Прошёл человек сквозь жизнь…

05.05.2023 | Память | 7м. 15 c. | 482
Прошёл человек сквозь жизнь…
Его Хехцирские сказки перездаются вновь и вновь

Уж очень тонкая и уязвимая эта загадочная субстанция - жизненная нить. До сих пор непросто представить себе, что заслуженный художник России Александр Лепетухин где-то не с нами и не здесь. Ведь он был из тех надёжных людей, кто для родных и друзей в самые трудные минуты всегда рядом.

2 мая Александру Петровичу исполнилось бы 75 лет. Так что же это был за человек, Александр Лепетухин? Предоставим слово его родным, друзьям, коллегам.

Путь долгих поисков, сомнений и событий

- В разрушительные для страны 90-е годы ХХ века он всегда делился всем, чем мог, даже лекарствами, в которых сам так остро нуждался, - вспоминает о Лепетухине Виктория Шишкина, искусствовед, член Союза художников России. - Саша с молодости не расставался с карандашом и блокнотом или же листами бумаги, прижатыми к старенькой повидавшей не один пленэр папке.

Она была с ним на заседаниях кафедры и на коротких переменах между учебными занятиями. В папке таились моментальные зарисовки, идеи будущих холстов и графических поисков, а позднее торопливые фрагменты записей будущих статей и книг.

Александр Петрович успевал много работать и делал это даже в годы тяжёлой болезни. Завершённые картины и пухлые папки с рисунками и набросками заполняли его мастерскую, дома уютно располагались этюды и графика.
Каждый пленэр, творческие поездки и путешествия служили толчком для размышлений и поисков, прораставших новыми композициями. Станковая живопись, графика и иллюстрирование книг поддерживались жанровым многообразием.

Оно выражалось в натурных портретах друзей и знакомых, в дальневосточных ландшафтах, пейзажах средней полосы, экзотических далях Юго-Восточной Азии и Иерусалима. Лепетухин многое создавал по памяти. Импульс сердца рождал и подталкивал творческую фантазию художника.

Александр Петрович остался в памяти самых разных людей. О нём с теплотой и благодарностью говорят его студенты, давно ставшие профессионалами. Широта интересов, глубокая начитанность, парадоксальность суждений и юмор делали его необычайно интересным собеседником. Будучи уже опытным художником, он прислушивался к мнениям и практическим советам Е. М. Фентисова и С. М. Федотова, но при этом всегда шёл своим путём.

Эта особенность характера Александра Петровича заметна в его творческом наследии, отмеченном таким разнообразием творческих поисков и решением экспериментальных задач, что трудно поставить с ним рядом кого-то из дальневосточных художников.

Освоив и воплотив какие-то творческие задачи, он волшебным образом через несколько лет представал перед зрителями на очередной выставке совершенно новым художником. Шаблонов Александр Петрович явно не терпел и умел удивлять зрителей экспериментальной техникой исполнения, а собеседников - неожиданным виражом мысли.

Он постоянно искал какой-то свой особый путь, не оглядываясь по сторонам и ни у кого ничего не заимствуя. Этот путь в последние десятилетия жизни постепенно стал обретать особое духовное измерение.

Глубина изобразительных поисков устремлялась вслед за размышлениями о смысле жизни и её духовной наполненности. Это нашло отражение в особенном цикле произведений художника, посвященных героям и легендарным сюжетам Евангелия, объединённых единым названием «Путь».

Не могу сказать, что Александра Лепетухина нет рядом с нами, оставшимися в земной жизни. Его композиции можно видеть на выставках, а в семьях хабаровчан живут написанные и иллюстрированные им книги.

По прошествии времени трудно разъять изобразительное и литературное наследие Александра Петровича. Оба культурных пласта плавно переливаются, дополняя друг друга.

Детская тема в творчестве художника представлена в трогательных, уморительных диалогах и приключениях добрых и наивных героев «Хехцирских сказок» и таких же выразительных рисунках к ним. Жизнь сказочных, лесных обитателей продолжилась в станковой графике художника, которые с удовольствием рассматривают и дети, и взрослые.

Для Александра Петровича всегда много значили книги, журналы, альбомы по искусству. Они были объектом его пристального внимания и изучения не только в «доцифровую эру». Лепетухин ценил хорошую классическую и современную прозу. Будучи преподавателем на худграфе, часто сам читал книги студентам. 

