Тратьте время на любимых
поиск
8 июля 2025, Вторник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Тратьте время на любимых

25.02.2012
Просмотры
807
Тратьте время на любимых
Андрей Деркач: «Новые изменения законодательства повысят степень социальной защищенности работников»
1 июля этого года на территории Хабаровского края стартует «пилотный проект», суть которого заключается в том, что государственные пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение и т.д.) будут выплачиваться Хабаровским региональным отделением Фонда социального страхования РФ напрямую застрахованным гражданам.

Об изменениях, которые затронут каждого работающего хабаровчанина, рассказал управляющий Хабаровским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Андрей ДЕРКАЧ.

- Андрей Ярославович, речь идет о кардинальных изменениях устоявшейся схемы. Первый вопрос: для чего это было нужно?

- Действительно, в 2012 году  Хабаровское региональное отделение переходит на работу в условиях «пилотного проекта». В ближайшие два-три года на всей территории России будет введена принципиально новая схема выплаты Фондом социального страхования РФ страхового обеспечения. Это касается выплаты пособий по временной нетрудоспособности, материнству и детству, в связи с несчастными случаями на производстве, на погребение.

С 1 июля 2012 года назначение и выплату всех видов государственных пособий застрахованному лицу, а таковыми являются все работающие по трудовому договору граждане, независимо от сферы их занятости, принадлежности предприятия, на котором они трудятся, и так далее, будет производить Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

- Что конкретно изменится для самого работника? Куда он должен будет обратиться с 1 июля 2012 года, чтобы ему оплатили, скажем, больничный лист? Нужно ли будет к больничному листку прикладывать заявление, где можно будет взять образец, куда его нужно будет представить?

- Если сравнить две схемы - ту, которая существует сегодня, и ту, которая будет введена с 1 июля 2012 года, то для самого работника практически ничего не поменяется. По-прежнему ему необходимо будет представить работодателю документы, подтверждающие его право на получение пособия. Одновременно с документами работник должен будет представить заявление с указанием удобного для него способа получения денежных средств.

- Эту процедуру нужно будет повторять каждый раз или можно один раз, например, при поступлении на работу, написать заявление, где будут указаны реквизиты для перечисления денег?

- По действующей сегодня схеме, работник каждый раз предоставляет на предприятие документы, подтверждающие его право на получение того или иного пособия. С 1 июля 2012 года ничего не изменится - работники по-прежнему будут представлять в бухгалтерию листок нетрудоспособности всякий раз при наступлении страхового случая. Соответственно, столько же раз нужно будет составить и заявление с указанием реквизитов для перечисления денег.

- Не предполагаете ли вы, что в начале «пилотного проекта» при оформлении документов могут возникать те или иные проблемы?

- Главное, эти проблемы ни в коем случае не должны затрагивать интересы самого работника. Для него важно вовремя представить работодателю документы, подтверждающие его право на получение пособия. А дальше уже работодатель обязан будет выполнить свои функции,  а именно в течение пяти календарных дней работодатель должен представить в филиал Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования РФ заявление и документы, поступившие к нему от работника.

Если говорить о заявлении, в нем работник указывает, каким образом он предпочитает получить причитающееся ему пособие: либо почтовым переводом, либо на лицевой счет в банке. Разумеется, при этом следует быть предельно внимательным и осторожным, так как любая, даже самая маленькая ошибка обернется тем, что деньги уйдут по другим реквизитам. Начнется длительная по времени процедура по возврату денег на счета фонда, по переоформлению заявления и так далее.

- Скажем, женщина находится в отпуске по беременности и родам, а предприятие, где она трудилась, ликвидировалось. Или руководитель отказывается оплачивать больничный лист. Как нужно поступать в подобных ситуациях?

- В соответствии с действующим законодательством РФ в случае, если на день обращения работника за пособием работодатель прекратил свою деятельность, либо не имеет возможности выплатить пособие в связи с недостаточностью денежных средств на его счете и применением очередности списания, назначение и выплату пособия производит фонд.

В связи с введением на территории Хабаровского края «пилотного проекта» при возникновении указанных ситуаций все останется по-прежнему. Работник вправе самостоятельно представить в Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты пособия.

С формой заявления можно ознакомиться на сайте Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - fssdv.ru в специальном разделе «Пилотный проект».

Помимо стандартного пакета документов, необходимого для назначения пособия, при самостоятельном обращении в Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ работнику необходимо будет представить дополнительные документы.

В случае прекращения деятельности работодателем, работнику необходимо представить трудовую книжку с записью о прекращении трудового договора в связи с ликвидацией организации. В случае, если место нахождения организации неизвестно, необходимо постановление службы судебных приставов о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью установления местонахождения организации, трудовую книжку, либо о наличии трудовых отношений с организацией, место нахождения которой не известно.

Также работнику необходимо представить справку о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие. В случае, если работник последние 2 года перед наступлением страхового случая работал в организации, которая ликвидирована или место нахождения которой не известно, получение такой справки может вызвать затруднения. В этом случае по письменному заявлению работника Хабаровское региональное отделение запросит сведения о заработной плате в Пенсионном фонде РФ.

Еще раз подчеркну, что новые изменения законодательства повысят степень социальной защищенности работников.

