О героической борьбе с последствиями

12.02.2014 | Письмо номера | 3м. 56 c. | 228
О героической борьбе с последствиями

Клинический психолог Отделения амбулаторной психотерапевтической помощи КГБУЗ «Краевая психиатрическая больница» министерства здравоохранения Хабаровского края Игорь Любачевский комментирует чрезвычайное происшествие в московской школе:

- После каждого вопиющего случая: убийства, падения самолёта, несчастного случая, наводнения или еще чего-нибудь печального и ужасного - мы с завидным упорством начинаем бороться... с последствиями.

Знакомый юрист назвала такое реагирование «автоматическим законотворчеством». То есть нужно что-то резко изменить, переделать, «принять меры», кого-то наказать, а как оно будет работать дальше, знать необязательно, главное - меры приняты, реакция есть.

И вот на днях, после выстрелов из винтовки в благополучной московской школе, придя в вуз, я беседовал со специалистом по воспитательной работе. Он ждет очередного письма из Министерства образования после инцидента в московской школе.  Чем-то чиновники обязательно возьмутся что-то усиливать, кому-то что-то рекомендовать и т. д.

Но со стороны это похоже, скорее, на поведение ребенка, у которого нет возможности прогнозировать свои действия, и он рано или поздно оказывается перед логичным результатом такого поведения, но его это очень и очень удивляет: как так, как такое вообще могло случиться?

Реакцию на московскую трагедию можно спрогнозировать со 100-процентной точностью.  Будут кричать  про то, что игры уничтожили детей, что подростков снова кто-то растлил, что надо запретить все западное с США по совокупности и разом удариться в духовные скрепы на старославянском, что надо поставить в школах металлоискатели, турникеты и еще больше усилить административно-охранительный ресурс в виде ЧОПов и начальника по безопасности, что нужно наказать педагогов и психологов, школу, и тому подобное, подобное и подобное...

Только вот как металлоискатели, турникеты и ЧОП вместе с директором по безопасности защитят учеников и педагогов от самих учеников и педагогов? Ведь угроза не снаружи, а изнутри, она скрыта внутри школьных стен.

Правда, и они в последнее время начинают попахивать карцером, тюрьмой, закрытым учреждением, а репортеры в социальных сетях уже поведали, что директора хабаровских школ «в свете последних событий» не дают никаких комментариев и вообще не пускают ничего снимать, направляя всех за разрешением к улыбчивой начальнице городского образования Ольге Яковлевне Тен.

Торжество социальной паранойи, замешанной на страхе и фобии, поразившей наше и так «зашуганное» насилием общество. Физики такую точку называют точкой бифуркации, то есть точкой, где все ведёт к закономерному тупику.  Нужно что-то серьезно переосмыслить и сделать выводы, а не автоматически реагировать на случившееся, сравнивая мальчика-школяра с героем «Американского психопата».

Нет никакого секрета, что школа стала в последние годы более выхолощенной, в ней пропала душа, воспитательная функция полностью сменилась образовательной.  Причем не в самом лучшем ее виде: с малых лет напуганные учителя и родители интенсивно готовят ребенка к сдаче ИГА и ЕГЭ, а вся широта образования и отношений таких сложных структур, как семья и школа, устремлена только на итоговое тестирование.

Многие заявляют, что из школы пропала душа, любовь, принятие другого, понимание, такие нужные для педагогики слова, явления, душевные качества. Родители и педагоги воюют за право отдать воспитание детей в руки друг другу, и всем слишком тяжело брать эту ношу на себя. В моей практике психолога часто приходится слышать о таких хитроумных ситуациях, где ребенок остается одиноким и заброшенным  в  непонятной и никому не нужной борьбе за школьный успех.

А уставшие учителя, оказавшиеся на границе между нижним сегментом среднего класса и городской беднотой, стареющие, с ясным и яростным пониманием того, что их профессия вызывает у людей лишь сочувствие и презрение, педагоги, на которых давит кипа никому, кроме мин-гор-рай-образа, не нужных бумаг, планов, конспектов, стандартов.

Психологическая служба, состоящая из одного человека - психолога на полставки, или завуча, который переучился за полгода. Как может служба состоять из одного человека? Она в современной школе напоминает аппендикс: есть, а для чего она нужна, никто не знает, но служба стойко чего-то выполняет и тестирует. Да и есть служба психологов лишь там, где её по крупицам восстановили после разгрома во второй половине нулевых.

Тотальная инфекция буллинга, то есть школьного насилия учеников к ученикам, учителей к ученикам и т.д., поразившая наши школы. Его как будто нет, школы предпочитают молчать и не замечать, а ведь этой школьной драме посвятил фильм и наш Ролан Быков, и масса других режиссеров из стран зарубежья.

Когда в 2012 году в телепрограмму, посвященную теме школьной травли и буллингу, просили прийти представителей образования, то все ответили отказом, единственным, кто согласился, стал директор одного из лицеев (за что я ему признателен и благодарен, за его честность и принципиальность). Мотив отказа был понятен - в школах насилия нет и быть не может. И все это припорошено тотальным равнодушием всех ко всем.

Становится и правда жутковато, когда встречаешь этих уставших маленьких нарциссов с их большими пугливыми родителями и еще больше запуганными учителями.

Давайте вспомним о реакции администрации на драку мальчишек в 60-70х годах - разбили друг другу носы за школой, журение педагогами, примирение и так далее - обычная «процедура».

А в десятых годах ХХI века можно ужаснуться эмоциональному всплеску и родительского, и школьного сообщества при любой стычке подростков. Куча экспертиз, истерики, угрозы, месть, полицейские и допросы. Мальчишки как били друг другу носы, так и бьют, а кто же и что же поменялось - вот, где большой вопрос.

Школа - слепок нашего с вами общества, а с обществом, похоже, не все ладно, и не все ладно уже долго. И только административные меры не способны изменить что-то в этой ситуации, ведь проблема не в турникетах, она в головах, и это пространство, где запретительные и ограничетельные меры бессильны.

Низкая зарплата и психологическое выгорание учителей, аппендицитная психологическая служба, отсутствие системы школьной медиации и противодействия буллингу, воспевание ЕГЭ и уничтожение воспитательной функции школы - пока это так, мы будем героически бороться с последствиями.

И. Любачевский.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.04.2024 16:31
Новый глава Комсомольского района встретился с губернатором

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение



20.01.2021 22:30
Волокита на ровном месте
Я живу в проклятом районе Хабаровска - на Красной Речке. И дело здесь вовсе не в удаленности его от центра города. Главная наша беда - на Красной Речке завышены тарифы на горячую воду и отопление.

26.08.2020 22:04
А когда отдыхать детям?
В «Тихоокеанской звезде» прочитала, что продолжительность уроков в школе планируется сократить до 40 или даже 35 минут, при этом перемены увеличить. Это необходимо для пересменки учеников и посещения столовой.