Неудивительно, что Александр Лепетухин совершенно естественно стал автором значимой для дальневосточной культуры книги «Вчера, сегодня, всегда…» (2015). Он так легко и свежо написал о художниках, художниках-педагогах и о своих учениках, что, читая её, лучше понимаешь его самого как открытого и доброжелательного человека, любящего жизнь и людей.

В очерках о мастерах дальневосточного искусства есть живая интонация общения. Редкий случай, когда автору удалось так естественно сократить, а точнее убрать непреодолимую дистанцию между художниками и читателем.

В который раз, открывая эту книгу, вспоминаешь меткие слова Александра Лепетухина и его ироничные суждения. Словно сидишь за чаем в его мастерской в плотном окружении картин и этюдов, слушаешь неспешный, приправленный прибаутками увлекательный рассказ.

Он всегда был в курсе художественной жизни, посещал выставки, принимал участие в дискуссиях, находил время для общения не только с профессиональными, но и с совсем юными художниками. 

Лепетухину всегда были интересны суждения других людей, хотя порой его остро раздражало несовпадение мнений и художественных пристрастий. Он мог быть резким и порывистым, но ведь это так естественно для творческой среды.

Проходят годы, но личность Александра Петровича Лепетухина не тускнеет в памяти тех, кто его лично знал, и совсем не нуждается в торжественной ретуши. Его произведения не утрачивают своей художественной привлекательности, рассказывая о честном пути долгих поисков, сомнений и открытий мастера.

«Я художник цикличный, но не зацикленный»

- Проходит человек сквозь жизнь и оставляет след. Следующим. Кто-то почти ничего не оставляет. Просто проходит, и всё. Может быть, не успевает понять. Александр Петрович Лепетухин не таков, - говорит о нём вдова, заслуженный художник Хабаровского края Наталья Лепетухина, - Все было важно. Больно, но важно. Иногда напролом.

Много читал, успевая понятия и события вплетать в свое миропонимание. Отбирал для себя самое сокровенное, родное душе, создавал идеал, искал его в жизни. Умение понимать красоту и общаться взял у матери, любовь к литературе и культуре - от отца.

Оставил наш Петрович наследие: немного литературы и много-много художественных работ. Там и эксперимент, множество жанров в разных техниках и приёмах, подходах к цвету и форме.

Всё это хорошо бы изучить и применять в методиках обучения рисованию. Изображал всё, что видел и что думал, о чем читал, и просто ритмические произвольные композиции, которые сами выходили из-под руки. Всегда с папкой и карандашом. Таким и запечатался в душе.

Худграф ХГПИ дал Хабаровску и краю не одно поколение замечательных художников, скульпторов, иллюстраторов. Все, кто там учился, помнят особую атмосферу, связывающую преподавателей и студентов.

Понятия дружбы, участия, взаимопомощи до сих пор присутствуют там, а именно это воспитывает нравственную суть личности человека. Александр Петрович посвятил преподаванию почти 50 лет, стараясь всем, в ком видел задатки творцов, передать свои знания и опыт.

Творчество как художника у Александра Петровича делится на множество циклов, сразу которые показать невозможно. Как говорил сам: «Я художник цикличный, но не зацикленный».

Юмор и сарказм были ему присущи. Даже краски на холстах становятся слегка ядовитыми, но что поделаешь, таков характер. В живописи проявляется внутренний язык художника, который даже словам бывает не подвластен.

В литературе Лепетухин известен как сказочник и автор очерков под рубрикой «Душа и творчество», которые публиковала газета «Тихоокеанская звезда». Получаю постоянные пожелания от людей о переиздании «Хехцирских сказок».

В общественной жизни Петрович не ограничивался только своими работами. Легкий на подъём, постоянно был готов к проведению акций, групповых выставок, фестивалей искусств.

И даже после его ухода выставки не прекращаются. Их было уже более семнадцати с 2016 года, когда художника не стало. География персональных выставок обширна: Чиангмай (Таиланд), Гонконг, Владивосток, Москва, Киров, Новокуйбышевск, Комсомольск-на-Амуре. И везде работы Александра Петровича находят хороший отклик в душах зрителей.

