поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Вклад инженеров стабилен в суда, самолёты, турбины

11.06.2016
Просмотры
338
Инженерный корпус Амурского судостроительного завода - это порядка 300 специалистов. Большая часть которых (290 человек) сосредоточена в комплексном инженерном центре. Возглавляет его Игорь Геннадьевич Тимохин. Вот что он рассказывает о вкладе технической службы в создание судов высочайшего класса:
- Инженерный центр (ИЦ) публичного акционерного общества «Амурский судостроительный завод» - особое подразделение в структурной схеме предприятия, которое решает все вопросы, возникающие в период строительства, испытаний и сдачи объектов судостроения. Центр укомплектован высококвалифицированными специалистами и оснащен современными средствами проектирования. В свое время он сформировался на базе инженерных кадров отделов главного конструктора, главного технолога. Сегодня в него входят отдел главного сварщика и отдел инструментального хозяйства.
Основная задача ИЦ - изготовление качественной всесторонне проработанной проектной документации как с конструкторской точки зрения, так и с точки зрения технологии изготовления деталей МСЧ (машиностроительной части), трубопроводов, корпусов судов, монтажа систем и оборудования на заказах, строительство которых должно было быть выполнено ПАО «АСЗ» в рамках своих контрактных обязательств, существующих на тот момент. С этими задачами инженерный центр справляется. Объединение основных служб привело к повышению качества подготовки документации в целом. Единоначалие в этом вопросе сыграло положительную роль. Исключена переписка между подразделениями, общение инженерно-технических работников происходит в режиме он-лайн. Инженерный центр АСЗ выпускает готовый продукт, представляющий собой и описание, и рекомендации, как это сделать, в том числе рекомендации специалистов-сварщиков, поскольку сварка является основным методом при строительстве судов и кораблей.
Главная задача инженерного центра сегодня - техническое сопровождение строительства и ремонта размещенных на АСЗ заказов: в ноябре 2016 года Амурский судостроительный сдаёт первый из серии военных корветов и ремонтирует дизельную подводную лодку. Всего же программа предусматривает строительство четырёх корветов (два в процессе, четвёртый закладывается 1 июля этого года). Кроме того в работе два судна снабжения для работ с плавучими полупогружными буровыми установками проекта 22420, судно-спасатель ледового класса мощностью 7 Mвт для Минтранса. Задачи решаются в тесной взаимосвязи с проектными бюро, разработавшими проектную документацию - ЦКБ «Алмаз» и ОАО ЦКБ МТ «Рубин» как разработчики проектов определены государственным заказчиком - Министерством обороны РФ, а ОАО «Балтсудопроект» и ОАО «Волго-Каспийское бюро» стали разработчиками проектов по заказам ООО «Газфлот» и Минпромторга соответственно.
Подчеркну, по уровню квалификации специалисты ИЦ могут принимать самостоятельные решения по ряду технических вопросов и делают это, если этот момент прописан в условиях контракта с проектантом. Всё в компьютере или на бумаге невозможно предусмотреть, и когда мы воплощаем проект в металле, приходят новые технологические решения. Как правило, разработчик их одобряет.
Вместо чертежей - программа «Автокад»
Инженерно-конструкторская служба завода уже давно не имеет дела с традиционными чертежами. Все сотрудники оснащены компьютерным оборудованием. Весь документооборот, все взаимоотношения идут в электронном виде. Вся базовая подготовка идёт в 3Д-моделировании. Но главным образом с чертежами центр работает в программе проектирования «Автокад». Техническое налаживание, то есть передача чертежей непосредственно в производство, происходит во внутренней электронной системе - «Корпоративная информационная система».
В ИЦ трудятся 290 сотрудников. Эта цифра может показаться большой, но она оправдана тем, что на стапелях Амурского судостроительного завода в последние годы строятся только головные заказы. И в этом заключается разительное отличие судостроения от самолетостроения, где опытный образец «оттачивается» до самых мелочей, а потом выпускается большая серия самолетов. В судостроении большая серия - пять кораблей. Отсюда подход и требования, предъявляемые к судостроительным инженерным кадрам, которые достаточно серьезные, если не сказать, жесткие. После окончания вуза для того, чтобы иметь квалификацию инженера-конструктора третьей категории, нужно проработать в профессии от трех до пяти лет. Это объективный срок, связанный с изучением специфики, нормативной базы в судостроении. Представьте, что по каждому заведованию инженеру необходимо знать до 50-60 обязательных нормативных документов. То есть вначале придется наработать определенную базу, без которой невозможно осуществлять техническое сопровождение заказов, строящихся по проектам центральных КБ.
Все работники ИЦ распределяются по специализациям, которых достаточно много, учитывая специифику судостроения. В структурную основу деления инженерного центра на бюро, общее число которых чуть более двух десятков, положен вид производства, учитывая количество размещенных на предприятии заказов.
