Кто нас выводит в мастера?

Кто нас выводит в мастера?
Среди победителей конкурса «Лучший мастер» в этом году только мужчины - тренд, который свидетельствует: престиж рабочих профессий в регионе снова растет. С победой их поздравила министр образования и науки края Алла Кузнецова

Лучших мастеров производственного обучения определили в Хабаровском крае. За победы в четырех номинациях конкурса «Лучший мастер‑2019» боролись двадцать преподавателей лицеев и техникумов. В финале встретились представители учебных заведений Хабаровска, Амурска, Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, а также поселков Хор и Солнечный. Конкурсанты и организаторы состязания рассказали, что считают главным в работе наставников. Одно из непременных условий - владение медийными, информационными технологиями.
Около двухсот направлений учебы предлагают сегодня учреждения СПО - среднего профессионального образования в Хабаровском крае. Общее число обучающихся в них, по данным министерства образования и науки регионального правительства, примерно тридцать тысяч человек.
На всероссийских и международных конкурсах профмастерства наши студенты показывают солидные результаты, по качеству профобразования регион - в десятке сильнейших среди субъектов России.

Педагогика плюс

Такие достижения были бы невозможны без хорошо выстроенной деятельности преподавателей производственного обучения. Это один из тех факторов, который определяет успешность передачи производственных навыков новому поколению рабочих и мастеровых. Отсюда - пристальное внимание профессиональному росту педработников СПО.
- У мастеров производственного обучения очень важная роль: это специалисты, имеющие опыт работы на производстве, они передают знания и, что важнее, навыки молодежи, которая завтра придет в экономику, будет трудиться в цехах и на предприятиях, создавать промышленную продукцию, управлять механизмами, работой инженерных систем - делать все то, без чего невозможно нормальное существование современного общества, - говорит Игорь Макурин, заместитель министра образования и науки Хабаровского края - начальник управления профессионального образования.
Не всегда у мастеров производственного обучения есть педагогическое образование. Многим приходится проделать большую работу, чтобы выстроить эффективный диалог с учащимися. Конкурс - как раз та площадка, где можно увидеть лучшие практики, сделать их доступными для всех и, в первую очередь, для молодых преподавателей.
Как подчеркивает Игорь Макурин, сейчас промышленные технологии обновляются с молниеносной быстротой. Усложняется оборудование, используемое производственными компаниями.
Чтобы выпускники лицеев и техникумов оставались востребованными на рынке труда, преподаватели должны ориентироваться в новшествах, а кроме того, корректировать учебный процесс с учетом новаций.
- Сегодня учреждения СПО отказываются от традиционных форм итоговой аттестации, когда дело ограничивалось защитой дипломных работ, и переходят на демонстрационные экзамены.
Студент должен выполнить практическое задание, а оценивают его не только преподаватели, но и представители предприятий, а иногда эксперты из других регионов. Вот почему сегодня мастера производственного обучения должны заниматься одновременно и педагогическим процессом, и самообразованием, - продолжает заместитель министра.
- Судя по той дискуссии, которой я был свидетелем на круглом столе, заключительном этапе конкурса, нашим участникам это успешно удается совмещать.

