Дума - место для дискуссий, если речь идёт по делу
27.12.2011
547
В Хабаровской краевой думе заканчивается рабочий год. Принят бюджет-2012, завершается выполнение бюджета-2011. При этом многие вопросы и проблемы решаются буквально в последние дни года. Каким он был этот год для исполнительной власти края, что принес нового? - об этом рассказывает Евгений Исаков, депутат фракции «Единая Россия» в Законодательной думе Хабаровского края, председатель постоянного комитета по бюджету и налогам.
Куда уходит НДФЛ
- Евгений Николаевич, споры о бюджете будущего года, говорят, шли в нашей думе вплоть до последнего заседания. Например, последние поправки коснулись доходов городов и районов края. Что на самом деле произошло и почему об этом так много спорят?
- Действительно, произошло перераспределение самого собираемого налога на доходы физических лиц (НДФЛ). За счет его уменьшения в бюджетах городских округов (Хабаровска, Комсомольска) на 10 процентов, были увеличены поступления в бюджеты муниципальных районов - тоже на 10 процентов. Депутатов краевой думы представители левой оппозиции в результате даже обвинили во враждебном отношении к городам. Однако здесь нужно четко понимать, что депутаты на краевом уровне приняли лишь техническое решение - привели местное законодательство в соответствие с федеральным. То есть само решение о перераспределении доходов от НДФЛ принято Государственной думой, Советом Федерации, его подписал президент. Цель - повысить бюджетную базу муниципальных районов, потому что они не только в Хабаровском крае, по всей России живут хуже, чем городские округа.
- А можно было бы этот закон не принимать на краевом уровне?
- Мы получили бы тогда негативные экономические и юридические последствия. Федеральное казначейство с 1 января 2012 года раскредитовало бы средства согласно федеральному закону, но они никуда бы не пошли ни по каким счетам. Ни город, ни муниципальный район их бы не получили. Деньги попросту в течение всего года остались бы невостребованными. А с юридической точки зрения прокуратура бы автоматически внесла протест по краевому закону в той части, где он противоречит федеральному. Бюджетный процесс в Хабаровском крае в этом случае приостанавливается до тех пор, пока противоречия не будут сняты.
- Тем не менее, проблема все-таки существует. Если из дефицитного бюджета города Хабаровска изъять доходы, лучше жить город не станет.
- Цифры потерь бюджета Хабаровска сегодня называются самые разные - от 1,5 миллиарда до 400 миллионов рублей. Во-первых, их нужно точно рассчитать и проверить. А во-вторых, необходимо решать проблему, но уже через другие правовые акты. Могут быть заключены дополнительные соглашения между правительством края и городом Хабаровском, через субвенции на повышение заработной платы работникам дошкольных учреждений и т.д. При коррекции бюджета края по итогам первого полугодия 2012 года можно внести изменения в бюджет. То есть проблема решаемая, если ее решать, а не уходить в левую оппозицию ради самой оппозиции.
Ведь есть и другие цифры, которые заставляют задуматься. Бюджетная обеспеченность каждого жителя (в условных единицах) в Хабаровске - 3,41, а в среднем по краю - 1,62. Разница - двухкратная. И она означает, что на каждого горожанина из бюджета тратится в три раза больше средств, чем на жителя района. Эту проблему тоже надо решать.
Федерация предложила в качестве решения - перераспределить доходы от НДФЛ, мы пересчитали бюджетную обеспеченность муниципальных образований края и узаконили это решение. Теперь нужно смотреть, как смягчить ситуацию для жителей города. И здесь тоже что-то реально делается.
Например, идет очень важный процесс перевода муниципального здравоохранения на краевой бюджет. При этом те средства, которые в результате высвобождаются, остаются в муниципальных бюджетах.
Вылечить медицину
- В чем цель и смысл этого процесса?
