Как быть студенту, если что-то пошло не так
27.11.2019
395

Трагедия в Благовещенске, где 19-летний студент открыл из охотничьего оружия огонь в амурском колледже строительства и жилищно-коммунального хозяйства, застрелил сверстника, еще троих ранил и в конечном итоге убил себя, обрастает новыми подробностями. Главный вопрос: насколько все мы защищены от спонтанных ситуаций, которые время от времени происходят совсем рядом? И вообще, насколько безопасно пребывание студентов в учебных заведениях, если туда можно спокойно пронести оружие?
Надежная защита студентов и преподавателей создана в Дальневосточном государственном медицинском университете (ДВГМУ), который находится в самом центре краевой столицы. Мимо главного его корпуса каждый день проходят тысячи людей, но ни один из них просто так в здание вуза не пройдет. Мало того, что здесь, как во многих других учреждениях, предусмотрен технический комплекс мер безопасности, так еще и отлажена система психологического сопровождения студентов.
Особое внимание в ней заостряется на учениках, которые ведут себя отстраненно, держатся уединенно, безучастно или, наоборот, вызывающе. Похоже, именно такой системы не хватило благовещенскому колледжу, где произошла трагедия.
Об этом корреспонденту «Тихоокеанской звезды» рассказала заведующая кафедрой педагогики и психологии ДВГМУ, кандидат психологических наук, доцент Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА.
- Подобные случаи, как в Благовещенске или Керчи, не происходят ни с того ни с сего, им всегда предшествуют признаки психологического неблагополучия - чувство одиночества, отчужденности, изолированности, непринятости, - считает Наталия Перевезенцева. - Но вот, что интересно, когда в рамках медико-судебной, психологической экспертизы специалисты проводят анализ таких личностей, то, как правило, они показывают сохранный интеллект, эмоциональную и поведенческую адекватность реагирования на происходящее вокруг.
Впрочем, роковую роль может сыграть целый комплекс факторов, в том числе и генетические предпосылки. Именно это в прошлом году показал в политехническом колледже керченский стрелок, отец которого, как выяснилось, состоял на учете в психиатрическом диспансере.
Из СМИ стало известно, что от парня отвернулись близкие люди, а в техникуме, где он учился, - его, как теперь принято выражаться, «буллили» - не просто игнорировали, а терроризировали, психологически затравливали. Как правило, в таких случаях человек не только закрывается, отчуждается, постепенно в нем возрастает агрессия.
Мы можем строить очень много предположений, но каждый конкретный случай абсолютно своеобразен, и предугадать сейчас, что стало причиной в случае с благовещенским стрелком, достаточно сложно.
- Наталия Леонидовна, вспоминается круглый стол на эту же тему, который состоялся в медицинском вузе. На что студенты обратили внимание?
- На многие аспекты, начиная с генетических и заканчивая социальными предпосылками агрессии, которая выливаются в социуме.
Конечно, не обошли стороной и возможное влияние киберпространства на личность молодого человека, учитывая, сколько времени молодежь проводит в Интернете. Ведь в наше время широко распространилось явление кибербуллинг - общение в сети, в котором фигурируют оскорбления, унижение достоинства, а ведь это и есть психологическое давление или просто «травля».
Удивляет огромное количество способов, изложенных в соцсетях, о том, как противостоять давлению, выплеснуть негатив, отомстить обидчикам. Готовясь к круглому столу, я обратила внимание, что сегодня информация о том, как, например, изготовить бомбу, как ее пронести - доступна абсолютно каждому пользователю соцсетей.
- Студенческие годы - время взросления, открытий, новых возможностей. Но как быть, если что-то пошло не так? К кому ребята могут обратиться за психологической поддержкой?
- У нас в университете работает психолог, к которому можно записаться на прием, он окажет поддержку, уделит внимание. На кафедре педагогики и психологии преподаватели-психологи готовы прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается. А еще мы создаем психологически комфортное пространство в университете - «фрэндзону» для студентов и для преподавателей.
