблемы. Ничего резкого, ничего такого, что бы наносило ущерб преподавательскому составу, учительству, никто не планирует и делать не будет.
Ну и, наконец, следующее направление - это переход на новые формы оплаты труда. Что это такое, мы тоже об этом много раз говорили. Это значит, что определяется определенный объем денежных средств, который нужен школе (за предыдущие годы это легко посчитать). И эти средства отдаются напрямую учебному заведению, чтобы оно само, включая возможности родительского комитета, общественности, чтобы само учреждение, директор школы, могли принять решение об оптимизации расходов, связанных с теплом и электроэнергией, с новыми стройками, с ремонтами, с содержанием обслуживающего персонала, чтобы высвободившиеся средства направить на повышение денежных доходов учителей.
О пригородных поездах
Да, такая проблема действительно есть. Она становится все острее и острее. С чем это связано? Это связано с тем, что, когда эта инфраструктура электропоездов создавалась, тогда никто не считал экономику этих поездов - в советское время. А сейчас, когда идет электричка, этот состав - это достаточно старая техника - нельзя скомпоновать из 2-3 вагонов, это обязательно должно быть минимум 8 вагонов. А если в этих 8 вагонах сидят 8 человек, то тогда экономика такого состава очень плохая, ее нет. Получается, что это затратный вид транспорта.
Возникает вопрос, что с этим делать? Здесь, безусловно, оставлять в том виде, в котором это сейчас находится, нельзя, и нужно предпринимать необходимые меры и делать необходимые шаги. Какие? Во-первых, этим занимаются сейчас регионы. Планируется, что каждый регион Российской Федерации должен заключить соответствующее соглашение с ОАО «РЖД» и проплачивать выпадающие доходы «РЖД» от пригородных перевозок. Федерация, со своей стороны, из федерального бюджета готова предоставлять на это необходимые субсидии.
Естественно, это не кардинальное и не стратегическое решение вопроса. А стратегическое - в том, чтобы обеспечить необходимые вложения в инфраструктуру, переходить к новому подвижному составу, когда можно было бы использовать не 8 вагонов в старой электричке, а 2-3, если необходимо, 1 вагон для того, чтобы перевести нужное количество людей. Ну и нужно вводить альтернативные виды транспорта (автобус) там, где это востребовано, там, где это экономически обоснованно и людям удобно.
О малой авиации
Совершенно очевидно, что сегодня проблемы огромные с малой авиацией. Связано это с авиационным парком и с инфраструктурой, прежде всего, с аэропортной инфраструктурой. Мы создали целую программу только что по развитию малой авиации. Основные элементы программы заключаются в следующем.
Во-первых, мы снизили практически до нуля ввозные таможенные пошлины на такую авиационную технику - не в ущерб нашим производителям, поскольку самолеты малой авиации, к сожалению, наши авиапредприятия пока не выпускают. Вот эти «аннушки» уже ушли в прошлое, а новых самолетов пока нет. Надеюсь, что они будут. Но чтобы сегодня обеспечить перевозки, мы, повторяю, сократили до минимума ввозные таможенные пошлины на самолеты, по-моему, до 50 посадочных мест. Приняли решение, что мы возьмем на федеральный уровень и отфинансируем с федерального уровня небольшие аэропорты, которые будут использованы в регионах Российской Федерации, главным образом на Севере и на Дальнем Востоке, для развития местных линий. А субъекты Российской Федерации возьмут на себя субсидирование местных авиакомпаний. Если потребуется, а такая потребность наверняка возникнет, мы договорились о том, что мы окажем поддержку местным бюджетам для реализации этой программы. Речь идет на первом этапе о 50 взлетно-посадочных полосах.
О стипендиях
Да, повышение стипендий предвидится. Студенты - люди хоть и заводные, и молодые, и энергичные, и эмоциональные, но все-таки умные люди и способны воспринимать реалии жизни такими, какие они есть на самом деле. Часто объяснять ничего не нужно, люди-то грамотные.
