Уходят в море под флагом беды
...Утром 7 января диспетчер порта Ванино получил сигнал бедствия от рыболовной шхуны «Партнер». Шхуна находилась в Татарском проливе на удалении 6 миль от берега в районе мыса Ламанон (Углегорский район). Она ходила под флагом Камбоджи, была приписана к порту Пномпень.
Шхуну «Партнер» искали и на море, и на берегу, и с воздуха: теплоходы «Пионер Холмска» Сахалинского морского пароходства и «Челябинск» Дальневосточного морского пароходства, самолет МЧС Ан-74, вертолет Ми-8 сахалинской компании «Авиашельф».
В активной фазе поисков были задействованы 74 человека. Несколько наземных поисковых групп провели осмотр береговой линии.
Через несколько дней море начало отдавать тела рыбаков. Один погибший был обнаружен 10 января, второй - 11 января и еще трое - 13 января.
Согласно судовой роли, на борту судна «Партнер» находились 14 российских граждан.
Следственные органы установили связь с родственниками 13 членов экипажа пропавшей шхуны. Выяснилось, что семь моряков проживали на Сахалине, шесть - в Советской Гавани. Место жительства еще одного человека не установлено. Предполагается, что он - житель Приморья.
А вечером 14 января на лентах информационных агентств появилась информация - опознаны тела матроса Николая Сарапина, боцмана Александра Сарапина и кока Андрея Шимилина. Отец и сын Сарапины: один матрос, другой боцман - наши, совгаванские...
Именно эту новость больше других сейчас обсуждают жители Советской Гавани. Во многих совгаванских семьях мужчины идут в море на таких вот «партнерах», бороздящих пролив под чужим флагом и с минимальным набором спасательных средств. Надо кормить семьи, надо учить детей, надо платить по счетам. А как это делать, если работу с приличным заработком в Советской Гавани найти невозможно? Относительно хорошо можно заработать только в рейсе. Но когда случаются подобные этой трагедии, в случае гибели моряков их родственникам даже не приходится рассчитывать на поддержку государства и выплату компенсаций.
Как пояснил глава Росрыболовства Андрей Крайний, судно было браконьерским, моряки не имели ни гарантий, ни страховки, ни соцпакета. «В связи с этим, даже если будет подтверждена их гибель, государство не сможет выплатить компенсации семьям моряков», - подчеркнул Крайний.
Сегодня расследованием обстоятельств гибели рыболовного судна занимается Сахалинский следственный отдел на транспорте. В первые дни после трагедии дело вел заместитель руководителя Комсомольского-на-Амуре межрайонного следственного отдела на транспорте, юрист 1 класса Константин Суковатый. Вот что он сообщил: «Эта шхуна японской постройки уже попадала в поле зрения правоохранительных органов. В прошлом году жители Ванино могли видеть это судно стоящим у базы технического обслуживания флота «Ялта» в Ванинском порту. Тогда шхуна носила другое имя - «Глен Грант».
Судно было задержано правоохранительными органами. В отношении капитана Андрея Сальникова тогда было возбуждено уголовное дело (покушение на контрабанду). Суд признал капитана виновным и приговорил к штрафу. В последний рейс на уже переименованном судне Андрей Сальников пошел первым помощником капитана...
- По делам о контрабанде и незаконном вылове морских биоресурсов суды, как правило, крайне редко выносят решения о конфискации судов, фактически являющихся орудиями преступления, - говорит Ванинский транспортный прокурор Олег Куликов. - В случае с «Глен Грант», позднее переименованном в «Партнер», было именно так: судно возвратили владельцу. Если бы оно было конфисковано, нынешней трагедии не произошло бы...
Как сообщил заместитель руководителя Комсомольского-на-Амуре следственного отдела Константин Суковатый, до 5 января 2011 года «Партнер» находился в японском порту Ваканай. Затем, как стало известно следствию из рассказов родственников членов экипажа, они ушли на Сахалин. А оттуда отправились в море. Ловить краба.
- Год назад, - рассказывает К.Суковатый, - судно принадлежало японской компании. Сейчас наши сахалинские коллеги пытаются установить его владельца, есть данные, что он зарегистрирован в Белизе. (Хотя многие на побережье полагают, что искать загадочного владельца «Глен Гранта» - «Партнера» следует значительно ближе. - О.Д.) Понятно, что судно занималось незаконным ловом и перемещением через границу краба. Вызывает много вопросов, например, куда смотрели Государственная морская инспекция, пограничники, портовые власти? Спасательные средства на шхуне явно не соответствовали установленным нормам.
14 января поиски экипажа шхуны «Партнер» на побережье Сахалина были приостановлены из-за ухудшения погоды. В морской акватории Татарского пролива поиск будет по-прежнему осуществляться проходящими судами, ведущими промысел в этом районе, и спасательным судном «Ирбис». А следователи проводят комплекс проверочных мероприятий, направленных на установление обстоятельств гибели моряков рыболовной шхуны.
Эта трагедия не единственная. Подобные в последние годы случаются в дальневосточных морях с пугающим постоянством. Так, в 2002 году у берегов Сахалина затонули две рыболовных шхуны. В первом случае через три часа после кораблекрушения спасатели обнаружили надувной плот. На нем находились двое из девяти членов экипажа. Еще одна шхуна - «Иван Касаткин» - пошла ко дну в 180 километрах от порта Холмск. 9 человек погибли.
В 2003 году у восточного побережья Сахалина затонула рыболовная шхуна «Персей-1». Экипаж спасен.
В 2005 году в Японском море затонул рыболовный траулер «Кафор». 7 человек погибли, 13 спасены. По рассказам спасенных, причиной кораблекрушения стала трещина в корпусе судна.
В 2006 году в Татарском проливе затонула шхуна японской постройки иностранной принадлежности «Зиней мару» с россиянами на борту. Из всего экипажа спасся лишь один матрос.
И это далеко не полный список. Все эти суда объединяет то, что они были замечены в нелегальном промысле, находились в очень плохом техническом состоянии, не были должным образом укомплектованы спасательными средствами. Так, например, несколько рыбаков из Приморья остались в живых лишь потому, что, увидев своими глазами шхуну «Ji Won №1», попросту отказались выходить на ней в море. Шхуна исчезла в 2008 году. Ее обломки были обнаружены только в 2009 у берегов Японии.