- Как быть, если деньги потеряются - не придут на счет работника? Куда обращаться с заявлением - на предприятие, в ФСС или в судебные инстанции?

- Если после 1 июля 2012 года вам задержат выплату пособия, прежде всего, следует обратиться к своему работодателю. Узнайте, были ли ваши документы направлены в филиал Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, и точную дату, когда это было сделано. Чтобы уточнить ситуацию, необходимо будет позвонить в филиал Хабаровского регионального отделения и сообщить полное название организации, где вы работаете, ваши ФИО, дату представления документов работодателем, какое именно пособие вам не выплатили и контактный телефон. Специалисты фонда в максимально короткие сроки разберутся с причиной задержки перечисления пособия.

Если же говорить о причинах задержки выплаты пособий, то на основе тех данных, которыми мы располагаем сегодня, можно предположить, что в основном это либо нерасторопность работодателя, не успевшего вовремя подготовить и передать документы застрахованного в филиал регионального отделения. Либо переданный пакет документов оказался не полным, что повлекло за собой отказ в выделении (возмещении) средств работодателю. Поэтому первым делом в случае задержки выплаты пособия я бы рекомендовал обратиться с вопросами к своему работодателю.

Своевременное выполнение работодателем своих обязанностей - гарантия своевременного получения пособия.

- Если человек проживает в Хабаровском крае, а его работодатель зарегистрирован в другом субъекте РФ? Или, наоборот, работник прописан, скажем, в Санкт-Петербурге, а головной офис предприятия, где он трудится, расположен в Хабаровске. Как в таких случаях с 1 июля будут оплачиваться больничные листы?

- «Пилотный проект», подчеркиваю, распространяется пока что только на некоторые субъекты Российской Федерации. В том числе и на Хабаровский край. В ситуации, когда головной офис организации, где человек трудится, состоит на учете в Хабаровском региональном отделении Фонда социального страхования РФ, а один или несколько его филиалов расположены в других регионах России и не зарегистрированы в фонде в качестве страхователей, сотрудники других регионов через работодателя тоже принимают участие в «пилотном проекте». Пособия будут выплачиваться получателям напрямую из филиала Хабаровского регионального отделения.

С другой стороны, если человек имеет постоянную прописку в Хабаровском крае, а трудится на предприятии, головной офис которого зарегистрирован в Москве, Санкт-Петербурге или где-то еще за пределами нашего субъекта федерации, увы, но под условия проекта он не попадает.

- Где находятся филиалы Хабаровского регионального отделения? Какие страхователи к ним относятся?

- Филиалы Хабаровского отделения расположены в крупных городах: Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Советской Гавани, Николаевске-на-Амуре, Амурске.

Филиал № 7 расположен в городе Хабаровске и обслуживает страхователей Хабаровска и следующих районов: Хабаровского, Вяземского, Бикинского, Нанайского и имени Лазо.

Филиал № 11 расположен в Комсомольске-на-Амуре и работает со страхователями Солнечного и Комсомольского районов и города Комсомольск-на-Амуре.

Филиал № 8 расположен в Советской Гавани и к нему прикреплены страхователи Ванинского и Совгаванского районов.

Филиал № 9 расположен в Николаевске-на-Амуре, обслуживает Охотский, Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский и Николаевский районы.

Филиал № 5 расположен в Амурске, в его ведении Верхнебуреинский, Амурский районы, а также район имени Полины Осипенко.

- Куда страхователь должен передавать документы для расчёта пособий? В какие сроки и как именно лучше всего передать документы?

- Необходимый для расчёта пособий пакет документов страхователь обязан в течение 5 календарных дней направить в филиал фонда по месту своей регистрации. Самый удобный и быстрый способ представления документов - в электронном виде. Для этого страхователь готовит реестр получателей пособий установленной формы, в который вносит всю информацию, необходимую для расчета пособий. Реестр подписывается электронной подписью руководителя предприятия, организации. Руководитель, главный бухгалтер предприятия несут ответственность за достоверность представляемой информации.

Обращаю внимание на то, что работодатели, у которых среднесписочная численность работников превышает 50 человек, представляют только реестры в электронном виде.

Документы для расчёта пособий можно направить почтой в адрес филиала, либо представить курьером.

- Есть ли ограничения по срокам представления документов работником и работодателем на получение пособий?

- Сам работник может обратиться за пособиями не позднее 6 месяцев с даты окончания страхового случая. К примеру, за единовременным пособием при рождении ребенка - не позднее 6 месяцев со дня рождения, по уходу за ребенком - не позднее, чем через 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет и т.д.

- Обязан ли территориальный орган ФСС РФ сообщать о размере назначенного пособия работнику и что делать, если работник своевременно пособие не получил?

- Обязанность территориального органа ФСС РФ сообщать работодателю или работнику о размере назначенного пособия действующим законодательством РФ не предусмотрена.

Работодатель должен своевременно обратиться за пособием в филиал фонда.

Если работник пособие не получил, следует проверить правильность сведений, указанных страхователем в реестре; правильность заполнения заявления работником (ФИО, банковские реквизиты и т.д.). Если работник сменил фамилию, банковский счет указывается на новую фамилию. При несоблюдении этих условий платежное поручение будет возвращено банком.