Виды на урожай 2020 года
07.06.2013
363

- Государственная целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия в Хабаровском крае на 2013-2020 годы» направлена на достижение ряда социально значимых целей, - говорит министр сельского хозяйства и потребительского рынка Александр Яц.
- В частности - обеспечение жителей края качественными продуктами питания, обеспечение продовольственной безопасности, повышение конкурентоспособности местной сельхозпродукции. А также развитие села, повышение качества и уровня жизни, занятости населения.
Суть в том, чтобы на столе у жителей края было больше местных мяса, молока, овощей. А те, кто их производит, кто хочет жить и работать на земле, имели достойные условия жизни, возможность зарабатывать. Тогда люди будут оставаться на селе, а местные поселения получат своё развитие.
Сегодня предприятиями пищевой отрасли производятся практически все основные виды продовольственной продукции - более 1550 наименований.
Тем не менее продукция местного мясного животноводства занимает 21 процент регионального потребительского рынка, обеспеченность молоком и молочными продуктами - 18 процентов. Овощами и того меньше.
Разработанная программа предусматривает серьёзное увеличение доли краевой продукции на рынке, обеспечение конкурентоспособности местного сельхозпроизводства. Для этого предусмотрен механизм материальной поддержки отрасли. На эти цели будет направлено почти миллиард рублей в 2013 году.
Программа охватывает практически все сферы сельскохозяйственного производства и социальной сферы. Но при этом сосредоточена на ключевых моментах, которые могут дать максимальный результат, достичь намеченных целевых показателей.
Главным ограничителем в развитии этой отрасли является почти 100-процентная зависимость от завозных кормов, поступающих из зерновых регионов страны. В себестоимости мяса 60 процентов приходится на корма. Для сравнения: на электроэнергию 10 процентов, на заработную плату - от 8 до 14 процентов.
Поэтому мы в программе делаем упор на развитие кормового растениеводства. Для того, чтобы корма были преимущественно своими, предусмотрены меры по повышению плодородия почв и оптимизации структуры посевных площадей.
Второй момент - развитие селекционной и племенной работы, третий - модернизация материально-технической базы, повышение энергоэффективности, стимулирование инноваций.
При сохранении нынешней инвестиционной активности есть возможность нарастить мощности животноводства и продуктивность с тем, чтобы к 2020 году занять на краевом потребительском рынке мяса 60 процентов, повысить обеспеченность молоком и молочными продуктами с нынешних 18 процентов до 40 процентов, поднять рентабельность молочного производства с 2,5 до 20 процентов.
В овощеводстве упор - на тепличное хозяйство.
В свою очередь для реализации этих направлений программа предусматривает ряд механизмов. В частности - повышение инвестиционной привлекательности отрасли, создание благоприятной среды для развития предпринимательства на территории края, поддержка крестьянских и фермерских хозяйств. Сегодня они дают 90 процентов объёмов в растениеводстве и 61 процент - в животноводстве. Долгосрочная программа развития малых форм повысит роль этого сектора в отрасли. Основным поставщиком кормов должны стать наши фермеры.
Второе генеральное направление программы - социальное развитие села, повышение качества жизни. Это залог закрепления кадров, привлечения их на село. Для достижения поставленных задач предусмотрен целый комплекс мероприятий, решение жилищной, социальной, инфраструктурной проблемы села, субсидирование личных подворий.
Разработка проектов Программ проводилась при непосредственном участии ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Хабаровскому краю» и ГНУ «Дальневосточный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук».
Кроме того, при подготовке проектов Программ министерством учитывались предложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и администраций муниципальных образований края, поступавшие в ходе заседаний коллегии министерства, расширенных заседаний правительства края, объездов предприятий и районов, проводимых сотрудниками министерства, а также предоставленные по запросам министерства.
Проекты Государственной программы и входящих в ее состав долгосрочных краевых целевых программ предоставлялись для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с постановлением правительства Хабаровского края от 04.08.2009 г. № 234-пр «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов губернатора и правительства Хабаровского края».
Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса края
Агропромышленное производство играет важную роль в обеспечении населения края продуктами питания и жизнеобеспечения сельского населения. Присутствие местной сельскохозяйственной продукции на краевом продовольственном рынке препятствует монополизации локальных рынков отдельными поставщиками продукции и является серьезным стабилизирующим фактором сдерживания цен на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, завозимую из других субъектов Российской Федерации и государств.
За последние четыре года производство продукции сельского хозяйства развивалось нестабильно. По итогам 2008, 2009, 2010 и 2011 годов индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 104,9, 101,6, 99,3 и 100 процентов соответственно.
В целом за 2008 - 2011 годы производство сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) увеличилось на 62,1 процента (при этом продукция растениеводства увеличилась на 83,4 процента, а продукция животноводства - на 40,1 процента). Удельный вес продукции растениеводства в общем объеме производства продукции в 2011 году составил 57,5 процента, продукции животноводства - 42,5 процента.
Сельскохозяйственное производство в крае ведется в суровых природно-климатических условиях при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (семян, удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники и т.д.).
В 2011 году по сравнению с 2008 годом посевная площадь всех сельскохозяйственных культур уменьшилась на 0,1 тыс. гектаров, или на 0,1 процента, и составила 77,0 тыс. гектаров.
Посевные площади, занятые под зерновыми культурами, уменьшились на 5,3 тыс. гектаров, или на 39 процентов. Посевные площади, занятые под кормовыми культурами, увеличились на 0,7 тыс. гектаров, или на 23 процента. Также увеличились посевные площади кормовых культур и картофеля на 0,7 и 0,4 тыс. гектаров соответственно.
В 2011 году по сравнению с 2008 годом во всех категориях хозяйств увеличилось производство: сои - на 60,0 процента и составило 13,9 тыс. тонн, картофеля - на 3,8 процента и составило 280,6 тыс. тонн; снизилось производство овощей открытого грунта - с 69,0 до 61,3 тыс. тонн (на 11,2%), зерновых - с 26,6 до 10,4 тыс. тонн (на 61,0%).
