Что ожидать от грядущего учебного года?
01.09.2023
447

Ольга Просекова говорит, что в школах появится новая важная должность
- Вся страна разворачивается на восток. И потому кратно возрастает роль нашего края. Мы реализуем мощные проекты, меняющие экономику Дальнего Востока. А это рабочие места, которые уже сейчас ждут профессионалов, - отметил Михаил Дегтярев на Августовской конференции педагогических работников Хабаровского края. Тема пленарной сессии звучит как «Образовательный суверенитет: от государственной стратегии к педагогической практике».
Обсуждение поставленных целей и задач на предстоящий учебный год состоялось с участием губернатора. А выбор площадки для проведения заседания пал на кинотеатр «Гигант».
- Конференцию хотелось провести в особом и знаковом месте, - рассказала Ольга Хмара, первый проректор института развития и образования. - Во-первых, «Гигант» находится в центре города. Во-вторых, само здание кинотеатра историческое, имеет совершенно уникальную архитектуру. Поэтому было принято решение сделать здесь.
Год педагога и наставника готовит немало изменений. В школах появятся уроки профориентации, в которых будут участвовать дети 6-11 классов. Начнётся работа по федеральным программам - единым учебным планам, которые многие школы края сформировали уже сегодня.
Ещё одной новинкой для Хабаровского края станет внедряемый в школьную программу учебник по истории Дальнего Востока. Два года назад команда учёных во главе с Ольгой Стреловой, профессором Хабаровского краевого института развития образования, выпустила учебник для 5 и 6 классов. Уже завершённая серия учебников с 5 по 9 класс буквально на днях поступит в школы края.
Также с сентября этого года ученики 10 и 11 классов начнут изучать историю второй половины ХХ века по учебникам, выпущенным издательством «Просвещение».
ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА
В ходе пленарного заседания глава региона наградил лучших представителей системы образования, вручив заслуженные награды. Одной из номинантов стала Ольга Олифер, генеральный директор краевого государственного автономного нетипового образовательного учреждения «Хабаровский центр развития психологии и детства «Псилогия».
- Для меня это очень ценно и важно, так как я из педагогической династии, мои прадедушка и прабабушка тоже были учителями, - поделилась Ольга Олифер. - Лично для меня это награда педагогической династии, которой я принадлежу, и чем очень горжусь.
В рамках августовской конференции команда «Псилогии» организовала выставку, которая называется «Лики депрессии». Были представлены рисунки подростков, которые находятся в депрессивном состоянии, с описанием их чувств. Организаторам было важно донести до педагогической и родительской общественности, что, когда ребёнку плохо, к нему обязательно нужно прислушаться.
- Сегодняшнее пленарное заседание дало нам целевые установки, знаковые показатели, определило приоритеты и цели, задачи, - продолжила Ольга. - И так сложилось, что мы привыкли встраиваться в те задачи, которые ставит Минобразования. Иногда мы и без слов можем понять друг друга, определить тот вектор психологической службы, который будет необходим, нужен и полезен всей системе образования Хабаровского края.
ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО
Рассказал губернатор Хабаровского края и о поддержке педагогов и наставников со стороны государства. Ежегодно на эти цели в местном бюджете предусмотрено около 10 млрд рублей.
В новом учебном году у преподавателей появится возможность ещё больше развить свои профессиональные навыки. Помимо регулярной аттестации, учителя могут принимать участие во множестве конкурсов, главным из которых, безусловно, является «Учитель года» на краевом и всероссийском этапе.
- В этом году есть возможность поучаствовать в конкурсе, который делает платформа «Россия - страна возможностей», - рассказала Ольга Хмара, первый проректор института развития и образования. - Называется «Флагман образования». Раньше конкурс был командным, а теперь стал индивидуальным. Участвовать можно как учителю, так и управленцу. Обычно после таких конкурсов создаются сообщества, такие как «Пеликан», - это те учителя, кто участвовал в «Учителе года». Такие сообщества живут независимо от конкурсного движения: у них есть свои события, они развиваются и поддерживают друг друга.
Также в ближайшее время в школах появится должность советника по воспитанию. В его обязанности входит взаимодействие с детскими общественными объединениями. Основная задача - организовать работу так, чтобы максимальное количество обучающихся было вовлечено в общественно полезную деятельность: патриотического, трудового или спортивного направления.
