Экспорт Хабаровского края: в Америку - патроны, в Китай - мёд

17.02.2017 | Открытая экономика | 6м. 18 c. | 352
Экспорт Хабаровского края: в Америку - патроны, в Китай - мёд
Иван Суханов: «Рынок экспорта высококонкурентен, поэтому краевым компаниям необходимо занимать проактивную позицию»

Предприниматели Хабаровского края небольшими шагами, но методично осваивают внешние рынки, расширя географию поставок. Однако само число экспортёров - порядка 200 предприятий - можно назвать каплей в море бизнеса, счёт которому идёт на десятки тысяч. 
Главным образом, занимаются экспортом крупные компании, связанные с ресурсами. За рубеж идёт уголь, нефтепродукты, древесина, рыба и морепродукты. Причем лес экспортируем сегодня не «кругляк», а продукты глубокой переработки: шпон, пиломатериалы. В скором времени начнут производить пеллеты на экспорт в страны АТР. «Дальэнергомаш» поставляет энергетическое оборудование в Европу, «Дальхимфарм» - лекарственные средства в США, Японию, Монголию. В Германию идёт пушнина. В те же Штаты охотничьи патроны от «Вымпела». Неплохой объём продукции ХЛВЗ ушёл недавно в Республику Корея.
Ещё наш край оказывает немало услуг на экспорт, но в таможенной статистике это может не отображаться вообще, так как то, что не пересекает границу физически, не отслеживается. Не учитывается и продукция предприятий, входящих в вертикально интегрированные структуры, таких, как Комсомольский-на-Амуре авиастроительный завод.
А вот среди малого и среднего бизнеса экспортёров немного. Одна компания поставляет БАДы на основе пантов оленей, продукты питания. Есть компания, которая производит удобрения на основе торфа. Вывозят недревесные ресурсы леса: мед, дикоросы и продукты из них. Особенно востребован мёд. В Китае он воспринимается как чисто российский бренд.
Несмотря на то, что соседние страны являются привлекательными рынками сбыта и наша продукция весьма востребована за рубежом, предприниматели сталкиваются с целым ворохом проблем при налаживании экспорта.
Чем можем - поможем
- В целом круг проблем, с которыми сталкиваются местные предприятия-экспортеры, можно разделить на три основных блока, - говорит Иван Суханов, руководитель Центра поддержки и развития экспорта Хабаровского края. - Первая - отсутствие знаний. Предприниматели не обладают структурированной информацией о том, каким образом нужно выходить на экспорт, как качественно подготовить свою продукцию и компанию в целом.
Второе - сложности на российской территории. Они связаны с излишне затянутыми процедурами получения разрешительных документов. А также с кредитованием сделок.
Третья и, пожалуй, основная проблема - сложности с поиском партнеров за рубежом. Некоторые предприниматели отмечают, что и после того, как первые партии товара отправлены контрагентам, они не заканчиваются.
Проще всего восполнить отсутствие знаний. Краевой центр поддержки экспорта ликвидирует этот пробел. Сюда стекается большое количество информации с разных источников: министерства, зарубежные торгпредства, российский экспортный центр. Её обрабатывают и доносят до предпринимателей через различные каналы. Второе направление работы - консультирование. Ведь многие элементарно не знают с чего начать.
Сложности на российской территории обычно связаны с излишне затянутыми процедурами получения разрешительных документов. Однако нельзя сказать, что наши местные органы надзора умышленно тормозят процесс. Они действуют в рамках существующего законодательства. Порой предприниматели не представляют необходимые документы вовремя.
Но, бывает, конечно, что и надзорные органы слишком жестко или двояко трактуют нормативные документы, которыми они руководствуются.
- Но, тем не менее, мы стараемся выстраивать диалог и решать спорные моменты, - говорит Иван Суханов. - С этой целью создана рабочая группа, куда вошли предприятия - представители основных отраслей. Также мы приглашаем представителей министерства международного и межрегионального сотрудничества края и представителей надзорных органов. Встречи, проводимые в неформальной обстановке с участием всех сторон процесса экспорта, позволяют открыто обсуждать проблемные вопросы.
Помимо этого разработаны дорожные карты по экспорту и таможенному администрированию. Инициатором их создания выступило Агентство стратегических инициатив. В рабочую группу по ним входят руководство Российского экспортного центра и действующие предприниматели.
Есть перспектива и по обеспечению небольших экспортёров финансовыми ресурсами. Фонд поддержки предпринимательства Хабаровского края выпустил отдельный продукт для экспортёров.
У банков есть договоры о сотрудничестве с агентством ЭКСАР. Он помогает страховать саму экспортную сделку: если партнёр непредсказуем, то деньги за поставку вы получите. И не получите наказание за невозврат валютной выручки. ЭКСАР выступает гарантом перед банком. Это круче, чем залог недвижимости. С такой гарантией предприятиями края заключено шесть сделок.
Ищите верного партнёра
- И с поиском партнеров за рубежом мы также оказываем помощь - организуем выставки, встречи, которые проходят на территории Хабаровского края, - говорит Иван Суханов. - Например, в край планируют приехать китайские делегации, чтобы наладить закупку какого-либо товара. Мы по своей базе данных находим подходящие компании, делаем рассылку, связываемся с ними, организуем встречи. Приезжают к нам, конечно же, не только азиатские компании, но и европейский бизнес. В крае есть компании, продукция которых, имеет потенциал для выхода на западные зарубежные рынки.
Если, например, планируется Харбинская ярмарка (Российско-китайское ЭКСПО), для Хабаровского края на ней выделяются отдельные стенды, которые мы предоставляем бесплатно предпринимателям, которые хотят показать свой бизнес и найти партнеров в КНР. Мы для них организуем выставочные места и решаем все сопутствующие вопросы. Задача предпринимателей - привести образцы продукции. Если появляется встречный интерес, мы организуем уже встречи, помогаем провести переговоры с потенциальными партнерами.
По опыту нашей работы, выставки и другие выездные мероприятия - один из самых действенных способов найти партнеров. Потому что если вы бездействуете и надеетесь, что к вам придет какой-нибудь иностранец и сам попросит вашу продукцию, то на экспорт вы вряд ли когда выйдете. Рынок этот высококонкурентен, выбор поставщиков в Россиии есть, поэтому краевым компаниям необходимо занимать проактивную позицию.
В центр иногда приходят предприниматели с затуманенным видением, не понимая, что и куда они могут экспортировать. Так что одна из наших задач - сориентировать, указать направление экспортного развития. Для этих целей отлично подходит образовательный проект, который идёт совместно с российским экспортным центром. За время обучения представители компаний узнают, как выстраивать коммуникации с иностранными партнерами, как правильно составить контракт, защитить интеллектуальную собственность, аспекты таможенного оформления и многое другое.
Защите интеллектуальной собственности также следует уделять особое внимание при выходе на внешние рынки. Это в частности касается компаний, торговая марка которых известна на территории нашей страны. Когда они выходят, к примеру, в Поднебесную, то сталкиваются с тем, что их марка может быть уже официально зарегистрирована на какого-нибудь находчивого китайца. Подобная ситуация случилась, например, с хабаровской компанией - экспортёром мороженого. Теперь у них есть опыт защиты своей торговой марки.
Можно, конечно, потом доказывать свое право в судах, но лучше предотвратить такую ситуацию.
Колбасу китайцы любят, но не пускают
Сейчас к ввозу в Китай запрещено мясо, колбаса и вся молочная продукция, кроме мороженого. Вообще всё, что связано с продуктами питания, очень жестко регламентируется, потому что это напрямую касается национальной безопасности. Вплоть до того, что контролирующие органы или представители страны контрагента могут приехать на завод производителя - посмотреть, соответствует ли он нормативам, требованиям. В любом случае должен быть контрагент, который мог бы официально ввести продукцию в страну.
Конечно, никто не снимает со счетов серые схемы. Взяла группа товарищей чемодан и вывезла, к примеру, колбасу, которая запрещена к импорту в Китае. Килограмм по 20 на брата. Но все это чревато в КНР жесткими мерами. Не стоит рисковать.
Помимо охраны национальной безопасности, есть, безусловно, в КНР и защита собственного рынка. В первую очередь - это инструмент нетарифной меры защиты (тарифный - когда поставлена пошлина). Они хотят поддержать свой рынок. Переговоры с целью открыть тот или иной рынок для российской продукции ведутся в рамках межправительственных комиссий. Например, по сельскому хозяйству встречаются представители двух государств и начинают, по большому счету, торговаться: «Вы нам разрешаете наше молоко ввозить, а мы вам, допустим, - свинину».
Вместе с производителями продуктов мы стараемся найти свою нишу, учитывая специфику потребления страны-импортёра. Прорабатывается, например, поставка солёной рыбы в Китай.  Дальневосточная торфяная компания - наш краевой резидент в «Сколково» - направила пробную партию своего абсорбента в Корею. Идут переговоры на ту же тему с японской стороной. ИП Амирханов (мороженое «Зайца») запускает проект по упаковке для экспорта в Корею, а возможно, и в другие страны. Производители мёда из Хабаровского края заявились на крупную выставку в Дубаи. А мясопродукцию можно попробовать экспортировать во Вьетнам.
Вариантов на самом деле немало - в Хабаровском крае есть продукция, помимо сырьевой, которая должна стать экспортной.