В целях производства элитных семян в 2011 году создано открытое акционерное общество «Хабаровский страховой семенной фонд», учредителями которого выступили Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства и открытое акционерное общество «Хабаровсккрайагропромснаб».
В 2011 году этим предприятием было засеяно 200 гектаров пахотных земель семенами суперэлиты. Под посев 2012 года будет реализовано 183 т элитных семян, в том числе 20 т ячменя, 63 т овса, 100 т сои.
Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях края в 2011 году достиг 3117 кг, что на 378 кг, или на 13,8 процента, больше, чем в 2008 году.
Однако снижение поголовья коров не позволяет получить положительную динамику валового производства молока (в 2011 году в сравнении с 2008 годом производство молока снизилось на 1,4 тыс. т, или на 2,7 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях края - на 2,6 процента, в хозяйствах населения - на 6,6 процента, при одновременном увеличении производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2,2 раза.
В 2011 году производство мяса (в живом весе) увеличилось на 17,4 процента по сравнению с 2008 годом, производство яиц уменьшилось на 1,9 процента.
Сельскохозяйственное производство края продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности средствами механизации, высокой степени их износа, дефицита кадров необходимой квалификации.
Потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей края в технике и оборудовании остается высокой даже без учета инновационных требований: износ основных видов сельскохозяйственной техники составляет свыше 60 процентов.
За период с 2008 по 2010 год за счет средств краевого бюджета приобретена 131 единица сельскохозяйственной техники на сумму 387,4 млн. рублей.
С 2011 года применены новые порядок и условия предоставления средств из краевого бюджета на закупку сельскохозяйственной техники и оборудования в виде компенсации части затрат по договорам купли-продажи, что позволило приобрести 162 единицы сельскохозяйственной техники, машин и оборудования на сумму 212,0 млн. рублей и увеличило коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники по тракторам на 4,8 процента, комбайнам зерноуборочным - на 7,0 процента. Сумма субсидий на компенсацию части затрат на приобретение новой техники, машин и оборудования составила в 2011 году 73,8 млн. рублей, или в среднем 35 процентов в сумме общих затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей края на их приобретение.
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства за последние четыре года имеет тенденцию роста. В 2008 году она составляла 11321 рубль, в 2009 году - 13091 рубль (рост к предыдущему периоду на 15,6%), в 2010 году - 13817 рублей (рост - на 5,6%), в 2011 году - 15797 рублей (рост - на 14,3%).
За период с 2008 по 2011 год произошло сокращение численности работающих в сельскохозяйственных организациях с 5696 человек в 2008 году до 3965 человек в 2011 году, или на 30,3 процента.
В 2011 году, по данным сводной бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций края, выручка от реализации продукции, работ, услуг возросла на 215,8 процента к уровню 2008 года и составила 2923,7 млн. рублей.
Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2011 году составил 78,9 процента (в 2008 году - 87,5%).
Совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) в 2011 году сложилась на уровне 2,6 процента (в 2008 году - 2,2%).
В целях стимулирования развития сельского хозяйства края за период с 2008 по 2011 год сельскохозяйственным товаропроизводителям края оказывалась государственная поддержка в виде: субсидий на поддержку животноводства и растениеводства, компенсации части затрат на приобретение средств химизации, сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий, субсидий садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам.
Из краевого бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей края перечислено:
в 2008 году - 567,4 млн. рублей;
в 2009 году - 604,3 млн. рублей;
в 2010 году - 518,9 млн. рублей;
в 2011 году - 595,4 млн. рублей.
За счет средств федерального бюджета перечислено:
в 2008 году - 101,3 млн. рублей;
в 2009 году - 206,6 млн. рублей;
в 2010 году - 187,0 млн. рублей;
в 2011 году - 232,0 млн. рублей.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. № 858, за период с 2008 по 2011 год произведено социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в размере 24,0 млн. рублей, профинансировано приобретение (строительство) жилья в муниципальных районах края общей площадью 1476,6 кв. метров, жилищные условия улучшили 18 семей, проживающих в сельской местности.
В пищевой и перерабатывающей промышленности края осуществляют деятельность 303 предприятия, в том числе 10 молокоперерабатывающих, 27 мясоперерабатывающих, 2 алкогольной отрасли, 6 пивобезалкогольной отрасли, 17 безалкогольной отрасли, 229 хлебопекарных (в том числе 219 мини-пекарен), 5 предприятий зернопереработки, 1 предприятие, специализирующееся на выпуске макаронных изделий, 4 предприятия по производству майонеза и переработке сои, 1 предприятие, специализирующееся на выпуске пищевкусовой продукции, 1 - на производстве спирта.
Предприятия края выпускают 1552 наименования практически всех основных видов пищевой продукции, в том числе 127 наименований лечебно-профилактического назначения, постоянно работают над расширением и оптимизацией ассортимента, улучшением качества и дизайна производимой продукции. В 2011 году освоен выпуск 55 наименований продукции, из них молочных - 2, мясных - 28, хлебобулочных - 8, кондитерских - 6, водки и ликероводочных изделий - 5, пива - 1, плодоовощных консервов - 5.
В 2011 году объем промышленного производства в пищевой и перерабатывающей промышленности составил 14622,7 млн. рублей, или 120 процентов к уровню 2008 года в действующих ценах, индекс производства пищевых продуктов составил 103,1 процента (в 2008 году - 102,4%).
В 2011 году промышленными предприятиями края было произведено 8,0 тыс. тонн мяса птицы и субпродуктов (104,8% к уровню 2010 года), 3,1 тыс. тонн свинины (5,8% к уровню 2010 года), 6,9 тыс. тонн колбасных изделий (93,6% к уровню 2010 года), 6,8 тыс. тонн мясных полуфабрикатов (100,9% к уровню 2010 года). Мясоперерабатывающими предприятиями края в 2011 году переработано 2,34 тыс. тонн мяса, произведенного в крае, или 23,3 процента от общего количества переработанного мяса.