- Ребёнок получает некоторые компетенции в этой организации: интеллектуальные, лидерские и так далее, - рассказала Ольга Просекова, директор Центра воспитания и социализации. - В его задачи также входит создание ученических самоуправлений, детских общественных органов в школе или колледже.
Компетенциям советника по воспитанию обучают на специальных курсах. Ещё лучше - если педагог уже имеет опыт работы с детьми, знает их физиологические и возрастные особенности.
- Для краевых советников дополнительно проводятся практико-ориентированные курсы, - продолжила Ольга Просекова. - Для советников, которые у нас работают в СПО, в этом году в мае мы провели 5-дневные курсы с выездом в учреждения. Это было круто, отзывы очень хорошие. Мы объясняли, как работать, как вовлекать детей, как планировать работу.
Для того, чтобы уменьшить преподавателю нагрузку в работе с документами, были разработаны онлайн-сервисы «конструктор рабочих программ» и «конструктор учебных планов».
- Есть готовая программа, которая выверена и проверена, - объяснила Ольга Хмара. - Меньше времени уходит на подготовку бумажных документов и больше на работу с детьми. Это переход к единому формату, чтобы то, что мы делаем, было сделано максимально качественно.
Чтобы успешно развивать в учреждении образование будущего, школам Хабаровского края необходимо пройти самодиагностику. Для этого был разработан проект «Школа Минпросвещения России». Он объединяет в себе важнейшие направления для школы: здоровье, воспитание, знания, творчество, профориентация и так далее.
- Проект призван создать эталонную школу, в которую ребёнку хочется приходить каждый день, - прокомментировала Ольга Хмара. - Где мы можем развить максимально все его таланты, возможности и подготовить его к тому, что происходило бы с ним после школьных лет, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
В прошлом году Хабаровский край стал одним из трёх регионов страны, в котором пилотировался проект. Это определённый набор критериев по каждому направлению, по которым школа должна себя оценить. Очень важно понять, на какой стадии развития образования учреждение находится сейчас, чтобы оно могло максимально быстро развиваться в дальнейшем.
СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
Помимо самой конференции, также были представлены работы выставочной экспозиции образовательных продуктов, внедряемые в новом учебном году в школах Хабаровского края.
Аптечка классного руководителя содержит готовые решения для воспитательной работы с обучающимися и содержит три раздела: диагностический, лечебный и профилактический. Также в ней собрано множество методических материалов.
- Первый разворот в методическом разделе - это термометр настроения, - рассказала Светлана Андриенко, сотрудник СПО. - Классный руководитель может получить оценку настроения класса перед уроком. Обучающийся берёт магнитик и по соответственной шкале выставляет своё настроение.
В аптечке есть уникальные фишки для поощрения и поднятия настроения обучающихся. Например, «витаминка доброты» - питательный элемент для вовлечения детей в работу.
- А ещё у нас представлены кейсы конфликтных ситуаций, где разобраны типичные ситуации педагог-ученик, ученик-ученик, педагог-родитель, ученик-родитель, - продолжила Светлана. - С одной стороны у нас представлены конфликтные ситуации, с другой - их разбор и решение.
Второй методический продукт на выставке - самодиагностика для профессиональных компетенций самого педагога. Педагог строит «колесо баланса» своих компетенций и отслеживает динамику профессиональных навыков.
А для удобства работы с обучающимися классный руководитель вносит все данные учеников в «Анамнез класса»: характеристика школьника, информация о его родителях.
В сборниках для работы педагогов собрано множество педагогических продуктов и воспитательных технологий, которые пользуются хорошим отзывом у обучающихся и преподавателей.
Также классный руководитель может ознакомиться и применить на своих занятиях новейшие педагогические технологии, просканировав QR-код.
- Ещё один уникальный продукт - это «Лента памяти» с памятными датами Хабаровского края, - рассказала Светлана Андриенко. - Педагог отмечает важные даты. Также ученик может продолжить эту ленту или построить свою карту памятных дат, учреждений города, района, края.
НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ НАШЕЙ
Совместно с Галиной Паневиной, завкафедрой теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования, Комсомольский заповедник разработал настольную краеведческую игру.
