Сколько оттенков у оценки «отлично»
07.10.2013
441
Наталья Ворошилова: «Позитивное отношение к жизни - пятьдесят процентов успеха»
Школьные учителя обладают большей властью, чем министры, - говорил Черчилль. И с этим нельзя поспорить: ученики приобретают в школе гораздо больше, чем просто знания, они учатся взаимодействовать с миром. И с каким знаком будет выстраиваться это взаимодействие в самостоятельной жизни, во многом зависит от учителя.
Это цитата из педагогического эссе Натальи Ворошиловой - учителя английского языка лицея «Ритм», абсолютного победителя городского конкурса «Педагогический звездопад», финалистки конкурса «Учитель года», а по версии альтернативного - учительского жюри - одной из лучших.
Но, наверное, в ее жизни главные награды не эти, а сотни улыбок ее учеников, поддержка мужа и дочери.
- У меня не было даже мыслей, что выберу другую профессию, в детстве любимой игрой была - в школу! Моя мама - учитель-филолог, и на её работе я часто бывала, - рассказывает Наталья Карловна. - Сама пошла работать в школу, когда училась на третьем курсе. Кстати, моя дочка учится в нашем лицее, в их классе тоже веду уроки. Но в школе я для нее не мама, а учитель. Был случай, что и двойку ей пришлось поставить.
В семье Натальи Карловны несколько поколений посвятили свою жизнь школе. Валентина Алексеевна Ридель, её мама, - уважаемый учитель в селах Троицком и Мономе-15 Нанайского района. Её ученики, давно ставшие взрослыми, вспоминают её с большой благодарностью.
- Никогда я не слышала от нее жалоб, потому что на работу она шла как на праздник, - говорит Наталья Карловна. - Ученики должны видеть перед собой человека с горящими глазами, жизнерадостного, энергичного, способного заинтересовать и повести за собой. Надо любить детей, верить в каждого, помочь любому таланту проявиться. Я и сама делаю все, чтобы ребята видели в себе и в людях прежде всего хорошее. Позитивное отношение к жизни - пятьдесят процентов успеха.
Сейчас её старшая сестра работает в школе села Троицкого библиотекарем, племянница - педагог дошкольного образования. И дочка любит возиться с малышней, когда ходит на кружки. Муж Натальи Карловны шутит, что это, видимо, педагогический ген и передается он по наследству.
Английский язык Наталья полюбила еще в школе. Говорят, что людям с музыкальным слухом языки даются блестяще. Наталья окончила музыкальную школу, в институте продолжала заниматься музыкой и вокалом. И всегда была отличницей. Причем, шутит, что никогда не зубрила, просто предметы давались легко.
Второй язык, который Наталья Ворошилова изучала в институте, - немецкий, можно сказать…ее родной! Хотя она на нем до учебы не говорила. Папа относится к этническим немцам, но в их семье, однако, на немецком не говорили. Заинтересовавшись историей семьи, Наталья Карловна даже составила генеалогическое древо.
- Выяснился такой факт: все наши предки отличались трудолюбием! - говорит она. - Это, наверное, передается действительно на генном уровне. Семейная черта - упорство.
Ей пришлось поработать в нескольких школах. В лицее «Ритм» - вот уже три года.
- Мне не нравится, когда школу приравнивают к сфере услуг, когда родители и особенно ученики так считают - о каких-то хороших результатах говорить не приходится. Мы работаем не с товаром, а с растущим человеком, с личностью! - говорит Наталья Карловна. - Должны быть не требования к педагогу, а ожидания. У меня как у родителя есть потребность развить в ребенке что-то и я прошу у учителя содействия, помощи в этом. Почему-то родители полностью возлагают ответственность за воспитание своих детей на кого-то, а себя оценивают в самую последнюю очередь. Но в новом законе об образовании и стандартах прописано, что родители несут большую ответственность за развитие и образование своих детей.
