Солдаты кисти и резца

19.03.2020 | Память | 3м. 0 c. | 272
Солдаты кисти и резца
С первых дней войны Василий Романов работал в студенческих отрядах на сооружении оборонительных объектов Ленинграда

История хабаровской организации художников России началась в 1939 году. 25 ноября был издан указ № 303, которым отдел искусств крайисполкома учредил оргкомитет по созданию краевой организации художников. Эту дату и принято считать днем основания ныне работающей общественной организации художников. Тем не менее, официальное ее оформление состоялось в феврале 1941 года.
Процесс творчества продолжался и в годы Великой Отечественной войны - проводились краевые выставки, конкурсы на лучший плакат, посвященный войне. Начиная с 4 июля 1941 года, выпускались окна плаката «Удар по врагу».
За годы войны краевая организация выросла с 7 до 25 человек. О том, чем были заняты художники, и поведем речь на примере нескольких из них.
Приведу данные из одного отчета: «С самого начала войны вся работа союза шла по двум основным направлениям. Первое окно «Удар по врагу» вышло в начале июля 1941 года, а в декабре на краевой выставке были показаны живописные работы Тихонова и Шафмана - «22 июня» и «Маршалы». Члены оргкомитета провели пять выездов в воинские части.
В окнах «Удар по врагу» было выпущено около 300 оригинальных плакатов, 9 тысяч фотокопий. Была издана серия плакатов для воинских частей «Ни шагу назад!». Состоялось 12 краевых выставок, на них было представлено 370 работ разных жанров.
Разумеется, это был гражданский вклад художников, которые не были призваны в боевые солдатские ряды фронта. Но были среди них и те, кто прошел пекло войны и отразил ее позже, в послевоенных работах. Вот имена некоторых из них.

Автор памятника Ерофею Хабарову

Скульптор Абрам Пейсахович Мильчин на фронт был призван в 1942 году, когда был студентом Московского института изобразительного искусства. До учебы работал художником в Биробиджанском драмтеатре. Отсюда его направили в Москву.
В своей автобиографии он писал: «В 1942 году меня мобилизовали в Красную Армию и направили на фронт. Имел ранение и тяжелую контузию. В 1945 году демобилизовался и вернулся в институт. Летом 1946 года по вызову уехал в Биробиджан, где работал художником в театре и заведующим отделом иллюстраций в газете «Биробиджанская звезда».
Спустя год его пригласили в Хабаровск. Здесь он увлекся скульптурным творчеством, резьбой по дереву, продолжал оформлять театральные спектакли.
На краевой выставке художников (1948 г.) экспонировалась его двухметровая скульптура советского воина (гипс). Эта работа была удостоена первой премии. Была замечена и оценена скульптура Мильчина «Семен Дежнев».
Звездным же часом мастера стал 1957 год, когда он показал на выставке проект памятника Е. П. Хабарову. Спустя год к столетию со дня основания города был открыт памятник первопроходцу на привокзальной площади.
На счету Мильчина много других скульптурных работ, их тематика - дальневосточная история, ее творцы и война, участником которой он был.

Человек с нелегкой судьбой

У этого человека богатая и впечатляющая биография. Родился Борис Шахназаров в Армении, в городе Карсе в 1905 году. Годы учебы на рабфаке, школе художеств, Ленинградской академии на живописном факультете, работа в Таджикистане, Крыму, на Сахалине и в Хабаровске (1962 г.) помогли ему создать огромный красочный мир, который особенно выразителен в его любимом жанре - натюрмортах.
Около трех десятилетий жил Борис Герасимович на Дальнем Востоке, и этот период является самым плодотворным в творческой биографии художника.
Если бы сегодня собрать воедино все, что создано Шахназаровым за долгие годы труда, стало бы особенно понятно, каким нелегким и плодотворным был этот путь. И еще, открылся бы высокий нравственный пример человека с нелегкой судьбой.
В августе 1941 года он был призван в ряды Красной Армии, участвовал в боях под Москвой. В декабре 1941-го был тяжело ранен, больше года провел на лечении в военных госпиталях. Перенес ряд хирургических операций, после чего был снят с воинского учета как инвалид Великой Отечественной войны 2-й группы.

От «Айгунского договора» до блокадного Ленинграда

Василий Евтропович Романов вошел в дальневосточную историю как автор картины «Айгунский договор». Война застала его в Ленинграде, где он учился в художественно-педагогическом техникуме и работал на заводе. Пережил блокаду, будучи студентом академии художеств, получил профессиональное образование.
С первых дней войны Романов работал в студенческих отрядах на сооружении оборонительных объектов Ленинграда. Вместе с академией больной дистрофией студент был эвакуирован в Самарканд. Здесь в 1943 году защитил дипломную работу на «отлично» и по распределению получил направление в Йошкар-Олу, где стал художником республиканского театра. С 1946 года жил и работал в том же качестве в Благовещенске, потом в Хабаровске.
- Для меня земля дальневосточная, - признавался Романов, - явилась неиссякаемым источником для творческих поисков, в которых значительное место занимают четыре основные темы, в частности: история, аборигены Приамурья и северных окраин, преображение Дальнего Востока, охрана дальневосточных рубежей Родины…
Художник перечислял ряд своих работ: «Айгунский договор», «Главный мост БАМа у города Комсомольска-на-Амуре», цикл работ, посвященных Амурску, Солнечному, Зейской ГЭС и другие. Особое место всегда занимал цикл, посвященный блокадному Ленинграду.
Известен был Романов как опытный иллюстратор и оформитель книг дальневосточных писателей. Интересны его эскизы и наброски о Великой Отечественной войне - «Ополченцы», «Вперед!» и другие.

