Если чиновники плохо планируют, то жители края их поправят
поиск
22 марта 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Если чиновники плохо планируют, то жители края их поправят

12.11.2019
Просмотры
408
Если чиновники плохо планируют, то жители края их поправят
На форуме обсуждали проблемы порядка 1 500 активистов-общественников. Здесь губернатор Сергей Фургал (на верхнем фото он слева) и Сергей Габестро (справа) договорились внедрить в крае электронно-проектную систему для НКО
На Гражданском форуме края, проходившем в Хабаровске, произошло два знаковых события. Открылся «Университет НКО» - прошли его первые лекции и практические семинары по социальному проектированию. На форуме было заявлено о создании в регионе специальной электронной площадки для некоммерческих организаций. Кроме того на этой площадке встретились, общались, обсуждали проблемы порядка 1 500 человек - не только представители НКО, но и социальные предприниматели, общественники, эксперты в области гражданского общества.
- Власть, в первую очередь, работает для людей и должна уметь слышать и решать их проблемы, - сказал участникам форума губернатор края Сергей Фургал. - Чиновники только задают векторы развития.
А корректировки этих планов как раз должны вносить жители, анализируя управленческие решения и предлагая различные проекты. Уверен, что по развитию институтов гражданского общества регион занимает лидирующие позиции на Дальнем Востоке.
Наши жители активны и на разных площадках предлагают значимые идеи. А мы со своей стороны поддерживаем их финансово. Активность жителей хорошо видна не только в центральных, но и малых городах нашего края, отдаленных территориях.
На различных площадках форума эксперты, представители некоммерческого сектора и бизнеса обсуждали поддержку социального предпринимательства, территориальных общественных самоуправлений, НКО.

- В рамках деловой игры с НКО мы провели мозговой штурм и определили ключевые проблемы, которые мешают им развиваться и быть более успешными, - говорит заместитель председателя совета ассамблеи народов РФ, координатор национального агентства социальных коммуникаций Ирина Галанова.

- На первом месте - необходимость создания автоматизированной системы управления проектами. Речь как раз идет о работе электронных сервисов в этой сфере. Второе - реестр персоналий НКО. Это важно для того, чтобы понимать, с кем реально можно работать, а кто только имитирует деятельность.
Актуальна для некоммерческого сектора и проблема продвижения своих проектов в социальных сетях. Плюс ко всему, не хватает знаний о действующих институтах и формах поддержки.
На форуме директор фонда цифровых технологий в социальной сфере, председатель общественного совета при Минвостокразвития РФ Сергей Габестро представил специально разработанную онлайн-платформу.
С ее помощью Фонд президентских грантов организовал отбор получателей господдержки. Новый формат работы с некоммерческими организациями был запущен в 2017 году, уже есть реальные результаты в поддержке гражданских инициатив.

Хабаровский край планирует перенять этот федеральный опыт и создать свою онлайн-платформу для представителей некоммерческого сектора. Уже со следующего года НКО региона смогут подать заявку и получить гранты на реализацию своих инициатив через специальную электронную площадку.

- Мы создали специальный портал «Моя Россия» (мояроссия.рф), - говорит Сергей Габестро. - Там размещены четыре качественных продукта, которые будут полезны представителям некоммерческого сектора. Есть конструктор сайта - каждая НКО, активист или волонтер может создать свою электронную платформу совершенно бесплатно.
Через этот сайт можно будет подавать заявки на все грантовые конкурсы, которые проводит фонд президентских грантов. По такой системе уже успешно работают 10 регионов России.
Такая платформа дает возможность активным жителям, которые живут в отдаленных уголках нашей страны, подать качественную заявку на финансовую поддержку своих инициатив в режиме онлайн.
Губернатор Хабаровского края и Сергей Габестро заключили соглашение, согласно которому Фонд развития цифровых технологий по согласованию с правительством края внедрит электронно-проектную систему.
Она предназначена для сбора идей, проектных предложений, гражданских инициатив, подачи заявок на участие в конкурсах, ознакомления экспертов конкурса с такими заявками и проектами, их оценка.
Напомним, Хабаровский край является лидером среди субъектов ДФО по количеству поданных заявок и победивших проектов. В 2017 году от региона поступило 157 заявок, из которых больше 40 стали победителями, в 2018 году - уже 250 заявок (около 50 победителей).
По итогам конкурсов в 2019 году победителями признаны 36 НКО, общий размер привлеченных в край средств на реализацию проектов составляет 53,3 млн рублей.

