Социально-экономическое развитие Хабаровского края: где находимся, куда двигаемся

27.02.2020 | Подробности | 10м. 4 c. | 405
Социально-экономическое развитие Хабаровского края: где находимся, куда двигаемся
Введен в эксплуатацию новый пассажирский терминал внутренних авиалиний международного аэропорта Хабаровск (Новый), сентябрь 2019 года

Создать и, главное, реализовать условия по обеспечению опережающего социального и экономического развития ­ такая задача для дальневосточных регионов страны поставлена президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в сентябре 2018 года в рамках четвертного Восточного экономического форума. Ранее в мае 2018 г. президентом страны подписан Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

О том, как совмещаются и реализуются эти задачи в Хабаровском крае, наша беседа с первым заместителем председателя правительства Хабаровского края по экономическим вопросам Юрием Золочевским.


Национальные проекты


­ Начнём, пожалуй, с национальных проектов.

­ Программа «майского указа» 2018 года для властей каждого региона Российской Федерации ­ это задача номер один. Указ 204 не просто ориентирует Хабаровский край на определенные направления национального развития, а требует их достижения в сжатый период до 2024 года: вывести экономический рост на темпы выше среднемировых значений, увеличить численность населения, повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет, снизить уровень бедности в два раза.

В качестве механизма решения задач Указа 204 в стране развёрнуты 12 национальных проектов: демография; здравоохранение; образование; жилье и городская среда, экология; безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости; наука; цифровая экономика; культура; малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; международная кооперация и экспорт. 

Для национальных проектов правительством края разработаны и утверждены 52 региональных проекта. Все они согласованы с федеральными министерствами в форме соглашений. Краевой бюджет сформирован с учетом приоритетного финансирования национальных проектов.

И раньше заключались соглашения, субсидии краю также предоставлялись, отчетность требовалась, старались «освоить» лимиты бюджетных средств. Но система национальных проектов потребовала очень заметной, «сквозной» перестройки прежде всего системы управления. В ушедшем году и текущем году заключены ведь не просто соглашения под «лимиты бюджетных обязательств». Они заключены в жесткой привязке к результативности. В 2019 году для нашего края было определено 127 «показателей» и 87 так называемых «результатов» (для понимания: показатель ­ требовалось создать 725 новых мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте до трех лет, для этого следовало достигнуть результат ­ ввести по краю в эксплуатацию 4 детских сада, а также провести перепрофилирование и капитальный ремонт существующих детский садов). На 2020 год денег добавилось, но и показателей и результатов тоже добавилось: 147 и 86 соответственно.

Требования к оперативности, гибкости управления возросли многократно.

Вопросы реализации национальных проектов находятся «под личным контролем» губернатора Хабаровского края С.И. Фургала, еженедельно рассматриваются на аппаратных совещаниях. Конечно, жизнь многогранна, есть немало дел и проблем, которые не охвачены паспортами нацпроектов и которые также требуют внимания со стороны правительства края, его председателя. Поэтому Сергей Иванович пошел по пути ранжирования задач, распределения их по уровням ответственности между заместителями председателя правительства края, руководителями органов исполнительной власти. На базе министерства экономического развития края создан Региональный проектный офис (РПО) с прямым подчинением губернатору края. У РПО функции (задачи) именно верхнего, то есть губернаторского уровня ­ организация и еженедельный мониторинг исполнения Указа 204, реализация Долгосрочного плана комплексного развития г. Комсомольска­на­Амуре, выполнение программы капитального строительства 52­х приоритетных объектов (всего объектов капитального строительства более 170).

­ Управленческие решения понятны. Первый год из 6­летней программы национальных проектов из результатов что­то показал?

