Звёздная казачка на берегу Амура
28.05.2013
320

Зинаида Кириенко начала сниматься на втором курсе ВГИКа у Сергея Герасимова
Зинаида Кириенко - звезда советского кино. Она была первой красавицей киноэкрана и до сих пор остается ею. Тот, кому посчастливилось увидеть Зинаиду Михайловну на красной дорожке в Хабаровске во время торжественного открытия XXII «Золотого Витязя», не забудет ее по-настоящему королевский выход. А те, кто встречал в аэропорту, восхищаются ее умением «держать лицо», не жаловаться на трудности, элегантностью и женственностью актрисы.
Наш разговор касался самых разных тем, но все время возвращался к одной, волнующей до боли - почему наше кино в один миг, как в страшной сказке, превратилось из тончайшего, полного психологизма и душевности подлинного искусства в безликий хаос мыльных опер, реалити-шоу, рекламы и пошлых юмористических передач.
- Зинаида Михайловна, вы начали сниматься очень рано, с первого курса ВГИКа. И сразу у классика советского кино Сергея Герасимова в одной из главных ролей в «Тихом Доне». Как это произошло?
- Я поступала во ВГИК поначалу к Юлию Райзману, и меня приняли, но условно, то есть без стипендии и места в общежитии. В ту пору мне негде было жить в Москве. Сижу и думаю, что делать дальше. Вдруг подходит ко мне Тамара Федоровна Макарова, которая присутствовала на всех приемных экзаменах, и говорит: «Приезжай поступать на следующий год, Сергей Апполинарьевич будет набирать студентов на свой курс». С ее благословения я так и поступила.
Сергей Герасимов начал снимать «Тихий Дон» в 1956 году. Но только недавно я узнала, что он мечтал об экранизации еще до войны. Наверное, уже тогда начался поиск актрисы на роль Натальи Мелеховой. Но вначале я снялась у него в главной роли в фильме по заказу комитета защиты мира. Я играла девушку, которая едет на целину. Думаю, Герасимов тогда проверял, как я буду чувствовать себя на съемочной площадке. А на втором курсе Тамара Федоровна мне сказала: «Читай, Зина, «Тихий Дон», готовься к роли Натальи». Кинопроб не было, только одна репетиция. А первая сцена (я помню ее до сих пор) - трагическая, когда Наталья приходит в имение Лесницких к Аксинье и требует: «Отдай мне моего Григория!»
- Что же произошло с нашим кино? Почему от высочайшего уровня мы перешли к бездушным однодневкам?
- Ушли настоящие мастера. Вот сейчас мы прощаемся с Петром Ефимовичем Тодоровским. Я люблю все его фильмы, благодарна ему за них и счастлива, что успела сказать ему об этом.
В кино пришли люди молодые, много непрофессионалов. Исчезла цензура, все определяют деньги. На телевидении царит навязчивая пошлость, которая уродует душу. Особенно страдают дети. Кинематограф же советского периода воспитывал в них хорошее.
Помню, когда я училась в пятом классе, то посмотрела в кинотеатре фильм «Александр Матросов» - о юноше, который закрыл своим телом амбразуру немецкого дзота. Я до сих пор помню лицо актера, который играл этого паренька. Помню, вышла из кинотеатра, а платье у меня мокрое от слез. Эти фильмы учили юных самым простым истинам - доброте, уважению к старшим, любви к Родине.
И все-таки не так все печально. В последнее время я получила несколько трогательных писем от девушек. Особенно поразило одно - от 13-летней девочки, которая подробно анализирует мою роль Натальи в «Тихом Доне». Видно, что смотрела серьезно, думала. Это ведь огромное счастье для актера - быть понятым, принятым не только своим поколением, но и молодыми.
- Какое впечатление на вас произвел Хабаровск?
