Пять поколений под стук колёс
03.08.2013
440

Правнук Елены Демьяновны Павел Пинаев венчает династию железнодорожников
Первое воскресенье августа в семье Елены Демьяновны Шиш каждый год ждут с нетерпением. Это особый праздник, ведь жизнь пяти поколений этой семьи связана именно с железной дорогой. Если провести немудреные подсчеты, окажется, что это почти 270 лет работы.
Совсем недавно Елене Демьяновне исполнилось 85 лет. Хотя по этой миниатюрной и энергичной бабушке с удивительно живыми глазами этого не скажешь. Свой рассказ она начала, раскрыв семейный фотоальбом. На первой пожелтевшей фотокарточке был запечатлен статный парень в форме - её отец Демьян Обуховский в молодости. Именно с него началась династия железнодорожников.
Родился Демьян на Украине, но в юном возрасте вместе с родителями переехал в село Красицкое Вяземского района. Там и обзавёлся семьей. А в 1939 году его повысили в путейцы и перевели в поселок Хор. На железной дороге Демьян Григорьевич проработал более 50 лет - от простого рабочего до дорожного мастера и бригадира. И даже после ухода на пенсию он не оставил любимое дело.
- Папа был простым и трудолюбивым мужчиной. А мама была немного вспыльчивая, но это все от тяжелой жизни. Ей приходилось заниматься хозяйством, а я в это время нянчилась с братьями и сестрами. Я была вторым ребенком из семи. Вообще детство вспоминать страшно: в то время царила беднота, хлеб делили по кусочку, - рассказывает Елена Демьяновна. - Но мы были дружные. Становились в ряд и всей семьей копали огород. И никогда не ругались.
Но больше всего запомнилось 11-летней девочке Лене, как отца забирали на фронт. Казалось, мир рухнул: плакали всем домом, не зная, как жить дальше.
- Папу с другими дальневосточниками посадили в эшелон. Но когда поезд дошел до Москвы, железную дорогу уже военизировали. Тогда из Хабаровска сделали запрос, чтобы вернуть отца обратно, ведь он был очень опытным и хорошим специалистом. Для нас это была самая большая радость, - вспоминает она. - В то время Хор стоял на болоте, а отец занимался подъемкой железнодорожного пути. Он был коренастым мужчиной и вручную таскал рельсы и шпалы, так что мозоли оставались. Это сейчас все делается механически, а тогда это был тяжелый труд. А нас, детей, он заставлял носить воду из колодца и поить рабочих.
Фамилия Обуховский не сходила со страниц местной газеты. Традиционно в день профессионального праздника путейцы собирались в саду у Демьяна. Он был известен на весь край. Это подтверждают и его награды, которые Елена Демьяновна хранит по сей день, - орден Ленина и орден Красной Звезды. Но больше всего в семье гордились его званием - «Почётный железнодорожник».
- Когда папу хоронили, все паровозы гудели, - грустно вздыхает бабушка.
Но железная дорога для Елены Демьяновны была не просто местом работы отца - она свела её с будущим мужем Василием. Его отец был командирован к Демьяну Григорьевичу, тогда уже начальнику по подъемке пути, в 40-м году. А через три месяца вся семья Шиш переехала в Хор с Украины.
- Мы были соседями, вот Василь и стал за мной бегать. А через три года мы поженились. Мне тогда было 18, а ему 20 лет. Как и наши отцы, он тоже был железнодорожником. Немного поработал на Хору, потом его отправили в порт Ванино. Нам там дали квартирку, - вспоминает Елена Демьяновна. - Как сейчас перед глазами переезд: грузим в вагон тыкву, картошку, мама козу дала. Там я и первую дочь Галю родила.
Но и в Ванино семья Шиш долго не задержалась. Через три месяца Василия распределили на станцию Мули (ныне Высокогорное). Тогда он решил не только работать, но и учиться: заочно окончил железнодорожный техникум, а следом и институт. Потом предстоял переезд в Советскую Гавань, а дальше - в Комсомольск, в Хабаровск и снова в город юности.
- До того, как Василь стал начальником движения (а в его подчинении находились станции от Волочаевки до Советской Гавани), он долгое время работал диспетчером. А у диспетчера очень важная служба. Он руководит всем движением: сидит за картой, отмечая, где какой поезд, где сделать передвижку, где отправить, где пропустить вперед, - объясняет она.
Василий не отстал от тестя и тоже получил звание почётного железнодорожника. 58 лет посвятил дороге.
И сама Елена Демьяновна продолжила семейное дело. Вырастив двух дочерей, она работала и оператором, и диктором на Хабаровском вокзале, и телефонисткой - в общем, 28 лет, заслуженно получила орден «Ветеран труда».
Когда супруги Шиш уходили на пенсию, то сразу решили, что снова вернутся в Хабаровск, где уже подрастали их внуки. Трудно перечислить всех членов семьи Елены и Василия, которые связали свою судьбу с железной дорогой. Дочь, зятья, внучки, их мужья, другие родственники… Можно сбиться со счету.