- У нас сегодня многоуровневая медицина. В ней есть муниципальное звено, краевое и федеральное. Люди делают одно общее дело - обеспечивают медицинскую помощь и лечение жителям края, но при этом разница в зарплатах медиков муниципального и краевого уровня различается в 1,5 -2 раза. Это однозначно неправильная ситуация, провоцирующая социальную напряженность в отрасли, мешающую ей нормально работать.
Ведь, например, у кардиохирурга в городе, в районе и в крае один и тот же объем работы (в муниципальном звене может быть даже больше), а зарплаты разные. В том числе, поэтому не хватает кадров в наших районах и в самых разных муниципалитетах.
Такого не должно быть, поэтому мы, переводя муниципальную медицину на краевой бюджет, в первую очередь выравниваем условия оплаты труда, причем не только врачей, но всех медработников. Тем самым решаем проблему закрепления кадров там, где они людям сегодня нужнее всего.
С другой стороны, медицинская помощь должна быть системной, поэтому в ней так важен фактор управляемости. А когда у нас разные звенья - муниципальный, региональный, федеральный, и они друг с другом не согласованы, эта система нарушается, теряется в ней здравый смысл. Не правильно, когда в селе делают операции по удалению легкого, а в краевой больнице ставят градусник и лечат прыщи. Все должно быть наоборот. Не разумно, когда дорогостоящее многофункциональное оборудование в муниципальном звене простаивает, а в краевом лечебном заведении на него очередь на несколько месяцев вперед.
- То есть речь идет все-таки о создании в крае единой вертикально интегрированной системы медицинской помощи?
- Здесь нет ничего нового. Еще Пирогов сформулировал принципы ОТМС (организации тактико-медицинской службы) от доврачебной до высококвалифицированной врачебной помощи. Это многоэтапный последовательный процесс. Он не может быть разорван из-за того, что у нас медицина относится к разным административным звеньям. Он должен быть единым и давать результат - здоровье.
- При этом у нас медицина все развивается и развивается, а здоровье граждан все как-то не улучшается. В чем проблема?
- Нужно не только выровнять социальную обеспеченность медработников во всей системе, но решить еще целый ряд проблем. И в первую очередь на федеральном уровне. Сегодня у нас Минздравсоцразвития - три отрасли в одном министерстве - это слишком много. Если выстраивать систему медицинской защиты и помощи - должно быть отдельное ведомство. Иначе мы так и будем назначать пищевые добавки для лечения гриппа.
Вторая проблема - нужно выстраивать обучение на основе современной европейской доказательной медицины.
- А у нас разве не доказательная медицина?
- Оборудование одно и то же, лекарства одни и те же, а результаты у разных врачей отличаются, порой многократно. Потому что, по аналогии, если человека научить арифметике, а потом дать ему современную вычислительную машину, то он будет все равно на бумажке считать столбиком, а на компьютере - играть в пасьянс. Если в вузе студента учат основам медицины ХХ века, то хоть какой современный томограф ему дай, он будет пользоваться стетоскопом. А больные в результате, как сказал Аркадий Райкин, будут выздоравливать как мухи.
Нужно менять материальную базу медицинских вузов и очень многое в системе обучения в них.
- Исходя из опыта командировок журналистов «Тихоокеанской звезды» вырисовывается еще одна большая проблема: чем дальше углубляешься в районы, особенно на Север края, тем меньше там врачей.
- У этой проблемы есть несколько уровней. Первый - оплата труда. Здесь принято принципиальное решение, врач в районе будет получать не меньше, а может, и больше, чем врач в краевой столице. Но есть второй уровень - профессия врача не является сегодня престижной в районе. В свое время земский врач в Российской империи был не просто специалистом, а почти членом каждой семьи, одним из самых авторитетных людей в городе, или поселке. Антон Павлович Чехов был таким врачом и всю жизнь гордился этим статусом. У нас же сегодня врач, работающий в районе, в селе, даже в городе, очень редко может рассчитывать на такое уважение и любовь пациентов. Невозможно любить врача, простояв к нему в очереди 2-3 часа, а затем получив от него направление на более сложное обследование, на которое очередь дойдет только через месяц.