В перспективе перед ИЦ ставится задача перейти на самостоятельное проектирование отдельных узлов, конструкций и судов небольшого водоизмещения по линии гражданского судостроения. За последние годы в плане «самостоятельного» проектирования есть наработанный опыт. Так, в 2008 году по заказу ФГУ «Амурводпуть» отделом главного конструктора разработана в полном объеме и согласована с классификационными надзорными органами документация, по которой было построено судно природоохранного назначения проекта 21232 водоизмещением 83 т. Судно успешно эксплуатируется. В 2013 году сделано проектирование специализированного причала для швартовки как военных кораблей, так и гражданских судов: от разработки трехмерного чертежа до плазовой документации, чертежей устройств, в том числе понтонных, а также леерного ограждений. Заказчик - приморская компания «Восточная верфь» - получила причал в установленные сроки.
Технические кадры серьёзно помолодели
Сегодня на АСЗ инженерные кадры сильно помолодели. Это связано и с естественными причинами старения кадров, заменой их перспективными выпускниками. Наш базовый институт - КнАГТУ - имеет целый факультет кораблестроения, молодых инженеров приходит на предприятие порядка пяти человек с выпуска. Но нам хотелось бы больше - группы по корабельным специальностям на мой взгляд малочислены. Замечательно, что в коллективе есть «золотой фонд», опытные инженеры-конструкторы, которые щедро делятся с начинающими молодыми кадрами накопленным опытом, дает направление в движении становления инженерами. У некоторых начинающих уже есть успехи, например, у Дениса Старикова - ведущего специалиста на заказе корвета проекта 20380, и у Романа Глазкова - ведущего специалиста на заказах 365 и 366 (суда-снабженцы проекта 22420). Его силы мы применяем и на проекте дизельной лодки. Эти ребята являются связующим звеном между инженерным центром и производственными цехами. Они находятся постоянно в цехе, на заказе, где не только видят проблемы, но и решают их оперативно и практически, распределяя задачи в инженерном центре по всем специальностям. К слову, оперативность для ведущего специалиста - главное качество, а главная задача - быть координатором в процессе строительства. Сегодня у нас ведущий специалист заказа объединяет функции конструктора и технолога. Таких ведущих специалистов в инженерном центре немало. Скажем, Пет Сергей объединяет всю корпусную подготовку. Баженов Виктор Фёдорович решает с инженерным центром все вопросы маломерного флота. На сдаточной базе в Большом Камне находится 40 инженерно-технических работников ИЦ завода. Ими руководят Старыгин Денис Владимирович и Айрих Илья Иванович.
Особо я бы отметил бюро теории корабля, без которого невозможно вывести на достроечную базу ни один заказ. Бюро принимает очень сложные технические решения по крену и диференту, проектирует стапели, судопоезда, спусковые понтоны заказов, выполняют расчеты по теории корабля и контролю масс. В результате
благодаря этим расчётам многотонная махина корабля ровно и плавно выдвигается из цеха. Здесь всё должно быть выверено до миллиметра и даже до микрометра. Руководитель бюро Александр Сергеевич Дворецкий - человек уникальный, для которого, как говорят знающие люди, нет нерешаемых задач. Он может по сравнительно скупым данным выполнить любые расчеты. Такие уникальные профессионалы, как А. С. Дворецкий, - гордость и слава предприятия. Они сами обладают богатейшим опытом и щедро делятся им с молодежью. За такую работу, которую делает руководимое им бюро, не берется, как правило, ни один проектный институт - трудная она, связана с долгим пребыванием на предприятии, с более кропотливым изучением особенностей производства. А инженеры бюро теории корабля, возглавляемые Александром Дворецким, с ней справляются с честью.
Мы строим оборонную продукцию, серьёзно насыщенную стеклопластиком, композиционными материалами. Они им пользуются в корпусах и надстройках судов.
В этом направлении сосредоточена и инновационная деятельность завода. Под руководством заместителя технического директора АСЗ Андрея Николаевича Лысова на базе технопарка КнАГТУ сегодня разрабатывается новая технология перспективного способа изготовления изделий из полимерных композиционных материалов в судостроении. Проект называется «Инфузия», созвучно с основным методом, положенным в основу технологии. Если сегодня применяется метод контактного формования, то новый способ основан на автоматизированной пропитке материала за счёт разности давления. Экспериментальные образцы показали хорошие результаты, соответствуют конструкторской документации. Этот метод имеет огромное количество преимуществ - детали изготавливаются в пять раз быстрее, повышается экологическая безопасность и услувия труда рабочих, само качество композитного материала существенно повышается за счёт формования под вакуумом. Сегодня решаются вопросы по сертификации этого инновационного метода. Внедрение технологии требует значительных средств на оснащение оборудованием, отладку всех процессов. Но инженеры АСЗ верят, что перспективные технологии будут внедрены. О результатах Андрей Николаевич как раз и будет докладывать на предстоящем инженерном конгрессе.
Подготовила Раиса ПАЛЕЙ.