Этот год начался с выставки «Свет Рождества» в Санкт-Петербурге. Были показаны работы из цикла «Путь», которые с 2021 года путешествуют по городам центральной России.

Также были представлены работы художника из частных собраний коллекционеров. Очень приятно было слышать отзывы культурологов, искусствоведов, художников, волонтёров, просто жителей Питера о том, как воспринимают они работы нашего земляка.

… Слишком много прожито вместе, чтобы коротко сказать о человеке. Слава Богу, что были счастье, взаимопонимание. Он крутил свою баранку жизни. Для условий того времени жил по-крупному, по-честному.

«Не тужил - и всем мое почтение», - как говорил Амвросий Оптинский. Старался принимать мир объёмно, умел человека увидеть, понять, поддержать, настроить на правильное решение, жалел.

По натуре был бойцом за истину, и рисование служило главным доказательством, отражением жизни. Хотел быть художником в высоком смысле этого слова и был им. Трудностей и болезней было предостаточно. Сопротивлялся, преодолевал. Сделал немало.

Нет края у вечности

- Наша первая встреча с Александром Петровичем Лепетухиным состоялась более 40 лет назад, - рассказывает Константин Кузьминых, заслуженный художник РФ, академик Российской академии художеств. - Я был студентом, а он - преподавателем художественно-графического факультета Хабаровского государственного педагогического института.

Потом он стал моим учителем, был руководителем дипломного проекта. Лепетухин много дал мне и как художник, и как человек. Открыл глаза на вещи, в значительной степени определившие мою дальнейшую художническую судьбу.

Окончив институт, я вернулся в Магадан, начал свою творческую карьеру. Часто приезжал в Хабаровск и, конечно, встречался с Учителем. Мне с ним было легко, всегда интересно, разницы в возрасте мы не чувствовали. Порой делали портреты друг друга, устраивая своеобразные рисовальные дуэли.

В начале 2000-х мы начали работу над совместным проектом «Диалог о вечном». Его идея родилась в беседах в его мастерской как продолжение наших многолетних отношений, позволив им перейти на качественно новый уровень.

Это была серия выставок по регионам России, на которых были представлены произведения двух художников разного возраста, живущих в разных городах, имеющих разные взгляды на жизнь, которые одновременно работают над общей темой.

Одна из интриг проекта состояла в том, что сами авторы до очередной выставки не видели работ друг друга, и диалог произведений происходил уже на самой экспозиции.

Тематическая канва проекта - Библия. Название «Диалог о вечном» практически до бесконечности расширяет его сюжетные границы. Создавая эту тематически новую для меня серию работ, я почувствовал себя на краю неизведанной земли, по которой можно идти всю жизнь, где-то останавливаясь, несколько раз проходя один и тот же участок пути, возвращаясь к его началу, понимая, что пройти эту землю всю, до конца и достичь ее края невозможно. Потому, что его просто нет.

Во многом благодаря такому по-настоящему творческому общению мы стали хорошо понимать друг друга, быть рядом, даже находясь на расстоянии. Однажды Александр Петрович мне сказал: «Когда я подхожу к холсту и начинаю работать, я учитываю тот факт, что в Магадане есть художник Кузьминых». Сегодня мне его не хватает.

Подготовила
Марина ДЕРИЛО.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



22.02.2024 00:57
Имя Макарова - на стеле Героев
Подвиг Вячеслава Владимировича Макарова навсегда останутся в наших сердцах

30.01.2024 10:11
125-граммовый хлебный паёк получили хабаровчане из блокадного Ленинграда
Во всероссийской акции «Блокадный хлеб», посвящённой 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады, приняли участие жители Хабаровского края во всех районах. И для краевой столицы акция давно стала традиционной. Начиная с 2017-го каждый год 27 января местным жителям дают попробовать 125-граммовый хлебный паёк, приготовленный по рецепту военного времени. В акции участвуют активисты и волонтёры патриотических организаций края.

Например, раздавать хлеб в ТРЦ «Большая медведица» помогала Анастасия Смирнова – воспитанница поисково-юнармейского отряда «Журавли» имени героя России А. А. Аксенова. В акции девушка участвует третий год подряд.