­ В рамках нацпроекта «Демография» с 1 июля 2019 года введены дополнительные меры поддержки рождаемости на Дальнем Востоке. Они, подчеркну, введены впервые за последние 27 лет. В Хабаровском крае они предоставлены 7 672 семьям, в том числе 4 095 семей получили единовременную денежную выплату при рождении первого ребенка, 3 577 семьям предоставлен региональный материнский (семейный) капитал, из них 544 семьи им уже распорядились. Выполнены 1 329 процедур экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).

В рамках национального проекта «Здравоохранение» профилактическими осмотрами охвачены 553 тысячи человек. Осмотры проводят 39 медицинских организаций, из них 33 работают в вечернее время и субботу. За год дооснащены медицинскими изделиями шесть детских поликлиник и два детских поликлинических отделения в г. Хабаровске, г. Комсомольске­на­Амуре и в р.п. Охотск.

Именно в 2019 году открыты первичное сосудистое отделение в Комсомольске­на­Амуре и Центр амбулаторной онкологической помощи (на базе Краевого центра онкологии).

Закуплены 12 автомобилей для доставки лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, в медицинские организации для жителей Амурского, Солнечного, Вяземского, Ульчского, Бикинского, Комсомольского, Советско­Гаванского, Николаевского, Нанайского, Верхнебуреинского, Хабаровского и имени Лазо муниципальных районов. Поставлены 12 комплектов спортивного оборудования для площадок ГТО, создания физкультурно­оздоровительных комплексов открытого типа, искусственных полей для футбола и хоккея в г. Советскую Гавань, Бикинский, Ванинский, Верхнебуреинский, Николаевский, Комсомольский, Солнечный и имени Лазо районы, г. Хабаровск.

По национальному проекту «Образование» в 24 сельских школах открыты Центры цифрового и гуманитарного профилей («Точки роста») в Амурском, Аяно­Майском, Бикинском, Ванинском, Верхнебуреинском, Вяземском, Нанайском, Ульчском, Советско­Гаванском, Солнечном, Комсомольском, Николаевском, Тугуро­Чумиканском, Хабаровском, им. Лазо и им. П. Осипенко районах. Обновлена материально­техническая база для занятий физкультурой и спортом в восьми сельских школах (с. Пивань, с. Датта, п. Сулук, с. Тейсин, с. Маго, с. Санболи, с. Малышево, с. Монгохто).

В рамках нацпроекта «Культура» созданы три модельные библиотеки в с. Черная Речка Хабаровского района, в пос. Чегдомын Верхнебуреинского района, пос. Березовый Солнечного района. Выполнены капитальные ремонты восьми сельских домов культуры (п. Молодежный, с. Пивань, п. Снежный, с. Уктур, с. Красное, п. Горный, с. Средний Ургал, с. Аланап).

По проекту «Жильё и городская среда» завершены работы по благоустройству 137 общественных территорий в 39 муниципальных образованиях края.

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировано 199,7 километра автомобильных дорог, в том числе: 114,1 км в Хабаровской городской агломерации, 25,3 км ­ в Комсомольской городской агломерации.

По национальному проекту «Цифровая экономика» подключено 163 социально значимых объекта к сети Интернет, включая 18 фельдшерско­акушерских пунктов, 80 государственных (муниципальных) образовательных организаций.

Выше отмечено, что в крае завершено строительство четырех детских садов: один в п. Дормидонтовка Вяземского муниципального района и три в г. Хабаровске.

На 2020 год для реализации в крае национальных проектов предусмотрено 9,8 миллиарда рублей из федерального бюджета и 3,3 млрд рублей за счет средств консолидированного бюджета края. В 2019 году на эти цели предусматривалось 7,4 миллиарда рублей из федерального бюджета и 2,7 млрд рублей за счет средств консолидированного бюджета края.


2020 ­ год строительства в регионе


­ Губернатор края Сергей Иванович Фургал назвал 2020 год годом строительства в регионе. Что он имел в виду?

­ Речь идет о серьезной программе капитального строительства за счет бюджетных средств.

