Своим персонажам он сам придумывал биографии

02.11.2022 | Память | 3м. 18 c. | 395
Своим  персонажам он сам придумывал биографии
Комический контрабандист Лёлик из «Бриллиантовой руки»

Авантюрист-неудачник Киса Воробьянинов и несгибаемый комбриг Серпилин, комический контрабандист Лёлик и угрюмый политический ссыльный Копалыч, атаман Ангел и пенсионер Семен Васильевич с вошедшим в фольклор «тебя посодют, а ты не воруй!» Трудно поверить, что всех этих персонажей, столь разных и столь запоминающихся, сыграл один и тот же актер. Анатолий Папанов. 31 октября великому артисту исполнилось бы 100 лет.

Первые роли

Анатолий Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего. Его отец Дмитрий Папанов играл в самодеятельном театре. На сцену выходил и Толя, если находились роли для детей.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители переехали в Москву. Папанов вспоминал, что в школе учился «плохо, читал мало», а кино и театр очень любил. Часто ходил в клуб «Каучук», который открыли недалеко от дома. Выпускной год Папанов провел в вечерней школе: чтобы помочь семье, ушел работать на 2-й Московский подшипниковый завод, в ремонтную мастерскую литейщиком.
При «Каучуке» тогда работала любительская театральная студия, а артистами в ней служили рабочие завода. Они ставили спектакли «Учитель», «Профессор Полежаев», «Укрощение строптивой», «Васса Железнова», водевили. Коллективом руководил актер Театра имени Евгения Вахтангова Василий Куза.
Его коллеги-вахтанговцы учили самодеятельных актеров технике речи, фехтованию и сценическим движениям. Вскоре и Папанов присоединился к труппе. Его первыми ролями стали Гортензио из «Укрощения строптивой» и Пятеркин из «Вассы Железновой».
В труппе часто беседовали о литературе. В такие моменты Папанов «опускал голову и изображал глубокомыслие» - боялся, что его тоже спросят. Ему нечего было сказать: даже произведения школьной программы он освоил не все. Именно из-за этого страха он начал читать, а после не смог остановиться - литература стала его увлечением. В клубе Папанов также посещал хоровой класс, изостудию, учился играть на домре.
В 1937 году Папанов впервые появился на киноэкране - сыграл эпизодическую роль в картине «Ленин в Октябре». В качестве статиста он участвовал в съемках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин».

 На фронте

В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Сначала он попал в воинскую часть в Саратове, потом - в Оренбурге. Весть о войне застала его там. Уже в июле их подразделение перебросили на 2-й Юго-Западный фронт - защищать Харьков.
В первом же бою из 42 человек взвода в живых остались лишь 14. Тогда же погиб близкий друг Папанова - студент ВГИКа Алик Рафаевич. Подразделение соединили с другим и снова отправили в бой.
В первую военную зиму Папанов получил тяжелое ранение. Блиндаж, в который они с однополчанами зашли погреться, разбомбили самолеты неприятеля. Все, кто был рядом, погибли. У Папанова были контузия и три ранения, самое сложное из них - в ногу.
Первые операции провели во фронтовом госпитале, затем его поездом отправили в больницу в Буйнакске. Ногу удалось сохранить, но, несмотря на все протесты, будущего актера признали инвалидом и негодным к службе.
В 1942 году Анатолий Папанов вернулся в Москву. Инвалидность не позволила устроиться на работу на завод - он с трудом ходил, опираясь на палку. Ему доверили только пост охранника в Народном комиссариате целлюлозно-бумажной промышленности. «Камень лежал на сердце от сознания своей неполноценности», - вспоминал актер.

 Возвращение на сцену

Однажды Папанов зашел в Дом культуры «Каучук», в котором играл до войны. Среди артистов остались только несколько старушек и одна девушка. Папанов предложил возродить коллектив и выступать перед рабочими. Новую труппу тепло принимали и на заводах, и на фронте. Тогда Папанов решил поступать в театральный.
На вступительном экзамене в ГИТИСе он прочитал «Сына артиллериста» Константина Симонова. Взяли его сразу на второй курс: там нужны были мужчины. «На доске объявлений висел отпечатанный на машинке список принятых в институт еще в августе. И в этом списке карандашом была дописана моя фамилия», - вспоминал Анатолий Папанов.
Молодые артисты ГИТИСа ставили отрывки пьес и ездили с концертами в колхозы и на фронт. Из-за хромоты в студенческих спектаклях Папанов был всегда на вторых ролях. Научиться ходить заново, «как все», ему помог преподаватель сценического движения Иван Иванов.
Однако на главные роли его не брали не только из-за хромоты: режиссерам не нравились его «вульгарные шипящие». Но прикус исправить не удалось.
«Правильной до конца речь моя так и не стала… Не из-за нее ли я получал потом роли разных малосимпатичных типов? Да и мультипликационный Волк из мультфильма «Ну, погоди!» заговорил моим голосом тоже, наверное, поэтому», - говорил Папанов.