Производством хлеба и хлебобулочных изделий в крае занято 228 организаций, из которых 9 - крупные и средние, 219 - минипекарен.
Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края в 2011 году на ввод в действие новых производственных мощностей, модернизацию и техническое оснащение производства направлено 168,0 млн. рублей, или 105 процентов от запланированной суммы, в том числе по отраслям: алкогольная - 7,0 млн. рублей, пивоваренная - 68,0 млн. рублей, хлебопекарная - 27,1 млн. рублей, мясоперерабатывающая - 7 млн. рублей, молокоперерабатывающая - 30 млн. рублей.
Предприятия имеют 696 единиц объектов собственной фирменной розничной торговли. В 2011 году дополнительно открыто 18 объектов.
За 2011 год от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в бюджет края поступило налогов 3379 млн. рублей, в том числе акцизов 2802,5 млн. рублей, что соответственно в 2,7 и 2,9 раза больше, чем в 2008 году.
В производстве пищевых продуктов на 01 января 2012 г. занято 6812 человек, что на 1237 человек меньше по сравнению с 2008 годом. Среднемесячная заработная плата на одного работающего составляет 18565 рублей, что на 29,1 процента больше, чем в 2008 году.
Одной из главных проблем остается низкая доходность сельскохозяйственного производства, вследствие чего многие сельскохозяйственные товаропроизводители края не способны использовать научно-технические достижения для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции.
Отстает от современных требований развитие социальной сферы сельских территорий, что вызывает отток квалифицированных кадров, снижение привлекательности сельскохозяйственного труда.
Необходимо, чтобы агропромышленный комплекс края и его базовая отрасль - сельское хозяйство стали наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики, где используется высокодоходный и престижный труд, обеспечивается экологическая безопасность, а в сельских территориях создана развитая и полноценная социальная инфраструктура.
Анализ показывает, что улучшить ситуацию, сложившуюся в отрасли, возможно на основе программно-целевого метода. Достижение целей и решение задач Программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Краткое описание основных мероприятий Программы и долгосрочных краевых целевых программ
Развитие подотрасли растениеводства
Основными мероприятиями по развитию подотрасли растениеводства являются:
1) повышение плодородия почв и вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот.
По этому направлению предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации;
б) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот;
в) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на проведение работ по известкованию и фосфоритованию кислых почв, проведению агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения.
2) развитие селекции и семеноводства.
Реализация мероприятия направлена на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей края необходимым количеством семян с требуемыми хозяйственно-биологическими показателями качества по экономически обоснованным ценам.
По указанному мероприятию предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур (включая оригинальные семена: маточную элиту, супер-суперэлиту, суперэлиту) по перечню, определяемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, минеральных удобрений и средств химической защиты растений для семенных посевов;
б) предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей края на уплату страховой премии (страховых взносов) по договорам страхования урожая семенных посевов, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков.
3) стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур.
Реализация основного мероприятия направлена на увеличение производства основных сельскохозяйственных культур. Указанным основным мероприятием предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на приобретение семян сельскохозяйственных растений <7>. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 тонну приобретенных семян сельскохозяйственных растений;
б) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат при проведении работ по вспашке зяби;
в) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на приобретение нефтепродуктов;
г) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат при заготовке кормов.
4) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
5) предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей края на уплату страховых премий по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков;
6) государственная поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
По этому направлению предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
б) предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие тепличного овощеводства в Хабаровском крае на период с 2013 по 2020 год»
В данной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию тепличного овощеводства и обеспечению производства овощей в осенне-зимний период:
строительство современных тепличных комплексов по выращиванию овощей;
разработка проектной документации по строительству тепличных комплексов;
приобретение минеральных удобрений для использования в закрытом грунте;
приобретение химических средств защиты растений для использования в закрытом грунте;
приобретение семян овощных культур закрытого грунта (томатов, огурцов, зелени);
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
оказание информационной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям края.
В результате реализации программы к 2020 году планируется увеличение:
площади теплиц до 8 гектаров;
валового производства продукции овощеводства в закрытом грунте до 1812,5 тонны;
урожайности овощных культур в закрытом грунте до 25 килограммов на 1 кв. метр;
выручки от реализации тепличной продукции до 181,3 млн. рублей;
количества рабочих мест в подотрасли овощеводство в закрытом грунте на 48 мест.
Развитие подотрасли животноводства
Основными мероприятиями по развитию подотрасли являются:
1) развитие птицеводства яичного направления.
Данным основным мероприятием предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на реализуемую продукцию (яйцо);
б) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на содержание племенного маточного поголовья птицы;
в) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, производящим яйцо куриное пищевое, перепелиное, на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
2) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на содержание пчелосемей.
3) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на уплату страховых премий по договорам страхования птицы яйценоских пород, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков.
4) увеличение объемов производства и реализации молока.
Данным основным мероприятием предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) приобретение племенного скота на внутреннем и внешнем рынках, в том числе по договорам лизинга, заключенным после 01 января 2012 г.;
б) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию затрат на погашение лизинговых платежей согласно условиям договоров на поставку племенного скота по лизингу за 2008 год;
в) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на реализованное молоко в зачетном весе при условии сохранения (увеличения) поголовья крупного рогатого скота.
(пп. 4 введен постановлением правительства Хабаровского края от 29.03.2013 г.
№ 58-пр)
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие мясного животноводства в Хабаровском крае на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года»
В данной долгосрочной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию мясного животноводства в крае:
проведение селекционно-племенной работы;
создание и технологическая модернизация сельскохозяйственных организаций, занимающихся выращиванием и первичной переработкой мяса животных и птицы;
создание кормовой базы для отраслей мясного животноводства;
обеспечение сельскохозяйственных организаций квалифицированными кадрами;
строительство и модернизация мясоперерабатывающих предприятий, обеспечивающих глубокую переработку мяса с применением современных технологий;
формирование транспортно-логистической системы, обеспечивающей продвижение произведенной продукции к потребителям;
научное обеспечение развития мясного животноводства;
государственная поддержка мясного животноводства.
