поиск
23 октября 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Игра ума и чувств в осеннем вальсе бабьего лета

24.03.2023
Просмотры
798
Игра ума и чувств в осеннем вальсе бабьего лета
Сцена из репетиции спектакля «Ай, Платонов!»
В Хабаровском краевом театре драмы замахнулись на Антона Павловича Чехова. «Ах, Платонов!» - так называется спектакль, премьера которого состоится 1 и 2 апреля. Над постановкой работает режиссер из Астрахани Алексей Матвеев. Да-да, тот самый, который в начале сезона поставил в хабаровской драме спектакль «Восемь любящих женщин».

К слову, это был его дебют в Хабаровске. Помнится, в беседе с корреспондентом «Тихоокеанской звезды» режиссер тогда сказал, что «Восемь любящих женщин» - это хороший повод для знакомства.

Что ж, знакомство состоялось. Зрителю спектакль пришелся по душе. И вот новый приезд Алексея Матвеева в Хабаровск. Но теперь уже с классикой.

- Алексей, с премьеры вашего первого спектакля минуло уже полгода. Довольны ли вы этим спектаклем?

- Знаете, я уже как-то отвык оценивать - понравилось или нет. Скажу так: мы занимаемся самой сложной в мире разновидностью искусства. Ведь театр - это живое искусство. Поэтому сейчас, когда я вижу этот спектакль, то наблюдаю незначительные минусы либо значительные плюсы. В зависимости от того, как проходит работа. Потому что работа над спектаклем не заканчивается до тех пор, пока он не снимается из репертуара.

Жизнь и зритель тоже вносят свои коррективы. Потому что никогда больше не соберется такой зал, как сегодня. Каждый конкретный спектакль (плюс еще разные составы актеров) создает ситуацию здесь и сейчас. Поэтому всегда есть за что зацепиться режиссеру. Где-то сказать: «Ай-ай-ай», а где-то похвалить. Это нормальный творческий процесс.

- Давайте теперь поговорим о вашей новой постановке. Чья была идея обратиться к творчеству Чехова?

- Директор и художественный руководитель театра драмы Николай Иванович Евсеенко еще прошлым летом, когда я ставил у вас «Восемь любящих женщин», предложил мне поставить что-нибудь по Антону Павловичу. Сам я, к слову, раньше уже ставил пьесу «Три сестры», «Припадок» по одноименному рассказу Чехова, со студентами мы тоже обращались к нему.

В общем, опыт работы с Чеховым у меня есть. Хотя признаюсь, что моя давняя мечта - поставить «Дядю Ваню». Так вот, перебирая в разговорах с Николаем Ивановичем разные пьесы Антона Павловича, я вдруг вспомнил про «Платонова». Еще эту вещь называют «Безотцовщина» или «Пьеса без названия».

На этой постановке в итоге и остановились. Она у нас называется «Ах, Платонов!». Это самая первая пьеса Чехова, которую автор никому не показывал. «Платонов» был обнаружен после смерти Антона Павловича.
 Получилось очень символично: я в свое время поставил пьесу «Три сестры» - это самая последняя пьеса Чехова. Теперь вот работаю над первой.

Чехов написал «Платонова», когда ему было всего-то восемнадцать лет. Он еще слишком молод, пишет много и страстно. Уже тогда в Антоне Павловиче был заложен дар, который до конца еще не был сформирован.

Поэтому, взявшись за эту пьесу, мне пришлось изрядно поработать над материалом. Ведь сам я сейчас значительно старше того Чехова. Нет, я и не сопоставляю себя с уровнем и даром Антона Павловича. Ни в коем случае! Я сейчас говорю только о возрасте.

Мне, естественно, хочется более серьезного осмысления этого материала, более взрослого что ли. Поэтому я поработал с текстом, сократил молодого и добавил позднего Чехова. Правда, мой мастер говорил, что Чехов - это поэзия в прозе. А как можно сократить поэзию? Я позволил себе все же сократить. Но только в этой пьесе.

- Давайте немного приоткроем занавес: о чем же спектакль «Ах, Платонов!»?

- Как говорят, все песни о любви. Но любовь - это такой общий фон. У Чехова всегда, даже в той первой работе, есть этот фон. Любовь разлита в воздухе, любовь проникает в каждого из персонажей. Только фишка в том, что тот, кого любят, сам любит другого. И вот эти несовпадения - и есть главная аритмия сердечной мышцы.

Да и качество самой любви тоже разное. Кто-то просто страстно желает заполучить другого в силу характера. А кто-то пытается понять и разобраться в себе, кого он любит на самом деле. Где влюбленность или страсть, а где есть настоящие чувства.

А если говорить в целом, то в спектакле есть две категории людей. Одни знают, что делать в жизни, другие - нет. Вот такие две качели.

В общем, все, как всегда, у Чехова - множество любовных многоугольников с несходящимися углами. Наш спектакль - это попытка разобраться с самим собой в этом мире через призму отношений с женщинами. «Платонов» - это игра ума и чувств, закружившиеся в осеннем вальсе жаркого бабьего лета. А значит, это всегда страстно, опасно и непредсказуемо!

- Что ж, уже интересно. Познакомьте теперь с актерами…

- В этом спектакле занято, конечно, больше актеров, чем в «Восьми любящих женщинах», хотя я себе позволил несколько героев еще и сократить. С некоторыми из артистов я уже ранее работал. Среди них - заслуженная артистка Хабаровского края Анна Чеботарева, а также Татьяна Малыгина, Ксения Огурцова, Наталья Федорова…

Но в моем предыдущем спектакле были заняты в основном женщины. Здесь играет достаточно много и мужчин - заслуженный артист России Евгений Монолатий, заслуженные артисты Хабаровского края Дмитрий Кишко и Сергей Юрков, а также Юрий Шаклеин, Виталий Евдокимов, Игорь Каербаев, Никита Туранов и другие.

В спектакле много музыки. Причем артисты будут петь на разных языках, в том числе и на русском. Но это не самоцель. Просто в мире Чехова бесконечно много музыки, поэзии, любви, а также много непонимания, что с собой делать.

Ведь Антон Павлович - уникальный автор. Говорим в спектакле вроде о простых вещах, но так сложно об этом говорить. Чехов любит построение и текста, и ситуации, когда все завуалировано. Поди-ка разберись!
- Вижу, что с краевым театром драмы у вас сложились добрые отношения. Еще приедете в Хабаровск?

- Жизнь покажет. Здесь зависит от многих факторов. И планов, и совпадений этих планов как у театра, так и у меня. Но я готов к сотрудничеству. Мы действительно находимся и с администрацией драмы, и труппой, что называется, на одной волне.

Беседовал
Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.