Выпускник и «крутое» инновационное предприятие

04.07.2013 | Новости | 5м. 6 c. | 188
Выпускник и «крутое» инновационное предприятие
Людмила Котова: «Инженерный труд предполагает вариантность»

Могут ли сегодняшние выпускники технических вузов работать инженерами на современных, в том числе инновационных предприятиях? Каких знаний и компетенций им не хватает, как усовершенствовать подготовку специалистов в вузах? Об этом мы говорим с руководителем инновационной компании «Континент-Тау» Людмилой Котовой и молодым сотрудником этого предприятия, выпускником ТОГУ Евгением Чернышовым.

Евгений - дальневосточник. Родился в Райчихинске, Амурской области. Заканчивает магистратуру - 6-й курс факультета «Автоматизация и информационные технологии». Собирается в аспирантуру. В инновационное предприятие «Континент-Тау» стремился попасть давно - в институте - все знали, что это предприятие автоматизировало одну из аудиторий факультета.

Прошлой весной пошёл с друзьями на выставку по энергетике, в которой участвовала и компания. Подошёл к стенду, поинтересовался вакансией. Предложили написать резюме, поговорили и отказали. А осенью был конкурс УМНИК и конкурс инженерных разработок. Евгений принимал участие, а Людмила Котова оценивала работы в составе жюри. Тут уже молодого инженера заметили и предложили место в компании.

- Мы его сразу, как котёнка, кинули в море работы, - шутит Людмила Владимировна.

Сначала над системой Тау Джи, потом на проект по видеонаблюдению и охранной сигнализации сахалинского кинотеатра. Сейчас Евгений занимается автоматизацией конвейера на Корфовском каменном карьере. Это энергосберегающий проект, который молодой инженер ведёт «с нуля» и сейчас завершает проектную документацию. Для новичка, считает Котова, проект сложный.

Сегодня в «Континент-Тау» работают 25 инженеров. Потребность в проектировщиках большая. Но таких молодых, как Евгений, - единицы. В основном - 35 - 40 лет. Хотя каждый год сюда приходят на практику студенты из технических вузов края. И сейчас - два практиканта из университета путей сообщения. В Евгении Чернышове увидели потенциал, интерес к профессии.

- Настоящего проектировщика трудно найти, - говорит Людмила Котова, - Молодёжь хочет что-то сделать руками, увидеть результат своего труда не на бумаге, а в живой продукции. С другой стороны, надо, чтобы человек умел нестандартно самостоятельно мыслить. Потому что автоматизировать технологии приходится самые разные. Сегодня это производство молочной продукции, завтра - газопровод, послезавтра - учёт продукции на руднике. Решения - разные.

Людмила Владимировна считает, что сегодня трудно найти выпускника, который сможет соответствовать инженерному званию.

- Инженерный труд предполагает вариантность,- говорит она, - потому что в современном мире объём информации удваивается каждые два года. Соответственно в два раза увеличивается число вариантов решения задачи. Чтобы предложить заказчику решение, которое выделит его среди конкурентов, экономить ресурсы, выпускать качественную продукцию. Масса вариантов, из чего это можно сделать - комплектующих и их производителей тоже много.

Мы берём людей, которые мыслят не шаблонно, могут предложить много вариантов. Но таких мало. Со студенческой скамьи прививается привычка мыслить шаблонно, работать с «дубовиками», то есть списывать с проектов, сделанных старшекурсниками.

В проектных институтах копируют и вставляют старые решения - «копипастят». Инженер не развивается, тиражирует решения, которые были найдены задолго до него. Видела своими глазами, как проект 50-х годов вырезался, приклеивался, фотографировался и становился современным инженерным решением.

Среди тех, кто приходит на практику, молодых специалистов, встречаются, конечно,сильные, но многие не знают элементарного - электротехнику, закон Ома, как соединить два элемента. В вузах не придают особого значения составлению технических заданий. А это важно, поскольку инженер должен уметь формализовать, что хочет заказчик. Иногда надо сформулировать за него задачу и описать, как будет выглядеть выполненный заказ.

Почему мало таких людей - настоящих инженеров?

Наш молодой герой-инженер считает, что проблема в качестве набора, в том, что в на технических факультетах много случайных людей. На специальности технические - по автоматике, системотехнике - идут не по призванию, а потому, что там самый низкий проходной балл, конкурс меньше.

В инженеры идут меньше, чем в экономисты, юристы, журналисты. Конечно, не все справляются с учёбой, идёт отсев. И в конце дают студенту на откуп: «Хочешь - бери знания, не хочешь - не бери». По окончании значительная часть идёт работать в 1С или продавать электротовары.
Евгений - из тех, кто руководствовался не баллом, а реально хотел стать инженером. Призвание. Таких мало. Кстати, вопрос оплаты труда главным он не считает. Хотя инженерный труд, как и труд учителя, врача и иных, не относится к высокооплачиваемым.