 Личная жизнь

Еще в ГИТИСе Папанов познакомился со своей будущей женой Надеждой Каратаевой. В первый день их встречи на ней была военная форма - это и стало поводом для знакомства. Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти.
Они вместе ездили на занятия на трамвае, ходили в библиотеку, встречались украдкой. «Шел 42-й год, в Москве был комендантский час - разрешалось лишь до 23 часов находиться на улице, - вспоминала Надежда Каратаева. - Толя меня проводит, а потом дворами, закоулками бежит домой. Рисковал - его же мог задержать патруль!»
Поженились актеры в 1945 году, вскоре после Дня Победы. На их отношениях сказывались профессиональные неудачи, которые сопровождали Папанова в течение почти 10 лет после выпуска из ГИТИСа.
За это время актер сыграл лишь в 25 спектаклях, и роли ему отводили второстепенные. Приносили они совсем небольшие гонорары. «Мы жили непросто, - вспоминал актер, - долго откладывали появление нашей дочери на свет. Да и не самым лучшим мужем был я в пору ожиданий своей настоящей роли…»
Дочь Папанова Елена родилась в 1954 году и впоследствии тоже стала актрисой.

 Театральные работы

В 1946 году, после окончания ГИТИСа, Папанов играл в Клайпеде - в Литву их курс направили создавать русский драматический театр. Клайпеда была почти полностью разрушена. Первые дни актеры вместе с жителями города расчищали главную площадь от завалов. Здесь русский театр долго не продержался, труппу расформировали, и Папанов вернулся в Москву.
В столице актера встретил наставник из ГИТИСа Андрей Гончаров и сразу пригласил в Театр сатиры, где служил режиссером. Этому театру Папанов посвятил всю жизнь, хотя его звали и во МХАТ, и в Малый театр.
Артисты Театра сатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто. К тому же сатировцы часто разыгрывали новичков - и не только за кулисами, но и на сцене.
Однажды в театре ставили спектакль «Мешок соблазнов», где Папанов играл горожанина Джека Холидея. По сценарию актер должен был взвалить себе на плечи мешок, но не смог: коллеги прибили реквизит к полу. Папанов несколько раз пытался поднять его, пока под хохот в зале не оторвал от сцены. На подобные шутки Папанов реагировал с юмором, и вскоре они прекратились.
Готовясь к очередной роли, Папанов выходил на улицу - наблюдал за людьми, их движениями и манерами. «Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями», - говорил Папанов.
Даже во время футбольных матчей он высматривал типажи среди болельщиков. Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты - старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина.

 В кино

В кино Папанова стали приглашать уже в зрелом возрасте - ему тогда было около 40 лет. Успех пришел в 1964 году - после роли генерала Серпилина в фильме «Живые и мертвые» Александра Столпера.
За эту работу Папанов получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. После «Живых и мертвых» сниматься звали чаще, попадались и комедийные, и сложные драматические роли.
В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов. На экране и театральных подмостках Папанов часто появлялся в дуэте с Андреем Мироновым. Они не были друзьями, но часто устраивали совместные концерты, где читали стихи и исполняли песни.
Вместе актеры снялись в культовых фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «12 стульев» Марка Захарова и в других кинолентах. На роль Кисы Воробьянинова в «12 стульях» Папанова взяли без проб. «Его текст состоял преимущественно из двух слов: «Да уж», - но я знал, что для каждой сцены он отыщет свою интонацию», - объяснял режиссер.
В последние годы Папанов почти не снимался. Он набрал курс студентов в ГИТИСе, пробовал ставить спектакли. Постановка «Последние» по пьесе Максима Горького стала режиссерским дебютом Папанова.

 «Холодное лето 1953-го»

В 1987 году Анатолий Папанов появился в картине «Холодное лето пятьдесят третьего…»: он сыграл политического ссыльного Николая Старобогатова. Снимали фильм в селе Руга под Петрозаводском. Лето в этой местности короткое - нужно было успеть запечатлеть все сцены, поэтому актеры более месяца работали без выходных. 5 августа Папанов приехал в свою московскую квартиру и в этот же день умер от сердечной недостаточности. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище.
Фильм вышел на экраны спустя год после смерти актера. В 1989 году за роль Николая Старобогатова ему присудили Государственную премию СССР посмертно.

Подготовил И. ВЛАДЫКИН.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



22.02.2024 00:57
Имя Макарова - на стеле Героев
Подвиг Вячеслава Владимировича Макарова навсегда останутся в наших сердцах

30.01.2024 10:11
125-граммовый хлебный паёк получили хабаровчане из блокадного Ленинграда
Во всероссийской акции «Блокадный хлеб», посвящённой 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады, приняли участие жители Хабаровского края во всех районах. И для краевой столицы акция давно стала традиционной. Начиная с 2017-го каждый год 27 января местным жителям дают попробовать 125-граммовый хлебный паёк, приготовленный по рецепту военного времени. В акции участвуют активисты и волонтёры патриотических организаций края.

Например, раздавать хлеб в ТРЦ «Большая медведица» помогала Анастасия Смирнова – воспитанница поисково-юнармейского отряда «Журавли» имени героя России А. А. Аксенова. В акции девушка участвует третий год подряд.