В некоторых европейских странах, не хочется туда «камни бросать», но это, собственно, даже не камни, но, тем не менее, - по несколько раз, не один раз в этом году, не просто заморозили, а снизили заработные платы, пенсии и все социальные пособия. Мы ничего не снижаем - все социальные пособия повышаем, пенсии повышаем, материнский капитал повышаем: в прошлом году он был 312 с небольшим тысяч рублей, в этом году - 343 тыс., в следующем году будет 365 тысяч.
Да, мы вынуждены были в этом году немного придерживать рост заработных плат в бюджетном секторе, стипендий студентам, но в следующем году индексация предусмотрена и в бюджетном секторе, и индексация стипендий.
О повышении социальных налогов
Действительно, намечается повышение единого социального налога с 14 до 34 процентов. Это большой шаг, большой скачок и серьезная нагрузка на бизнес, на малый бизнес в данном случае. Обращаю внимание на то, что мы планировали это сделать в начале этого года, но перенесли повышение налогов на начало следующего года. Почему мы вообще планировали это сделать?
Мы наметили большие проекты по реформированию пенсионной системы и системы здравоохранения. Я уже говорил об этом, и вы хорошо об этом знаете, - в этом году пенсии повысили почти на 45%, на 44,9%. В следующем году планируются крупные расходы, крупнейшие за всю новейшую историю, на здравоохранение: на ближайшие 2 года - 460 млрд. рублей. И, естественно, деньги не синтезируются из воздуха - мы вынуждены повышать налоговую нагрузку на этот сектор, вот в этой части, в сфере социальных налогов.
Но не на весь бизнес - мы даже в сфере малого и среднего предпринимательства выделяем из этого ряда и не повышаем налог до верхней планки - до 34%, а повышаем только до 26% - для инновационного бизнеса, для всего производственного бизнеса, для всего бизнеса, работающего в сфере социальных услуг. Для кого в сфере малого бизнеса повышается налог? Для того малого бизнеса, который работает по операциям с недвижимостью, по операциям с ценными бумагами и в торговом секторе. Да, на этот сегмент будет такое серьезное повышение.
Мне очень жаль, у нас просто нет выбора. Мы или будем осуществлять программы повышения пенсий и модернизации здравоохранения, либо сохранять минимальную налоговую нагрузку для людей, которые занимаются торговлей. Но у нас нет цели подрывать этот вид бизнеса. Он тоже важный и нужный, поэтому здесь мы должны будем идти по пути смягчения этой нагрузки путем ликвидации еще достаточно серьезных административных и коррупционных барьеров. А в целом - это примерно то же, по оценкам экспертов, это примерно около 6% нагрузки, если пересчитать в деньги.
О проблемах инвалидов
В этом году мы для предпринимателей, которые создают рабочие места для людей с ограниченными возможностями, даем компенсацию - за каждое рабочее место 30 тыс. рублей, в следующем году мы увеличиваем этот бонус до 50 тыс. рублей за каждое рабочее место, которое бизнес создает для людей с ограниченными возможностями.
Но есть государственные программы, я имею в виду программы безбарьерной среды. Это - большая работа, которая связана с тем, чтобы приспособить городскую инфраструктуру к людям с ограниченными возможностями: пандусы сделать, транспорт переоборудовать и т.д. Где-то это сделать легко, потому что при новых строительных стандартах изначально сделать недорого, где-то это требует дополнительных вложений.
Особенно нужно внедрять новые стандарты, скажем, на транспорте. Но это происходит. Мы и дальше будем добиваться позитивных изменений по этому направлению.
О ценах на лекарства
Вы знаете, что было предпринято несколько попыток сдержать рост цен на лекарства, а в начале года были приняты решения, которые связаны с регистрацией начальной цены и с ограничением торговой надбавки. Должен сказать, что в целом, конечно, по отдельным регионам, в отдельных аптеках, наверное, до сих пор еще проблема заметна, но по импортным лекарствам произошло все-таки снижение более чем на 3%, а по отечественным лекарствам - на 1,5 процента. Почему на 1,5%, потому что отечественные вообще дешевле.