В результате реализации программы планируется увеличение:
численности выходного поголовья животных и птицы во всех категориях хозяйств, в том числе:
- крупного рогатого скота мясного направления с 0,23 тыс. голов в 2010 году до 1,1 тыс. голов в 2020 году;
- свиней с 61,9 тыс. голов в 2010 году до 82,9 тыс. голов в 2020 году;
- птицы с 1,8 млн. голов в 2010 году до 3,2 млн. голов в 2020 году;
- валового производства мяса (в живом весе) с 31,9 тыс. тонн в 2010 году до 69,7 тыс. тонн в 2020 году;
- объема собственного производства мяса на душу населения с 16,6 кг в 2010 году до 38,6 кг в 2020 году;
- коэффициента самообеспечения мясом собственного производства с 21,5 процента в 2010 году до 38,3 процента в 2020 году.
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие молочного скотоводства в Хабаровском крае на период с 2013 по 2020 год»
В данной долгосрочной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию молочного скотоводства в крае:
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
развитие материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей края;
создание кормовой базы для животных молочного направления сельскохозяйственными товаропроизводителями края, в том числе улучшение естественных кормовых угодий;
обеспечение квалифицированными кадрами сельскохозяйственных товаропроизводителей края;
научное обеспечение развития молочного скотоводства;
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на сохранение поголовья крупного рогатого скота;
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
приобретение телок и нетелей для формирования (комплектования) товарного стада.
В результате реализации программы к 2020 году планируется увеличение:
численности молочных коров в сельскохозяйственных организациях края к 2020 году до 10,3 тыс. голов;
объема реализации молока сельскохозяйственными товаропроизводителями края к 2020 году до 34,6 тыс. тонн;
выхода телят на 100 коров к 2020 году до 78 голов;
поголовья племенных коров в общей численности животных к 2020 году до 19,8 процента.
Развитие пищевой
и перерабатывающей промышленности
Для достижения поставленных целей в Программе определен комплекс мер по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в крае:
устойчивое развитие производства продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности:
повышение энергетической эффективности и производительности труда;
обеспечение качества и безопасности производимой продукции;
производство продуктов для организации здорового питания населения края.
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие сельскохозяйственного производства
Основными мероприятиями для развития технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства являются:
1) обновление парка сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий.
В целях осуществления мероприятия предусматривается предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию:
а) части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники, технологического оборудования и технологий;
б) части стоимости приобретаемой новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями края за счет собственных (привлеченных) средств;
в) части затрат на погашение платежей согласно условиям, предусмотренным договорами на поставку сельскохозяйственной техники по лизингу;
2) предоставление государственной поддержки путем приобретения за счет краевого бюджета сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий для сельскохозяйственных товаропроизводителей края;
3) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на разработку проектной документации и проведение ремонтных работ объектов сельскохозяйственного назначения.
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования на селе в Хабаровском крае на период с 2013 по 2020 год»
В данной долгосрочной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий для развития малых форм хозяйствования в крае:
поддержка начинающих фермеров;
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
оказание содействия развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
оказание поддержки в оформлении земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие и укрепление малых форм хозяйствования;
оказание содействия развитию личных подсобных хозяйств;
оказание содействия малым формам хозяйствования в использовании инноваций в сельском хозяйстве.
В результате реализации программы к 2020 году планируется увеличение:
количества крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших свои проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, на 40 единиц;
количества построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, осуществивших проекты с помощью государственной поддержки, на 8 единиц;
объемов субсидированных кредитов и займов, привлекаемых малыми формами хозяйствования, на 33 процента в 2020 году по отношению к 2010 году;
площади земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств с использованием государственной поддержки, на 200 гектаров.
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на период с 2013 по 2020 год»
В данной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в крае:
реконструкция мелиоративных систем, в том числе проектно-изыскательские работы;
культуртехнические работы на мелиорируемых и немелиорируемых землях;
агрохимические мероприятия;
проведение мониторинга и научных исследований;
вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель 12,0 тыс. гектаров за весь период действия Программы;
внесение минеральных удобрений на площади 372,5 тыс. гектаров за весь период действия Программы;
известкование кислых почв на площади 8,0 тыс. гектаров за весь период действия Программы;
увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с естественным плодородием:
- по картофелю - до 7200 тонн;
- по сое - до 10120 тонн;
- по кукурузе на силос - до 40187 тонн.
Долгосрочная краевая целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Хабаровского края на период с 2013 по 2020 год»
В данной долгосрочной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию сельских территорий в крае:
развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;
улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей, молодых специалистов;
содействие развитию инициатив по улучшению условий жизнедеятельности в сельских поселениях;
переподготовка и повышение квалификации руководителей сельскохозяйственных организаций края, подготовка специалистов по оказанию консультативной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям края;
формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни;
поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений.
В результате реализации программы планируется:
повышение уровня занятости сельского населения;
улучшение жилищных условий 28 сельских семей, в том числе 14 молодых семей и молодых специалистов;
повышение гражданской активности сельского населения;
повышение значимости сельскохозяйственного труда и привлекательности сельского образа жизни.
- В частности - обеспечение жителей края качественными продуктами питания, обеспечение продовольственной безопасности, повышение конкурентоспособности местной сельхозпродукции. А также развитие села, повышение качества и уровня жизни, занятости населения.
Суть в том, чтобы на столе у жителей края было больше местных мяса, молока, овощей. А те, кто их производит, кто хочет жить и работать на земле, имели достойные условия жизни, возможность зарабатывать. Тогда люди будут оставаться на селе, а местные поселения получат своё развитие.