- То есть социальный статус врача состоит из элементарных, но очень для бюджета расходных вещей: зарплата, квартира, современное оборудование, на котором врач умеет работать…
- Есть еще условия жизни. Молодой человек, который из глухого села приехал учиться на врача в Хабаровск, который 6 лет гулял по набережной Амура, ходил в ночные клубы, возвращаться обратно в свое село, где единственный клуб уже пять лет забит досками, ни в коем случае не захочет.
- Ситуация безвыходная?
- Выход нужно хотя бы искать, чтобы найти. До принятия решения по перераспределению НДФЛ уровень бюджетной обеспеченности по краю был 0,64, а в городе Хабаровске - 3,29. То есть на нужды и во благо каждого жителя Хабаровска местный бюджет тратил в год, условно, 3410 рублей. А в среднем все остальные жители края из бюджета получали на нужды и блага 640 рублей в год. После перераспределения налоговых доходов уровень бюджетной обеспеченности жителей края стал 1620 рублей в год. В Хабаровске - 3410 рублей. Но это не принцип «Робин Гуда» - отнять у богатых и отдать бедным. Это политика государственного регулирования бюджетных отношений. Она направлена на то, чтобы люди не бросали свои дома в деревне и все дружно переезжали в Хабаровск. Чтобы они занимались сельским хозяйством, работали в лесной отрасли, рыбодобыче, горно-рудной промышленности. Чтобы открывались клубы для молодежи, благоустраивались дороги, парки и дворы в районах так же активно, как в Хабаровске.
- Кроме всего прочего, в Хабаровском крае заявлено о реализации Программы модернизации региональной медицины. Что она в перспективе нам дает?
- Здесь нужно отдать должное нашему краевому министерству здравоохранения. Разработана действительно многоуровневая и долгосрочная программа. В нее вкладываются серьезные краевые и федеральные средства. И практически все проблемы региональной медицины, которые мы сегодня назвали, в ней учтены. Среди них: заработная плата, обучение специалистов, оснащение медицинских учреждений, закрепление кадров…
Сегодня мы можем добиться того, чтобы медицинский работник получал достойную заработную плату, независимо от того, где он работает - в Хабаровске или в Охотске, в муниципальной больнице или в краевой. Второй шаг - для работников бюджетной сферы мы начали строить жилье. Мы создали, поддерживаем и развиваем на краевом уровне программу социальной ипотеки. Ее условия: доступный первичный взнос для специалистов бюджетной сферы (врачей, учителей);
доступная для них кредитная ставка на уровне 8 процентов; долгосрочность самого кредита. В этих условиях молодому человеку гораздо проще купить жилье не в Хабаровске, а в районе. Следующий шаг - миллион рублей, который дает федеральный бюджет молодому специалисту, остающемуся работать на селе.
Мы сегодня не можем вернуться к социалистической системе распределения, когда после окончания вуза специалист был обязан отработать несколько лет там, куда его пошлет государство. Но можем использовать систему коммерческих договоров. Муниципалитет оплачивает обучение талантливого молодого человека на бюджетной основе с условием, что он после окончания вуза не останется в городе, а вернется и отработает бюджетный кредит в течение ряда лет у себя в селе. Если ему, кроме этого, помогут купить жилье, дадут другие преференции, то спустя договорный срок врач или учитель никуда уже не уедет. Потому что у него будет дом, семья, любимая работа. И оборудование в его медучреждении - не хуже, чем в столице.
Работа или амбиции
- После выборов в Государственной думе РФ происходит перераспределение властных полномочий. Решается: кто какой комитет займет, как «Единая Россия» сможет совместно работать с партиями оппозиционными, найдут ли они общий язык. По опыту работы нашей краевой думы, насколько это сложный процесс - установления рабочих отношений правящей партии и оппозиции?
- Я смотрел трансляцию первого заседания Государственной думы нового созыва. И хотя вхожу в «Единую Россию», но не по этой причине, а чисто с личной человеческой точки зрения, считаю, что достойно себя вели на этом заседании в основном лишь депутаты «Единой России». Представители других партий, мне кажется, в основном выторговывали для себя какие-то руководящие места и наиболее льготные условия работы. Мне это напомнило Думу 90-х годов, в которой было много фракций, амбиций, интересных выступлений, но мало работы и реальных результатов.