Советы должны критиковать власть

В правительстве Хабаровского края сформирован новый состав общественного совета при министерстве ЖКХ. В состав его вошли эксперты отрасли ЖКХ, общественники, инициативные граждане, а также два финалиста губернаторского конкурса «Лифт».
Губернатор Сергей Фургал отметил, что составы общественных советов не должны быть удобными для власти - чем больше конструктивной критики, предложений поступит, тем эффективнее будет работать чиновничий аппарат. 
Министр ЖКХ края Дарий Тюрин заявил, что общественники будут принимать участие в обсуждении приоритетных направлений работы ведомства: формирование комфортной городской среды, переселение из ветхого жилья, переход на новую систему обращения с отходами.
Председателем совета стала общественный юрист в сфере ЖКХ Анна Ардован, а заместителем - гендиректор СРО «ЖКХ-Групп» Ольга Беленькая.

Сотня Благоустроена

Новые скверы, парки, места для прогулок появились в Хабаровском крае благодаря федеральной программе «Формирование комфортной городской среды». Реализация проекта в 2019 году подходит к концу, подрядчикам осталось завершить 34 объекта.
- Мы внимательно следим за теми территориями, которые по разным причинам срывают сроки. Так, в Амурске и Эльбане из-за большого числа заказов подрядчики не вышли на объекты вовремя, - отмечает министр жилищно-коммунального хозяйства края Дарий Тюрин.
О причинах несвоевременного выполнения работ губернатору доложили главы района. В некоторых территориях возникли сложности при закупке строительных материалов и организации их поставки.
Тем не менее, по информации глав муниципальных образований, по всем объектам сроки удалось наверстать. Полностью завершить благоустройство и общестроительные работы планируется в конце ноября.
- Очень важно получать обратную связь и понимать, где мы можем внести корректировки, - говорит губернатор Сергей Фургал. - При этом темпы реализации проекта ни в коем случае снижать нельзя. Если мы не освоим выделенные средства в этом году, то в следующем из федерального центра получим меньше.
Более пристальное внимание губернатор потребовал обратить на дворовые территории, в которых годами не ремонтируются проезды, не проводится благоустройство и отсутствует освещение. И таких территорий гораздо больше, чем запланировано благоустроить в этом году, - 88 дворов вошли в проект, а нуждающимися признано более трех тысяч. 

Жители Охотска освоили льготу

17 из 20 миллионов рублей израсходовано в крае на реализацию пилотного проекта по продаже льготных билетов по маршруту «Хабаровск - Охотск - Хабаровск». Деньги на развитие авиасообщения с северным районом выделили из регионального бюджета. По последним данным, по специальному тарифу продано 2325 билетов, пассажиропоток вырос на 9 процентов.
Напомним, с 16 июля взрослые жители Охотского района могут приобрести билет за 4500 рублей, а для детей от 2 до 12 лет его стоимость составляет 3000 рублей. Внедрить льготную билетную программу в марте этого года поручил губернатор Сергей Фургал.
- За несколько месяцев был разработан и утвержден порядок приобретения билетов. Согласно документу за год по льготной стоимости слетать по маршруту Хабаровск - Охотск или Охотск - Хабаровск можно 4 раза.
Для оформления билета необходимо иметь прописку в Охотском районе (проживать не менее 12 месяцев), либо предоставить решение суда об установлении факта проживания на территории муниципалитета, - пояснили в министерстве.
На сегодняшний день более ста человек воспользовались правом льготного проезда по два-три раза, 20 пассажиров четырежды слетали в краевой центр и обратно.
Сейчас прорабатывается вопрос о введении с 1 января 2020 года льготных авиатарифов для жителей Аяно-Майского, Ульчского, Николаевского, Тугуро-Чумиканского и района им. Полины Осипенко. Это необходимо, чтобы обеспечить населению региона свободное передвижение внутри края.