- Родители, несомненно, руководят образованием своих детей, учитель тоже несет ответственность за обучение школьника, но он может лишь создать условия, поделиться знаниями и направить, - продолжает педагог. - Но при этом и родитель, и ученик должны прикладывать усилия. И сейчас, признаться, немалые. Программы, не буду отрицать, сложные, но мир так быстро развивается, что мы должны успевать за многим. Дети и родители сетуют, что много домашних заданий, но без этого сейчас нельзя - нужно успеть за развитием науки, подготовиться к учебе в вузе, а далее - к работе, сейчас на предприятиях много должностных обязанностей. Современная школа изменилась и готовит к реальной жизни.
В День учителя нельзя не затронуть вопрос о статусе учителей. Его обсуждают давно. И мнения, конечно, расходятся. Глядя на Наталью Карловну, ее статус определить точно легко: не только талантливый педагог, но и красивая счастливая женщина… Может, кажется?
- Да, я счастливый человек и учитель! Проблем со статусом не ощущаю. Но, честно сказать, хватает таких родителей, которые указывают педагогу, как нужно учить, что делать. Порой даже намекают: в учителя, мол, подаются неудачники, хотя чаще всего идут именно отличники и активисты, - говорит она. - Но умный родитель, заинтересованный в успехах своих детей, чаще всего - союзник педагогов и человек, уважающий их труд.
- А вообще, я сейчас немножко завидую современным школьникам, хотя у меня были прекрасные учителя, сейчас столько всего появилось в школе, так интересно на уроках! - продолжает она. - Бываю на уроках своих коллег-мастеров и порой долго нахожусь под впечатлением: как интересно преподносится материал, насколько важно использовать современное оборудование на уроках!
Ей легко с детьми, но порой тяжело ставить оценки. Иногда на уроке, особенно с малышами, оценки - это добрые слова: молодец, здорово, не получилось - давай попробуем еще раз... Но оценки ставить все равно приходится. Но Наталья Карловна - справедливый учитель.
- А еще, наверное, это неправильно, но я могу добавить балл ребенку, который вырос относительно себя самого. Также могу пожурить и отличника, который плохо подготовился, - говорит она. - Но дети всегда знают, почему ставлю ту или иную оценку. У оценки «отлично» есть много оттенков. А вообще мне не симпатичны те, кто учатся ради пятерок, а ведь бывает, что именно родители поощряют такое. Причем неважно, как досталась оценка, выучил или списал. В школу ведь нужно идти за знаниями…
У учителя чаще всего один выходной день в неделю, да и в него порой он не расстается со школой. Проверить тетради, подготовиться к новой учебной неделе, поехать в поход со своими подопечными...
- Мне никогда не было жалко своих выходных для хорошего дела: пойти в театр, на экскурсию, в поход, - рассказывает Наталья Ворошилова. - Проблема сейчас в том, что детям больше нравятся развлекательные мероприятия.
В современном обществе говорят о повышении заработной платы учителя, но часто, чтобы получать достойную зарплату, приходится брать полторы ставки. Но ведь ставка - это не просто так, это норма, сколько человеку по силам…
Несмотря на вечный цейтнот, время для себя и семьи найти удается. Очень любит готовить, занимается рукоделием. Но даже и здесь не обошлось без школьной темы: ведь так получилось, что шьет костюмы не только своей дочери, которая ходит в театральную и танцевальную студии, но и своим подопечным. А иногда она садится за пианино - это тоже хорошая эмоциональная разгрузка.
- Конечно, главное, что поддерживает не только в работе, но и в жизни, - это семья, - говорит Наталья Карловна. - Все мои начинания поддерживают дочь и муж: если дочь, например, помогала с изготовлением костюмов на школьный праздник - она тоже любит рукодельничать, то муж - спец по моему кабинетному хозяйству.
Наталья Карловна шутит, что редкий учительский муж ни разу не приходил на помощь школе: где парту починить, где доску, где оборудование настроить. Вот и ее папа часто вспоминал, сколько карточек, плакатов и иллюстраций готовили они вместе с мамой по ночам в молодости.