Если же говорить об оппозиции в принципе, то она нужна, кто бы ни был у власти. А особенно нужна, когда она здоровая и эффективная. Когда ставит задачу не раздуть мировой пожар революции, а находит и называет реальные ошибки, по делу критикует правящую партию, не только спорит, но и работает.
- А в самой фракции «Единой России» всегда одинаковые точки зрения?
- На собраниях фракции происходят порой не просто споры, а даже очень бурные обсуждения. Но в результате находится наиболее эффективное в настоящий момент решение.
Такие же, впрочем, рабочие и эффективные взаимоотношения у нас в крае налажены и с оппозиционными партиями, и с губернатором, и с правительством края.
- Не приходилось, однако, слышать и видеть, чтобы депутаты на заседании думы громко не согласились с правительством при обсуждении вопроса, или - правительство с депутатами.
- Заседание думы - это финальная часть большой предварительной работы. На нем уже сформулированное и согласованное со всеми решение принимается и приобретает юридическую силу. А три чтения каждый законопроект проходит не потому, что депутаты с одного раза не понимают сути вопроса - это официальная технология прохождения закона. Но основная работа проходит без привлечения СМИ - в комитетах, комиссиях, рабочих группах. Там и происходят основные споры, находятся компромиссы и решения.
- Как фактически это происходит?
- Например, депутат или группа депутатов инициирует какой-либо законопроект в форме идеи.
На следующем этапе должно быть получено экспертное заключение: а сама эта идея вообще отвечает здравому смыслу, решает ли проблему края, реально ли ее реализовать в рамках краевого бюджета. Либо может быть это идея благая, но оторванная от жизни? Для того чтобы это понять, собираются эксперты и образуют рабочую группу, в которую входят депутаты, работники аппарата думы (юристы и экономисты), профильные специалисты правительства края. Если необходимо, привлекаются независимые эксперты - ученые, социологи. И вот эта рабочая группа уже всесторонне изучает идею, исходя из реальных условий и потребностей Хабаровского края. Если идея принимается, то рабочая группа из нее формирует каркас будущего законопроекта. И передает его в профильный комитет думы.
Там депутаты и представители правительства прорабатывают все детали будущего законопроекта. И только уже после всевозможных споров, уточнений, согласований, по решению комитета законопроект выносится на заседание краевой думы.
В среднем на весь этот процесс уходит порядка полугода. Разумеется, за это время уже практически не остается спорных вопросов. На думе же происходит публичное обсуждение и официальное принятие. Поэтому, если на таком заседании во время второго чтения депутат вдруг начинает задавать вопросы по законопроекту, спорить с ним, это, с моей точки зрения, значит, что он за полгода так и не смог включиться в процесс формирования законопроекта либо просто хочет публично выступить и увидеть себя по телевизору. Для многих дума - это ведь еще и политическая трибуна, с которой люди пытаются показать себя, обострить «революционную» ситуацию.
Мне лично кажется, для этого есть митинги, съезды, а в думе все-таки больше нужно думать и работать.
- Вы тоже считаете, что «дума - не место для дискуссий»?
- Дума - место для дискуссий, но только по вопросам, которые решает дума. То есть в рамках обсуждаемой проблемы, ради ее решения, а не во имя собственного пиара и амбиций.
- Как вы оцениваете этот год с точки продуктивности работы думы?
- Очень положительно. И прежде всего потому, что мы успешно исполнили бюджет 2011 года. Более того, доходы края на 11,7 миллиарда рублей в этом году превысили наш плановый уровень. Эти средства стали дополнительным источником для наших расходных социальных статей. Ведь выполнить бюджет - это не абстрактный тезис. Это значит, что перед жителями края были честно выполнены все обязательства, которые брал на себя краевой бюджет. Были получены дотации и субсидии на оплату коммунальных услуг, единый социальный проездной билет, льготный отпуск лекарств, зубопротезирование и очень многое другое. Все, что мы планировали, все, что обещали, было сделано. Значит, работа депутатов была эффективной.