- Замечательный город. В нем есть традиционность, сохранилось много старинных домов, каждый со своим лицом, индивидуальностью. Понравились Утес, памятник Муравьеву-Амурскому на высоком берегу и великолепная панорама Амура, уходящая в бесконечность. Город очень своеобразный, красивый, чистый, много цветов. Я буду счастлива еще раз приехать в дальневосточную столицу.
Марина Литвинова.
Фото Вячеслава Реутова.
Наш разговор касался самых разных тем, но все время возвращался к одной, волнующей до боли - почему наше кино в один миг, как в страшной сказке, превратилось из тончайшего, полного психологизма и душевности подлинного искусства в безликий хаос мыльных опер, реалити-шоу, рекламы и пошлых юмористических передач.
- Зинаида Михайловна, вы начали сниматься очень рано, с первого курса ВГИКа. И сразу у классика советского кино Сергея Герасимова в одной из главных ролей в «Тихом Доне». Как это произошло?
- Я поступала во ВГИК поначалу к Юлию Райзману, и меня приняли, но условно, то есть без стипендии и места в общежитии. В ту пору мне негде было жить в Москве. Сижу и думаю, что делать дальше. Вдруг подходит ко мне Тамара Федоровна Макарова, которая присутствовала на всех приемных экзаменах, и говорит: «Приезжай поступать на следующий год, Сергей Апполинарьевич будет набирать студентов на свой курс». С ее благословения я так и поступила.
Сергей Герасимов начал снимать «Тихий Дон» в 1956 году. Но только недавно я узнала, что он мечтал об экранизации еще до войны. Наверное, уже тогда начался поиск актрисы на роль Натальи Мелеховой. Но вначале я снялась у него в главной роли в фильме по заказу комитета защиты мира. Я играла девушку, которая едет на целину. Думаю, Герасимов тогда проверял, как я буду чувствовать себя на съемочной площадке. А на втором курсе Тамара Федоровна мне сказала: «Читай, Зина, «Тихий Дон», готовься к роли Натальи». Кинопроб не было, только одна репетиция. А первая сцена (я помню ее до сих пор) - трагическая, когда Наталья приходит в имение Лесницких к Аксинье и требует: «Отдай мне моего Григория!»
- Что же произошло с нашим кино? Почему от высочайшего уровня мы перешли к бездушным однодневкам?
- Ушли настоящие мастера. Вот сейчас мы прощаемся с Петром Ефимовичем Тодоровским. Я люблю все его фильмы, благодарна ему за них и счастлива, что успела сказать ему об этом.
В кино пришли люди молодые, много непрофессионалов. Исчезла цензура, все определяют деньги. На телевидении царит навязчивая пошлость, которая уродует душу. Особенно страдают дети. Кинематограф же советского периода воспитывал в них хорошее.
Помню, когда я училась в пятом классе, то посмотрела в кинотеатре фильм «Александр Матросов» - о юноше, который закрыл своим телом амбразуру немецкого дзота. Я до сих пор помню лицо актера, который играл этого паренька. Помню, вышла из кинотеатра, а платье у меня мокрое от слез. Эти фильмы учили юных самым простым истинам - доброте, уважению к старшим, любви к Родине.
И все-таки не так все печально. В последнее время я получила несколько трогательных писем от девушек. Особенно поразило одно - от 13-летней девочки, которая подробно анализирует мою роль Натальи в «Тихом Доне». Видно, что смотрела серьезно, думала. Это ведь огромное счастье для актера - быть понятым, принятым не только своим поколением, но и молодыми.
- Какое впечатление на вас произвел Хабаровск?
- Замечательный город. В нем есть традиционность, сохранилось много старинных домов, каждый со своим лицом, индивидуальностью. Понравились Утес, памятник Муравьеву-Амурскому на высоком берегу и великолепная панорама Амура, уходящая в бесконечность. Город очень своеобразный, красивый, чистый, много цветов. Я буду счастлива еще раз приехать в дальневосточную столицу.
Марина Литвинова.
Фото Вячеслава Реутова.