- Любая работа приносит и грусть, и радость. Но только любимая - счастье, - размышляет она. - Думаю, большинство педагогов, которые сегодня в школе и отмечают этот праздник, со мной согласятся. Но главное, когда удается наполнить смыслом жизнь учеников и сделать каждый урок важным и познавательным. А если детям интересно каждый день, тогда каждый день станет Днем учителя.
Мария ИВАНОВА.
Это цитата из педагогического эссе Натальи Ворошиловой - учителя английского языка лицея «Ритм», абсолютного победителя городского конкурса «Педагогический звездопад», финалистки конкурса «Учитель года», а по версии альтернативного - учительского жюри - одной из лучших.
Но, наверное, в ее жизни главные награды не эти, а сотни улыбок ее учеников, поддержка мужа и дочери.
- У меня не было даже мыслей, что выберу другую профессию, в детстве любимой игрой была - в школу! Моя мама - учитель-филолог, и на её работе я часто бывала, - рассказывает Наталья Карловна. - Сама пошла работать в школу, когда училась на третьем курсе. Кстати, моя дочка учится в нашем лицее, в их классе тоже веду уроки. Но в школе я для нее не мама, а учитель. Был случай, что и двойку ей пришлось поставить.
В семье Натальи Карловны несколько поколений посвятили свою жизнь школе. Валентина Алексеевна Ридель, её мама, - уважаемый учитель в селах Троицком и Мономе-15 Нанайского района. Её ученики, давно ставшие взрослыми, вспоминают её с большой благодарностью.
- Никогда я не слышала от нее жалоб, потому что на работу она шла как на праздник, - говорит Наталья Карловна. - Ученики должны видеть перед собой человека с горящими глазами, жизнерадостного, энергичного, способного заинтересовать и повести за собой. Надо любить детей, верить в каждого, помочь любому таланту проявиться. Я и сама делаю все, чтобы ребята видели в себе и в людях прежде всего хорошее. Позитивное отношение к жизни - пятьдесят процентов успеха.
Сейчас её старшая сестра работает в школе села Троицкого библиотекарем, племянница - педагог дошкольного образования. И дочка любит возиться с малышней, когда ходит на кружки. Муж Натальи Карловны шутит, что это, видимо, педагогический ген и передается он по наследству.
Английский язык Наталья полюбила еще в школе. Говорят, что людям с музыкальным слухом языки даются блестяще. Наталья окончила музыкальную школу, в институте продолжала заниматься музыкой и вокалом. И всегда была отличницей. Причем, шутит, что никогда не зубрила, просто предметы давались легко.
Второй язык, который Наталья Ворошилова изучала в институте, - немецкий, можно сказать…ее родной! Хотя она на нем до учебы не говорила. Папа относится к этническим немцам, но в их семье, однако, на немецком не говорили. Заинтересовавшись историей семьи, Наталья Карловна даже составила генеалогическое древо.
- Выяснился такой факт: все наши предки отличались трудолюбием! - говорит она. - Это, наверное, передается действительно на генном уровне. Семейная черта - упорство.
Ей пришлось поработать в нескольких школах. В лицее «Ритм» - вот уже три года.
- Мне не нравится, когда школу приравнивают к сфере услуг, когда родители и особенно ученики так считают - о каких-то хороших результатах говорить не приходится. Мы работаем не с товаром, а с растущим человеком, с личностью! - говорит Наталья Карловна. - Должны быть не требования к педагогу, а ожидания. У меня как у родителя есть потребность развить в ребенке что-то и я прошу у учителя содействия, помощи в этом. Почему-то родители полностью возлагают ответственность за воспитание своих детей на кого-то, а себя оценивают в самую последнюю очередь. Но в новом законе об образовании и стандартах прописано, что родители несут большую ответственность за развитие и образование своих детей.
- Родители, несомненно, руководят образованием своих детей, учитель тоже несет ответственность за обучение школьника, но он может лишь создать условия, поделиться знаниями и направить, - продолжает педагог. - Но при этом и родитель, и ученик должны прикладывать усилия. И сейчас, признаться, немалые. Программы, не буду отрицать, сложные, но мир так быстро развивается, что мы должны успевать за многим. Дети и родители сетуют, что много домашних заданий, но без этого сейчас нельзя - нужно успеть за развитием науки, подготовиться к учебе в вузе, а далее - к работе, сейчас на предприятиях много должностных обязанностей. Современная школа изменилась и готовит к реальной жизни.