Анна МЕШАЛКИНА.
Раиса ПАЛЕЙ.



Через железнодорожные пограничные переходы Дальневосточной магистрали в январе 2017 года перевезено более 1,2 млн тонн внешнеторговых грузов - на 22,7% больше, чем в январе прошлого года.
Наибольший темп прироста продемонстрировал погранпереход Хасан - Туманган. В КНДР через него перевезено более 244 тыс. тонн грузов - в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Через самый крупный и грузонапряженный погранпереход Гродеково - Суйфэньхэ в КНР перевезено 761,7 тыс. тонн - на 9,6% больше, чем в январе прошлого года.
Еще один пограничный пункт пропуска с Поднебесной Камышовая - Хуньчунь переработал 201 тыс. тонн грузов, снизив объем грузовой работы на 11,9%. Однако, как отмечают специалисты, спад на данном направлении носит временный характер. Ведь в 2016 году именно здесь международные грузовые перевозки показали прирост в 73,4%.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



07.12.2021 23:47
Японский инвестор RFP Group будет производить домокомплекты
Японская компания Iida Group Holdings в ближайшее время станет главным собственником RFP Group, холдинга, в который входят известные краевые предприятия: «Дальлеспром», «Флора», Центр глубокой переработки древесины в Амурске, «Амурское пароходство».

В комментарии «Тихоокеанской звезде» генеральный директор RFP Group Константин Лашкевич подчеркнул, что новый японский акционер холдинга - это прежде всего инвестор, который обеспечит стабильность, сохранение и даже увеличение рабочих мест в компаниях, работающих в Хабаровском крае.

09.07.2021 23:34
Наши мультфильмы и джемы рекомендуют торгпреды РФ
Какие шансы у предприятий Хабаровского края наладить экспорт своей продукции и услуг в Индонезию, Болгарию, Кубу, Республику Корея, Монголию?