Эта программа включает четыре механизма финансирования объектов: национальные проекты, Долгосрочный план комплексного социально­экономического развития г. Комсомольска­на­Амуре, План социального развития центров экономического роста и государственные программы. Только по приоритетным объектам финансирование в 2020 году составит более 11 млрд рублей (для сравнения: в 2018 г. ­ 7,2 млрд рублей, в 2019 г. ­ 9,5 млрд рублей).

В 2020­2021 годах предстоит осуществить ввод таких знаковых объектов:

­ краевой Дворец единоборств «Самбо» в г. Хабаровске;

­ школа в микрорайоне «Волочаевский городок»;

­ 7 детских садов (с. Гаровка, пос. Циммермановка, с. Матвеевка, с. имени Полины Осипенко, пос. Литовко, с. Мирное, г. Комсомольск­на­Амуре);

­ противотуберкулезный диспансер г. Хабаровска;

­ лечебный корпус центральной районной больницы г. Николаевска­на­Амуре;

­ межрайонный онкологический диспансер г. Комсомольска­на­Амуре;

­ региональный центр развития спорта в г. Комсомольске­на­Амуре, 3 и 4 этапы;

­ физкультурно­оздоровительный комплекс с плавательным бассейном г. Вяземский;

­ реконструкция набережной р. Амур в г. Комсомольске­на­Амуре;

­ инженерная защита территории г. Комсомольска­на­Амуре (II этап);

­ защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска;

­ приведение в нормативное состояние отдельных участков улично­дорожной сети г. Комсомольска­на­Амуре (Комсомольское шоссе, 2 и 3 этапы; ул. Лазо, 1 и 2 этапы);

­ строительство автодорог для создания инфраструктуры в рамках программы «Дальневосточный гектар» в районе с. Свечино; с. Краснознаменка; с. Елабуга; на территории Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо.

Тем не менее организация строительного процесса нуждается в серьезном реформировании. Мы сталкиваемся с проблемами крайне низкого качества проектирования объектов, жизнь требует определенных долгосрочных лимитов финансирования «под стройки». В этой связи по решению губернатора края приняты такие меры:

­ создан краевой проектно­строительный институт, основными направлениями деятельности которого являются проектирование и изыскательские работы на основе государственного заказа;

­ ставим вопрос перед федеральным правительством о переходе на трехлетнее финансирование строительства объектов;

­ готовится запуск механизма заключения единого контракта «на проектирование и строительство объекта»;

­ органы государственной экспертизы будут привлекаться к формированию государственных заданий на проектирование;

­ будет начато поэтапное увеличение сметной стоимости строительства (в рамках проводимой в стране реформы ценообразования в строительстве).


Реальный сектор и финансы


­ Юрий Борисович, удаётся ли добиться роста экономики края?

­ Индекс роста валового регионального продукта края в 2019 году составил, по предварительной оценке, 100,8% к уровню 2018 года.

Достигнуты положительные индексы в базовых отраслях экономики края, а именно в промышленном комплексе (рост составил 100,8%), на транспорте (рост грузооборота ­ 107,2%), в торговле (рост оборота розничной торговли ­ 102,1%). Эти отрасли формируют около 60% валового регионального продукта края.

Положительная динамика складывается с инвестициями в основной капитал. Инвестиции направляются в проекты, связанные с модернизацией железнодорожной, портовой и энергетической инфраструктуры, а также на увеличение мощностей деревообработки, развитие добычи руд цветных металлов, металлообработки.

В 2019 году завершена реализация таких крупных инвестиционных проектов, как ГОК на месторождении Полянка (ООО «НГК Ресурс»); реконструкция и модернизация оборудования на молочном заводе Комсомольска­на­Амуре (АО «ДАКГОМЗ»), высоковольтная линия 220 кВ «Комсомольская ­ Ванино» с установкой второго трансформатора на ПС 220 кВ «Ванино» (ПАО «ФСК ЕЭС» ­ МЭС Востока). Запущен новый пассажирский терминал аэропорта Хабаровск (Новый) (АО «Международный аэропорт Хабаровск»).