На открытое доброжелательное отношение друг к другу нацелены многие акции, которые проводятся в нашем вузе. Например, уже стала традиционной в университете «Неделя психологии в ДВГМУ». Предусмотрены мастер-классы, направленные на развитие коммуникативных способностей, сплочение команды, развитие личностных качеств, которые помогают учащимся раскрываться в своей студенческой группе.
Ежегодно у нас проходят межвузовские мероприятия, где студентов посвящают в тонкости эффективного общения, избегания конфликтов, их решения, а также о методах психологической защиты в конфликтах, как сохранить устойчивость перед стрессами во время сессии и как к ней психологически подготовиться. Темы поднимаются самые острые, злободневные. На недавнем форуме, например, мы обсуждали вопросы пациентского экстремизма, говорили о защите медперсонала.
Кроме того, в вузе действует арт-студия, где можно попрактиковаться в искусстве владения собой, в методах психологической защиты. Это целое направление, где в специально отведенное время студенты занимаются с арт-терапевтом. Безусловно, все это пригодится им и в профессиональной жизни.
С выпускными курсами психологи ведут занятия, где затрагиваются психологические особенности паллиативной медицины, конструктивному общению врачей с больными, выходы из конфликта, а также из депрессии.
- Выходит, с одной стороны, студенты очень уязвимы перед разными стрессовыми ситуациями, ведь они только учатся «держать удар», а с другой - у них так много возможностей, чтобы в этом отношении подрасти. По сути, информированность и профилактика вышли на первое место. У вас даже для школьников работают психологи?
- В нашем вузе действует клуб «Юный психолог» для старшеклассников, которые могут заниматься в нем в течение двух лет. У нас были случаи, когда приходили даже восьмиклассники, и, что особенно порадовало, они почерпнули много полезного. Хотя создан этот клуб, прежде всего, для тех, кто нацелен поступать в наш университет, независимо от того, на какую именно специальность.
Школьникам, которые хотят заниматься в клубе «Юный психолог», нужно обратиться в Центр довузовской подготовки. Такие занятия бесследно не проходят. Они помогают, прежде всего, понять себя и, конечно, найти общий язык с окружающими людьми. А ведь именно этого не хватает там, где происходят конфликты.
Мария ДЖУС.
Надежная защита студентов и преподавателей создана в Дальневосточном государственном медицинском университете (ДВГМУ), который находится в самом центре краевой столицы. Мимо главного его корпуса каждый день проходят тысячи людей, но ни один из них просто так в здание вуза не пройдет. Мало того, что здесь, как во многих других учреждениях, предусмотрен технический комплекс мер безопасности, так еще и отлажена система психологического сопровождения студентов.
Особое внимание в ней заостряется на учениках, которые ведут себя отстраненно, держатся уединенно, безучастно или, наоборот, вызывающе. Похоже, именно такой системы не хватило благовещенскому колледжу, где произошла трагедия.
Об этом корреспонденту «Тихоокеанской звезды» рассказала заведующая кафедрой педагогики и психологии ДВГМУ, кандидат психологических наук, доцент Наталия ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА.
- Подобные случаи, как в Благовещенске или Керчи, не происходят ни с того ни с сего, им всегда предшествуют признаки психологического неблагополучия - чувство одиночества, отчужденности, изолированности, непринятости, - считает Наталия Перевезенцева. - Но вот, что интересно, когда в рамках медико-судебной, психологической экспертизы специалисты проводят анализ таких личностей, то, как правило, они показывают сохранный интеллект, эмоциональную и поведенческую адекватность реагирования на происходящее вокруг.
Впрочем, роковую роль может сыграть целый комплекс факторов, в том числе и генетические предпосылки. Именно это в прошлом году показал в политехническом колледже керченский стрелок, отец которого, как выяснилось, состоял на учете в психиатрическом диспансере.
Из СМИ стало известно, что от парня отвернулись близкие люди, а в техникуме, где он учился, - его, как теперь принято выражаться, «буллили» - не просто игнорировали, а терроризировали, психологически затравливали. Как правило, в таких случаях человек не только закрывается, отчуждается, постепенно в нем возрастает агрессия.
