На библиотечных подмостках - «Турандот». Впервые
05.12.2018
457
Действие спектакля развернулось в зале каталогов
В Дальневосточной государственной научной библиотеке состоялась премьера спектакля по пьесе итальянского драматурга Карло Гоцци. Совместный проект ТЮЗа и ДВГНБ вылился, по словам режиссёра театра Михаила Тычинина, в интересный эксперимент.
Мысль поставить «Турандот» зародилась у хабаровского постановщика давно, ещё с той поры, когда он впервые услышал сказку о коварной китайской принцессе. К истории, которая живет уже 250 лет, часто обращались театры, некоторые постановки стали настоящей классикой - как, например, «Турандот» театра имени Вахтангова.
- Перечитал пьесу Карло Гоцци, стал думать над вариантами постановки, - делится творческой «кухней» Михаил. - Актёры меня поддержали, но как воплотить задуманное? И тут меня осенило: а что если призвать в союзники библиотеку?
- За две недели до события, стоило только афише с информацией о месте проведения спектакля появиться на страничке театра в Инстаграм, как в ДВГНБ стали звонить люди с просьбой забронировать для них билеты, - рассказывает библиотекарь Галина Казачук. - Некоторые даже приходили в библиотеку - посмотреть, где именно состоится спектакль, удостовериться, что это возможно.
Кстати, такую же экскурсию по библиотеке в поисках подходящей площадки совершил и сам режиссёр. Обойдя практически всё здание, Михаил остановился на зале каталогов.
- Множество ящичков с секретами, чёрно-белая (шахматная) плитка на полу - это как раз то, что нам было нужно! - объяснил он свое решение.
Руководство библиотеки одобрило выбор. Но перед началом действа зрителям вдруг объявили, что… спектакля не будет! Всё дело якобы в том, что в фондах библиотеки пьеса «Турандот» имеется лишь в единственном экземпляре.
- Это большая ценность, - сказала актриса Галина Бабурина, - прикасаться к ней может только хранительница книг. Но встреча с книгой состоится!
Зрители и не заметили, как сами стали участниками спектакля, который именно так необычно и начался. В зале появилась хранительница (актриса Светлана Мальгина), вынула из сейфа пьесу и начала читать вслух. И всё вокруг стало жить по правилам сказки… С мест поднялись двое «зрителей» и превратились… в героев пьесы. Затем появились и другие персонажи, а в каталожных ящиках оказался… театральный реквизит!
По сказке Гоцци о гордой и своевольной дочери китайского императора Альтоума, принцесса Турандот, уверенная, что все мужчины «коварны, сердцем лживы и не способны любить», отказывается выходить замуж. Её суженым станет только тот, кто разгадает три её загадки, не разгадавший - лишится головы… Уже хорошая интрига! Но хабаровчанам предложили больше.
На героях спектакля не было китайских и татарских костюмов, воинского облачения, артисты не использовали даже театральный грим. Не было им привычного распределения ролей: принцессой Турандот, по задумке режиссёра, побывали аж три актрисы! В какой-то момент исполнители вообще вышли из образов, сели пить чай и вместе со зрителями принялись рассуждать о судьбах героев пьесы. Мотивы поступков своих персонажей актёры анализировали через призму понятных житейских примеров. Когда все сошлись на одном из предложенных вариантов концовки, артисты… попрощались с публикой, четкого театрального финала не случилось.
Резкий переход от фантастического сюжета к реальности Михаил Тычинин объясняет тем, что в своей жизни каждый человек должен быть в главной роли, для этого не надо ждать какого-то
особенного часа.
- Пьёшь обычный чай, общаешься ли с друзьями - из подобных «мелочей» и складывается жизнь, - говорит режиссёр. - Ко всему в ней нужно относиться с уважением. Ведь и принцесса Турандот в пьесе Карло Гоцци наконец-то приходит в себя и понимает, что бывает иная жизнь, бывают любовь, нежность, забота… Зрителям судить, что получилось из нашей задумки.
По мнению главного библиографа ДВГНБ Светланы Дробышевской, театральный эксперимент удался.
- Судя по отзывам, зрителям понравилась необычная трактовка пьесы, - говорит Светлана Донатовна. - А нам было очень приятно работать с «тюзовцами» как с партнёрами. Случалось, что в нашем зале каталогов проходили шашечные турниры и другие мероприятия, но вот сценической площадкой он стал впервые.
