Почему же бизнес в Хабаровске закрывается

Почему же бизнес в Хабаровске закрывается
Предприниматель Оксана Фокина говорила о возможностях поддержки женского предпринимательства, а Владислав Чечиков поднял проблемы, возникающие в строительстве

Все вопросы бизнеса к мэрии Хабаровска и их обсуждение не уместились по времени в программу прошедшего в октябре третьего Дальневосточного форума предпринимателей. Тогда Сергей Кравчук и предложил собраться еще раз и обсудить проблемные темы. И вот бизнес города и власти встретились вновь.
Перед тем как отвечать на вопросы, глава Хабаровска рассказал о состоянии малого и среднего бизнеса краевого центра и сам задал главный вопрос встречи: почему бизнес в Хабаровске закрывается?
- С одной стороны, мы имеем неплохие показатели развития предпринимательского сектора экономики. На 1 января 2018 года количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 33 тысячи единиц, - сказал мэр. - Но начиная с июля эти цифры начали уменьшаться - на 1 октября предпринимателей стало на сто меньше. При этом ежемесячно более 400 субъектов хозяйственной деятельности регистрировались как вновь открывшиеся.

Торговли слишком много

Сегодня, по данным, приведенным Сергеем Кравчуком, первый среди городов Сибири и Дальнего Востока по числу предприятий малого и среднего бизнеса в расчете на 10 тысяч жителей - Владивосток. На втором - Новосибирск. Хабаровск в этом рейтинге занимает лишь восьмое место. Но мэра этот «вроде бы и неплохой показатель», как он сам выразился, не устраивает. По доли работников малых и средних предприятий в численности всех организаций Хабаровск на 10-м месте. Лидирующую позицию здесь удерживает Томск, Магадан - на втором месте, Новосибирск - на третьем месте.
Сегодня на долю оптовой и розничной торговли у нас приходится 44 процента, производство в дальневосточной столице занимает всего 15 процентов. Но, по мнению мэра, в Хабаровске все же должно преобладать производство.
- Для сравнения, в странах Евросоюза на торговлю приходится 21 процент, а на производство, к примеру, в Северо-Восточной Азии - более 40 процентов, - говорит Сергей Кравчук. - За рубежом доля производства в малом и среднем бизнесе превалирует. Так и должно быть, потому что эта сфера дает прибавочную стоимость и результат, положительно влияющий на экономику. Мы должны добиться того, чтобы перевалить за эти 15 процентов и прийти к более существенным показателям. Задача на ближайшее время - приблизиться к 30-35 процентам.
Для этого бизнес поддерживают и напрямую - различные программы, субсидии, гранты, и косвенно - льготы по налогам, сборам, арендным платежам, в том числе и за земельные участки и другие льготы. Причем прямая поддержка малого и среднего предпринимательства за счет городского бюджета по четырем основным муниципальным программам достигла суммы в более чем 25 млн рублей. С 2021 года она, по словам мэра, должна вырасти до 62,5 млн рублей.
- К этому необходимо двигаться постоянно и постепенно, - подчеркнул он.

Почему строить не хочется

- Для улучшения инвестиционного климата и предпринимательства важен процесс строительства и то, как он происходит. Администрация города в лице департамента архитектуры совместно с министерством имущественных отношений края предоставляли участки под капитальное строительство. Я знаю немало случаев, когда они были некачественными. Ответственно это заявляю, потому что у меня за плечами за шесть лет 28 судов по предоставленным департаментом участкам, - заявил мэру Владислав Чечиков, предприниматель, эксперт АСИ («Агентство стратегических инициатив»). - Когда поручения мэра будут выполняться и когда пострадавшие предприниматели получат помощь? Недостроенные объекты в городе - это потеря для всех.
Предприниматель, кстати, имел в виду не масштабные объекты, попадающие под экспертизу Госстройнадзора, а объекты менее 1,5 тысячи квадратных метров. Он предложил создать рабочую группу при мэре и посмотреть, какому количеству людей выданы разрешения на строительство и сколько объектов в итоге введены в строй.
- Теме строительства можно посвятить отдельную встречу, и все равно мы не придем к тому логическому заключению, которое даст ответы на все вопросы, волнующие и предпринимателей, и меня в том числе, - ответил Сергей Кравчук. - Я не против рабочей группы, думаю, она поможет всем. Что касается департамента, то там есть реестр объектов, которые сегодня числятся недостроенными, брошенными. За недострои мы взяться не можем, потому что это частная собственность. Вопросы есть, я с вами согласен, их сразу не решишь. Но дальше так продолжаться не может. 
Вопрос Ивана Папышева, руководителя строительной компании «Строй Технолоджи», касался гарантий выполнения обязательств подрядчиков и заказчиков. В пример он привел ситуацию, в которой оказалось его предприятие.
- В 2016 году наша компания выполнила работы для Трамвайно-троллейбусного управления по выигранному контракту. Работы выполнены, трамваи ходят по рельсам, но оплату мы не получили. ТТУ знало, что его ждет процедура банкротства, и сейчас мы, наверное, пятидесятые в очереди на получение выплат, - говорит Иван Папышев. - В том же году у нас были другие контракты, для обеспечения которых пришлось брать деньги из фонда поддержки предпринимательства, но уже под другие проценты и достаточно немаленькие. Как себя подстраховать? Проводя аукционы, котировки, тендеры администрация может гарантировать стопроцентные обязательства по выплатам, в том числе и за уже выполненные работы?
На вопрос предпринимателя мэр ответил коротко и достаточно лаконично. Предприятие хоть и было муниципальным, но имело право самостоятельно объявлять аукционы и заключать договоры.
- Свои деньги вы можете вернуть только в рамках закона о банкротстве, - сказал Сергей Кравчук. - Другого мы ничего не придумаем.