Куда уходит НДФЛ
- Евгений Николаевич, споры о бюджете будущего года, говорят, шли в нашей думе вплоть до последнего заседания. Например, последние поправки коснулись доходов городов и районов края. Что на самом деле произошло и почему об этом так много спорят?
- Действительно, произошло перераспределение самого собираемого налога на доходы физических лиц (НДФЛ). За счет его уменьшения в бюджетах городских округов (Хабаровска, Комсомольска) на 10 процентов, были увеличены поступления в бюджеты муниципальных районов - тоже на 10 процентов. Депутатов краевой думы представители левой оппозиции в результате даже обвинили во враждебном отношении к городам. Однако здесь нужно четко понимать, что депутаты на краевом уровне приняли лишь техническое решение - привели местное законодательство в соответствие с федеральным. То есть само решение о перераспределении доходов от НДФЛ принято Государственной думой, Советом Федерации, его подписал президент. Цель - повысить бюджетную базу муниципальных районов, потому что они не только в Хабаровском крае, по всей России живут хуже, чем городские округа.
- А можно было бы этот закон не принимать на краевом уровне?
- Мы получили бы тогда негативные экономические и юридические последствия. Федеральное казначейство с 1 января 2012 года раскредитовало бы средства согласно федеральному закону, но они никуда бы не пошли ни по каким счетам. Ни город, ни муниципальный район их бы не получили. Деньги попросту в течение всего года остались бы невостребованными. А с юридической точки зрения прокуратура бы автоматически внесла протест по краевому закону в той части, где он противоречит федеральному. Бюджетный процесс в Хабаровском крае в этом случае приостанавливается до тех пор, пока противоречия не будут сняты.
- Тем не менее, проблема все-таки существует. Если из дефицитного бюджета города Хабаровска изъять доходы, лучше жить город не станет.
- Цифры потерь бюджета Хабаровска сегодня называются самые разные - от 1,5 миллиарда до 400 миллионов рублей. Во-первых, их нужно точно рассчитать и проверить. А во-вторых, необходимо решать проблему, но уже через другие правовые акты. Могут быть заключены дополнительные соглашения между правительством края и городом Хабаровском, через субвенции на повышение заработной платы работникам дошкольных учреждений и т.д. При коррекции бюджета края по итогам первого полугодия 2012 года можно внести изменения в бюджет. То есть проблема решаемая, если ее решать, а не уходить в левую оппозицию ради самой оппозиции.
Ведь есть и другие цифры, которые заставляют задуматься. Бюджетная обеспеченность каждого жителя (в условных единицах) в Хабаровске - 3,41, а в среднем по краю - 1,62. Разница - двухкратная. И она означает, что на каждого горожанина из бюджета тратится в три раза больше средств, чем на жителя района. Эту проблему тоже надо решать.
Федерация предложила в качестве решения - перераспределить доходы от НДФЛ, мы пересчитали бюджетную обеспеченность муниципальных образований края и узаконили это решение. Теперь нужно смотреть, как смягчить ситуацию для жителей города. И здесь тоже что-то реально делается.
Например, идет очень важный процесс перевода муниципального здравоохранения на краевой бюджет. При этом те средства, которые в результате высвобождаются, остаются в муниципальных бюджетах.
Вылечить медицину
- В чем цель и смысл этого процесса?
- У нас сегодня многоуровневая медицина. В ней есть муниципальное звено, краевое и федеральное. Люди делают одно общее дело - обеспечивают медицинскую помощь и лечение жителям края, но при этом разница в зарплатах медиков муниципального и краевого уровня различается в 1,5 -2 раза. Это однозначно неправильная ситуация, провоцирующая социальную напряженность в отрасли, мешающую ей нормально работать.