Но стратегический путь решения этой проблемы - это развитие собственный фармацевтической промышленности, перенесение на нашу территорию новейших производств, которые были бы связаны и с высокими технологиями, с получением так называемых новых молекул, первичных материалов. И предпосылки к такому развитию ситуации у нас, конечно, есть, потому что у нас происходит реальная интеграция сегодня между нашими предприятиями и лидерами в мировой фармацевтической промышленности.
Мы разрабатываем и в ближайшее время примем первую в этой сфере, но еще одну из федеральных программ, Федеральную целевую программу по развитию фармацевтической промышленности с достаточно большим финансированием, более чем 150 млрд. рублей, с тем, чтобы поддержать наш фармацевтический бизнес, оказать ему содействие в развитии фармацевтики на собственной базе. Мы будем привлекать также сюда и инвестиции, и развитие новых предприятий будем поддерживать со 100-процентным иностранным капиталом. Они к нам тоже приходят сейчас, приходят из европейских стран, из Азии, из Северной Америки.
О митингах «несогласных»
Вообще, лучше никого не разгонять, но при этом, как я говорил уже в начале нашей сегодняшней встречи по последним негативным событиям в Москве, каждый должен действовать в рамках закона. Всем гражданам России предоставлено Конституцией право на демонстрации, на митинги, на шествия, но каждый из нас, реализуя это право, не должен нарушать права других. Местные власти вправе определить места проведения этих мероприятий, а те, кто собирается их организовывать, должны этому подчиняться.
Я всегда говорил и хочу повторить еще раз, что те люди, которые организуют мероприятия, о которых вы упомянули, им нужен не факт проведения мероприятий, им нужен конфликт с властями. Сам по себе факт им не интересен, потому что внимание общества, общественности сразу пропадает к мероприятиям подобного рода. Им нужен конфликт. Поэтому для меня было неудивительно, когда новый мэр разрешил проведение таких мероприятий, а они начали свои требования наращивать, потребовали еще что-то дополнительно (шествие, увеличение количества, заборы убрать, туда пройти). Им нужен конфликт. Из этого я и исхожу.
О том, для чего живем
Мне кажется, все мы, ради детей, ради внуков, ради России, ради нашей Родины всегда стоило, стоит сегодня и в будущем стоит жить и творить. А ради чего еще? Думаю, что именно так. И как бы мы здесь ни выдумывали нашу национальную идею, все-таки надо сказать прямо, ничего ближе человеку нет, кроме своей семьи, кроме своих близких и своей собственной страны.
Об ответственности чиновников
Количество лиц, привлеченных за должностные преступления - за коррупцию, взятки, у нас, к сожалению или к счастью, растет, причем за последние несколько лет неуклонно растет. И это не потому, что их стало больше, а потому, что раскрывают больше. Думаю, что вот такое внимание к искоренению должностных правонарушений должно быть сохранено.
О выборах губернаторов
Я уже и сегодня высказывался по этому поводу. Мне кажется, что мы выбрали оптимальный для нашей страны способ приведения к власти руководителей субъектов Российской Федерации, когда президент представляет кандидатуру, а депутаты местного парламента, которые зависят, в свою очередь, от местных жителей, они за него должны проголосовать, а могут забаллотировать кандидатуру, предложенную президентом.
В целом этот инструмент, этот способ приведения к власти руководителей регионов работает. Он, с одной стороны, учитывает интересы федерального центра и единого российского государства, а с другой стороны - достаточно оперативно реагирует на требования регионального характера и избавляет этот процесс от криминального давления.
О том, какие перемены нас ждут
В ближайшем будущем мы, безусловно, преодолеем последствия мирового финансово-экономического кризиса и будем развиваться в соответствии с теми планами, которые изложены в Программе развития Российской Федерации до 2020 года. Некоторые планы мы выстраиваем уже на 2030, 2035 годы. И я уверен, ничего в этих планах нет того, что мы не смогли бы реализовать, если будем работать солидарно и так же ответственно и эффективно, как делали это в предыдущие годы.