Реклама портит облик хрущевки?

Двигатель бизнеса - реклама. И, конечно, без вопроса, касающегося ее размещения в городе, не обошлось. Проблему подняла Генриетта Жернакова, член правления, председатель комитета по вопросам малого бизнеса Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей.
- Вопрос многолетний и больной, - говорит она. - Любая информационная или рекламная конструкция должна быть установлена с разрешения департамента архитектуры, строительства и землепользования и отдела наружной рекламы департамента муниципальной собственности города. С тем, что разрешения нужно получать, мы полностью согласны, чтобы избежать хаоса и сохранить внешнюю эстетику города. Но в последние два года сложилась такая ситуация, что в 70 процентов случаях при первичном обращении предприниматели получают отказ.
Генриетта Жернакова уточнила, что, приняв необходимый пакет документов, чиновники по закону должны ответить в течение 30 суток. Отвечают даже раньше, но в итоге процесс согласования размещения конструкции все равно затягивается на несколько месяцев.
- Все это время предприниматель не может вести свои дела, создавать рабочие места, не делает отчислений, сам не получает прибыль. От этого напрямую страдают развитие города, инвестиционный климат и, как правило, самый уязвимый - малый бизнес, - продолжает она. - Понятно, рекламу можно повесить незаконно. Но вменяемые предприниматели, которых у нас, конечно, большинство, будут делать все с разрешения и в рамках закона.
Отказы, которые получают подавляющее число бизнесменов, чиновники обосновывают фразой «несоответствие архитектурно-художественному облику здания». Предприниматели считают эту формулировку размытой и более того с коррупционной составляющей. С городским бизнес-сообществом, по словам Генриетты Жернаковой, согласен и уполномоченный по правам предпринимателей Олег Герасимов. Он также считает этот пункт субъективным и направленным против бизнесменов.
- Понятно, если речь идет о зданиях - исторических памятниках. Но когда речь идет о типовой пятиэтажке. Какое архитектурно-художественное направление у этого здания? Ответа нет, - отмечает Генриетта Жернакова. - Это непонятно, неправильно и напрямую дискриминирует права предпринимателей. Любое размещение - это отчисления в городской бюджет. А своими действиями главный художник и департамент архитектуры препятствуют наполнению городской казны.
Бизнесмены настаивают на том, что субъективный пункт об архитектурно-художественном облике нужно убрать, либо конкретизировать, чтобы он стал понятным, четким и регламентированным.
Помимо субъективизма усложняют жизнь хабаровским предпринимателям дублирующие друг друга постановления. Они предлагают прийти все же к одному, но более конкретному и понятному документу.
Еще один важный для бизнес-сообщества момент - перевод согласовательно-разрешительных процедур, касающихся размещения рекламных конструкций, на электронную площадку в режим «одного окна».
- Когда прозвучала информация, что это можно сделать в МФЦ, я пошла туда, чтобы посмотреть, так это или нет. На бумаге услуга есть, но в МФЦ не знали, что делать. Больше часа ушло на то, чтобы сотрудники разобрались с этим, - говорит Генриетта Жернакова. - Должен быть работающий обезличенный механизм.