В День учителя нельзя не затронуть вопрос о статусе учителей. Его обсуждают давно. И мнения, конечно, расходятся. Глядя на Наталью Карловну, ее статус определить точно легко: не только талантливый педагог, но и красивая счастливая женщина… Может, кажется?
- Да, я счастливый человек и учитель! Проблем со статусом не ощущаю. Но, честно сказать, хватает таких родителей, которые указывают педагогу, как нужно учить, что делать. Порой даже намекают: в учителя, мол, подаются неудачники, хотя чаще всего идут именно отличники и активисты, - говорит она. - Но умный родитель, заинтересованный в успехах своих детей, чаще всего - союзник педагогов и человек, уважающий их труд.
- А вообще, я сейчас немножко завидую современным школьникам, хотя у меня были прекрасные учителя, сейчас столько всего появилось в школе, так интересно на уроках! - продолжает она. - Бываю на уроках своих коллег-мастеров и порой долго нахожусь под впечатлением: как интересно преподносится материал, насколько важно использовать современное оборудование на уроках!
Ей легко с детьми, но порой тяжело ставить оценки. Иногда на уроке, особенно с малышами, оценки - это добрые слова: молодец, здорово, не получилось - давай попробуем еще раз... Но оценки ставить все равно приходится. Но Наталья Карловна - справедливый учитель.
- А еще, наверное, это неправильно, но я могу добавить балл ребенку, который вырос относительно себя самого. Также могу пожурить и отличника, который плохо подготовился, - говорит она. - Но дети всегда знают, почему ставлю ту или иную оценку. У оценки «отлично» есть много оттенков. А вообще мне не симпатичны те, кто учатся ради пятерок, а ведь бывает, что именно родители поощряют такое. Причем неважно, как досталась оценка, выучил или списал. В школу ведь нужно идти за знаниями…
У учителя чаще всего один выходной день в неделю, да и в него порой он не расстается со школой. Проверить тетради, подготовиться к новой учебной неделе, поехать в поход со своими подопечными...
- Мне никогда не было жалко своих выходных для хорошего дела: пойти в театр, на экскурсию, в поход, - рассказывает Наталья Ворошилова. - Проблема сейчас в том, что детям больше нравятся развлекательные мероприятия.
В современном обществе говорят о повышении заработной платы учителя, но часто, чтобы получать достойную зарплату, приходится брать полторы ставки. Но ведь ставка - это не просто так, это норма, сколько человеку по силам…
Несмотря на вечный цейтнот, время для себя и семьи найти удается. Очень любит готовить, занимается рукоделием. Но даже и здесь не обошлось без школьной темы: ведь так получилось, что шьет костюмы не только своей дочери, которая ходит в театральную и танцевальную студии, но и своим подопечным. А иногда она садится за пианино - это тоже хорошая эмоциональная разгрузка.
- Конечно, главное, что поддерживает не только в работе, но и в жизни, - это семья, - говорит Наталья Карловна. - Все мои начинания поддерживают дочь и муж: если дочь, например, помогала с изготовлением костюмов на школьный праздник - она тоже любит рукодельничать, то муж - спец по моему кабинетному хозяйству.
Наталья Карловна шутит, что редкий учительский муж ни разу не приходил на помощь школе: где парту починить, где доску, где оборудование настроить. Вот и ее папа часто вспоминал, сколько карточек, плакатов и иллюстраций готовили они вместе с мамой по ночам в молодости.
- Любая работа приносит и грусть, и радость. Но только любимая - счастье, - размышляет она. - Думаю, большинство педагогов, которые сегодня в школе и отмечают этот праздник, со мной согласятся. Но главное, когда удается наполнить смыслом жизнь учеников и сделать каждый урок важным и познавательным. А если детям интересно каждый день, тогда каждый день станет Днем учителя.
Мария ИВАНОВА.