Но в первую очередь их дочь Галина пошла по стопам родителей: училась в железнодорожном институте по специальности «Автоматика, телемеханика и связь». А потом сразу же устроилась в вычислительный центр при РЖД, где проработала 38 лет. А её супруг Валерий трудился в вагонной службе. Их младшая дочь Лена после окончания с отличием того же вуза сменила свою мать, в этом же центре работает и ее муж-краснодипломник Дмитрий. Причем его родители - тоже железнодорожники.
Старшая дочь Галины Валерия Петрова тоже окончила «железку». А ее супруг Сергей работает в пассажирском депо. Их сын Павел венчает династию: он уже студент четвертого курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. А младшему Артёму пока лишь два года. Кстати, он родился в один день со своей прабабушкой Еленой Демьяновной. Но случайных совпадений в этой семье железнодорожников не бывает. И каждый из ее членов выбирает свой жизненный путь самостоятельно, а не по совету старших.
А вот младшая дочь Елены Демьяновны Наташа знает о шпалах и рельсах только со слов родных, но тоже вызывает чувство гордости у матери. Она посвятила свою жизнь науке. После школы поступила в Томский университет, как и ее супруг Анатолий. Оба - кандидаты наук и сейчас работают в одном из хабаровских институтов. Их дочь Лена также пошла в науку, занималась исследованием воды в Амуре.
Кстати, у Елены Демьяновны от двух дочерей - две внучки Леночки. Это тоже неспроста - их назвали в честь любимой бабушки. В свои 85 она не устает заботиться обо всех. И хоть Василя не стало больше 6 лет назад, её любовь не иссякает, а только множится с каждым днем. Родные, конечно, отвечают взаимностью. Редко Елена Демьяновна остается одна: семья большая, поэтому почти каждый день кто-нибудь из близких приходит её навестить. И даже старые знакомые из городов, где раньше жила чета Шиш, если приезжают в Хабаровск, обязательно останавливаются у неё. «Перевалочный пункт у бабушки Лены», - по-доброму смеются ее подруги.
Как в молодости, так и сейчас, Елена Демьяновна остается такой же проворной и инициативной, до всего ей есть дело. Во дворе дома высаживает цветы, борется с автолюбителями, которые заезжают на газоны. Уже шесть лет она входит в совет ветеранской организации на жилмассиве и продолжает бодренько бегать на его мероприятия и участвовать в концертах. А если ждет гостей, то стол ломится от яств. О её блинчиках и варениках с черемшой в узких кругах уже ходят легенды.
- Я всегда была хозяйкой. А настоящие железнодорожники - мой отец и муж. Ими я очень горжусь, - признается бабушка.
Дарья СОКЛАНОВА.
Фото автора.
Совсем недавно Елене Демьяновне исполнилось 85 лет. Хотя по этой миниатюрной и энергичной бабушке с удивительно живыми глазами этого не скажешь. Свой рассказ она начала, раскрыв семейный фотоальбом. На первой пожелтевшей фотокарточке был запечатлен статный парень в форме - её отец Демьян Обуховский в молодости. Именно с него началась династия железнодорожников.
Родился Демьян на Украине, но в юном возрасте вместе с родителями переехал в село Красицкое Вяземского района. Там и обзавёлся семьей. А в 1939 году его повысили в путейцы и перевели в поселок Хор. На железной дороге Демьян Григорьевич проработал более 50 лет - от простого рабочего до дорожного мастера и бригадира. И даже после ухода на пенсию он не оставил любимое дело.
- Папа был простым и трудолюбивым мужчиной. А мама была немного вспыльчивая, но это все от тяжелой жизни. Ей приходилось заниматься хозяйством, а я в это время нянчилась с братьями и сестрами. Я была вторым ребенком из семи. Вообще детство вспоминать страшно: в то время царила беднота, хлеб делили по кусочку, - рассказывает Елена Демьяновна. - Но мы были дружные. Становились в ряд и всей семьей копали огород. И никогда не ругались.
Но больше всего запомнилось 11-летней девочке Лене, как отца забирали на фронт. Казалось, мир рухнул: плакали всем домом, не зная, как жить дальше.
- Папу с другими дальневосточниками посадили в эшелон. Но когда поезд дошел до Москвы, железную дорогу уже военизировали. Тогда из Хабаровска сделали запрос, чтобы вернуть отца обратно, ведь он был очень опытным и хорошим специалистом. Для нас это была самая большая радость, - вспоминает она. - В то время Хор стоял на болоте, а отец занимался подъемкой железнодорожного пути. Он был коренастым мужчиной и вручную таскал рельсы и шпалы, так что мозоли оставались. Это сейчас все делается механически, а тогда это был тяжелый труд. А нас, детей, он заставлял носить воду из колодца и поить рабочих.
Фамилия Обуховский не сходила со страниц местной газеты. Традиционно в день профессионального праздника путейцы собирались в саду у Демьяна. Он был известен на весь край. Это подтверждают и его награды, которые Елена Демьяновна хранит по сей день, - орден Ленина и орден Красной Звезды. Но больше всего в семье гордились его званием - «Почётный железнодорожник».