- Игра похожа на лото и посвящена заповедным территориям и природе Хабаровского края, - рассказала Юлия Стародубова, ведущий методист Комсомольского заповедника. - Участник берёт по одной-две карточки, в зависимости от количества человек. Это может быть разная возрастная категория, начиная со среднего звена школьного возраста, либо взрослые и студенты: начальным классам пока будет сложно играть.
Ведущий читает вопросы. Если человек знает правильный ответ, он говорит название и номер и закрывает. Когда карточка полностью закрыта, он побеждает в игре.
Помимо краеведческого лото, также представлен прототип атласа Хабаровского края. Многие школьники не так много знают о местности, где они проживают: практически не разработаны никакие пособия для начальных классов, которые бы позволили подробно изучить природу и географию региона. К тому же в четвёртом классе ученики пишут ВПР, где десятое задание представлено тремя вопросами по Хабаровскому краю - здесь у детей и возникают наибольшие затруднения.
- Любовь к своему краю начинается с любви к своей местности, в которой ты проживаешь, - объяснила Альбина Белковская, старший методист РСО лаборатории регионального содержания и образования. - Это первый атлас, который посвящён муниципальным районам: каждый ребёнок найдёт место, где находится, и на этом будут формироваться все последующие представления. Параллельно, закладываются знания про природу, про животных, народы, которые здесь проживают.
На первом развороте представлены все муниципальные районы края: герб, флаг, муниципальный краеведческий музей, основные населённые пункты, высказывания исследователей и писателей о конкретной территории.
В комплекте с атласом идёт методический комплекс в помощь учителю, как составить первое и последующие занятия. Рабочая тетрадка, чтобы закрепить знания: разукрасить, составить, выбрать. А также QR-код с доступом к играм, чтобы закрепить материал.
Также имеется цветная карта-пазл с магнитами - школьники учатся собирать свой край из нескольких районов, а также запоминать соседние территории. В данном случае это пространственно-картографическое мышление, чего не хватает у наших ребятишек, - продолжила Альбина Белковская. - Логику сбора они могут устанавливать самостоятельно, ведь это тоже развитие мышления.
Начало нового учебного года задаёт вектор направления развития образования. Изменения, которые происходят, преимущественно связаны с уклоном в воспитание подрастающего поколения. Но одну из самых главных ролей в этой системе играет педагог, который должен быть не просто человеком, который даёт уроки, а человеком будущего.
Соня ШУЛЬГА.
Обсуждение поставленных целей и задач на предстоящий учебный год состоялось с участием губернатора. А выбор площадки для проведения заседания пал на кинотеатр «Гигант».
- Конференцию хотелось провести в особом и знаковом месте, - рассказала Ольга Хмара, первый проректор института развития и образования. - Во-первых, «Гигант» находится в центре города. Во-вторых, само здание кинотеатра историческое, имеет совершенно уникальную архитектуру. Поэтому было принято решение сделать здесь.
Год педагога и наставника готовит немало изменений. В школах появятся уроки профориентации, в которых будут участвовать дети 6-11 классов. Начнётся работа по федеральным программам - единым учебным планам, которые многие школы края сформировали уже сегодня.
Ещё одной новинкой для Хабаровского края станет внедряемый в школьную программу учебник по истории Дальнего Востока. Два года назад команда учёных во главе с Ольгой Стреловой, профессором Хабаровского краевого института развития образования, выпустила учебник для 5 и 6 классов. Уже завершённая серия учебников с 5 по 9 класс буквально на днях поступит в школы края.
Также с сентября этого года ученики 10 и 11 классов начнут изучать историю второй половины ХХ века по учебникам, выпущенным издательством «Просвещение».
ЗАСЛУЖЕННАЯ НАГРАДА
В ходе пленарного заседания глава региона наградил лучших представителей системы образования, вручив заслуженные награды. Одной из номинантов стала Ольга Олифер, генеральный директор краевого государственного автономного нетипового образовательного учреждения «Хабаровский центр развития психологии и детства «Псилогия».
- Для меня это очень ценно и важно, так как я из педагогической династии, мои прадедушка и прабабушка тоже были учителями, - поделилась Ольга Олифер. - Лично для меня это награда педагогической династии, которой я принадлежу, и чем очень горжусь.
В рамках августовской конференции команда «Псилогии» организовала выставку, которая называется «Лики депрессии». Были представлены рисунки подростков, которые находятся в депрессивном состоянии, с описанием их чувств. Организаторам было важно донести до педагогической и родительской общественности, что, когда ребёнку плохо, к нему обязательно нужно прислушаться.
- Сегодняшнее пленарное заседание дало нам целевые установки, знаковые показатели, определило приоритеты и цели, задачи, - продолжила Ольга. - И так сложилось, что мы привыкли встраиваться в те задачи, которые ставит Минобразования. Иногда мы и без слов можем понять друг друга, определить тот вектор психологической службы, который будет необходим, нужен и полезен всей системе образования Хабаровского края.
ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО
Рассказал губернатор Хабаровского края и о поддержке педагогов и наставников со стороны государства. Ежегодно на эти цели в местном бюджете предусмотрено около 10 млрд рублей.
В новом учебном году у преподавателей появится возможность ещё больше развить свои профессиональные навыки. Помимо регулярной аттестации, учителя могут принимать участие во множестве конкурсов, главным из которых, безусловно, является «Учитель года» на краевом и всероссийском этапе.
- В этом году есть возможность поучаствовать в конкурсе, который делает платформа «Россия - страна возможностей», - рассказала Ольга Хмара, первый проректор института развития и образования. - Называется «Флагман образования». Раньше конкурс был командным, а теперь стал индивидуальным. Участвовать можно как учителю, так и управленцу. Обычно после таких конкурсов создаются сообщества, такие как «Пеликан», - это те учителя, кто участвовал в «Учителе года». Такие сообщества живут независимо от конкурсного движения: у них есть свои события, они развиваются и поддерживают друг друга.
Также в ближайшее время в школах появится должность советника по воспитанию. В его обязанности входит взаимодействие с детскими общественными объединениями. Основная задача - организовать работу так, чтобы максимальное количество обучающихся было вовлечено в общественно полезную деятельность: патриотического, трудового или спортивного направления.
- Ребёнок получает некоторые компетенции в этой организации: интеллектуальные, лидерские и так далее, - рассказала Ольга Просекова, директор Центра воспитания и социализации. - В его задачи также входит создание ученических самоуправлений, детских общественных органов в школе или колледже.
Компетенциям советника по воспитанию обучают на специальных курсах. Ещё лучше - если педагог уже имеет опыт работы с детьми, знает их физиологические и возрастные особенности.
- Для краевых советников дополнительно проводятся практико-ориентированные курсы, - продолжила Ольга Просекова. - Для советников, которые у нас работают в СПО, в этом году в мае мы провели 5-дневные курсы с выездом в учреждения. Это было круто, отзывы очень хорошие. Мы объясняли, как работать, как вовлекать детей, как планировать работу.
Для того, чтобы уменьшить преподавателю нагрузку в работе с документами, были разработаны онлайн-сервисы «конструктор рабочих программ» и «конструктор учебных планов».
- Есть готовая программа, которая выверена и проверена, - объяснила Ольга Хмара. - Меньше времени уходит на подготовку бумажных документов и больше на работу с детьми. Это переход к единому формату, чтобы то, что мы делаем, было сделано максимально качественно.
Чтобы успешно развивать в учреждении образование будущего, школам Хабаровского края необходимо пройти самодиагностику. Для этого был разработан проект «Школа Минпросвещения России». Он объединяет в себе важнейшие направления для школы: здоровье, воспитание, знания, творчество, профориентация и так далее.
- Проект призван создать эталонную школу, в которую ребёнку хочется приходить каждый день, - прокомментировала Ольга Хмара. - Где мы можем развить максимально все его таланты, возможности и подготовить его к тому, что происходило бы с ним после школьных лет, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.
В прошлом году Хабаровский край стал одним из трёх регионов страны, в котором пилотировался проект. Это определённый набор критериев по каждому направлению, по которым школа должна себя оценить. Очень важно понять, на какой стадии развития образования учреждение находится сейчас, чтобы оно могло максимально быстро развиваться в дальнейшем.
СКОРАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
Помимо самой конференции, также были представлены работы выставочной экспозиции образовательных продуктов, внедряемые в новом учебном году в школах Хабаровского края.
Аптечка классного руководителя содержит готовые решения для воспитательной работы с обучающимися и содержит три раздела: диагностический, лечебный и профилактический. Также в ней собрано множество методических материалов.
- Первый разворот в методическом разделе - это термометр настроения, - рассказала Светлана Андриенко, сотрудник СПО. - Классный руководитель может получить оценку настроения класса перед уроком. Обучающийся берёт магнитик и по соответственной шкале выставляет своё настроение.
В аптечке есть уникальные фишки для поощрения и поднятия настроения обучающихся. Например, «витаминка доброты» - питательный элемент для вовлечения детей в работу.
- А ещё у нас представлены кейсы конфликтных ситуаций, где разобраны типичные ситуации педагог-ученик, ученик-ученик, педагог-родитель, ученик-родитель, - продолжила Светлана. - С одной стороны у нас представлены конфликтные ситуации, с другой - их разбор и решение.
Второй методический продукт на выставке - самодиагностика для профессиональных компетенций самого педагога. Педагог строит «колесо баланса» своих компетенций и отслеживает динамику профессиональных навыков.
А для удобства работы с обучающимися классный руководитель вносит все данные учеников в «Анамнез класса»: характеристика школьника, информация о его родителях.
В сборниках для работы педагогов собрано множество педагогических продуктов и воспитательных технологий, которые пользуются хорошим отзывом у обучающихся и преподавателей.
Также классный руководитель может ознакомиться и применить на своих занятиях новейшие педагогические технологии, просканировав QR-код.
- Ещё один уникальный продукт - это «Лента памяти» с памятными датами Хабаровского края, - рассказала Светлана Андриенко. - Педагог отмечает важные даты. Также ученик может продолжить эту ленту или построить свою карту памятных дат, учреждений города, района, края.
НЕТ В МИРЕ КРАШЕ РОДИНЫ НАШЕЙ
Совместно с Галиной Паневиной, завкафедрой теории и методики обучения Хабаровского краевого института развития образования, Комсомольский заповедник разработал настольную краеведческую игру.
- Игра похожа на лото и посвящена заповедным территориям и природе Хабаровского края, - рассказала Юлия Стародубова, ведущий методист Комсомольского заповедника. - Участник берёт по одной-две карточки, в зависимости от количества человек. Это может быть разная возрастная категория, начиная со среднего звена школьного возраста, либо взрослые и студенты: начальным классам пока будет сложно играть.
Ведущий читает вопросы. Если человек знает правильный ответ, он говорит название и номер и закрывает. Когда карточка полностью закрыта, он побеждает в игре.
Помимо краеведческого лото, также представлен прототип атласа Хабаровского края. Многие школьники не так много знают о местности, где они проживают: практически не разработаны никакие пособия для начальных классов, которые бы позволили подробно изучить природу и географию региона. К тому же в четвёртом классе ученики пишут ВПР, где десятое задание представлено тремя вопросами по Хабаровскому краю - здесь у детей и возникают наибольшие затруднения.
- Любовь к своему краю начинается с любви к своей местности, в которой ты проживаешь, - объяснила Альбина Белковская, старший методист РСО лаборатории регионального содержания и образования. - Это первый атлас, который посвящён муниципальным районам: каждый ребёнок найдёт место, где находится, и на этом будут формироваться все последующие представления. Параллельно, закладываются знания про природу, про животных, народы, которые здесь проживают.
На первом развороте представлены все муниципальные районы края: герб, флаг, муниципальный краеведческий музей, основные населённые пункты, высказывания исследователей и писателей о конкретной территории.
В комплекте с атласом идёт методический комплекс в помощь учителю, как составить первое и последующие занятия. Рабочая тетрадка, чтобы закрепить знания: разукрасить, составить, выбрать. А также QR-код с доступом к играм, чтобы закрепить материал.
Также имеется цветная карта-пазл с магнитами - школьники учатся собирать свой край из нескольких районов, а также запоминать соседние территории. В данном случае это пространственно-картографическое мышление, чего не хватает у наших ребятишек, - продолжила Альбина Белковская. - Логику сбора они могут устанавливать самостоятельно, ведь это тоже развитие мышления.
Начало нового учебного года задаёт вектор направления развития образования. Изменения, которые происходят, преимущественно связаны с уклоном в воспитание подрастающего поколения. Но одну из самых главных ролей в этой системе играет педагог, который должен быть не просто человеком, который даёт уроки, а человеком будущего.
Соня ШУЛЬГА.