Большая надежда на две маленькие трубы
25.04.2013
333

Есть мнение: повышение цен на топливо вызвано, в основном, желанием нефтяных компаний получить достаточную прибыль
Главная надежда на стабилизацию цен на бензин и дизтопливо в Хабаровском крае связана со строительством нефтеотводов от «большой трубы» ВСТО к Хабаровскому и Комсомольскому нефтеперерабатывающим заводам. Ни на конкуренцию «Роснефти» и НК «Альянс», ни на приход в край третьего крупного нефтяного игрока, ни на мелких независимых торговцев бензином, ни на то, что государство прикажет ценам стоять, рассчитывать не стоит.
Об этом шел разговор на совместной пресс-конференции, в которой приняли участие представители управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, «Роснефти», НК «Альянс» и краевого правительства.
Иначе - дефицит и паника
- Мы постоянно пытаемся объяснить людям, что у нас в стране отсутствует государственное регулирование цен на нефтепродукты, - говорит руководитель УФАС по Хабаровскому краю Валентин Бодров, - что в наших полномочиях лишь мониторинг, по результатам которого мы принимаем меры реагирования по признакам нарушений закона «О защите конкуренции». В остальном мы не имеем права вмешиваться в хозяйственную деятельность. За последние два года мы перелопатили большой объем информации, но у нас прошло всего четыре дела в этой сфере, как по крупным компаниям, так и по мелким, на локальных рынках.
Суть выявленных ФАС нарушений - согласованные действия хозяйствующих субъектов при установлении и поддержании розничных цен, создание дискриминационных условий в отношении независимых нефтетрейдеров и установление монопольно высокой цены. За согласованные действия были наказаны совокупным штрафом в 120 тысяч рублей два небольших предприятия, работающие в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района, по аналогичному делу в селе Богородское Ульчского района административное расследование не завершено. За дискриминацию штраф в 9 с лишним миллионов рублей уплатило ОАО «Хабаровскнефтепродукт» (входит в структуру НК «Альянс»). По ООО РН «Востокнефтепродукт» (структура «Роснефти») дело еще рассматривается.
Понятно, добавил, Валентин Алексеевич, что повышение цен на топливо вызвано, в основном, желанием нефтяных компаний получить достаточную прибыль. При этом «Роснефть», как правило, ссылается при каждом повышении на то, что «Альянс» первый начал. Мол, если мы свои цены до альянсовских не повысим, то наш бензин раскупят подчистую и нечем будет торговать - начнется дефицит и паника.
- Все наши повышения цен вызваны объективными факторами, - пояснил и.о. замгендиректора по коммерческой работе ООО «РН-Востокнефтепродукт» Александр Пономарев. - Это и рост железнодорожных тарифов, и увеличение закупочных цен на нефть, и другие процессы в экономике. А что касается ссылок на основных конкурентов - так мы же рыночная компания, поэтому нет ничего странного в том, что мы следуем конъюнктуре. Хочу подчеркнуть, что при всех ценовых корректировках мы учитываем социальную значимость вопроса, все обоснования всегда той же антимонопольной службе, другим государственным органам предоставляем, всегда идем на диалог. Но, знаете, работать, не ориентируясь на рынок, - это чревато нехорошими последствиями. Прошлый год был очень сложным для нас, мы старались сдерживать цены, и это весьма негативно сказалось на нашей доходности.
А «Хабаровскнефтепродукт», по словам его гендиректора Александра Попова, имеет последнее время от розничной торговли только убытки:
- Понятно, что всем хотелось бы, чтобы цены снижались, и мне тоже. Но вы поймите - из общей стоимости бензина порядка 30 рублей, доля на которую мы влияем, составляет 3,5 рубля. Остальное от нас не зависит. И говорить, что мы монополисты и можем творить на рынке, что хотим, нельзя. Никто нам этого не даст. Мы открыты, прозрачны, все расчеты всегда можем предоставить. Пожалуйста, проверяйте.