И первый «блин», похоже, удался.
Марина СЕМЧЕНКО.
Мысль поставить «Турандот» зародилась у хабаровского постановщика давно, ещё с той поры, когда он впервые услышал сказку о коварной китайской принцессе. К истории, которая живет уже 250 лет, часто обращались театры, некоторые постановки стали настоящей классикой - как, например, «Турандот» театра имени Вахтангова.
- Перечитал пьесу Карло Гоцци, стал думать над вариантами постановки, - делится творческой «кухней» Михаил. - Актёры меня поддержали, но как воплотить задуманное? И тут меня осенило: а что если призвать в союзники библиотеку?
- За две недели до события, стоило только афише с информацией о месте проведения спектакля появиться на страничке театра в Инстаграм, как в ДВГНБ стали звонить люди с просьбой забронировать для них билеты, - рассказывает библиотекарь Галина Казачук. - Некоторые даже приходили в библиотеку - посмотреть, где именно состоится спектакль, удостовериться, что это возможно.
Кстати, такую же экскурсию по библиотеке в поисках подходящей площадки совершил и сам режиссёр. Обойдя практически всё здание, Михаил остановился на зале каталогов.
- Множество ящичков с секретами, чёрно-белая (шахматная) плитка на полу - это как раз то, что нам было нужно! - объяснил он свое решение.
Руководство библиотеки одобрило выбор. Но перед началом действа зрителям вдруг объявили, что… спектакля не будет! Всё дело якобы в том, что в фондах библиотеки пьеса «Турандот» имеется лишь в единственном экземпляре.
- Это большая ценность, - сказала актриса Галина Бабурина, - прикасаться к ней может только хранительница книг. Но встреча с книгой состоится!
Зрители и не заметили, как сами стали участниками спектакля, который именно так необычно и начался. В зале появилась хранительница (актриса Светлана Мальгина), вынула из сейфа пьесу и начала читать вслух. И всё вокруг стало жить по правилам сказки… С мест поднялись двое «зрителей» и превратились… в героев пьесы. Затем появились и другие персонажи, а в каталожных ящиках оказался… театральный реквизит!
По сказке Гоцци о гордой и своевольной дочери китайского императора Альтоума, принцесса Турандот, уверенная, что все мужчины «коварны, сердцем лживы и не способны любить», отказывается выходить замуж. Её суженым станет только тот, кто разгадает три её загадки, не разгадавший - лишится головы… Уже хорошая интрига! Но хабаровчанам предложили больше.
На героях спектакля не было китайских и татарских костюмов, воинского облачения, артисты не использовали даже театральный грим. Не было им привычного распределения ролей: принцессой Турандот, по задумке режиссёра, побывали аж три актрисы! В какой-то момент исполнители вообще вышли из образов, сели пить чай и вместе со зрителями принялись рассуждать о судьбах героев пьесы. Мотивы поступков своих персонажей актёры анализировали через призму понятных житейских примеров. Когда все сошлись на одном из предложенных вариантов концовки, артисты… попрощались с публикой, четкого театрального финала не случилось.
Резкий переход от фантастического сюжета к реальности Михаил Тычинин объясняет тем, что в своей жизни каждый человек должен быть в главной роли, для этого не надо ждать какого-то
особенного часа.
- Пьёшь обычный чай, общаешься ли с друзьями - из подобных «мелочей» и складывается жизнь, - говорит режиссёр. - Ко всему в ней нужно относиться с уважением. Ведь и принцесса Турандот в пьесе Карло Гоцци наконец-то приходит в себя и понимает, что бывает иная жизнь, бывают любовь, нежность, забота… Зрителям судить, что получилось из нашей задумки.
По мнению главного библиографа ДВГНБ Светланы Дробышевской, театральный эксперимент удался.
- Судя по отзывам, зрителям понравилась необычная трактовка пьесы, - говорит Светлана Донатовна. - А нам было очень приятно работать с «тюзовцами» как с партнёрами. Случалось, что в нашем зале каталогов проходили шашечные турниры и другие мероприятия, но вот сценической площадкой он стал впервые.
И первый «блин», похоже, удался.
Марина СЕМЧЕНКО.