Север обретёт крылья
Два важнейших для края проекта - строительство водозаборных сооружений Тунгусского месторождения подземной воды и модернизация системы северных воздушных перевозок будут представлены на межрегиональной конференции партии «Единая Россия», которая пройдет 6 декабря в Хабаровске.
Как сказал на пресс-конференции секретарь регионального политсовета Сергей Хохлов, иногда политическое решение о признании приоритетности проектов важнее финансового. Но хабаровские «единороссы» очень рассчитывают, что федеральный центр реально поддержит край, ибо, по словам Сергея Хохлова, это человеческие проекты.
На конференции ожидается присутствие лидера партии, премьер-министра Владимира Путина и спикера Госдумы Бориса Грызлова, ведущих министров. Вообще в федеральной делегации - 70 человек. Дальневосточные края и области делегируют на столь представительное собрание по 40 человек. Делегацию нашего края возглавит губернатор Вячеслав Шпорт.
Несмотря на то, что разработка Тунгусского месторождения идет уже несколько лет, на это выделены огромные федеральные средства, недавно проект пришлось в очередной раз защищать в Москве.
Общая мощность водозабора - 206 тысяч кубических метров в сутки, это практически потребность населения Хабаровска в питьевой воде. Промышленные предприятия будут пользоваться водой из Амура.
- На партийной конференции мы опять будем говорить об актуальности чистой воды для Хабаровска, потому что она для человека - прежде хлеба, - отметил Сергей Алексеевич. - В 2011 году, когда будет введена первая очередь, Хабаровск получит половину планируемых мощностей воды из подземных источников.
Второй проект - организация северных перевозок в крае. Протяженность края с юга на север - 1800 километров, около 60 процентов территории не имеет другого транспорта, кроме воздушного. За последние годы малая авиация практически умерла, потому что перестала дотироваться.
- Мы хотим восстановить транспортное сообщение, учитывая тот факт, что наши северные территории являются трансграничными с нашими соседями - Сахалинской областью, Камчатским краем, Чукоткой, Магаданом и Якутией, - подчеркнул Сергей Хохлов.
Для этого надо провести модернизацию взлетно-посадочных полос, аэропортов, чтобы было куда принимать и где обслуживать самолеты. Сегодня завершается реконструкция взлетно-посадочной полосы в Николаевске-на-Амуре, но не хватает денег на строительство аэропорта. Примерно такая же картина в Богородском,Охотске, Аяне. Город Николаевск в этом проекте определен базовым. То есть туда будут летать наши самолеты «Суперджет-100», а оттуда малая авиация станет доставлять пассажиров в самые отдаленные территории края и на сопредельные территории.
Естественно, возникает вопрос: как сделать перевозки доступными для небогатых северян? Все сооружения аэропортов будут казенными, то есть финансироваться из бюджета. В этот проект не включена стоимость самолетов. Это дело авиакомпаний. Первый этап этого проекта оценивается в 600-700 миллионов рублей. А с учетом покупки самолетов - в шесть миллиардов рублей.
Этот проект тоже одобрен федеральным правительством. Но его край представит на конференции только на выставке. От этого, по уверению Сергея Хохлова, шансы его попасть в число приоритетных не уменьшаются. Этот проект, как и чистая вода, уже есть в программе развития Дальнего Востока и Забайкалья, она утверждена до 2013 года. Конечно, на их реализацию нужны огромные деньги, но речь идет о здоровье людей, нашем будущем.