поиск
22 января 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Сибирь - Литва - Хабаровск

25.04.2011
Просмотры
468
Сибирь - Литва - Хабаровск
Репетиция «Малыша» на «Сцене под крышей» театра Моссовета
«Золотая маска» 2011 года, репортаж с которой мы заканчиваем в этом номере газеты, оказалась, наверное, самой массовой за всю историю фестиваля. За прошлый театральный сезон жюри отсмотрело более 400 спектаклей по всей России. В конкурсную программу попали 55 спектаклей из 15 городов: кроме Москвы и Санкт-Петербурга -  Ярославль, Новосибирск, Прокопьевск, Челябинск.

Более разнообразной была внеконкурсная программа «Маска Плюс», где выступали российские театры, заинтересовавшие экспертов (Омск, Советск, Саратов, Красноярск, Барнаул, Канск) и театры ближнего и дальнего зарубежья (Ташкент, Вильнюс, Кишинев, Ереван, Тель-Авив). Отдельной «строкой» шел Польский проект - шесть польских театров, которые поразили (иногда даже неприятно) московских искушенных критиков.  

И все-таки «Маски» вручали только тем, кто попал в конкурсную программу. Поэтому сам факт попадания в список 55 лучших спектаклей уже гарантировал признание.    
  
Это прекрасно понимали артисты ТЮЗа, «работавшие» свой спектакль «Малыш» в театре Моссовета. По этим коридорам ходила великая Фаина Раневская, в этом буфете обедали не менее знаменитые Сергей Юрский и Александр Филиппенко.
Кстати, именно на «Сцене под крышей», где выступал Хабаровский ТЮЗ, всего через три дня прошёл «Предбанник», «лучший спектакль 2006 года», в котором заняты и Юрский, и Филиппенко.

Небольшая камерная «Сцена под крышей» ТЮЗу подошла. Все декорации (включая деревянные скамейки, на которых будут сидеть зрители) были отправлены заранее по железной дороге. Всю ночь на 12 апреля (день первого спектакля) «тюзяне» трудились, выстраивая площадку: разбирали ряды, приводили в порядок пол, «строили» свет и звук.

Трудно пришлось осветителям: в «Малыше» действие идет сразу на двух площадках, а в «Сцене под крышей» свет настроен только на одну.

По ходу репетиции проверяли реквизит, пуская мыльные пузыри, напоминали одному из артистов  - десятилетнему Денису Кучикину, как изображать привидение, закутавшись в пододеяльник. Для своего сына режиссер Константин Кучикин никаких поблажек не делал, скорее наоборот: в то время, когда артисты ТЮЗа пропадали на «золотомасочных» спектаклях, Денис скучал в гостинице и готовился к спектаклю, который потом честно отыграл, как взрослый, - на пять.  

Артисты ТЮЗа захватили почти всю последнюю неделю фестиваля. Они пробивались на все самые лучшие спектакли: видели «Тарарабумбию» Дмитрия Крымова, «Фронтовичку» Николая Коляды, «Захудалый род» Сергея Женовача, «Мертвые души» Екатеринбургского музыкального театра.
  
- На меня очень сильное впечатление произвел спектакль «Захудалый род» студии театрального искусства Сергея Женовача, - говорит Ирина Покутняя. - На сцене артисты ничем не прикрыты, их не поддерживают музыка, свет. Стоят актеры - молодые, талантливые, с легкой подачей, потрясающим юмором. После спектакля даже разговаривать не хотелось - так это было сильно!

Кстати, попасть на «Малыша» тоже было непросто: билеты были раскуплены еще в середине марта. Кроме жюри, критиков, театралов и настоящих и бывших хабаровчан (среди последних - актер и драматург Юрий Юрченко, ныне живущий в Париже, и бывший артист Хабаровского ТЮЗа заслуженный артист РФ Владимир Громовиков), на спектакль пришло очень много желающих.

В результате некоторым пришлось смотреть «Малыша» стоя, но, кажется, никто о неудобствах не думал.
- Я в полном восторге, - говорил после спектакля профессор Московского университета культуры и искусств Николай Гарнизов. - Я считаю, что это лучшая работа в малой драматической форме, которая была представлена на «Золотой маске». Блистательно решено пространство, удивительные костюмы, великолепный актерский ансамбль. По эмоциональному воздействию - одно из самых сильных впечатлений последних лет. Это сложнейшая пьеса, и она сделана сердцем.
Несмотря на восторги зрителей и восхищенные отзывы жюри, ТЮЗ не «взял» ни одной «Маски», а Хабаровскому музыкальному театру досталась одна - за лучшую женскую роль Татьяне Маслаковой.  

Но и ставшая лауреатом Маслакова, и артисты ТЮЗа и музыкального театра, и все, кто спектакли создавал, строил, придумывал и воплощал в жизнь, конечно, достигли общей победы. Мы прозвучали гордо на самом престижном театральном фестивале России, показав себя и посмотрев других, расширили свой горизонт и поставили новые цели.
Другие «Золотые маски» ждут своих будущих героев, которые, улетая в Хабаровск, говорили: «Мы еще вернемся!».
И они вернутся - мы в этом не сомневаемся.