В промышленном производстве края драйверами роста являются как добывающие, так и обрабатывающие отрасли. В 2019 году установлен рекорд по добыче золота ­ более 25,2 тонны. Заметно нарастили производство олова. Добыто 2 290 тонн металла в концентрате, что в 1,5 раза превышает уровень 2018 года. Это рекорд добычи за 20­летний период как для Хабаровского края, так и для России в целом. Хабаровский край является единственным регионом, где развивается добыча олова на оловорудном месторождении.

Увеличены мощности по добыче угля ­ АО «Ургалуголь» запущена в эксплуатацию новая лава, что позволило добыть более 4,6 миллиона тонн угля (105,7% к уровню 2018 года).

На заводе «Амурсталь» произведено 927,1 тысячи тонн проката (рост в 1,4 раза). Нефтеперерабатывающими заводами края переработано свыше 12,5 миллиона тонн нефти (на 3,9% выше 2018 года).

В судостроении также положительные итоги. В 2019 году выполнен спуск на воду грузопассажирского автомобильно­железнодорожного парома «А. Деев» и третьего корвета проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов».

В пищевой индустрии переработано свыше 313,9 тысячи тонн рыбы, ракообразных и моллюсков (рост на 16,4%).

Полученные в 2019 году производственные показатели в реальном секторе экономики края обусловили достижение и финансовых результатов. Увеличилось поступление налогов в консолидированный бюджет края на 6,9 миллиарда рублей по сравнению с 2018 годом (на 7,7%): налоги на прибыль организаций ­ на 21,6%; на доходы физических лиц ­ на 6,7%.

Есть сдвиги в финансовых результатах деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. По итогам 2019 года налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей увеличены на 16,1%.

Особое внимание руководство края уделяет стабилизации государственных финансов, состоянию государственного долга. По итогам 2019 года, причем впервые с 2012 года, переломлена тенденция наращивания уровня государственного долга Хабаровского края. Удалось этого добиться, прежде всего, за счет сокращения дефицита краевого бюджета (в 2,6 раза по сравнению с фактом 2018 года), снижения уровня госдолга с 66,3% до 64,9%. Тем не менее объем государственного долга остается существенным.

­ Экономика растет, национальные проекты реализуются, безработица в крае одна из самых низких на Дальнем Востоке, ситуация с бюджетом получше становится… Какие тем не менее правительство края видит проблемные направления?

­ Руководство края, как я уже отмечал, особое внимание уделяет решению стратегических задач президентского Указа 204. Мы, дальневосточники, понимаем, что наиболее сложными для достижения являются демографические направления и связанные с ними целевые показатели Указа 204. Тем не менее губернатор Хабаровского края Сергей Фургал не поддерживает рассуждения об «объективных условиях», «отрицательной накопленной базе» и тому подобное, чтобы выйти с предложениями «наверх» о корректировке для края показателей. Правительство края настроено на механизм «допланирования» национальных проектов, чтобы определить необходимые условия и дополнительные меры, решения, чтобы с их помощью выйти если не на конкретные планки особо «труднодостижимых» показателей, то, по крайней мере, на запуск устойчивых тенденций к их достижению.

С этих позиций правительство края выделяет четыре направления работы в рамках Указа 204, которые требуют особого и дополнительного внимания: обеспечение регионального экономического роста в показателях ВРП на уровне не ниже 3% в год; снижение смертности (прежде всего, трудоспособного населения), повышение доступности жилья, активное развертывание мер поддержки рождаемости.

Мы хорошо понимаем, что достижение национальных целей развития невозможно только силами органов власти. По­настоящему требуется консолидация усилий заинтересованных сторон: власти, бизнеса, гражданского общества.

