На то и свобода цен, чтобы продавец не дремал

11.12.2012 | Открытая экономика | 5м. 29 c. | 673
На то и свобода цен, чтобы продавец не дремал
При таком изобилии цены должны снижаться, но этого не происходит

Почему в каждом хабаровском микрорайоне находится по нескольку аптек, но стоимость лекарственных препаратов при этом не снижается? Почему на «красной линии» можно купить любую спортивную обувь, дорогую шубу, но невозможно найти хлебный киоск?

Почему в Охотском и Аяно-Майском районах нет ни одной официальной автозаправочной станции, а краевой комитет по развитию топливно-энергетического комплекса считает, что игроков на рынке нефтепродуктов в крае хватает? Эти и другие вопросы обсуждались на совещании, посвященном итогам реализации программы развития конкуренции в Хабаровском крае за девять месяцев этого года.

- Конкуренция нужна для того, чтобы потребители получали более качественную продукцию по более низким ценам. Если говорить простым языком, то это - соревнование, победитель которого получает максимальное количество клиентов. Для появления нормальной конкуренции необходимо как можно большее количество предпринимателей на отраслевых рынках и устранение административных барьеров, - отметил во вступительном слове заместитель краевого министра экономического развития и внешних связей Юрий Чайка.

В качестве примера Юрий Афанасьевич привел прошлогодние события, когда местные предприниматели пожаловались на рыбопромысловые компании, которые имели дискриминационный доступ к распределению участков. Вопрос был вынесен на совет по барьерам, к его рассмотрению подключились представители Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Хабаровскому краю. В итоге он был решен положительно.

По мнению Юрия Чайки, до сих пор недостаточная конкуренция в крае в таких отраслях, как транспортные перевозки, сельское хозяйство, ЖКХ, здравоохранение. Практически нет предложений на рынке оказания услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. Но в целом конкурентоспособность в крае заметно выросла.

- Здесь самый главный показатель - увеличение количества предпринимателей, - считает заместитель председателя правительства Хабаровского края Геннадий Апанасенко. - Было 37500, стало 58000. Еще недавно фонд поддержки предпринимательства был 20 миллионов рублей, в этом году мы распределили 280 миллионов. Есть разница?
Однако не все отраслевые рынки «насыщены» конкуренцией. Например, нуждается в новых игроках рынок нефтепродуктов. Но с этим почему-то заинтересованные краевые структуры не согласны.

- Мы рекомендовали краевому правительству разработать целевую программу по развитию конкуренции в этой отрасли, - говорит руководитель УФАС по Хабаровскому краю Валентин Бодров. - И вот какой нам пришел ответ из краевого комитета по развитию топливно-энергетического комплекса - рынок наполнен, все районы края нефтепродуктами обеспечены, в привлечении других компаний нет необходимости.

- Почему же тогда бензин, произведенный на Комсомольском неф­теперерабатывающем заводе в Хабаровске дешевле, чем в самом Комсомольске-на-Амуре? - поинтересовался губернатор Вячеслав Шпорт у представителя комитета по развитию ТЭК. - Почему человек приехал заправляться, а топливо снова подорожало? Думаете, его в этот момент волнует, что автозаправок стало больше?

Ответ Вячеслав Иванович услышал простой - руководитель комитета Анатолий Шатаев, который подписывал бумагу для УФАС, сейчас в отпуске. Все вопросы к нему.
- Вот я был в Аяно-Майском районе, - продолжил губернатор. - Зарегистрировано 304 джипа. А автозаправки ни одной. В Охотском районе - ни одной. В Николаевске-на-Амуре - всего две. Вопрос: где люди заправляются? Где конкуренция на рынке нефтепродуктов в этих районах?


Вопрос остался без ответа.
Главная проблема в создании конкурентоспособной среды, по мнению члена общественно-консультативного совета при УФАС по Хабаровскому краю Нины Полички, в том, что у предпринимателей, собирающихся открыть собственное дело, нет никакой информации о положении дел на отраслевых рынках. Как начать предпринимательскую деятельность, если неизвестно - сколько в этой отрасли игроков, каковы условия на этом рынке и много других важных для бизнесмена факторов.

- Необходимо расставлять приоритеты, - считает Нина Петровна. - Во-первых, эффект должен ощущаться в тех отраслях, которые наиболее близки к населению.

А во-вторых, нужно регулировать конкуренцию в тех отраслях, где цены постоянно растут, а качество предоставляемых товаров и услуг не улучшается. В первую очередь, это относится к сфере жилищно-коммунальных услуг, где управляющие компании по сути навязывают свои услуги и цены потребителям.

- Я недавно выступал в прямом эфире на радио и могу подтвердить, что девяносто процентов задаваемых вопросов касалось именно ЖКХ, - поддержал Нину Поличку Вячеслав Шпорт. - Из этих вопросов опять же процентов девяносто о проблемах с управляющими компаниями. Звонили, например, из поселка Известковый. Там ситуация такая - неделю есть тепло, потом дня три нет. И ведь местных жителей уже не пугают эти отключения, они к ним привыкли. Они спрашивают - почему управляющая компания требует оплату за те дни, когда услуга не предоставлялась? А все потому, что никакой конкуренции в этой отрасли нет.