Мы можем строить очень много предположений, но каждый конкретный случай абсолютно своеобразен, и предугадать сейчас, что стало причиной в случае с благовещенским стрелком, достаточно сложно.
- Наталия Леонидовна, вспоминается круглый стол на эту же тему, который состоялся в медицинском вузе. На что студенты обратили внимание?
- На многие аспекты, начиная с генетических и заканчивая социальными предпосылками агрессии, которая выливаются в социуме.
Конечно, не обошли стороной и возможное влияние киберпространства на личность молодого человека, учитывая, сколько времени молодежь проводит в Интернете. Ведь в наше время широко распространилось явление кибербуллинг - общение в сети, в котором фигурируют оскорбления, унижение достоинства, а ведь это и есть психологическое давление или просто «травля».
Удивляет огромное количество способов, изложенных в соцсетях, о том, как противостоять давлению, выплеснуть негатив, отомстить обидчикам. Готовясь к круглому столу, я обратила внимание, что сегодня информация о том, как, например, изготовить бомбу, как ее пронести - доступна абсолютно каждому пользователю соцсетей.
- Студенческие годы - время взросления, открытий, новых возможностей. Но как быть, если что-то пошло не так? К кому ребята могут обратиться за психологической поддержкой?
- У нас в университете работает психолог, к которому можно записаться на прием, он окажет поддержку, уделит внимание. На кафедре педагогики и психологии преподаватели-психологи готовы прийти на помощь каждому, кто в ней нуждается. А еще мы создаем психологически комфортное пространство в университете - «фрэндзону» для студентов и для преподавателей.
На открытое доброжелательное отношение друг к другу нацелены многие акции, которые проводятся в нашем вузе. Например, уже стала традиционной в университете «Неделя психологии в ДВГМУ». Предусмотрены мастер-классы, направленные на развитие коммуникативных способностей, сплочение команды, развитие личностных качеств, которые помогают учащимся раскрываться в своей студенческой группе.
Ежегодно у нас проходят межвузовские мероприятия, где студентов посвящают в тонкости эффективного общения, избегания конфликтов, их решения, а также о методах психологической защиты в конфликтах, как сохранить устойчивость перед стрессами во время сессии и как к ней психологически подготовиться. Темы поднимаются самые острые, злободневные. На недавнем форуме, например, мы обсуждали вопросы пациентского экстремизма, говорили о защите медперсонала.
Кроме того, в вузе действует арт-студия, где можно попрактиковаться в искусстве владения собой, в методах психологической защиты. Это целое направление, где в специально отведенное время студенты занимаются с арт-терапевтом. Безусловно, все это пригодится им и в профессиональной жизни.
С выпускными курсами психологи ведут занятия, где затрагиваются психологические особенности паллиативной медицины, конструктивному общению врачей с больными, выходы из конфликта, а также из депрессии.
- Выходит, с одной стороны, студенты очень уязвимы перед разными стрессовыми ситуациями, ведь они только учатся «держать удар», а с другой - у них так много возможностей, чтобы в этом отношении подрасти. По сути, информированность и профилактика вышли на первое место. У вас даже для школьников работают психологи?
- В нашем вузе действует клуб «Юный психолог» для старшеклассников, которые могут заниматься в нем в течение двух лет. У нас были случаи, когда приходили даже восьмиклассники, и, что особенно порадовало, они почерпнули много полезного. Хотя создан этот клуб, прежде всего, для тех, кто нацелен поступать в наш университет, независимо от того, на какую именно специальность.
Школьникам, которые хотят заниматься в клубе «Юный психолог», нужно обратиться в Центр довузовской подготовки. Такие занятия бесследно не проходят. Они помогают, прежде всего, понять себя и, конечно, найти общий язык с окружающими людьми. А ведь именно этого не хватает там, где происходят конфликты.
Мария ДЖУС.