Ведь, например, у кардиохирурга в городе, в районе и в крае один и тот же объем работы (в муниципальном звене может быть даже больше), а зарплаты разные. В том числе, поэтому не хватает кадров в наших районах и в самых разных муниципалитетах.
Такого не должно быть, поэтому мы, переводя муниципальную медицину на краевой бюджет, в первую очередь выравниваем условия оплаты труда, причем не только врачей, но всех медработников. Тем самым решаем проблему закрепления кадров там, где они людям сегодня нужнее всего.
С другой стороны, медицинская помощь должна быть системной, поэтому в ней так важен фактор управляемости. А когда у нас разные звенья - муниципальный, региональный, федеральный, и они друг с другом не согласованы, эта система нарушается, теряется в ней здравый смысл. Не правильно, когда в селе делают операции по удалению легкого, а в краевой больнице ставят градусник и лечат прыщи. Все должно быть наоборот. Не разумно, когда дорогостоящее многофункциональное оборудование в муниципальном звене простаивает, а в краевом лечебном заведении на него очередь на несколько месяцев вперед.
- То есть речь идет все-таки о создании в крае единой вертикально интегрированной системы медицинской помощи?
- Здесь нет ничего нового. Еще Пирогов сформулировал принципы ОТМС (организации тактико-медицинской службы) от доврачебной до высококвалифицированной врачебной помощи. Это многоэтапный последовательный процесс. Он не может быть разорван из-за того, что у нас медицина относится к разным административным звеньям. Он должен быть единым и давать результат - здоровье.
- При этом у нас медицина все развивается и развивается, а здоровье граждан все как-то не улучшается. В чем проблема?
- Нужно не только выровнять социальную обеспеченность медработников во всей системе, но решить еще целый ряд проблем. И в первую очередь на федеральном уровне. Сегодня у нас Минздравсоцразвития - три отрасли в одном министерстве - это слишком много. Если выстраивать систему медицинской защиты и помощи - должно быть отдельное ведомство. Иначе мы так и будем назначать пищевые добавки для лечения гриппа.
Вторая проблема - нужно выстраивать обучение на основе современной европейской доказательной медицины.
- А у нас разве не доказательная медицина?
- Оборудование одно и то же, лекарства одни и те же, а результаты у разных врачей отличаются, порой многократно. Потому что, по аналогии, если человека научить арифметике, а потом дать ему современную вычислительную машину, то он будет все равно на бумажке считать столбиком, а на компьютере - играть в пасьянс. Если в вузе студента учат основам медицины ХХ века, то хоть какой современный томограф ему дай, он будет пользоваться стетоскопом. А больные в результате, как сказал Аркадий Райкин, будут выздоравливать как мухи.
Нужно менять материальную базу медицинских вузов и очень многое в системе обучения в них.
- Исходя из опыта командировок журналистов «Тихоокеанской звезды» вырисовывается еще одна большая проблема: чем дальше углубляешься в районы, особенно на Север края, тем меньше там врачей.
- У этой проблемы есть несколько уровней. Первый - оплата труда. Здесь принято принципиальное решение, врач в районе будет получать не меньше, а может, и больше, чем врач в краевой столице. Но есть второй уровень - профессия врача не является сегодня престижной в районе. В свое время земский врач в Российской империи был не просто специалистом, а почти членом каждой семьи, одним из самых авторитетных людей в городе, или поселке. Антон Павлович Чехов был таким врачом и всю жизнь гордился этим статусом. У нас же сегодня врач, работающий в районе, в селе, даже в городе, очень редко может рассчитывать на такое уважение и любовь пациентов. Невозможно любить врача, простояв к нему в очереди 2-3 часа, а затем получив от него направление на более сложное обследование, на которое очередь дойдет только через месяц.
- То есть социальный статус врача состоит из элементарных, но очень для бюджета расходных вещей: зарплата, квартира, современное оборудование, на котором врач умеет работать…
- Есть еще условия жизни. Молодой человек, который из глухого села приехал учиться на врача в Хабаровск, который 6 лет гулял по набережной Амура, ходил в ночные клубы, возвращаться обратно в свое село, где единственный клуб уже пять лет забит досками, ни в коем случае не захочет.