Последняя надежда Индустриального

Индустриальный микрорайон Комсомольска-на-Амуре (там живет 1 312 человек) расположен в очень неблагополучном месте - с одной стороны Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод, с другой - авиационный.
Люди задыхаются от запахов нефтепродуктов под грохот взлетающих прямо над крышами домов самолетов. Со своими бедами, копившимися десятилетиями, жители обратились к губернатору края Сергею Фургалу.
Инициативная группа комсомольчан из Индустриального представила ему целый перечень предложений с надеждой, что губернатор сможет им помочь. Понятно, что крупнейшие предприятия Дальнего Востока не перенесешь. Поэтому решения невероятно сложные.
- В настоящее время возле нашего микрорайона нефтезавод расширяет свои территории, - рассказывает представитель инициативной группы жильцов Валентина Гаврилова.
- Идет постоянное строительство, при установке нового оборудования проводятся испытания, во время которых бывают большие выбросы сероводорода в воздух. Даже при закрытых наглухо окнах и дверях в квартирах дышать невозможно.
С другой стороны, при взлете и посадке самолетов на авиазаводе, помимо оглушительного грохота, происходит сильная вибрация домов. Фундаменты и стены «устают» держать удар звуковых волн, два из них, говорят жители, буквально рассыпаются.
Со своей бедой жители неоднократно обращались в разные инстанции вплоть до Кремля. Не так давно им пришел ответ из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей об определении санитарно-защитных зон. Согласно ответу, микрорайон не входит в границы этой зоны.
- Вы только послушайте, - цитирует губернатор. - «В северном направлении установить санитарную зону 1 000 м, а в северо-восточном направлении от 80 до 15 м»…
То есть, получается, они взяли рулетку и замеряли. Если до дома 15 метров - граница 15 метров. Если тысяча - пусть будет тысяча. До предприятия первой категории - 15 метров?!
- Мы не просим уже, устали просить, мы просто требуем создать объективную комиссию на уровне правительства Хабаровского края по пересмотру границ санитарно-защитной зоны, - продолжает Валентина Александровна. - С учетом реконструкции завода, потому что он расширяется.
Помимо воздуха, весьма беспокоит жителей и состояние воды, которая подается в колонки микрорайона из водозабора. На воде, по словам активистов, пленка из нефтепродуктов. Не всегда, говорят они, но очень часто.

ИнФраструктуры нет

Кроме этого в микрорайоне отсутствует инфраструктура. За жизненно необходимыми услугами приходится ездить за несколько километров. Это касается и здравоохранения, и образования, и транспорта.
- Жители микрорайона прикреплены к поликлинике № 2, которая находится в Ленинском округе на большом от нас отдалении, - говорит представитель инициативной группы. - Бабушкам с палочками (у нас очень много пожилого населения) достаточно тяжело преодолевать немаленькое расстояние, чтобы попасть на прием к врачу. Нам необходим медпункт, мы постоянно об этом просим.
Небольшое население Индустриального микрорайона вроде как и проживает в Комсомольске-на-Амуре, но здесь только один маршрут № 6. По нему ходят всего три автобуса - две малогабаритные «Газели» и один большой, а в выходные - две «Газели» с интервалом в полчаса.
Особенно сложно уехать общественным транспортом утром и вечером. В часы пик большая загруженность. Автобус нужен работающим, пенсионерам, спешащим в поликлинику, школьникам, родителям, везущим детей в детсады, салоны переполнены.
Дети Индустриального вынуждены обучаться в разных школах Ленинского округа, своей нет. От бывшей школы № 20 остались лишь руины, на которых школьники с удовольствием проводят свободное время. Ежедневный проезд к месту учебы детей вылетает родителям в копеечку.
- Мы просим решить вопрос о выделении материальной компенсации либо проездных билетов школьникам.
Управляющая компания «Август-ДВ», обслуживающая микрорайон, фактически недоступна для обращений граждан. До офиса добираться далековато, телефоны, говорят жители, постоянно меняются.
В Комсомольске-на-Амуре дороги вообще притча во языцех, так как не реконструировались десятилетиями. И только проект «Безопасные и качественные дороги» позволил сдвинуться с неживой точки. Программа рассчитана до 2024 года.
- Мы просим отремонтировать дорожное покрытие от нефтезавода до микрорайона и в самом поселке, - обращается к губернатору от имени жителей Валентина Гаврилова.
- На программу «БКД», которую мы начали реализовывать в этом году в Комсомольске-на-Амуре, выделяется 500 млн руб. ежегодно, - отвечает Сергей Фургал. - В этом году отремонтирована 21 дорога, в следующем планируется сделать 18. У администрации города есть план ремонта, нужно просто донести до граждан, в каком году та или иная дорога будет приведена в нормативное состояние.
То есть не просто заасфальтирована, но проложены бордюры, сделаны скосы на отток воды и так далее. Причем если та или иная дорога стоит в программном плане где-нибудь через два-три года, но находится при этом в плачевном состоянии, в некоторых случаях возможен предварительный ямочный ремонт. 

Важный вопрос - дети

Школа в микрорайоне закрыта. Ни кружков нет, ни секций.
- Я занимался раньше с детьми футболом, - рассказывает Александр Власов, местный житель. - Чтобы нам сделали спортплощадку, мы просили еще в 2016 году на заседании городской думы. Нам пообещали помочь, а через полгода из Хабаровска пришло письмо из министерства спорта. Извинились - не нашли средств. Мы же не просили большую площадку. Хотя бы для мини-футбола…
Главу края ситуация заинтересовала. Оказалось, что участок под стадион уже имеется, на оборудование площадки специальным покрытием нужны не такие уж большие деньги.
- Светлана Ивановна, - обратился Сергей Фургал к министру соцзащиты Светлане Петуховой, - запишите для министерства спорта поручение от губернатора - пусть прямо завтра выезжают на место, посмотрят, спроектируют и сделают нормальную спортивную площадку, оформят ее красиво и передадут в пользование людям от правительства Хабаровского края. Если погода позволит, сделаем сейчас. Если нет - то по весне.

А может, лучше переехать?

- В самом конце существования Советского Союза, до начала перестройки, нас собирало тогда еще советское руководство и сказали, что поселок создан вопреки всем законам, - вспоминает Елена Власенко, местная жительница. - Из-за подвижного грунта, подземных вод многоквартирные дома вообще нельзя было строить, а их построили. И что поселок нужно переселять. Потом советская власть ушла, началась перестройка, и мы остались при своих интересах.
- Мы просим принять правильное решение: что целесообразнее - делать капитальные ремонты домов, восстанавливать инфраструктуру или же провести поэтапное расселение жителей микрорайона? - задаются вопросом люди. - Самая главная наша беда - это воздух. Его не перестроишь.
- Давайте-ка для начала мы создадим комиссию, - предложил губернатор, - и решим вопрос по санитарно-защитной зоне. Если все-таки вы попадаете в ее границы, тогда мы будем разговаривать с руководством «Роснефти», чтобы решить вопрос по жителям.
Что касается воздуха - как только поступит сигнал от людей, краевой «Роспотребнадзор» обяжут проехать и сделать замеры, чтобы получить независимую экспертизу. А с санитарно-защитными нормами разберемся.
- И в перспективе займемся глобальной проблемой расселения, но прямо сейчас решить ее не обещаю, - резюмирует Сергей Фургал. - И дело даже не в деньгах. Закрывать населенный пункт или район - это серьезные федеральные полномочия. С руководством нефтезавода нужно вести предметные переговоры.

Семь раз отмерь…

Главная причина того, что возведение крупных, социально значимых объектов в Комсомольске-на-Амуре затянулось, - в изначально неправильно сделанных проектах. Об этом заявил Сергей Фургал во время инспектирования стройплощадок.
На «Детском больничном комплексе», по сравнению с остальными объектами, ситуация более или менее нормальная, хотя далека от идеальной. Несмотря на то, что откорректированная проектная документация еще не прошла экспертизу, генеральный подрядчик ООО «Монолит», занятый на возведении второй очереди комплекса, работы не остановил.
Как доложил губернатору руководитель службы заказчика минстрой Хабаровского края Павел Поляк, обязательства по контракту компания обещает выполнить до конца года. К чести подрядчиков, объем на 2,5 млрд руб. они выполнили за счет своих средств, авансом, теперь ждут оплаты, которая будет возможна только после положительного экспертного заключения.
- В данный момент здесь ведутся работы по всем направлениям, - доложил представитель подрядной организации. - Снаружи фасадные работы, внутри - электромонтажные, монтаж систем водоснабжения, водоотведения, вентиляции.
Проблема же в том, что в начальном варианте проектировщик из Санкт-Петербурга не учел дорогостоящее оборудование. И теперь все ждут одного-единственного документа из Минздрава РФ, который позволит дополучить на него из федерального бюджета необходимые 2,5 млрд руб.
В отличие от «Детского больничного комплекса» ситуация со строительством онкологического диспансера совсем не радужная.
- Я уже год сюда езжу, за это время ничего не изменилось! - возмущен Сергей Фургал. - Шутки-шутками, но за такие вещи будем привлекать к уголовной ответственности. Это не работа. Выиграли контракты, государственные деньги, и ничего не делается.
По проекту объект должен быть сдан в конце следующего года, но по факту сегодня его готовность составляет всего 7,8% вместо 27 запланированных. По этому году не освоение федеральных средств - 500 млн руб. Представители подрядной организации оправдываются за сорванные сроки - не хватает, мол, специалистов.
- Почему-то когда вы выигрываете конкурсы и лезете в федеральные и краевые деньги, вы что-то не вспоминаете, что у вас нет специалистов! Зачем тогда в конкурсе участвуете? - обращается Сергей Фургал к начальнику участка. - Ну, отдали бы нормальным строителям. А теперь с вами придется судиться.

Еще один препон, по словам Павла Поляка, -  на данном объекте субподрядчики постоянно сменяют друг друга, оставляя долги перед генподрядчиком. Суды идут, а объект «и ныне там».
На набережной Комсомольска-на-Амуре также ничего не поменялось за последний год. И ныне здесь нет ни одной единицы техники, ни одного рабочего. А ведь в объект уже вложено ни много ни мало - 1 млрд руб.
Служба заказчика минстрой Хабаровского края собирается в ближайшее время расторгнуть с генподрядчиком контракт, изъяв банковскую гарантию.
- Проблемные объекты у нас по одной лишь простой причине, - говорит Сергей Фургал. - Потому что в свое время сделаны неправильно проекты. Если же проект неправильный - заложена некорректная конструкция. И выясняется это уже тогда, когда организация, выигравшая конкурс, зашла на объект и начала работы.

По словам губернатора, надо разрывать контракт, проект отдавать на доработку, на новую экспертизу, а это все время.
- С одной стороны, - говорит Сергей Фургал, - мы обязаны строить и использовать федеральные деньги до конца года, с другой стороны - если проект неправильный и находится на госэкспертизе, мы строить не имеем права. Вот так и получается «Казнить нельзя помиловать».


Подготовили Виктор ИЛИН, Ольга СОКОЛОВА, Юлия ВОЛКОВА.