Сегодня предприятиями пищевой отрасли производятся практически все основные виды продовольственной продукции - более 1550 наименований.
Тем не менее продукция местного мясного животноводства занимает 21 процент регионального потребительского рынка, обеспеченность молоком и молочными продуктами - 18 процентов. Овощами и того меньше.
Разработанная программа предусматривает серьёзное увеличение доли краевой продукции на рынке, обеспечение конкурентоспособности местного сельхозпроизводства. Для этого предусмотрен механизм материальной поддержки отрасли. На эти цели будет направлено почти миллиард рублей в 2013 году.
Программа охватывает практически все сферы сельскохозяйственного производства и социальной сферы. Но при этом сосредоточена на ключевых моментах, которые могут дать максимальный результат, достичь намеченных целевых показателей.
Главным ограничителем в развитии этой отрасли является почти 100-процентная зависимость от завозных кормов, поступающих из зерновых регионов страны. В себестоимости мяса 60 процентов приходится на корма. Для сравнения: на электроэнергию 10 процентов, на заработную плату - от 8 до 14 процентов.
Поэтому мы в программе делаем упор на развитие кормового растениеводства. Для того, чтобы корма были преимущественно своими, предусмотрены меры по повышению плодородия почв и оптимизации структуры посевных площадей.
Второй момент - развитие селекционной и племенной работы, третий - модернизация материально-технической базы, повышение энергоэффективности, стимулирование инноваций.
При сохранении нынешней инвестиционной активности есть возможность нарастить мощности животноводства и продуктивность с тем, чтобы к 2020 году занять на краевом потребительском рынке мяса 60 процентов, повысить обеспеченность молоком и молочными продуктами с нынешних 18 процентов до 40 процентов, поднять рентабельность молочного производства с 2,5 до 20 процентов.
В овощеводстве упор - на тепличное хозяйство.
В свою очередь для реализации этих направлений программа предусматривает ряд механизмов. В частности - повышение инвестиционной привлекательности отрасли, создание благоприятной среды для развития предпринимательства на территории края, поддержка крестьянских и фермерских хозяйств. Сегодня они дают 90 процентов объёмов в растениеводстве и 61 процент - в животноводстве. Долгосрочная программа развития малых форм повысит роль этого сектора в отрасли. Основным поставщиком кормов должны стать наши фермеры.
Второе генеральное направление программы - социальное развитие села, повышение качества жизни. Это залог закрепления кадров, привлечения их на село. Для достижения поставленных задач предусмотрен целый комплекс мероприятий, решение жилищной, социальной, инфраструктурной проблемы села, субсидирование личных подворий.
Разработка проектов Программ проводилась при непосредственном участии ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Хабаровскому краю» и ГНУ «Дальневосточный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук».
Кроме того, при подготовке проектов Программ министерством учитывались предложения сельскохозяйственных товаропроизводителей и администраций муниципальных образований края, поступавшие в ходе заседаний коллегии министерства, расширенных заседаний правительства края, объездов предприятий и районов, проводимых сотрудниками министерства, а также предоставленные по запросам министерства.
Проекты Государственной программы и входящих в ее состав долгосрочных краевых целевых программ предоставлялись для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии с постановлением правительства Хабаровского края от 04.08.2009 г. № 234-пр «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов губернатора и правительства Хабаровского края».
Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса края
Агропромышленное производство играет важную роль в обеспечении населения края продуктами питания и жизнеобеспечения сельского населения. Присутствие местной сельскохозяйственной продукции на краевом продовольственном рынке препятствует монополизации локальных рынков отдельными поставщиками продукции и является серьезным стабилизирующим фактором сдерживания цен на сельскохозяйственную и пищевую продукцию, завозимую из других субъектов Российской Федерации и государств.
За последние четыре года производство продукции сельского хозяйства развивалось нестабильно. По итогам 2008, 2009, 2010 и 2011 годов индекс производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 104,9, 101,6, 99,3 и 100 процентов соответственно.
В целом за 2008 - 2011 годы производство сельскохозяйственной продукции (в действующих ценах) увеличилось на 62,1 процента (при этом продукция растениеводства увеличилась на 83,4 процента, а продукция животноводства - на 40,1 процента). Удельный вес продукции растениеводства в общем объеме производства продукции в 2011 году составил 57,5 процента, продукции животноводства - 42,5 процента.
Сельскохозяйственное производство в крае ведется в суровых природно-климатических условиях при значительной удаленности от основных районов производства материально-технических ресурсов, потребляемых в процессе производства (семян, удобрений, средств защиты растений, сельскохозяйственной техники и т.д.).
В 2011 году по сравнению с 2008 годом посевная площадь всех сельскохозяйственных культур уменьшилась на 0,1 тыс. гектаров, или на 0,1 процента, и составила 77,0 тыс. гектаров.
Посевные площади, занятые под зерновыми культурами, уменьшились на 5,3 тыс. гектаров, или на 39 процентов. Посевные площади, занятые под кормовыми культурами, увеличились на 0,7 тыс. гектаров, или на 23 процента. Также увеличились посевные площади кормовых культур и картофеля на 0,7 и 0,4 тыс. гектаров соответственно.
В 2011 году по сравнению с 2008 годом во всех категориях хозяйств увеличилось производство: сои - на 60,0 процента и составило 13,9 тыс. тонн, картофеля - на 3,8 процента и составило 280,6 тыс. тонн; снизилось производство овощей открытого грунта - с 69,0 до 61,3 тыс. тонн (на 11,2%), зерновых - с 26,6 до 10,4 тыс. тонн (на 61,0%).
В целях производства элитных семян в 2011 году создано открытое акционерное общество «Хабаровский страховой семенной фонд», учредителями которого выступили Дальневосточный научно-исследовательский институт сельского хозяйства и открытое акционерное общество «Хабаровсккрайагропромснаб».