По мнению губернатора, некоторые чиновники на самом деле не понимают истинный смысл конкуренции. Они считают, что главный показатель для отчетности - большое количество предпринимателей в той или иной сфере. Но несколько аптек в небольшом микрорайоне с одинаково высокими ценами на лекарственные препараты - это, по убеждению Вячеслава Шпорта, не создание конкуренции, а решение вопроса доступности услуги.

- Вы в магазинах бываете? - обратился губернатор к собравшимся. - Или вам все продукты домой привозят? Вы походите и увидите, что магазинов много, на каждом шагу. А цены везде одинаковые. Почему? Потому что у предпринимателя есть выбор - он может сделать торговую надбавку от 10 до 50 процентов. Но большинство почему-то выбирает более высокую наценку. Ему нужна прибыль и как можно быстрее. Но ведь и в соседнем магазине точно такие же цены. А как же законы конкуренции? Мне это больше элементарный сговор напоминает.

- В розничной торговле законы конкуренции как раз и не работают по причине перенасыщения, - вступил в разговор представитель городского отдела по защите прав потребителей Владимир Денисенко. - У каждого должен быть выбор - купить необходимый товар здесь или по соседству. Но посмотрите на улицу Муравьева-Амурского. Можно купить золото, шубы, спортивные товары. А где купить хлеб и молоко? Выбора-то нет.

По словам Владимира Денисенко, в розничной торговле есть такое понятие, как «перепроизводство». Когда игроков много, а потребителей - мало. Тогда негласно устанавливаются одинаковые цены с максимальной накруткой и предприниматели ждут, когда и к ним заглянет покупатель. В отдел по защите прав потребителей, например, обращались жители одного микрорайона с жалобой на шиномонтажные предприятия. Точек шиномонтажа рядом несколько, а цены везде одинаковые. Вот и вся конкуренция.

- Проблема в том, что без собственного производства, за счет только лишь перепродажи, все предприниматели так и будут держать спекулятивные цены, - вступил в разговор мэр Хабаровска Александр Соколов. - Нужно стимулировать конкуренцию в тех отраслях, где на самом деле не хватает игроков. Посмотрите, что происходит в нашем строительном комплексе - каждый год мы строим рекордное количество жилья, а цены только растут. Говорим про несколько десятков застройщиков, а по сути строительных организаций всего три. Почему нельзя пригласить компании из-за пределов Хабаровского края, которые, думаю, могли бы возводить жилье на самом деле по низким ценам. Вот бы где конкуренция могла бы принести плоды в самом ближайшем будущем.

Еще об одной ситуации упомянул хабаровский градоначальник - в сфере ритуальных услуг. По словам Александра Николаевича, был момент, когда предпринимателей на этом рынке было более чем достаточно. Но многие из них видели свою главную задачу в одном - закопать клиента и получить за это деньги. К чему все привело? К тому, что на городском кладбище сейчас ужас что творится - ритуальщики, оказывая свои услуги по погребению, не берут на себя обязанность поддерживать захоронения в должном порядке. И сейчас муниципальные службы вынуждены наводить порядок за других. Как считает Александр Соколов, развитие конкуренции в некоторых отраслях должно соседствовать с жестким контролем со стороны властей и антимонопольной службы. А ведомственные министерства обязаны следить не только за соблюдением правил конкуренции, но и за ценообразованием.

- Видны положительные результаты в развитии конкуренции на территории Хабаровского края, но работы в этом направлении - непочатый край, - подытожил Вячеслав Шпорт. - Я бы посоветовал руководителям краевых министерств проанализировать ситуацию на подведомственных рынках и предоставить свои предложения о том, как привлечь на наши отраслевые рынки новых игроков. Конкуренция должна работать в наших населенных пунктах, а не только в наших отчетах.

Автор: Игорь МИРОШНИКОВ






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



07.12.2021 23:47
Японский инвестор RFP Group будет производить домокомплекты
Японская компания Iida Group Holdings в ближайшее время станет главным собственником RFP Group, холдинга, в который входят известные краевые предприятия: «Дальлеспром», «Флора», Центр глубокой переработки древесины в Амурске, «Амурское пароходство».

В комментарии «Тихоокеанской звезде» генеральный директор RFP Group Константин Лашкевич подчеркнул, что новый японский акционер холдинга - это прежде всего инвестор, который обеспечит стабильность, сохранение и даже увеличение рабочих мест в компаниях, работающих в Хабаровском крае.

09.07.2021 23:34
Наши мультфильмы и джемы рекомендуют торгпреды РФ
Какие шансы у предприятий Хабаровского края наладить экспорт своей продукции и услуг в Индонезию, Болгарию, Кубу, Республику Корея, Монголию?