- Ситуация безвыходная?
- Выход нужно хотя бы искать, чтобы найти. До принятия решения по перераспределению НДФЛ уровень бюджетной обеспеченности по краю был 0,64, а в городе Хабаровске - 3,29. То есть на нужды и во благо каждого жителя Хабаровска местный бюджет тратил в год, условно, 3410 рублей. А в среднем все остальные жители края из бюджета получали на нужды и блага 640 рублей в год. После перераспределения налоговых доходов уровень бюджетной обеспеченности жителей края стал 1620 рублей в год. В Хабаровске - 3410 рублей. Но это не принцип «Робин Гуда» - отнять у богатых и отдать бедным. Это политика государственного регулирования бюджетных отношений. Она направлена на то, чтобы люди не бросали свои дома в деревне и все дружно переезжали в Хабаровск. Чтобы они занимались сельским хозяйством, работали в лесной отрасли, рыбодобыче, горно-рудной промышленности. Чтобы открывались клубы для молодежи, благоустраивались дороги, парки и дворы в районах так же активно, как в Хабаровске.
- Кроме всего прочего, в Хабаровском крае заявлено о реализации Программы модернизации региональной медицины. Что она в перспективе нам дает?
- Здесь нужно отдать должное нашему краевому министерству здравоохранения. Разработана действительно многоуровневая и долгосрочная программа. В нее вкладываются серьезные краевые и федеральные средства. И практически все проблемы региональной медицины, которые мы сегодня назвали, в ней учтены. Среди них: заработная плата, обучение специалистов, оснащение медицинских учреждений, закрепление кадров…
Сегодня мы можем добиться того, чтобы медицинский работник получал достойную заработную плату, независимо от того, где он работает - в Хабаровске или в Охотске, в муниципальной больнице или в краевой. Второй шаг - для работников бюджетной сферы мы начали строить жилье. Мы создали, поддерживаем и развиваем на краевом уровне программу социальной ипотеки. Ее условия: доступный первичный взнос для специалистов бюджетной сферы (врачей, учителей);
доступная для них кредитная ставка на уровне 8 процентов; долгосрочность самого кредита. В этих условиях молодому человеку гораздо проще купить жилье не в Хабаровске, а в районе. Следующий шаг - миллион рублей, который дает федеральный бюджет молодому специалисту, остающемуся работать на селе.
Мы сегодня не можем вернуться к социалистической системе распределения, когда после окончания вуза специалист был обязан отработать несколько лет там, куда его пошлет государство. Но можем использовать систему коммерческих договоров. Муниципалитет оплачивает обучение талантливого молодого человека на бюджетной основе с условием, что он после окончания вуза не останется в городе, а вернется и отработает бюджетный кредит в течение ряда лет у себя в селе. Если ему, кроме этого, помогут купить жилье, дадут другие преференции, то спустя договорный срок врач или учитель никуда уже не уедет. Потому что у него будет дом, семья, любимая работа. И оборудование в его медучреждении - не хуже, чем в столице.
Работа или амбиции
- После выборов в Государственной думе РФ происходит перераспределение властных полномочий. Решается: кто какой комитет займет, как «Единая Россия» сможет совместно работать с партиями оппозиционными, найдут ли они общий язык. По опыту работы нашей краевой думы, насколько это сложный процесс - установления рабочих отношений правящей партии и оппозиции?
- Я смотрел трансляцию первого заседания Государственной думы нового созыва. И хотя вхожу в «Единую Россию», но не по этой причине, а чисто с личной человеческой точки зрения, считаю, что достойно себя вели на этом заседании в основном лишь депутаты «Единой России». Представители других партий, мне кажется, в основном выторговывали для себя какие-то руководящие места и наиболее льготные условия работы. Мне это напомнило Думу 90-х годов, в которой было много фракций, амбиций, интересных выступлений, но мало работы и реальных результатов.