Тендеры нашим

Проблема, волнующая, наверное, большую часть предпринимательского сообщества Хабаровска, - конкуренция во время закупок.
- На закупки заходят западные поставщики, - говорит Яна Петухова, предприниматель, представитель комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России».
- При их объемах и стоимости, к примеру, электроэнергии местный поставщик становится неконкурентоспособным. Можно ли для местного поставщика выделять некую преференцию в виде 15 процентов? Тем самым мы развиваем наших производителей и поддерживаем их. Налог остается здесь, а не в западной компании, - говорит она.
Мэр - «за» это предложение, но существует федеральный закон № 44, знакомый любому бизнесмену, и федеральная антимонопольная служба, стоящая на страже интересов предпринимателей всей страны.
- В этом и парадокс, - отметил Сергей Кравчук. - Единственное, что можно сделать, чтобы как-то исправить ситуацию, - грамотно составлять технические задания на аукцион.
С добрым утром, пассажиры
Реформа общественного транспорта в краевом центре дала неплохой толчок для развития коммерческих перевозок. После того как страсти, связанные с заменой автопарка, улеглись, перевозчики обратили внимание на состояние городской инфраструктуры. Елена Шадуя, исполнительный директор ассоциации «Независимый союз пассажирских перевозчиков города Хабаровска», считает, что необходимо продолжать строить выделенные полосы как на улице Краснореченской. А Александр Куликов, предприниматель в сфере пассажирских перевозок, поднял уже набившую оскомину многим водителям проблему регулировки светофоров на отдельных перекрестках. Перевозчики просят сфетоворы с задержкой встречного движения, чтобы автобусы успевали поворачивать.
- Начиная с 2014 года предприниматели, работающие на маршрутах, проходящих по Пионерской - Павла Морозова с левым поворотом на Флегонтова, а также по Воронежской с левым поворотом на Шелеста, обращаются в инстанции и не могут добиться решения вопроса, - сказал он. - В вечерний час-пик по этим улицам движется не только пассажирский транспорт, но и хабаровчане на личных авто разъезжаются в спальные районы. Образуются громадные пробки, расписание автобусов срывается.
В том, что эта проблема есть, Сергей Кравчук с предпринимателем согласился. Пообещал решить вопрос «если не мирно, так с боем».
А вот отвечая Елене Шадуя, он подчеркнул, что в одночасье заменить все дорожное покрытие в городе невозможно, но работы идут и с каждым годом набирают обороты. При этом мэр отметил, что и у него есть немало претензий как к частным, так и к муниципальным перевозчикам.
- Я буду жесток ко всем, кто не выполняет моих требований. Неоднократно говорил, что добьюсь того, чтобы в автобусах водители и кондукторы встречали пассажиров со словами «Доброе утро и хорошего рабочего дня». Это и от вас зависит, - сказал он. - Вы молодцы, покупаете новый транспорт, в том числе на газе, бережете экологию города. Но и город сегодня делает многое. Мы не остановимся на обновлении дорожного полотна. У нас впереди реконструкция улиц Тихоокеанской, Шелеста, Восточного шоссе. Приступим к развязке Большая-Воронежская-Шелеста. Но давайте вместе работать и вместе понимать, что мы ответственны перед пассажирами. Надо искоренять то бескультурье, которое сегодня еще живо в нашем транспорте.
К сожалению, на вопрос мэра Хабаровска: «Почему бизнес в городе закрывается?» - ответа никто так и не дал. Видимо, надо еще встречаться.

Татьяна ЩЕРБАЧЕНКО.
Фото автора.



Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

19.12.2018 11:30
О чем бы вы спросили президента?

19.12.2018 11:29
После Нового года - за транспортной картой

19.12.2018 11:28
Началось обсуждение программы развития Дальнего Востока

19.12.2018 11:28
Николаевск-на-Амуре сросся с районом

19.12.2018 11:27
Хабсудмашевцам заплатили за три месяца



15.12.2018 11:21
Из комфортных дворов в новые детсады и школы
По мнению мэра Хабаровска Сергея Кравчука, перенос дальневосточной столицы не сильно скажется на имидже Хабаровска, в том числе инвестиционном.

15.12.2018 11:20
Кто же достроит «высотку»?
Высотное здание на улице Карла Маркса в районе Павленко в Хабаровске вот уже несколько лет смущает жителей краевой столицы своим печальным безмолвием и пустотой. Тогда как рядом вовсю шумит административное здание поменьше - бизнес-центр «Новый квартал».


А вы одинокий человек?




 
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика