С каким-то Чацким я когда-то был знаком
19 ноября Хабаровский краевой театр драмы открывает новый сезон комедией двухсотлетней выдержки - «Горе от ума» Александра Грибоедова.
Режиссер спектакля - заслуженный артист России Никита Ширяев окончил факультет драматического искусства отделения ЛГИТМИКа. Еще учась в институте, он сыграл в фильме «Сержант милиции» вместе с Олегом Янковским и Любовью Соколовой. Дебют получился удачным: некоторые до сих пор узнают Никиту Андреевича по той первой и, как оказалось, единственной роли. Но молодой актер мечтал быть только режиссером, он начал ставить спектакли еще во время учебы, после института работал в Перми, Душанбе, Красноярске, Астрахани, был главным режиссером в Тамбовском драмтеатре, поставил несколько спектаклей в Большом драматическом театре (БДТ), когда им руководил сам Георгий Товстоногов.
«Горе от ума» - любимая пьеса Никиты Ширяева. Более того, лет двадцать назад ему посчастливилось самому сыграть Чацкого. Поэтому, когда Хабаровский театр драмы пригласил режиссера поставить пьесу «Горе от ума», он очень трепетно отнесся к выбору актера на главную роль: летом провел кастинг, затем артисты долго читали пьесу без распределения ролей.
- Мне хотелось, чтобы молодых героев играли молодые актеры, - говорит режиссер. - Ведь Чацкому, Софье, Молчалину, Скалозубу - по двадцать лет.
Да и самому Грибоедову, когда он задумал написать пьесу, было немногим за двадцать. Кстати, в комедии он описал реальный случай, когда за резкие речи на светском балу его действительно объявили сумасшедшим. Писатель отомстил сплетникам - мало того, что пьеса не сходит с театральной сцены, ее растащили на цитаты, которые прочно вошли в нашу жизнь. Произнося «Знакомые все лица!» или «Времен Очаковских и покоренья Крыма» мы не всегда знаем, что и это тоже - из бессмертной комедии Грибоедова.
Виктору Асецкому, который играет Чацкого, двадцать семь лет. Он пластичен, подвижен, убедителен. Хотя в окружении московских дворян XIX века он выглядит немного не в своем времени. Так и было задумано: Чацкий по замыслу режиссера - вневременной герой, он призван задавать неудобные вопросы, которые и в XIX веке, и в начале века XXI попадают не в бровь, а в глаз. К примеру, слова «Чины людьми даются, а люди могут обмануться» могут заставить задуматься и сегодня.
Интересен современному зрителю любовный треугольник Чацкий - Софья - Молчалин. По мнению режиссера, об эпохе судят по тому, кого девушки считают завидным женихом. В 60-е годы хотели выйти замуж за космонавта, физика, поэта. В 90-е годы искали богатых бизнесменов. Сейчас «в чести» молодые банкиры и чиновники. Может, некоторые девушки, пришедшие на спектакль, получат неожиданный совет в таком сложном деле, как выбор будущего мужа.
Хотя не к этому стремится Никита Ширяев. Зритель идет в театр за сопереживанием, считает режиссер. Какими бы техническими достижениями не хвастался кинематограф, нам хочется видеть живых людей на сцене. Поэтому театр, вопреки мрачным предсказаниям, никогда не умрет, ведь только здесь мы можем в реальном времени сопереживать чужой любви и чужому горю, не выходя из уютного кресла.
Фото автора.