Тонкости имущественных отношений
06.04.2011
531

Министерство имущественных отношений Хабаровского края 1 апреля отметило 20-летие работы. Его сотрудникам достался, пожалуй, самый сложный участок реформ, которые кардинально изменили весь уклад жизни страны.
Изначально это был Комитет по разгосударствлению, приватизации и управлению имуществом Хабаровского крайисполкома, затем Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края, сегодня - министерство имущественных отношений.
В начале 1992 года была поставлена задача массовой приватизации с использованием ваучера - документа, который, как предполагалось, давал каждому гражданину России право на приобретение части государственной собственности. В целом приватизация позволила вывести значительную часть государственного имущества из-под управления государством и вовлечь его в рыночный оборот. Сформировался рынок недвижимости, в который вошли и земельные участки.
В проведении приватизации предприятий на территории Хабаровского края были свои особенности и отличия от общероссийской практики. В собственности государства при акционировании предприятий сохранялись различные по величине пакеты акций. Это позволило на определенный период сохранить участие государства в делах акционерных обществ, влиять на процессы управления в них, а не отдать всё на откуп стихии рынка.
О результатах приватизации много спорят еще и сейчас. Но к положительным итогам можно отнести уверенную деятельность ведущих предприятий края, в свое время прошедших акционирование. Среди них открытые акционерные общества «Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», «Хабаровский НПЗ», «Дальневосточный акционерный Комсомольский городской молочный завод», «Амурметалл», «Хабаровский аэропорт» и другие.
Для сохранения градообразующих предприятий горнодобывающей отрасли, в погашение их задолженности перед бюджетом края, в краевую собственность было принято имущество на сумму 328 млн. рублей. Это позволило в значительной мере погасить долги по заработной плате работникам этих предприятий. Целенаправленная работа совместно с отраслевыми органами по приращению краевого имущества позволила коренным образом изменить соотношение федеральной и краевой собственности, что создало предпосылки для более успешного решения острых социально-экономических проблем на территории края.
Большой личный вклад внесла в повышение эффективности управления госимуществом Г.А. Громова, возглавлявшая министерство с 1994 по 2005 год.
На следующем этапе важнейшим направлением деятельности стала разработка комплекса нормативных правовых актов по эффективному управлению и распоряжению государственной собственностью на территории края - совершенствованию существующих и разработке новых форм и методов возмездного использования государственной собственности. В результате ежегодные поступления доходов в краевой бюджет от аренды государственного имущества выросли с 2 млн. рублей в 1996 году до 35 млн. рублей в 2000 году.
В прошлом году правительство края по предложению министерства утвердило Сводный план имущественного обеспечения государственных полномочий Хабаровского края с прогнозом имущественных преобразований на 2011-2012 годы. А сегодня министерство уже завершает согласование в органах исполнительной власти края проекта Сводного плана имущественного обеспечения с прогнозом до 2014 года для рассмотрения на расширенном заседании правительства края в апреле текущего года.
В соответствии с федеральными законами, министерством была создана краевая имущественная комиссия при губернаторе Хабаровского края. Итогом этой работы стало перераспределение между образованиями всех уровней (федерального, краевого и муниципального) значительной массы имущества.
Муниципальным образованиям только в 2005-2008 годах из краевой собственности передано имущества на 3,4 млрд. рублей. Это школы, поликлиники, больницы, котельные, 99 автобусов DAEWOO, подземные и надземные пешеходные переходы в Хабаровске, здания и сооружения социально-культурного и коммунально-бытового назначения, 95 автомобильных дорог общего пользования, 6 типографий и другие объекты.
В краевую собственность из собственности Российской Федерации принято около трёх тысяч объектов имущества. Среди них учреждения в сфере образования, здравоохранения, лесного хозяйства, занятости населения и молодежной политики, комплекс имущества Комбината детского питания в г. Хабаровске, объекты недвижимости пожарных депо и постов, имущественный комплекс площади имени В.И. Ленина, здание для краевого детского центра «Созвездие» в г. Хабаровске.
Министерство имущественных отношений края выступило координатором работы муниципальных образований по перераспределению и разграничению имущества между муниципальными районами и городскими и сельскими поселениями. В результате свыше 38 тысяч объектов стоимостью 16 млрд. рублей были переданы городским и сельским поселениям края.
Отдельное и весьма значительное направление в деятельности министерства - формирование краевой земельной собственности и вовлечение её в хозяйственный оборот. С учетом её межведомственного характера была сформирована краевая комиссия по землепользованию при губернаторе, основными задачами которой и сегодня являются: разработка приоритетных направлений в землепользовании на территории края, обеспечение реализации государственной политики в регулировании земельных отношений и проведении земельной реформы.
Это был период, когда появились новые проблемы и с землями сельскохозяйственного назначения. В связи с их передачей в общую долевую собственность десяткам тысяч граждан распались крупные сельскохозяйственные комплексы, которые обеспечивали население края продуктами. Была организована работа по регистрации таких земель на праве собственности края с последующей передачей крупным хозяйствам. В настоящее время в собственности края находится более 106 тыс. га сельскохозяйственных угодий, которые в значительной степени являются гарантом продовольственной безопасности нашей территории.
В настоящее время работы по формированию краевой земельной собственности по всем категориям земель близки к завершению и основной акцент делается на совершенствование системы управления ими, организацию предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам с использованием электронных средств связи.
Острая проблема - обеспечение муниципальных образований края квалифицированными кадрами. Для её решения министерством на базе Хабаровского филиала Высшей школы приватизации и предпринимательства в течение нескольких лет проводилось обучение по вопросам регулирования земельных отношений. Министерством подготовлены методические рекомендации для муниципальных образований по наиболее актуальным вопросам землепользования.
Министерство активно участвует в реализации крупных инвестиционных проектов на территории края. Проведены работы по предоставлению земельных участков для строительства газопровода и нефтепровода в Хабаровском, Вяземском, Бикинском районах и районе им. Лазо.
При активном участии министерства были проведены работы по созданию Советско-Гаванской портовой особой экономической зоны. Подготовлено соглашение с Минэкономразвития России об утверждении границ зоны, по всем земельным участкам проведены кадастровые работы, начата инвентаризация земельных участков и объектов недвижимости.
В 2010 году министерство приступило к работе по регулированию на территории края кадастровой деятельности. Создана квалификационная комиссия для проведения аттестации кадастровых инженеров. Оборудовано помещение для приема экзаменов. На сегодня экзамены сданы 72 кадастровыми инженерами, что по оценочным данным составляет 30 процентов от их необходимого для края количества.
Министерство приступило к разработке концепции государственной земельной политики и управления земельным фондом на территории края. Её принятие планируется в текущем году.
Не стояло министерство в стороне и при решении правительством края социально-экономических задач. Начиная с 2009 года, у нас сохраняются для субъектов малого и среднего предпринимательства ставки арендной платы на уровне предыдущего. Кроме того, при расчете арендной платы за использование краевого и муниципального имущества в крае для малого бизнеса установлены льготные коэффициенты. Утвержден согласованный с министерством экономического развития и внешних связей края перечень краевых помещений, используемых только в целях предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе.
За три последних года для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детей-сирот и других отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на вторичном рынке приобретено 289 квартир.
Время не стоит на месте, ставит и будет ставить перед коллективом министерства новые задачи. Сегодня это обеспечение максимальной открытости в предоставлении государственных услуг, переход к оказанию их в электронном виде. Здесь и разработка административных регламентов оказания государственных услуг, и реализация в предоставлении услуг по принципу «одного окна», и разработка собственного сайта, и внедрение цифровой электронной карты краевых земель, и оснащение современной техникой, и создание комфортных условий для работы с посетителями.
Много сил от министерства и отраслевых органов края потребуется при проведении приватизации государственного имущества, не служащего для исполнения государственных полномочий. В собственности государства должно остаться только то имущество, только те предприятия и учреждения, которые необходимы для выполнения его полномочий.
Коллектив министерства приложит все силы для решения всех поставленных перед ним задач по социально-экономическому развитию Хабаровского края.
Изначально это был Комитет по разгосударствлению, приватизации и управлению имуществом Хабаровского крайисполкома, затем Комитет по управлению государственным имуществом Хабаровского края, сегодня - министерство имущественных отношений.
В начале 1992 года была поставлена задача массовой приватизации с использованием ваучера - документа, который, как предполагалось, давал каждому гражданину России право на приобретение части государственной собственности. В целом приватизация позволила вывести значительную часть государственного имущества из-под управления государством и вовлечь его в рыночный оборот. Сформировался рынок недвижимости, в который вошли и земельные участки.
В проведении приватизации предприятий на территории Хабаровского края были свои особенности и отличия от общероссийской практики. В собственности государства при акционировании предприятий сохранялись различные по величине пакеты акций. Это позволило на определенный период сохранить участие государства в делах акционерных обществ, влиять на процессы управления в них, а не отдать всё на откуп стихии рынка.
О результатах приватизации много спорят еще и сейчас. Но к положительным итогам можно отнести уверенную деятельность ведущих предприятий края, в свое время прошедших акционирование. Среди них открытые акционерные общества «Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», «Хабаровский НПЗ», «Дальневосточный акционерный Комсомольский городской молочный завод», «Амурметалл», «Хабаровский аэропорт» и другие.
Для сохранения градообразующих предприятий горнодобывающей отрасли, в погашение их задолженности перед бюджетом края, в краевую собственность было принято имущество на сумму 328 млн. рублей. Это позволило в значительной мере погасить долги по заработной плате работникам этих предприятий. Целенаправленная работа совместно с отраслевыми органами по приращению краевого имущества позволила коренным образом изменить соотношение федеральной и краевой собственности, что создало предпосылки для более успешного решения острых социально-экономических проблем на территории края.
Большой личный вклад внесла в повышение эффективности управления госимуществом Г.А. Громова, возглавлявшая министерство с 1994 по 2005 год.
На следующем этапе важнейшим направлением деятельности стала разработка комплекса нормативных правовых актов по эффективному управлению и распоряжению государственной собственностью на территории края - совершенствованию существующих и разработке новых форм и методов возмездного использования государственной собственности. В результате ежегодные поступления доходов в краевой бюджет от аренды государственного имущества выросли с 2 млн. рублей в 1996 году до 35 млн. рублей в 2000 году.
В прошлом году правительство края по предложению министерства утвердило Сводный план имущественного обеспечения государственных полномочий Хабаровского края с прогнозом имущественных преобразований на 2011-2012 годы. А сегодня министерство уже завершает согласование в органах исполнительной власти края проекта Сводного плана имущественного обеспечения с прогнозом до 2014 года для рассмотрения на расширенном заседании правительства края в апреле текущего года.
В соответствии с федеральными законами, министерством была создана краевая имущественная комиссия при губернаторе Хабаровского края. Итогом этой работы стало перераспределение между образованиями всех уровней (федерального, краевого и муниципального) значительной массы имущества.
Муниципальным образованиям только в 2005-2008 годах из краевой собственности передано имущества на 3,4 млрд. рублей. Это школы, поликлиники, больницы, котельные, 99 автобусов DAEWOO, подземные и надземные пешеходные переходы в Хабаровске, здания и сооружения социально-культурного и коммунально-бытового назначения, 95 автомобильных дорог общего пользования, 6 типографий и другие объекты.
В краевую собственность из собственности Российской Федерации принято около трёх тысяч объектов имущества. Среди них учреждения в сфере образования, здравоохранения, лесного хозяйства, занятости населения и молодежной политики, комплекс имущества Комбината детского питания в г. Хабаровске, объекты недвижимости пожарных депо и постов, имущественный комплекс площади имени В.И. Ленина, здание для краевого детского центра «Созвездие» в г. Хабаровске.
Министерство имущественных отношений края выступило координатором работы муниципальных образований по перераспределению и разграничению имущества между муниципальными районами и городскими и сельскими поселениями. В результате свыше 38 тысяч объектов стоимостью 16 млрд. рублей были переданы городским и сельским поселениям края.
Отдельное и весьма значительное направление в деятельности министерства - формирование краевой земельной собственности и вовлечение её в хозяйственный оборот. С учетом её межведомственного характера была сформирована краевая комиссия по землепользованию при губернаторе, основными задачами которой и сегодня являются: разработка приоритетных направлений в землепользовании на территории края, обеспечение реализации государственной политики в регулировании земельных отношений и проведении земельной реформы.
Это был период, когда появились новые проблемы и с землями сельскохозяйственного назначения. В связи с их передачей в общую долевую собственность десяткам тысяч граждан распались крупные сельскохозяйственные комплексы, которые обеспечивали население края продуктами. Была организована работа по регистрации таких земель на праве собственности края с последующей передачей крупным хозяйствам. В настоящее время в собственности края находится более 106 тыс. га сельскохозяйственных угодий, которые в значительной степени являются гарантом продовольственной безопасности нашей территории.
В настоящее время работы по формированию краевой земельной собственности по всем категориям земель близки к завершению и основной акцент делается на совершенствование системы управления ими, организацию предоставления государственных услуг гражданам и юридическим лицам с использованием электронных средств связи.
Острая проблема - обеспечение муниципальных образований края квалифицированными кадрами. Для её решения министерством на базе Хабаровского филиала Высшей школы приватизации и предпринимательства в течение нескольких лет проводилось обучение по вопросам регулирования земельных отношений. Министерством подготовлены методические рекомендации для муниципальных образований по наиболее актуальным вопросам землепользования.
Министерство активно участвует в реализации крупных инвестиционных проектов на территории края. Проведены работы по предоставлению земельных участков для строительства газопровода и нефтепровода в Хабаровском, Вяземском, Бикинском районах и районе им. Лазо.
При активном участии министерства были проведены работы по созданию Советско-Гаванской портовой особой экономической зоны. Подготовлено соглашение с Минэкономразвития России об утверждении границ зоны, по всем земельным участкам проведены кадастровые работы, начата инвентаризация земельных участков и объектов недвижимости.
В 2010 году министерство приступило к работе по регулированию на территории края кадастровой деятельности. Создана квалификационная комиссия для проведения аттестации кадастровых инженеров. Оборудовано помещение для приема экзаменов. На сегодня экзамены сданы 72 кадастровыми инженерами, что по оценочным данным составляет 30 процентов от их необходимого для края количества.
Министерство приступило к разработке концепции государственной земельной политики и управления земельным фондом на территории края. Её принятие планируется в текущем году.
Не стояло министерство в стороне и при решении правительством края социально-экономических задач. Начиная с 2009 года, у нас сохраняются для субъектов малого и среднего предпринимательства ставки арендной платы на уровне предыдущего. Кроме того, при расчете арендной платы за использование краевого и муниципального имущества в крае для малого бизнеса установлены льготные коэффициенты. Утвержден согласованный с министерством экономического развития и внешних связей края перечень краевых помещений, используемых только в целях предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства на долгосрочной основе.
За три последних года для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, детей-сирот и других отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на вторичном рынке приобретено 289 квартир.
Время не стоит на месте, ставит и будет ставить перед коллективом министерства новые задачи. Сегодня это обеспечение максимальной открытости в предоставлении государственных услуг, переход к оказанию их в электронном виде. Здесь и разработка административных регламентов оказания государственных услуг, и реализация в предоставлении услуг по принципу «одного окна», и разработка собственного сайта, и внедрение цифровой электронной карты краевых земель, и оснащение современной техникой, и создание комфортных условий для работы с посетителями.
Много сил от министерства и отраслевых органов края потребуется при проведении приватизации государственного имущества, не служащего для исполнения государственных полномочий. В собственности государства должно остаться только то имущество, только те предприятия и учреждения, которые необходимы для выполнения его полномочий.
Коллектив министерства приложит все силы для решения всех поставленных перед ним задач по социально-экономическому развитию Хабаровского края.