Секреты молекулярной кухни

Одно из главных правил педагогики - удивить ученика, тем самым вызвав неподдельный интерес, желание разобраться в вещах, которые кажутся обыкновенными, но выходят за рамки привычного.
- Своих студентов я учу секретам молекулярной кухни - это когда из обычных продуктов создаются совершенно неожиданные блюда, - рассказывает Татьяна Шуваева, мастер производственного обучения Советско-Гаванского промышленно-технологического колледжа.
- Например, сегодня я показала жюри, как сделать десертную икру из апельсинового сока. А если взять соевый соус, получится черная икра. Нужно добавить немного агар-агара и применить некоторые хитрости. Это самое простое из того, что можно было приготовить «на скорую руку».
Можно по-разному оценивать диетическую ценность таких «трансформеров», однако они набирают популярность у рестораторов по всему миру. Да и полезность определяется в большей степени ингредиентами.
А вот ценность мультимедийных - цифровых технологий с использованием компьютерной графики неоспорима.
- У меня на третьем курсе учится парень, который настолько преуспел в программировании, что уже сейчас его разработки приобретает одна из российских компаний, - не без гордости сообщает Денис Киях, преподаватель хабаровского техникума техносферной безопасности и промышленных технологий (ХТТБПТ).
- Я обучаю будущих операторов станков с ЧПУ. Многим из ребят недостаточно знать, как работает обычный станок, например, токарный. Их интересует 3D-моделирование. И вот самые увлеченные разрабатывают проекты простых механизмов, игрушек, других вещей, которые оказываются востребованными у производственников.
Ставят на мультимедиа и представители тех сфер, где компьютеры и роботы пока еще не вытеснили человека.
- В Хабаровске начинает восстанавливаться местное швейное производство: у жителей растет спрос на добротную качественную одежду, сшитую нашими предприятиями, - это небольшие частные компании, но перспективные, - высказывает мнение Елена Алипова, преподаватель Хабаровского технологического колледжа.
- Я сужу об этом в том числе потому, что возрос спрос на швей, портных, конструкторов-модельеров одежды. Но ведь мы знаем, что молодые люди, поступая в средние профессиональные учебные заведения, не всегда делают свой выбор осознанно.
Возникает проблема: как убедить тех, кто выбрал рабочую профессию, что она интересна, а главное, перспективна.
- Для этого как раз и нужны современные технологии, в том числе в процессе обучения, - замечает Елена Александровна. - Скажем, без презентаций сегодня сложно донести важную информацию - ее не усвоят. Мне было интересно узнать, как решают эту задачу другие конкурсанты. Я пополнила свою копилку профессиональных лайфхаков новыми средствами!
В ходе конкурса его участники показали фрагменты учебных занятий, которые они проводят для своих студентов, и представили элементы применяемых инновационных технологий. По итогам этой работы жюри назвало лучших мастеров производственного обучения.
Абсолютным победителем стал Павел Стягин (специальность «Ремонт и обслуживание инженерных систем ЖКХ», судомеханический техникум г. Комсомольска-на-Амуре). Он же - обладатель первого места в номинации «Мастер-наставник».
Комсомольчане были признаны лучшими еще в двух номинациях - «Мастер-эксперт» и «Мастер специализированного центра компетенций». Это Сергей Измайлов (специальность «Столяр, плотник, стекольщик», колледж технологий и связи) и Дмитрий Колбанов (специальность «Сварщик», лесопромышленный техникум).
В номинации «Молодой мастер» победителем назван представитель ХТТБПТ Денис Княх (специальность «Оператор станков с ЧПУ»).

Алексей СТАХОВ.
Фото автора.

Автор: Алексей СТАХОВ




Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

16.12.2019 12:02
Чем особенны энергосберегающие режимы в смартфонах Honor?

13.12.2019 10:27
Санаторий «Уссури» переводят в краевую собственность

13.12.2019 10:20
Всех зовём на «Робофест-2019»

13.12.2019 10:00
Следующий номер «Тихоокеанской звезды» выйдет 17 декабря 2019 года

13.12.2019 09:33
Инвестпроект аэропорта одобрен



13.12.2019 10:22
Зачем Деду Морозу бетономешалка с водителем?
В преддверии Нового года благотворительный фонд «Пища жизни» проводит акцию «Письмо Деду Морозу». В этом году в снежную канцелярию из Хабаровска и его пригорода  пришло уже свыше 80 посланий.

13.12.2019 10:03
145 километров федеральных трасс привели в нормативное состояние
Основной объем работ - 112 километров - пришелся на федеральную автомобильную дорогу А-370 «Уссури» Хабаровск - Владивосток, сообщает подведомственное Росавтодору ФКУ ДСД «Дальний Восток».


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика