Рынок страхования транспортных операторов: тенденции развития в Хабаровском крае
поиск
26 марта 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Рынок страхования транспортных операторов: тенденции развития в Хабаровском крае

16.07.2014
Просмотры
352
Рынок страхования транспортных операторов: тенденции развития в Хабаровском крае
Хабаровский край является важным транспортным центром России. Его географическое положение способствует появлению новых транспортных компаний и услуг, обновлению транспортной инфраструктуры. Правительство региона отдает транспортной отрасли приоритетное значение. В частности, в 2012 году была утверждена государственная целевая программа развития транспортной системы Хабаровского края. Вместе с тем устойчивое развитие и повышение конкурентоспособности региональных транспортно-логистических компаний возможно только при условии создания благоприятных условий не только государством, но и самим рынком и в частности страховыми компаниями. О страховании транспортных операторов на краевом рынке мы беседуем с заместителем директора филиала компании «Росгосстрах» в Хабаровском крае Жанной Леонидовной Малютиной.

- Жанна Леонидовна, каким образом вы можете охарактеризовать транспортную отрасль с точки зрения страхования? Интересен ли этот рынок страховщикам?

- Деятельность транспортно-логистических компаний сопряжена с большим количеством рисков. Полагаю, что любой профессиональный участник транспортного процесса без труда назовет опасные ситуации, с которыми он ежедневно сталкивается во время транспортировки, хранения или обработки груза и которые приводят к причинению вреда грузу и другому имуществу третьих лиц, жизни и здоровью граждан, окружающей среде.

В целях возмещения ущерба без последствий для финансовой устойчивости представителей транспортно-логистической отрасли в экономически развитых странах страхование гражданской ответственности таких компаний на каждом этапе логистической цепочки является обязательным, если не по закону, то в силу сложившихся обычаев делового оборота. Владелец груза попросту не будет сотрудничать с транспортником, ответственность которого не обеспечена соответствующим страховым полисом.

Наибольшим спросом на российском рынке пользуются специализированные страховые продукты, предназначенные для компаний, оказывающих транспортно-экспедиционные услуги, владельцев различных транспортных средств и оборудования, в том числе владельцев СЖТ и контейнеров, портовых операторов, участников таможенного дела (склады временного хранения, таможенные представители). Информацию о наших страховых продуктах и программах можно получить, связавшись с филиалом компании в Хабаровском крае.

- Не могли бы вы более детально остановиться на каком-нибудь примере?

- В первую очередь стоит упомянуть о страховании гражданской ответственности «компаний-организаторов» самого транспортного процесса - экспедиторах. Застраховавший свою ответственность экспедитор становится более конкурентоспособным, ему проще получить выгодное предложение как от российского, так и от иностранного партнера, у него появляется возможность работать напрямую с производителями товаров.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедитор несет ответственность как за свои действия, так и за действия других лиц, которых он привлекает к исполнению своих обязанностей; в частности при утрате груза он должен полностью возместить причиненные клиенту убытки. Поэтому основной плюс страхования, безусловно, состоит в том, что экспедитор получает возможность возмещения своих убытков за счет страховщика.

Важной особенностью страхования является организация страховщиком сюрвейерских осмотров. Эти осмотры проводятся за счет страховщика. Привлечение сюрвейера к участию в установлении размера и причины ущерба не позволит возложить на экспедитора ответственность за неоправданные убытки.

- Существуют ли специальные страховые продукты для компаний, которые экспедитор или грузовладелец нанимает для непосредственного осуществления перевозки?

- Безусловно. В частности, специально для автоперевозчиков мы разработали несколько линеек актуальных и простых страховых программ, которые позволяют максимально полно компенсировать возникающие убытки.

Для перевозчиков, осуществляющих междугородные и международные перевозки с использованием магистральных автопоездов мы рекомендуем пакет «Дальнобойщик», для перевозчиков с легким коммерческим транспортом - «Грузович’ОК».

Наши специалисты учитывают современные условия и практику автомобильных перевозок грузов, законодательную базу.

Особо хочу отметить, что страховое покрытие включает в том числе и ответственность за ущерб (в том числе за вред, причиненный грузу) даже в тех ситуациях, когда вина перевозчика формально отсутствует: наиболее характерный пример, когда виновником ДТП признано иное лицо.
- Страхование груза является альтернативой страхованию ответственности за груз?

- Для экспедитора страхование груза - это заключение договора в пользу третьего лица, и страховать груз экспедитор может только по поручению грузовладельца. Если такого поручения у экспедитора нет, у страховщика проявляется право оспорить договор страхования. Если же груз застрахован самим грузовладельцем, то суброгационное требование по этой перевозке экспедитору обязательно будет предъявлено страховщиком. Здесь как раз экспедитору и понадобится полис страхования ответственности.