Украсил серость цветной мозаикой

Боевой танкист Николай Павлович Долбилкин закончил войну в освобожденной Праге, пройдя ее от начала до конца. Однажды он позвал меня в гости, сказав: «Думаю, удивитесь». В квартире была его рабочая комната, небольшая, заставленная рамами, другими деревянными заготовками для будущих картин.
Удивился я вот чему - на маленьком столике стоял пылающий красками натюрморт. Красные розы были как живые, понюхай и почувствуешь их аромат … А ведь раньше этим жанром он не интересовался.
С Николаем Павловичем мы были давно знакомы, даже жили в одном доме, нередко встречались во дворе, когда он направлялся в свою мастерскую на улице Фрунзе. Что я знал о художнике до встречи с «розовым» натюрмортом?
То, что он воевал, потерял в боях три танка. Вернулся победителем. Оказался в городе юности, где стал известен как первый в крае художник-монументалист.
Аскетическая архитектура середины прошлого века была унылой и серой. Долбилкин захотел украсить эту серость цветной мозаикой. И преуспел - заказов было много, число подсвеченных краской зданий росло в Комсомольске и Хабаровске. Кое-где они остались еще и сегодня. Темы этих «картин» были однообразными, узнаваемыми - герои войны и революции, молодые строители новых городов, материнство и другие.
Более известен был Долбилкин как портретист. В его живописи этот жанр достиг немалого количества. Портретируемых земляков он выбирал сам, приглашал в мастерскую, делал зарисовки лиц, а позже появлялся портрет.
Уговорил он и меня: лицо, мол, у вас интересное. Пришлось посидеть, позируя. Была выставка портретов в одном из залов музея города Хабаровска, и щедрый ему подарок от художника. Портретная коллекция Долбилкина перешла в собственность музея.
Портреты, некоторым образом, были не совсем похожими на «модели», они смахивали быстрее на монументальность. Увидев себя любимого на холсте, я сказал Николаю Павловичу: «Почти не похож на себя». «Я так вас вижу», - был ответ.
У него была фотография военной поры - шесть боевых медалей и орденов выстроились в три ряда на его груди.

Группа «Удар по врагу»

В этих заметках нельзя не упомянуть и о тех художниках, которые, находясь в тылу, своим творчеством помогали фронту. Среди них В. Н. Высоцкий, автор триптиха «Максим Пассар» - об известном снайпере-нанайце, активное участие принимал в плакатах «Удар по врагу». Сорок плакатов выполнил для тех же «окон» Д. Д. Нагишкин.
Г. А. Цивилев - начальник отделочного цеха завода № 199 города юности создал серию графических работ, посвященных войне. Художники Д. Д. Нагишкин, Л. И. Дешко, В. В. Павчинский работали в редакции газеты «Тихо­океанская звезда» и активно сотрудничали в окнах «Удар по врагу». В газете часто публиковались карикатуры И. А. Горбунова, на его счету 24 плаката для окон.
«Надо бить врага на всех фронтах» - под таким девизом создавалась и работала в Хабаровске группа «Удар по врагу». С этой целью объединились художники и писатели, чтобы выпускать плакаты военной тематики наподобие знаменитых «Окон РОСТА». Выставлялись плакаты в окнах книжного магазина на ул. Карла Маркса. В творческую группу входили 13 художников и 6 поэтов.

Александр ЧЕРНЯВСКИЙ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске

23.03.2024 08:55
Скорбим со всей страной

23.03.2024 08:16
Страшная трагедия в подмосковном «Крокус Сити Холле». Десятки пострадавших. Выражаем свои соболезнования родным и близким этих людей

22.03.2024 15:21
На платформе «Ростелеком. Лицей» запущен новый онлайн-курс по английскому языку для начальных классов

22.03.2024 10:02
Хабаровский Росреестр поправил Яндекс Карты

22.03.2024 09:36
Если солнце исчезнет…



22.02.2024 00:57
Имя Макарова - на стеле Героев
Подвиг Вячеслава Владимировича Макарова навсегда останутся в наших сердцах

30.01.2024 10:11
125-граммовый хлебный паёк получили хабаровчане из блокадного Ленинграда
Во всероссийской акции «Блокадный хлеб», посвящённой 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады, приняли участие жители Хабаровского края во всех районах. И для краевой столицы акция давно стала традиционной. Начиная с 2017-го каждый год 27 января местным жителям дают попробовать 125-граммовый хлебный паёк, приготовленный по рецепту военного времени. В акции участвуют активисты и волонтёры патриотических организаций края.

Например, раздавать хлеб в ТРЦ «Большая медведица» помогала Анастасия Смирнова – воспитанница поисково-юнармейского отряда «Журавли» имени героя России А. А. Аксенова. В акции девушка участвует третий год подряд.