- Когда папу хоронили, все паровозы гудели, - грустно вздыхает бабушка.
Но железная дорога для Елены Демьяновны была не просто местом работы отца - она свела её с будущим мужем Василием. Его отец был командирован к Демьяну Григорьевичу, тогда уже начальнику по подъемке пути, в 40-м году. А через три месяца вся семья Шиш переехала в Хор с Украины.
- Мы были соседями, вот Василь и стал за мной бегать. А через три года мы поженились. Мне тогда было 18, а ему 20 лет. Как и наши отцы, он тоже был железнодорожником. Немного поработал на Хору, потом его отправили в порт Ванино. Нам там дали квартирку, - вспоминает Елена Демьяновна. - Как сейчас перед глазами переезд: грузим в вагон тыкву, картошку, мама козу дала. Там я и первую дочь Галю родила.
Но и в Ванино семья Шиш долго не задержалась. Через три месяца Василия распределили на станцию Мули (ныне Высокогорное). Тогда он решил не только работать, но и учиться: заочно окончил железнодорожный техникум, а следом и институт. Потом предстоял переезд в Советскую Гавань, а дальше - в Комсомольск, в Хабаровск и снова в город юности.
- До того, как Василь стал начальником движения (а в его подчинении находились станции от Волочаевки до Советской Гавани), он долгое время работал диспетчером. А у диспетчера очень важная служба. Он руководит всем движением: сидит за картой, отмечая, где какой поезд, где сделать передвижку, где отправить, где пропустить вперед, - объясняет она.
Василий не отстал от тестя и тоже получил звание почётного железнодорожника. 58 лет посвятил дороге.
И сама Елена Демьяновна продолжила семейное дело. Вырастив двух дочерей, она работала и оператором, и диктором на Хабаровском вокзале, и телефонисткой - в общем, 28 лет, заслуженно получила орден «Ветеран труда».
Когда супруги Шиш уходили на пенсию, то сразу решили, что снова вернутся в Хабаровск, где уже подрастали их внуки. Трудно перечислить всех членов семьи Елены и Василия, которые связали свою судьбу с железной дорогой. Дочь, зятья, внучки, их мужья, другие родственники… Можно сбиться со счету.
Но в первую очередь их дочь Галина пошла по стопам родителей: училась в железнодорожном институте по специальности «Автоматика, телемеханика и связь». А потом сразу же устроилась в вычислительный центр при РЖД, где проработала 38 лет. А её супруг Валерий трудился в вагонной службе. Их младшая дочь Лена после окончания с отличием того же вуза сменила свою мать, в этом же центре работает и ее муж-краснодипломник Дмитрий. Причем его родители - тоже железнодорожники.
Старшая дочь Галины Валерия Петрова тоже окончила «железку». А ее супруг Сергей работает в пассажирском депо. Их сын Павел венчает династию: он уже студент четвертого курса Дальневосточного государственного университета путей сообщения. А младшему Артёму пока лишь два года. Кстати, он родился в один день со своей прабабушкой Еленой Демьяновной. Но случайных совпадений в этой семье железнодорожников не бывает. И каждый из ее членов выбирает свой жизненный путь самостоятельно, а не по совету старших.
А вот младшая дочь Елены Демьяновны Наташа знает о шпалах и рельсах только со слов родных, но тоже вызывает чувство гордости у матери. Она посвятила свою жизнь науке. После школы поступила в Томский университет, как и ее супруг Анатолий. Оба - кандидаты наук и сейчас работают в одном из хабаровских институтов. Их дочь Лена также пошла в науку, занималась исследованием воды в Амуре.
Кстати, у Елены Демьяновны от двух дочерей - две внучки Леночки. Это тоже неспроста - их назвали в честь любимой бабушки. В свои 85 она не устает заботиться обо всех. И хоть Василя не стало больше 6 лет назад, её любовь не иссякает, а только множится с каждым днем. Родные, конечно, отвечают взаимностью. Редко Елена Демьяновна остается одна: семья большая, поэтому почти каждый день кто-нибудь из близких приходит её навестить. И даже старые знакомые из городов, где раньше жила чета Шиш, если приезжают в Хабаровск, обязательно останавливаются у неё. «Перевалочный пункт у бабушки Лены», - по-доброму смеются ее подруги.
Как в молодости, так и сейчас, Елена Демьяновна остается такой же проворной и инициативной, до всего ей есть дело. Во дворе дома высаживает цветы, борется с автолюбителями, которые заезжают на газоны. Уже шесть лет она входит в совет ветеранской организации на жилмассиве и продолжает бодренько бегать на его мероприятия и участвовать в концертах. А если ждет гостей, то стол ломится от яств. О её блинчиках и варениках с черемшой в узких кругах уже ходят легенды.
- Я всегда была хозяйкой. А настоящие железнодорожники - мой отец и муж. Ими я очень горжусь, - признается бабушка.
Дарья СОКЛАНОВА.
Фото автора.