Таким образом, экспедитору необходимо страховать ответственность, а грузовладельцу - страховать груз. Только в этом случае интересы обоих участников транспортного процесса будут максимально защищены и финансово сбалансированы.

Существовавшая долгие годы проблема, связанная с отнесением арбитражными судами страхования ответственности экспедиторов и перевозчиков к нелегитимному виду страхования, в настоящее время закрыта: постановлением президиума Высшего арбитражного суда РФ от 13.04.2010 г. № 16 страхование ответственности экспедитора признано соответствующим законодательству Российской Федерации.

- Большинство грузовых потоков Хабаровского края проходит через порты Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Охотск, Николаевск-на-Амуре. Актуально ли на сегодняшний день страхование гражданской ответственности для компаний, занимающихся обработкой и хранением грузов в порту (стивидоры), компаний, оказывающих услуги лоцманской проводки, и других организаций, осуществляющих деятельность, связанную с обслуживанием порта?

- Более чем актуально! Как показывает практика, убытки, которые могут последовать из деятельности портовых операторов, зачастую очень велики и в ряде случаев носят катастрофический характер. Тому есть несколько объективных причин: во‑первых, это высокая концентрация грузов на небольшой территории, что приводит к кумуляции рисков; во‑вторых, это высокая стоимость имущества третьих лиц (суда, гидротехнические сооружения, дорогостоящие грузы и др.); в‑третьих, это высокая вероятность возникновения комплексного убытка, возникшего из реализации нескольких рисков в рамках одного события, например в результате падения на палубу контейнера повреждается не только контейнер, но и находящийся в нем груз, и судно.

Воспользовавшись специализированными страховыми продуктами РОСГОССТРАХ, портовые операторы могут защитить себя не только на случай причинения вреда грузу, судам, контейнерам, вагонам и другому имуществу других лиц, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, но и на случай возникновения дополнительных расходов связанных с застрахованной деятельностью, например демередж.

Количество подобных случаев разнится в зависимости от осуществляемой портовым оператором деятельности, применяемых технологий и номенклатуры обрабатываемых грузов. Однако только за последнее время РОСГОССТРАХ урегулировал несколько крупных убытков портовых операторов Дальнего Востока, что говорит о высокой эффективности страхования.

- В начале интервью вы сказали, что любой профессиональный участник транспортного процесса может назвать основные события, влекущие причинение вреда третьим лицам. Какие наиболее значительные из них вы можете отметить?

- По страхованию ответственности экспедитора: гибель двух контейнеров в результате крушения судна «Мол Комфорт» на сумму 1 900 000 руб.

По страхованию ответственности перевозчиков грузов: повреждение свеклоуборочного комбайна при ДТП (груз завалился набок) на сумму 2 380 000 руб.; ДТП при перевозке товарных автомобилей на сумму 4 230 000 руб.; хищение груза на сумму 1 010 000 руб.

По страхованию ответственности портовых операторов: повреждение сложного электрооборудования в результате его падения при погрузке на сумму 4 990 000 руб.; гибель крана-манипулятора, упавшего на причал, на сумму 4 188 207 руб.

- Но ведь в результате ряда названных вами событий вред может быть причинен не только третьим лицам, но и собственному имуществу транспортно-логистической компании, что не покрывается страхованием ответственности, но также может оказать существенное негативное влияние на ее финансовое состояние.

- Совершенно верно. Для минимизации убытков, связанных с повреждением, утратой, гибелью имущества, которым владеет транспортно-логистическая компания, помимо таких классических видов страхования, как страхование Каско и страхование имущества юр. лиц, РОСГОССТРАХ предлагает ряд специализированных продуктов, учитывающих специфику хозяйственного оборота разных типов транспортных средств и оборудования.

В частности, согласно условиям компании РОСГОССТРАХ по страхованию средств железнодорожного транспорта и условиям по страхованию контейнеров, страховая защита предоставляется на случай повреждения, утраты или гибели застрахованного имущества по любой причине (непоименованный список рисков). Только в 2013 году сумма страховых выплат РОСГОССТРАХ по этим видам страхования составила более 35 000 000 руб.

- Получается, что, застраховав и свою гражданскую ответственность, и свое имущество, транспортно-логистическая компания может в принципе не нести расходы даже при наступлении серьезных событий?

- Именно так. Подобный комплексный подход уже принят на вооружение многими представителями транспортной отрасли России. Гарантия финансовой стабильности вне зависимости от случайных факторов, формирование надежного бренда и стабильного клиентского портфеля за счет полного и своевременного выполнения как договорных, так и деликтных обязательств перевешивают небольшие затраты на страхование.

- И напоследок. Что вы можете пожелать транспортно-логистическим компаниям Хабаровского края?

- Отвечу одной из моих любимых цитат Джона Д. Рокфеллера: «Никогда не экономьте на рекламе, охране и страховке, и ваши дела пойдут в гору».

Владимир Алексахин.
Фото Вячеслава РЕУТОВА.