поиск
9 февраля 2025, Воскресенье
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

У энергетиков стало больше работы и убытков

14.03.2011
Просмотры
361
В 2010 году электропотребление в Дальневосточном регионе практически достигло докризисного уровня 1990-х годов, и ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (ДГК) с этим ростом справилось. Электростанции ДГК выработали 19,8 млрд. кВтч и тепла отпустили своим потребителям в объеме 22,4 млн. Гкал. Оба эти показателя оказались выше уровня прошлого года. Тем не менее, принцип рыночной экономики - чем больше продукции, тем больше прибыли, - в данном случае не сработал. По итогам 2010 года ОАО «ДГК» зафиксировало финансовые убытки в размере 2 миллиардов рублей.

Такие результаты обсуждали энергетики на расширенном совещании руководства и подразделений ОАО «ДГК» в Хабаровске. Главным же вопросом было - как в 2011 году изменить кризисную финансовую ситуацию.

Между тем, если рассматривать Дальневосточную генерирующую компанию не как коммерческое предприятие, а как государственно-социальный проект, то со своей основной задачей энергетики в 2010 году очень даже справились. Все потребители были в полном объёме обеспечены тепловой и электрической энергией, причем с учетом существенного роста спроса.

Более того, энергетикам в большой степени удалось поднять надежность своего энергоснабжения и пройти отопительный сезон, который выходит уже на финишную прямую, без потерь для своих потребителей. А это стоило им не дешево. По данным, озвученным на совещании, в 2010 году ДГК затратила на все свои ремонтные программы 4,9 млрд. рублей. Если сравнивать с 2009 годом, то на 1 млрд. рублей больше. При этом капитальный и средний ремонты в ДГК прошли 59 единиц основного оборудования - в три раза больше, чем в 2009-м. Энергетики переложили 33,764 км своих магистральных теплотрасс (в 2009 году - 22,502 км).

Все эти финансовые вливания объективно необходимы. Без них сложно было бы сохранить высокий уровень надежности дальневосточной энергосистемы. Но были в 2010 году и такие затраты, мириться с ростом которых, по мнению энергетиков, невозможно. Прежде всего, это рост цен на топливо для электростанций. Ведь если Федеральная служба по тарифам планировала в 2010 году их повышение на 9 процентов, то из этого исходили и РЭКи, устанавливая для энергетиков тариф. Однако фактический рост цен составил на различные виды топлива от 10 до 24 процентов. Деньги на закупки были заплачены, но никто ведь затем энерготарифы энергетикам не пересчитывал и разницу не компенсировал. И это - одна из основных причин финансовых убытков компании.

Причем ни сегодня, ни завтра какие-то другие рыночные принципы в нашей энергетике работать не будут.

По словам генерального директора ОАО «ДГК» Михаила Шукайлова, переговоры с поставщиками топлива сегодня малорезультативны, поскольку ДГК, являясь государственно-регулируемой отраслью, покупает топливо у частных коммерческих компаний по рыночным ценам, исключительно на конкурсной основе. И рычагов влияния на угольные компании у ДГК фактически нет.

Второй основной убыточный фактор для энергокомпании - долги потребителей тепловой энергии, которые за 2010 год возросли на 561 млн. рублей и достигли 3,889 млрд. рублей. К сожалению, как отмечают специалисты теплосбыта ДГК, главным должником в регионе остаётся население. На него приходится 78 процентов суммарного долга.

Все это объективные факторы, с которыми приходится работать дальневосточной энергетике. Их никто в одночасье не отменит, но при этом и задач по надёжному энергоснабжению с ОАО «ДГК» никто не снимет. Более того, прогнозируется дальнейший рост энергопотребления в регионе, к которому энергокомпания должна быть готова, причём заранее.

- Мы со всей ответственностью и на всех уровнях должны анализировать результаты нашей работы, - говорит генеральный директор ОАО «ДГК» Михаил Шукайлов. - Мы понимаем, что основные фонды энергокомпании устарели более чем на 60 процентов, что тарифные возможности крайне скудны и уже в ближайшее время будут исчерпаны. В то же время мы осознаём, что дополнительных денег у компании не появится. Поэтому необходимо разобраться в нерациональных тратах и потерях. Даже при беглом анализе видно, что резервы у компании, пусть и ограниченные, есть.

В общем, основной задачей ДГК в 2011 году станет поиск дополнительных внутренних резервов и вовлечение в этот процесс всего коллектива компании.

Самый характерный пример - изменение системы стимулирования персонала, которое уже началось. Здесь будет работать принцип, по которому часть полученной экономии можно будет использовать в подразделениях ДГК на поощрение сотрудников, которые этой экономии добились. Кроме того, в феврале в компании был объявлен конкурс среди работников на лучшее инновационное и инвестиционное предложение, способное повысить эффективность работы и улучшить экономику компании. Первые его итоги будут подведены в апреле.

Другое серьезное направление оздоровления экономики - повышение эффективности и прозрачности закупок топлива, оборудования, материалов, ресурсов. ДГК уже работает на площадке электронной коммерции «В2В». Теперь планирует автоматизировать закупки внутри компании.

В целом программа управления издержками в ДГК в 2011 году должна принести эффект не менее 3 процентов от затрат. Такую задачу поставило Мин­энерго РФ.

Были озвучены в марте и инвестиционные планы Дальневосточной генерирующей компании. В них стоит особо отметить увеличение объёмов ремонтов даже в сравнении с весьма успешным в этом плане 2010 годом. Например, график роста перекладки тепломагистралей выглядит следующим образом: 2009 год - 22,502 км, 2010 год - 33,764 км, 2011 год - 40 км магистральных теплотрасс. При этом ДГК намерена жестко контролировать качество и график выполнения всех работ.

Всего инвестпрограммой энергетиков на 2011 год предусмотрено вложить в основной капитал порядка 4,8 млрд. рублей.

Самая же главная задача поставлена акционерами ОАО «ДГК» - завершить 2011 год без убытков, а в дальнейшем выйти на устойчивую прибыль.

- В сложившихся условиях, - заявил Михаил Шукайлов, - мы будем искать резервы внутри компании и будем учиться рационально тратить имеющиеся средства, заинтересовывая в этом каждого нашего работника.