- Экономика тоже не даёт сразу больших денег, - размышляет Евгений, - Скорее всего, молодёжь считает технические специальности сложными, боится, что «не потянет». Так что правы те, кто старается внедрить в Хабаровском крае систему ТРИЗ - теории решения творческих задач со школы, с детсада. Система ТРИЗ развивает творческое мышление, учит мыслить не шаблонно эвристически.

На вопрос, каких знаний студенту-выпускнику не хватало для работы, Евгений ответить затруднился. Фундаментальных хватало. В ТОГУ учат принципам функционирования оборудования, сетей. Это хорошая база, чтобы потом почитать документацию по оборудованию и понять, как его автоматизирвоать. Другое дело,что на инновационном предприятии уровень абстракции выше, чем в работе, которой он занимается в университете.

Вопрос оплаты труда руководитель «Континент-Тау» тоже считает важным. И инженеры, на которых держится компания, зарабатывают достойно. Другое дело, что многие дальневосточные предприятия не могут платить высокую заработную плату. Потому что тогда они будут не конкурентоспособны.

- В Центральной России, в Сибири те же инженеры довольны зарплатой ниже, чем на Дальнем Востоке, - говорит Людмила Владимировна, - если мы будем её повышать, продукция будет дороже. Мы и так не конкурентоспособны в силу небольших объёмов, малого опыта. Как только заходят москвичи с их большими объёмами и низкими ценами, мы проигрываем. А ведь есть ещё и 94-й закон - о госзакупках, где предпочтение отдаётся низкой цене. А что такого уникального мы можем делать, чтобы конкурировать со всем миром? Истребитель пятого поколения? Супертурбину?

Несколько лет назад «Континент-Тау» сделала попытку выпустить прорывной прибор, востребованный огромным числом предприятий. Придумали, как с несетевых устройств собрать данные, как с сетевых. Прибор можно было запустить в серию, зарабатывать. В его разработку вложили деньги самой компании, идею поддержал государственный Фонд Бортника.

Но, как оказалось позже, параллельно с хабаровскими инженерами над той же проблемой трудились и иностранные изобретатели. Пока наш небольшой коллектив со своими небольшими инвестициями работал над прибором, собирал опытный образец, инновационные компании США и Тайваня сделали то же самое.

А поскольку у них есть средства закупать массово комплектующие, то прибор получился дешевле. И хабаровская компания оказалась неконкурентоспособной.

Конечно, труд не пропал даром. Сегодня на основе своих разработок хабаровская инновационная компания модернизирует приборы для ЖКХ, производства российского концерна из Костромы, так что они становятся востребованы потребителями.

Разрабатывает систему управления линий по обработке рыбы, которые выпускает «Дальреммаш». В результате у хабаровского предприятия получается инновационный продукт, который конкурентоспособен на рынке. Спрос на индивидуальные проекты достаточно высок. Другое дело, что доходность таких инжиниринговых работ не позволяет шиковать на зарплате.

Выход, по мнению Людмилы Котовой, в реальной поддержке государством инновационных предприятий, тем более на Дальнем Востоке.

Американская модель - поддержка государства не только на разработки, но и на обеспечение рынка сбыта инновационной продукции. Государство зачастую выступает заказчиком на инновационную продукцию.

Наши инженеры лучше, чем иностранные. Те - узкие спецы, наши - широкого профиля. Прошедший школу в России - востребован за рубежом. Поддержать инженеров должно государство.

Евгений ВЛАДЫКИН.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.05.2024 09:22
Демешин: Будем вместе укреплять патриотизм в Хабаровском крае

24.05.2024 12:53
Управление Росреестра по Хабаровскому краю напоминает: уничтожение пунктов государственных геодезических сетей является административным правонарушением

24.05.2024 09:07
Сегодня поёт площадь

24.05.2024 08:57
В Хабаровске закончили акарицидную обработку

24.05.2024 08:36
На обновление мастер-планов – две недели

24.05.2024 07:00
Демешин обозначил запрос на справедливость в Хабаровском крае

23.05.2024 12:44
Система видеонаблюдения контролирует проведение ЕГЭ-2024 в Хабаровском крае

23.05.2024 10:52
Александр Сапежников: «Мы должны быть единомышленниками!»

23.05.2024 08:18
COVID-19 «Омикрон» активизировался

22.05.2024 16:02
Исследование ВТБ: 20% школьников отправятся в этом году на отдых в летние лагеря

22.05.2024 11:19
Разработчики игр соберутся в Хабаровске 26 мая

21.05.2024 10:54
ВТБ предупреждает: мошенники предлагают продлить срок банковской карты



27.02.2024 00:22
Владимир Путин обратится к Федеральному собранию 29 февраля
20 февраля пресс-служба Кремля сообщила, что президент обратится к Федеральному собранию РФ с ежегодным посланием 29 февраля.

20.02.2024 00:50
«Шёлковый путь» пройдёт по Хабаровску
«Шелковый путь» пройдет через 18 субъектов нашей страны.