Если же говорить об оппозиции в принципе, то она нужна, кто бы ни был у власти. А особенно нужна, когда она здоровая и эффективная. Когда ставит задачу не раздуть мировой пожар революции, а находит и называет реальные ошибки, по делу критикует правящую партию, не только спорит, но и работает.
- А в самой фракции «Единой России» всегда одинаковые точки зрения?
- На собраниях фракции происходят порой не просто споры, а даже очень бурные обсуждения. Но в результате находится наиболее эффективное в настоящий момент решение.
Такие же, впрочем, рабочие и эффективные взаимоотношения у нас в крае налажены и с оппозиционными партиями, и с губернатором, и с правительством края.
- Не приходилось, однако, слышать и видеть, чтобы депутаты на заседании думы громко не согласились с правительством при обсуждении вопроса, или - правительство с депутатами.
- Заседание думы - это финальная часть большой предварительной работы. На нем уже сформулированное и согласованное со всеми решение принимается и приобретает юридическую силу. А три чтения каждый законопроект проходит не потому, что депутаты с одного раза не понимают сути вопроса - это официальная технология прохождения закона. Но основная работа проходит без привлечения СМИ - в комитетах, комиссиях, рабочих группах. Там и происходят основные споры, находятся компромиссы и решения.
- Как фактически это происходит?
- Например, депутат или группа депутатов инициирует какой-либо законопроект в форме идеи.
На следующем этапе должно быть получено экспертное заключение: а сама эта идея вообще отвечает здравому смыслу, решает ли проблему края, реально ли ее реализовать в рамках краевого бюджета. Либо может быть это идея благая, но оторванная от жизни? Для того чтобы это понять, собираются эксперты и образуют рабочую группу, в которую входят депутаты, работники аппарата думы (юристы и экономисты), профильные специалисты правительства края. Если необходимо, привлекаются независимые эксперты - ученые, социологи. И вот эта рабочая группа уже всесторонне изучает идею, исходя из реальных условий и потребностей Хабаровского края. Если идея принимается, то рабочая группа из нее формирует каркас будущего законопроекта. И передает его в профильный комитет думы.
Там депутаты и представители правительства прорабатывают все детали будущего законопроекта. И только уже после всевозможных споров, уточнений, согласований, по решению комитета законопроект выносится на заседание краевой думы.
В среднем на весь этот процесс уходит порядка полугода. Разумеется, за это время уже практически не остается спорных вопросов. На думе же происходит публичное обсуждение и официальное принятие. Поэтому, если на таком заседании во время второго чтения депутат вдруг начинает задавать вопросы по законопроекту, спорить с ним, это, с моей точки зрения, значит, что он за полгода так и не смог включиться в процесс формирования законопроекта либо просто хочет публично выступить и увидеть себя по телевизору. Для многих дума - это ведь еще и политическая трибуна, с которой люди пытаются показать себя, обострить «революционную» ситуацию.
Мне лично кажется, для этого есть митинги, съезды, а в думе все-таки больше нужно думать и работать.
- Вы тоже считаете, что «дума - не место для дискуссий»?
- Дума - место для дискуссий, но только по вопросам, которые решает дума. То есть в рамках обсуждаемой проблемы, ради ее решения, а не во имя собственного пиара и амбиций.
- Как вы оцениваете этот год с точки продуктивности работы думы?
- Очень положительно. И прежде всего потому, что мы успешно исполнили бюджет 2011 года. Более того, доходы края на 11,7 миллиарда рублей в этом году превысили наш плановый уровень. Эти средства стали дополнительным источником для наших расходных социальных статей. Ведь выполнить бюджет - это не абстрактный тезис. Это значит, что перед жителями края были честно выполнены все обязательства, которые брал на себя краевой бюджет. Были получены дотации и субсидии на оплату коммунальных услуг, единый социальный проездной билет, льготный отпуск лекарств, зубопротезирование и очень многое другое. Все, что мы планировали, все, что обещали, было сделано. Значит, работа депутатов была эффективной.