Почему не падаете с мировым рынком?
- «Хабаровскнефтепродукт» в минусе по итогам первого квартала, - подтвердил руководитель пресс-службы ОАО «Группа «Альянс» Андрей Румянцев. - Что касается уровня цен - у нас цены определяются, прежде всего, затратами и, конечно, ситуацией на рынке. Часто спрашивают: почему, когда мировые цены на нефть падают, на вашем ценнике это не отражается? Объясняю. «Альянс» - компания среднего размера, у нас дефицит собственных ресурсов, мы докупаем сырье на рынке. По прошлому году добыли мы 2,7 млн. тонн - это всего 70 процентов от объема сырья, необходимого для текущей загрузки одного ХНПЗ. Вот, допустим, добыли мы какой-то объем на Колве (месторождение в Ненецком автономном округе. - Прим. авт.) и продали его за границу в момент, когда нефть дешевеет. Естественно, заработали меньше, чем планировали, ушли в минус. А чтоб ХНПЗ загрузить, нам надо нефть где-то поближе к Хабаровску купить у какой-то из российских компаний. А они же все в этот момент ушли в минус из-за падения цен на мировом рынке, и все хотят убытки как-то «отбить». Кто нам нефть подешевле продаст в этих условиях? Никто.
По словам Андрея Румянцева, прогнозировать дальнейшее поведение цен на топливо проблематично, но с июля, например, поднимутся акцизы, что однозначно толкнет ценник вверх. Кроме того, будут определенные последствия от того, что Россия давеча вступила в ВТО, с целью лучше интегрироваться в мировой рынок, а на этом рынке средняя стоимость бензина - 60-70 рублей:
- И не стоит забывать, что мы огромные средства вложили в реконструкцию ХНПЗ, которая еще не завершена. И если нам в этих условиях государство прикажет держать цены… Ну, год, может быть, мы их продержим, а потом закроемся, да и все. Так что единственный вариант стабилизации цен в обозримой перспективе - это ведущееся сейчас строительство отвода от «трубы» ВСТО на ХНПЗ. Запустить его мы рассчитываем в начале 2014 года. За год, наверно, затраты окупим, а потом пойдет экономический эффект.
Конкурент не придет
Сектор розничной торговли топливом для крупных инвесторов непривлекателен, особенно на Дальнем Востоке, поэтому ждать прихода к нам в край какой-нибудь крупной нефтяной компании, которая усилит конкуренцию и собьет цены, не стоит.
- А для мелких нефтетрейдеров это очень дорогой бизнес, - считает Александр Найденко, завсектором топливной инфраструктуры отдела мониторинга комитета по развитию ТЭК правительства края. - Практика показывает, что мало построить одну автозаправочную станцию. Для устойчивой работы надо минимум пять, плюс небольшую нефтебазу на случай нестабильности на оптовом рынке. Это очень дорого!
Тем не менее, у нас в крае работают на розничном рынке порядка 25 независимых нефтетрейдеров, которые имеют свои АЗС по разным районам края, и количество их растет. Если два года назад они занимали 7-8 процентов рынка, то сегодня 10-12 процентов. По нашим данным, процесс идет за счет «Хабаровскнефтепродукта», который действительно вынужден повышать цены в силу целого ряда экономических причин, и из-за этого теряет позиции, уступив лидерство на краевом рынке мелкооптовой торговли РН «Востокнефтепродукт». Например, в этом году мы отмечаем, что наши сельхозпроизводители стали чаще работать с независимыми поставщиками, которые привозят топливо с заводов на западе страны, где цены ниже. Правда, тут есть оборотная сторона - эти поставщики менее подконтрольны, качество топлива у них зачастую очень низкое. Так что
в итоге выигрыш небольшой.
Правительство края, по словам Александра Васильевича, поддерживает в рамках своих полномочий мелкооптовых поставщиков, работает в постоянном контакте и с двумя основными. Есть и совместный с «Газпромом» проект перевода автомобильного транспорта края на альтернативное, газомоторное топливо. Все это в комплексе должно помочь стабилизации цен на топливо в Хабаровском крае.
Виктор Бирюков.
Фото Г. КОЛЬЦОВА.
Об этом шел разговор на совместной пресс-конференции, в которой приняли участие представители управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, «Роснефти», НК «Альянс» и краевого правительства.
Иначе - дефицит и паника
- Мы постоянно пытаемся объяснить людям, что у нас в стране отсутствует государственное регулирование цен на нефтепродукты, - говорит руководитель УФАС по Хабаровскому краю Валентин Бодров, - что в наших полномочиях лишь мониторинг, по результатам которого мы принимаем меры реагирования по признакам нарушений закона «О защите конкуренции». В остальном мы не имеем права вмешиваться в хозяйственную деятельность. За последние два года мы перелопатили большой объем информации, но у нас прошло всего четыре дела в этой сфере, как по крупным компаниям, так и по мелким, на локальных рынках.
Суть выявленных ФАС нарушений - согласованные действия хозяйствующих субъектов при установлении и поддержании розничных цен, создание дискриминационных условий в отношении независимых нефтетрейдеров и установление монопольно высокой цены. За согласованные действия были наказаны совокупным штрафом в 120 тысяч рублей два небольших предприятия, работающие в поселке Заветы Ильича Советско-Гаванского района, по аналогичному делу в селе Богородское Ульчского района административное расследование не завершено. За дискриминацию штраф в 9 с лишним миллионов рублей уплатило ОАО «Хабаровскнефтепродукт» (входит в структуру НК «Альянс»). По ООО РН «Востокнефтепродукт» (структура «Роснефти») дело еще рассматривается.
Понятно, добавил, Валентин Алексеевич, что повышение цен на топливо вызвано, в основном, желанием нефтяных компаний получить достаточную прибыль. При этом «Роснефть», как правило, ссылается при каждом повышении на то, что «Альянс» первый начал. Мол, если мы свои цены до альянсовских не повысим, то наш бензин раскупят подчистую и нечем будет торговать - начнется дефицит и паника.
- Все наши повышения цен вызваны объективными факторами, - пояснил и.о. замгендиректора по коммерческой работе ООО «РН-Востокнефтепродукт» Александр Пономарев. - Это и рост железнодорожных тарифов, и увеличение закупочных цен на нефть, и другие процессы в экономике. А что касается ссылок на основных конкурентов - так мы же рыночная компания, поэтому нет ничего странного в том, что мы следуем конъюнктуре. Хочу подчеркнуть, что при всех ценовых корректировках мы учитываем социальную значимость вопроса, все обоснования всегда той же антимонопольной службе, другим государственным органам предоставляем, всегда идем на диалог. Но, знаете, работать, не ориентируясь на рынок, - это чревато нехорошими последствиями. Прошлый год был очень сложным для нас, мы старались сдерживать цены, и это весьма негативно сказалось на нашей доходности.
А «Хабаровскнефтепродукт», по словам его гендиректора Александра Попова, имеет последнее время от розничной торговли только убытки:
- Понятно, что всем хотелось бы, чтобы цены снижались, и мне тоже. Но вы поймите - из общей стоимости бензина порядка 30 рублей, доля на которую мы влияем, составляет 3,5 рубля. Остальное от нас не зависит. И говорить, что мы монополисты и можем творить на рынке, что хотим, нельзя. Никто нам этого не даст. Мы открыты, прозрачны, все расчеты всегда можем предоставить. Пожалуйста, проверяйте.
Почему не падаете с мировым рынком?
- «Хабаровскнефтепродукт» в минусе по итогам первого квартала, - подтвердил руководитель пресс-службы ОАО «Группа «Альянс» Андрей Румянцев. - Что касается уровня цен - у нас цены определяются, прежде всего, затратами и, конечно, ситуацией на рынке. Часто спрашивают: почему, когда мировые цены на нефть падают, на вашем ценнике это не отражается? Объясняю. «Альянс» - компания среднего размера, у нас дефицит собственных ресурсов, мы докупаем сырье на рынке. По прошлому году добыли мы 2,7 млн. тонн - это всего 70 процентов от объема сырья, необходимого для текущей загрузки одного ХНПЗ. Вот, допустим, добыли мы какой-то объем на Колве (месторождение в Ненецком автономном округе. - Прим. авт.) и продали его за границу в момент, когда нефть дешевеет. Естественно, заработали меньше, чем планировали, ушли в минус. А чтоб ХНПЗ загрузить, нам надо нефть где-то поближе к Хабаровску купить у какой-то из российских компаний. А они же все в этот момент ушли в минус из-за падения цен на мировом рынке, и все хотят убытки как-то «отбить». Кто нам нефть подешевле продаст в этих условиях? Никто.
По словам Андрея Румянцева, прогнозировать дальнейшее поведение цен на топливо проблематично, но с июля, например, поднимутся акцизы, что однозначно толкнет ценник вверх. Кроме того, будут определенные последствия от того, что Россия давеча вступила в ВТО, с целью лучше интегрироваться в мировой рынок, а на этом рынке средняя стоимость бензина - 60-70 рублей:
- И не стоит забывать, что мы огромные средства вложили в реконструкцию ХНПЗ, которая еще не завершена. И если нам в этих условиях государство прикажет держать цены… Ну, год, может быть, мы их продержим, а потом закроемся, да и все. Так что единственный вариант стабилизации цен в обозримой перспективе - это ведущееся сейчас строительство отвода от «трубы» ВСТО на ХНПЗ. Запустить его мы рассчитываем в начале 2014 года. За год, наверно, затраты окупим, а потом пойдет экономический эффект.
Конкурент не придет
Сектор розничной торговли топливом для крупных инвесторов непривлекателен, особенно на Дальнем Востоке, поэтому ждать прихода к нам в край какой-нибудь крупной нефтяной компании, которая усилит конкуренцию и собьет цены, не стоит.
- А для мелких нефтетрейдеров это очень дорогой бизнес, - считает Александр Найденко, завсектором топливной инфраструктуры отдела мониторинга комитета по развитию ТЭК правительства края. - Практика показывает, что мало построить одну автозаправочную станцию. Для устойчивой работы надо минимум пять, плюс небольшую нефтебазу на случай нестабильности на оптовом рынке. Это очень дорого!
Тем не менее, у нас в крае работают на розничном рынке порядка 25 независимых нефтетрейдеров, которые имеют свои АЗС по разным районам края, и количество их растет. Если два года назад они занимали 7-8 процентов рынка, то сегодня 10-12 процентов. По нашим данным, процесс идет за счет «Хабаровскнефтепродукта», который действительно вынужден повышать цены в силу целого ряда экономических причин, и из-за этого теряет позиции, уступив лидерство на краевом рынке мелкооптовой торговли РН «Востокнефтепродукт». Например, в этом году мы отмечаем, что наши сельхозпроизводители стали чаще работать с независимыми поставщиками, которые привозят топливо с заводов на западе страны, где цены ниже. Правда, тут есть оборотная сторона - эти поставщики менее подконтрольны, качество топлива у них зачастую очень низкое. Так что
в итоге выигрыш небольшой.
Правительство края, по словам Александра Васильевича, поддерживает в рамках своих полномочий мелкооптовых поставщиков, работает в постоянном контакте и с двумя основными. Есть и совместный с «Газпромом» проект перевода автомобильного транспорта края на альтернативное, газомоторное топливо. Все это в комплексе должно помочь стабилизации цен на топливо в Хабаровском крае.
Виктор Бирюков.
Фото Г. КОЛЬЦОВА.