Для такой консолидации в первую очередь требуется обратная связь. По поручению губернатора края С.И. Фургала создается единый информационный ресурс ­ «Национальные проекты в Хабаровском крае»; организована система общественных обсуждений национальных проектов в городских округах и муниципальных районах края. В декабре 2019 года утвержден график этой работы. Для муниципальных образований, органов местного самоуправления губернатором края принято решение ввести специальные финансовые гранты за результаты в национальных проектах.

 

Партнерство власти и бизнес­сообщества особенно актуально для четырех национальных проектов: «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»; «Международная кооперация и экспорт»; «Производительность труда и поддержка занятости»; «Жилье и городская среда».

Заставить бизнес заниматься, скажем, производительностью труда, мы не можем. Никаких госконтрактов, законодательных регламентов в этом направлении не предусмотрено. Но власть готова помочь тем, кто производительность повышает. Равно как и всем, кто намерен развивать экспорт, строить жильё, благоустраивать городскую среду. Именно малый и средний бизнес мы призываем принять участие в преобразовании городских и муниципальных территорий.


План ускорения экономического роста


­ Это очень амбициозная задача. Уже есть идеи, как её решить?

­ Есть не просто идеи ­ на решение данного вопроса направлен план ускорения экономического роста Хабаровского края, который включает в себя пять блоков работы: первый ­ планы развития отраслей реального сектора; второй ­ реализация приоритетных инвестиционных проектов; третий ­ развитие центров экономического роста, четвертый ­ обеспечение экономики трудовыми ресурсами; пятый ­ системные меры и инфраструктура.

Основной потенциал прироста экономики края сосредоточен в секторе обработки грузов и промышленного производства. На них приходится почти 60% прироста. Ключевым фактором для реализации указанного потенциала является инвестиционный. Без наращивания инвестиционных вложений задача по ускорению экономического роста является недостижимой.

Мы определили 52 перспективных инвестиционных проекта в приоритетных отраслях с суммарным объемом ­ 1,7 триллиона рублей. Из них 1,46 триллиона рублей ­ это проекты в обрабатывающей промышленности и на транспорте. Сюда входят такие крупные проекты, как:

­ Освоение «Малмыжского» медно­порфирового месторождения (объём инвестиций 113 миллиардов рублей, инвестор «Русская медная компания»).

­ Модернизация Восточного полигона ОАО «РЖД», второй этап (на территории края инвестиции ­ 335 миллиардов рублей).

­ Строительство нефтеперерабатывающего завода в Хабаровске, мощностью 5 миллионов тонн (объём инвестиций 320 миллиардов рублей, инвестор ­ компания ННК).

­ Строительство завода по сжижению природного газа в посёлке Де­Кастри (объём инвестиций 600 миллиардов рублей, инвестор «Эксон Нефтегаз Лимитед»).

Их реализация рассчитана с 2020 до 2027 года.

Правительство края делает ставку на поддержку и комплексное развитие пяти центров экономического роста. Из них три наиболее крупные ­ Хабаровская агломерация, агломерация Комсомольск­Амурск­Солнечный, Ванино­Советско­Гаванский транспортно­промышленный узел.

Суммарно эти три центра аккумулируют примерно 1 трлн рублей капиталовложений и около 85% прогнозируемого в 2025 году прироста валовой добавленной стоимости.

План ускорения экономического роста правительство края готово выдвинуть в 1­м полугодии на общественные обсуждения, поскольку его состоятельность, реализуемость возможны лишь в рамках своеобразного общественного, партнерского договора органов власти, предприятий, заинтересованных инвесторов, институтов развития, общественных объединений.

Правительство края понимает, что для Плана ускорения экономического роста требуется поддерживающие меры. Их несколько:

­ применение режимов ТОСЭР, СПВ в привязке к выделенным центрам роста;

­ принятие краевого закона «Об инвестиционном налоговом вычете» для действующих предприятий, реализующих инвестиционные программы.