В 2011 году этим предприятием было засеяно 200 гектаров пахотных земель семенами суперэлиты. Под посев 2012 года будет реализовано 183 т элитных семян, в том числе 20 т ячменя, 63 т овса, 100 т сои.
Надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях края в 2011 году достиг 3117 кг, что на 378 кг, или на 13,8 процента, больше, чем в 2008 году.
Однако снижение поголовья коров не позволяет получить положительную динамику валового производства молока (в 2011 году в сравнении с 2008 годом производство молока снизилось на 1,4 тыс. т, или на 2,7 процента, в том числе в сельскохозяйственных организациях края - на 2,6 процента, в хозяйствах населения - на 6,6 процента, при одновременном увеличении производства молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 2,2 раза.
В 2011 году производство мяса (в живом весе) увеличилось на 17,4 процента по сравнению с 2008 годом, производство яиц уменьшилось на 1,9 процента.
Сельскохозяйственное производство края продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности средствами механизации, высокой степени их износа, дефицита кадров необходимой квалификации.
Потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей края в технике и оборудовании остается высокой даже без учета инновационных требований: износ основных видов сельскохозяйственной техники составляет свыше 60 процентов.
За период с 2008 по 2010 год за счет средств краевого бюджета приобретена 131 единица сельскохозяйственной техники на сумму 387,4 млн. рублей.
С 2011 года применены новые порядок и условия предоставления средств из краевого бюджета на закупку сельскохозяйственной техники и оборудования в виде компенсации части затрат по договорам купли-продажи, что позволило приобрести 162 единицы сельскохозяйственной техники, машин и оборудования на сумму 212,0 млн. рублей и увеличило коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники по тракторам на 4,8 процента, комбайнам зерноуборочным - на 7,0 процента. Сумма субсидий на компенсацию части затрат на приобретение новой техники, машин и оборудования составила в 2011 году 73,8 млн. рублей, или в среднем 35 процентов в сумме общих затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей края на их приобретение.
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства за последние четыре года имеет тенденцию роста. В 2008 году она составляла 11321 рубль, в 2009 году - 13091 рубль (рост к предыдущему периоду на 15,6%), в 2010 году - 13817 рублей (рост - на 5,6%), в 2011 году - 15797 рублей (рост - на 14,3%).
За период с 2008 по 2011 год произошло сокращение численности работающих в сельскохозяйственных организациях с 5696 человек в 2008 году до 3965 человек в 2011 году, или на 30,3 процента.
В 2011 году, по данным сводной бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций края, выручка от реализации продукции, работ, услуг возросла на 215,8 процента к уровню 2008 года и составила 2923,7 млн. рублей.
Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2011 году составил 78,9 процента (в 2008 году - 87,5%).
Совокупная рентабельность сельскохозяйственного производства (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) в 2011 году сложилась на уровне 2,6 процента (в 2008 году - 2,2%).
В целях стимулирования развития сельского хозяйства края за период с 2008 по 2011 год сельскохозяйственным товаропроизводителям края оказывалась государственная поддержка в виде: субсидий на поддержку животноводства и растениеводства, компенсации части затрат на приобретение средств химизации, сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий, субсидий садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным кредитам и займам.
Из краевого бюджета на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей края перечислено:
в 2008 году - 567,4 млн. рублей;
в 2009 году - 604,3 млн. рублей;
в 2010 году - 518,9 млн. рублей;
в 2011 году - 595,4 млн. рублей.
За счет средств федерального бюджета перечислено:
в 2008 году - 101,3 млн. рублей;
в 2009 году - 206,6 млн. рублей;
в 2010 году - 187,0 млн. рублей;
в 2011 году - 232,0 млн. рублей.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. № 858, за период с 2008 по 2011 год произведено социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в размере 24,0 млн. рублей, профинансировано приобретение (строительство) жилья в муниципальных районах края общей площадью 1476,6 кв. метров, жилищные условия улучшили 18 семей, проживающих в сельской местности.
В пищевой и перерабатывающей промышленности края осуществляют деятельность 303 предприятия, в том числе 10 молокоперерабатывающих, 27 мясоперерабатывающих, 2 алкогольной отрасли, 6 пивобезалкогольной отрасли, 17 безалкогольной отрасли, 229 хлебопекарных (в том числе 219 мини-пекарен), 5 предприятий зернопереработки, 1 предприятие, специализирующееся на выпуске макаронных изделий, 4 предприятия по производству майонеза и переработке сои, 1 предприятие, специализирующееся на выпуске пищевкусовой продукции, 1 - на производстве спирта.
Предприятия края выпускают 1552 наименования практически всех основных видов пищевой продукции, в том числе 127 наименований лечебно-профилактического назначения, постоянно работают над расширением и оптимизацией ассортимента, улучшением качества и дизайна производимой продукции. В 2011 году освоен выпуск 55 наименований продукции, из них молочных - 2, мясных - 28, хлебобулочных - 8, кондитерских - 6, водки и ликероводочных изделий - 5, пива - 1, плодоовощных консервов - 5.
В 2011 году объем промышленного производства в пищевой и перерабатывающей промышленности составил 14622,7 млн. рублей, или 120 процентов к уровню 2008 года в действующих ценах, индекс производства пищевых продуктов составил 103,1 процента (в 2008 году - 102,4%).
В 2011 году промышленными предприятиями края было произведено 8,0 тыс. тонн мяса птицы и субпродуктов (104,8% к уровню 2010 года), 3,1 тыс. тонн свинины (5,8% к уровню 2010 года), 6,9 тыс. тонн колбасных изделий (93,6% к уровню 2010 года), 6,8 тыс. тонн мясных полуфабрикатов (100,9% к уровню 2010 года). Мясоперерабатывающими предприятиями края в 2011 году переработано 2,34 тыс. тонн мяса, произведенного в крае, или 23,3 процента от общего количества переработанного мяса.
Производством хлеба и хлебобулочных изделий в крае занято 228 организаций, из которых 9 - крупные и средние, 219 - минипекарен.
Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края в 2011 году на ввод в действие новых производственных мощностей, модернизацию и техническое оснащение производства направлено 168,0 млн. рублей, или 105 процентов от запланированной суммы, в том числе по отраслям: алкогольная - 7,0 млн. рублей, пивоваренная - 68,0 млн. рублей, хлебопекарная - 27,1 млн. рублей, мясоперерабатывающая - 7 млн. рублей, молокоперерабатывающая - 30 млн. рублей.
Предприятия имеют 696 единиц объектов собственной фирменной розничной торговли. В 2011 году дополнительно открыто 18 объектов.
За 2011 год от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в бюджет края поступило налогов 3379 млн. рублей, в том числе акцизов 2802,5 млн. рублей, что соответственно в 2,7 и 2,9 раза больше, чем в 2008 году.
В производстве пищевых продуктов на 01 января 2012 г. занято 6812 человек, что на 1237 человек меньше по сравнению с 2008 годом. Среднемесячная заработная плата на одного работающего составляет 18565 рублей, что на 29,1 процента больше, чем в 2008 году.
Одной из главных проблем остается низкая доходность сельскохозяйственного производства, вследствие чего многие сельскохозяйственные товаропроизводители края не способны использовать научно-технические достижения для повышения эффективности и конкурентоспособности производимой ими продукции.
Отстает от современных требований развитие социальной сферы сельских территорий, что вызывает отток квалифицированных кадров, снижение привлекательности сельскохозяйственного труда.
Необходимо, чтобы агропромышленный комплекс края и его базовая отрасль - сельское хозяйство стали наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики, где используется высокодоходный и престижный труд, обеспечивается экологическая безопасность, а в сельских территориях создана развитая и полноценная социальная инфраструктура.
Анализ показывает, что улучшить ситуацию, сложившуюся в отрасли, возможно на основе программно-целевого метода. Достижение целей и решение задач Программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.
Краткое описание основных мероприятий Программы и долгосрочных краевых целевых программ
Развитие подотрасли растениеводства
Основными мероприятиями по развитию подотрасли растениеводства являются:
1) повышение плодородия почв и вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот.
По этому направлению предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации;
б) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на вовлечение неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот;
в) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на проведение работ по известкованию и фосфоритованию кислых почв, проведению агрохимического и эколого-токсикологического обследования земель сельскохозяйственного назначения.
2) развитие селекции и семеноводства.
Реализация мероприятия направлена на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей края необходимым количеством семян с требуемыми хозяйственно-биологическими показателями качества по экономически обоснованным ценам.
По указанному мероприятию предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур (включая оригинальные семена: маточную элиту, супер-суперэлиту, суперэлиту) по перечню, определяемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, минеральных удобрений и средств химической защиты растений для семенных посевов;
б) предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей края на уплату страховой премии (страховых взносов) по договорам страхования урожая семенных посевов, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков.
3) стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур.
Реализация основного мероприятия направлена на увеличение производства основных сельскохозяйственных культур. Указанным основным мероприятием предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на приобретение семян сельскохозяйственных растений <7>. Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 тонну приобретенных семян сельскохозяйственных растений;
б) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат при проведении работ по вспашке зяби;
в) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на приобретение нефтепродуктов;
г) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат при заготовке кормов.
4) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
5) предоставление субсидий на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей края на уплату страховых премий по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков;
6) государственная поддержка садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
По этому направлению предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
б) предоставление субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований края по поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений.
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие тепличного овощеводства в Хабаровском крае на период с 2013 по 2020 год»
В данной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию тепличного овощеводства и обеспечению производства овощей в осенне-зимний период:
строительство современных тепличных комплексов по выращиванию овощей;
разработка проектной документации по строительству тепличных комплексов;
приобретение минеральных удобрений для использования в закрытом грунте;
приобретение химических средств защиты растений для использования в закрытом грунте;
приобретение семян овощных культур закрытого грунта (томатов, огурцов, зелени);
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
оказание информационной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям края.
В результате реализации программы к 2020 году планируется увеличение:
площади теплиц до 8 гектаров;
валового производства продукции овощеводства в закрытом грунте до 1812,5 тонны;
урожайности овощных культур в закрытом грунте до 25 килограммов на 1 кв. метр;
выручки от реализации тепличной продукции до 181,3 млн. рублей;
количества рабочих мест в подотрасли овощеводство в закрытом грунте на 48 мест.
Развитие подотрасли животноводства
Основными мероприятиями по развитию подотрасли являются:
1) развитие птицеводства яичного направления.
Данным основным мероприятием предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на реализуемую продукцию (яйцо);
б) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на содержание племенного маточного поголовья птицы;
в) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям, производящим яйцо куриное пищевое, перепелиное, на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах.
2) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на содержание пчелосемей.
3) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на уплату страховых премий по договорам страхования птицы яйценоских пород, заключенным ими со страховыми организациями, осуществляющими сельскохозяйственное страхование и являющимися членами объединения страховщиков.
4) увеличение объемов производства и реализации молока.
Данным основным мероприятием предусмотрены следующие виды государственной поддержки:
а) приобретение племенного скота на внутреннем и внешнем рынках, в том числе по договорам лизинга, заключенным после 01 января 2012 г.;
б) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию затрат на погашение лизинговых платежей согласно условиям договоров на поставку племенного скота по лизингу за 2008 год;
в) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на реализованное молоко в зачетном весе при условии сохранения (увеличения) поголовья крупного рогатого скота.
(пп. 4 введен постановлением правительства Хабаровского края от 29.03.2013 г.
№ 58-пр)
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие мясного животноводства в Хабаровском крае на 2013 - 2017 годы и на период до 2020 года»
В данной долгосрочной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию мясного животноводства в крае:
проведение селекционно-племенной работы;
создание и технологическая модернизация сельскохозяйственных организаций, занимающихся выращиванием и первичной переработкой мяса животных и птицы;
создание кормовой базы для отраслей мясного животноводства;
обеспечение сельскохозяйственных организаций квалифицированными кадрами;
строительство и модернизация мясоперерабатывающих предприятий, обеспечивающих глубокую переработку мяса с применением современных технологий;
формирование транспортно-логистической системы, обеспечивающей продвижение произведенной продукции к потребителям;
научное обеспечение развития мясного животноводства;
государственная поддержка мясного животноводства.
В результате реализации программы планируется увеличение:
численности выходного поголовья животных и птицы во всех категориях хозяйств, в том числе:
- крупного рогатого скота мясного направления с 0,23 тыс. голов в 2010 году до 1,1 тыс. голов в 2020 году;
- свиней с 61,9 тыс. голов в 2010 году до 82,9 тыс. голов в 2020 году;
- птицы с 1,8 млн. голов в 2010 году до 3,2 млн. голов в 2020 году;
- валового производства мяса (в живом весе) с 31,9 тыс. тонн в 2010 году до 69,7 тыс. тонн в 2020 году;
- объема собственного производства мяса на душу населения с 16,6 кг в 2010 году до 38,6 кг в 2020 году;
- коэффициента самообеспечения мясом собственного производства с 21,5 процента в 2010 году до 38,3 процента в 2020 году.
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие молочного скотоводства в Хабаровском крае на период с 2013 по 2020 год»
В данной долгосрочной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию молочного скотоводства в крае:
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
развитие материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей края;
создание кормовой базы для животных молочного направления сельскохозяйственными товаропроизводителями края, в том числе улучшение естественных кормовых угодий;
обеспечение квалифицированными кадрами сельскохозяйственных товаропроизводителей края;
научное обеспечение развития молочного скотоводства;
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на сохранение поголовья крупного рогатого скота;
предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
приобретение телок и нетелей для формирования (комплектования) товарного стада.
В результате реализации программы к 2020 году планируется увеличение:
численности молочных коров в сельскохозяйственных организациях края к 2020 году до 10,3 тыс. голов;
объема реализации молока сельскохозяйственными товаропроизводителями края к 2020 году до 34,6 тыс. тонн;
выхода телят на 100 коров к 2020 году до 78 голов;
поголовья племенных коров в общей численности животных к 2020 году до 19,8 процента.
Развитие пищевой
и перерабатывающей промышленности
Для достижения поставленных целей в Программе определен комплекс мер по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в крае:
устойчивое развитие производства продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности:
повышение энергетической эффективности и производительности труда;
обеспечение качества и безопасности производимой продукции;
производство продуктов для организации здорового питания населения края.
Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие сельскохозяйственного производства
Основными мероприятиями для развития технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства являются:
1) обновление парка сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий.
В целях осуществления мероприятия предусматривается предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию:
а) части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники, технологического оборудования и технологий;
б) части стоимости приобретаемой новой сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий сельскохозяйственными товаропроизводителями края за счет собственных (привлеченных) средств;
в) части затрат на погашение платежей согласно условиям, предусмотренным договорами на поставку сельскохозяйственной техники по лизингу;
2) предоставление государственной поддержки путем приобретения за счет краевого бюджета сельскохозяйственной техники, машин, технологического оборудования и технологий для сельскохозяйственных товаропроизводителей края;
3) предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям края на компенсацию части затрат на разработку проектной документации и проведение ремонтных работ объектов сельскохозяйственного назначения.
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования на селе в Хабаровском крае на период с 2013 по 2020 год»
В данной долгосрочной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий для развития малых форм хозяйствования в крае:
поддержка начинающих фермеров;
развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
оказание содействия развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
оказание поддержки в оформлении земельных участков в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств;
развитие и укрепление малых форм хозяйствования;
оказание содействия развитию личных подсобных хозяйств;
оказание содействия малым формам хозяйствования в использовании инноваций в сельском хозяйстве.
В результате реализации программы к 2020 году планируется увеличение:
количества крестьянских (фермерских) хозяйств начинающих фермеров, осуществивших свои проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, на 40 единиц;
количества построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм, осуществивших проекты с помощью государственной поддержки, на 8 единиц;
объемов субсидированных кредитов и займов, привлекаемых малыми формами хозяйствования, на 33 процента в 2020 году по отношению к 2010 году;
площади земельных участков, оформленных в собственность крестьянских (фермерских) хозяйств с использованием государственной поддержки, на 200 гектаров.
Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на период с 2013 по 2020 год»
В данной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в крае:
реконструкция мелиоративных систем, в том числе проектно-изыскательские работы;
культуртехнические работы на мелиорируемых и немелиорируемых землях;
агрохимические мероприятия;
проведение мониторинга и научных исследований;
вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель 12,0 тыс. гектаров за весь период действия Программы;
внесение минеральных удобрений на площади 372,5 тыс. гектаров за весь период действия Программы;
известкование кислых почв на площади 8,0 тыс. гектаров за весь период действия Программы;
увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с естественным плодородием:
- по картофелю - до 7200 тонн;
- по сое - до 10120 тонн;
- по кукурузе на силос - до 40187 тонн.
Долгосрочная краевая целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий Хабаровского края на период с 2013 по 2020 год»
В данной долгосрочной краевой целевой программе определен комплекс мероприятий по развитию сельских территорий в крае:
развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;
улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей, молодых специалистов;
содействие развитию инициатив по улучшению условий жизнедеятельности в сельских поселениях;
переподготовка и повышение квалификации руководителей сельскохозяйственных организаций края, подготовка специалистов по оказанию консультативной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям края;
формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни;
поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений.
В результате реализации программы планируется:
повышение уровня занятости сельского населения;
улучшение жилищных условий 28 сельских семей, в том числе 14 молодых семей и молодых специалистов;
повышение гражданской активности сельского населения;
повышение значимости сельскохозяйственного труда и привлекательности сельского образа жизни.