В первом полугодии 2020 г. планируется внести поправки в краевое законодательство с предварительным обсуждением вопроса с общественностью и депутатами;

­ развитие партнерских программ с крупными проектами.

Новое направление, по которому правительством края уже ведется работа, это участие предприятий края в поставках продукции для реализации крупных инвестиционных проектов, о которых я уже упоминал: строительство и обслуживание II этапа Восточного полигона ОАО «РЖД»; строительство дальневосточного завода по производству сжиженного природного газа в поселке Де­Кастри компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед»; строительство горно­обогатительного комбината на месторождении «Малмыжское» АО «Русская медная компания».

Созданы межведомственные рабочие группы, организовано взаимодействие между правительством края, инвесторами, предприятиями края ­ потенциальными участниками.

Проводятся совещания и рабочие встречи. Организован семинар с «Эксон Нефтегаз Лимитед» по рассмотрению механизма вхождения в число поставщиков проекта. Приняли участие 52 представителя предприятий края.

К работе по включению в проект по строительству и обслуживанию Восточного полигона привлечено 21 предприятие. Получена примерная товарная номенклатура, предприятия включены в работу по определению технических возможностей изготовления продукции.


Жилью ­ особое внимание


­ Почему в качестве направления особого внимания выделена доступность жилья?

­ В рамках реализации регионального проекта «Жилье» заключено соглашение с Минстроем России, предусматривающее строительство на территории края 2,4 млн кв. метров жилья до 2025 года.

В 2019 году введено в эксплуатацию 282,0 тыс. кв. м жилья, что составило 103% к 2018 году. В 2020 году планируется ввести 334,0 тыс. кв. м, в 2024 году ­ 409,0 тыс. кв. м. Это серьезные масштабы строительства.

Достижение запланированных показателей по ежегодному вводу жилья возможно обеспечить только за счет комплексного освоения и развития территорий, обеспеченных инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой (общая потребность края на строительство инфраструктуры составляет 35,3 млрд рублей, в т. ч. инженерной ­ 7,9 млрд рублей).

При этом решение вопросов комплексной жилищной застройки невозможно без партнерских отношений органов власти и компаний­застройщиков. Правительство края со своей стороны готово оказать содействие организациям­застройщикам в данном направлении.

С целью наращивания объемов строительства многоквартирных домов сформированы пять участков под комплексную жилищную застройку в г. Хабаровске.

Важное значение для развития жилищного строительства имеет поддержка потребительского спроса. Хорошим инструментом в данном направлении являются льготные ипотечные программы: «Дальневосточная ипотека» под 2% годовых, «Сельская ипотека» ­ 2,7% годовых.

Край активно включился в реализацию программы «Дальневосточная ипотека». Организовано взаимодействие с банками, работа по привлечению застройщиков к участию в программе. В целях сдерживания роста стоимости квадратного метра жилья и повышения доступности населению края жилья эконом­класса заключаются соглашения о сотрудничестве между правительством края и строительными организациями. Проводится работа с населением, молодыми семьями по их вовлечению в реализацию программы.

По состоянию на 13 февраля 2019 г. в рамках программы «Дальневосточная ипотека» в крае принято 2 044 заявки на предоставление льготного кредита, заключено 387 кредитных договоров.

В результате последовательной работы правительства края и губернатора края есть сдвиги в решении проблемы «обманутых» дольщиков. В 2019 году введено в эксплуатацию 11 «проблемных» и «потенциально проблемных» объектов (в 2018 году ­ 6). Восстановлены права граждан ­ участников долевого строительства, заключивших 1 037 договоров долевого участия.

Региональным планом­графиком установлены сроки ввода в эксплуатацию проблемных объектов в 2020­-2021 годах. На 2020 год запланирован ввод 11 «проблемных» объектов (1 178 договоров долевого участия).

Для завершения строительства 6 домов (пострадавших граждан ­ 1 003) будем также использовать механизм, предусмотренный Федеральным законом № 218 «О публично­правовой компании по защите прав граждан ­ участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков». В этой связи в крае создан краевой фонд защиты обманутых дольщиков, приняты нормативные акты, обеспечивающие его деятельность.


Муниципальное развитие


­ Что правительство Хабаровского края планирует для муниципальных образований?

­ По итогам 2019 года обеспечен рост оборота крупных и средних организаций в 14 муниципальных образованиях края. В 2018 году таких было 11.

В целях укрепления налоговой базы местных бюджетов с 1 января текущего года увеличена доля налогов, отчисляемых в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Так, в муниципальные районы будет зачисляться 100% от транспортного налога и 50% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Было 50% и 30% соответственно. В городские округа ­ немного меньше, но тоже значимые для бюджета суммы: по 15% от транспортного налога и от УСН. Было ­ по 10%.

Не очень быстро, как хотелось бы, но решаются вопросы жизненно важные для населения. Для северян введена система льготных перелетов. Если раньше билет, например, из Хабаровска до Охотска стоил более 13 тысяч рублей, то с июля прошлого года ­ 4 500 руб. для взрослых и 3 000 руб. для детей. С этого года данной льготой могут воспользоваться жители всех северных районов края 4 раза в год.

Особое внимание правительство края уделяет развитию сельских территорий. В рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» на развитие инфраструктуры в текущем году предусмотрено более 400 млн рублей, что в 3,5 раза больше, чем в 2019 году. Средства будут направлены на:

­ улучшение жилищных условий селян;

­ обустройство площадок под компактную застройку домов;

­ газификацию частных домовладений;

­ строительство школы в с. Мичуринское.

Создание комфортных условий для жизни решаем непосредственно с участием населения. Так называемые «проекты местного развития» фактически являются инициативами жителей края. В прошлом году реализовано 386 таких проектов на общую сумму почти в 640 млн рублей. В текущем году планируется реализовать порядка 450 ­ на общую сумму в 850 млн рублей.

По поручению губернатора края в 2020 году дополнительно выделено 100 млн рублей на благоустройство дворовых территорий и будет привлечено ­ 124 млн рублей из федерального бюджета. К этим деньгам добавляются средства муниципалитетов и местных жителей.

Совместная работа делает людей сопричастными к проектам, реализуемым в крае. На тех территориях, где население реализует собственные инициативы, уровень доверия к власти кардинально меняется. Растет уровень удовлетворенности населения положением дел в муниципальных образований: 2018 год ­ 42,1%, 2019 год ­ 50,6%.

Лучшие муниципалитеты поощряются грантами из регионального бюджета. В текущем году основные критерии оценки работы местной власти ­ достижение общих национальных целей развития, определенных президентом страны. По решению губернатора края возрастет и сумма грантов за призовые места ­ до 6 млн рублей.

Хочу напомнить, что по поручению президента России Путина В.В. в текущем году увеличен призовой фонд Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» с 40 млн рублей до одного миллиарда. В 2019 году одним из победителей федерального этапа стал г. Хабаровск, получивший грант в размере 2,3 млн рублей. Нашим муниципалитетам есть что заявить на конкурс. 

 

Подготовила Раиса ПАЛЕЙ.


арпа.jpg

 

Строительство корвета «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» на Амурском судостроительном заводе


гшщш.jpg

 

длоро.jpg

 

горп.jpg

Автор: Раиса ПАЛЕЙ






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



29.03.2024 00:53
Законодательной Думе - 30 лет
30 лет назад – 13 марта 1994 года – состоялись выборы в новый высший орган законодательной власти региона – краевую Думу, которая сменила краевой совет народных депутатов. А уже 31 марта состоялось первое заседание депутатов

26.03.2024 00:25
Молодые профессионалы соревновались на региональном чемпионате
Региональный чемпионат «Профессионалы-2024» стал отличной возможностью для молодых специалистов