Учитель - не тот, кто учит, а у кого учатся

29.03.2013 | Подробности | 8м. 19 c. | 403
Учитель - не тот, кто учит, а у кого учатся
Анатолий Кузнецов: «Педагогика - это чисто мужская профессия»

В Хабаровском крае стартовал конкурс «Учитель года». В состязании принимают участие более полусотни работников детских садов, школ, училищ, лицеев, колледжей и техникумов из 16 районов Хабаровского края. Среди тех, кто претендует на победу в одной из номинаций, - учитель русского языка и литературы гимназии №1 Комсомольска-на-Амуре Анатолий Кузнецов.

Мужчина в педагогике, к сожалению, большая редкость. Тем более филолог. Тем более творческий: поющий и играющий на гитаре, пишущий стихи. Но, тем не менее, требовательный и бесконечно верующий в силы своих детей. Всех без исключения. Говорят, хорошего педагога-мужчину нужно еще постараться найти! Анатолия Юрьевича искать не нужно: он в школе до вечера, несмотря на то, что уроки у него только в первую смену. Занимается с «неуспевающими», рисует газеты со своими пятиклашками, репетирует, вместе с ребятами пишет стихи...

- К сожалению, в педагогике мужчин все меньше и меньше, вот вы почему пришли в профессию?

- На самом деле в учительство я пришел не сразу. Окончил 8 классов, пошел в техникум и выбрал хорошую, на мой взгляд, специальность: «Техобслуживание и ремонт автомобилей». Техникум научил меня учиться, относиться с уважением к труду. А потом так получилось, что я пошел в народный театр - это всегда нравилось, увлекало. Вдобавок стал работать с текстами, сам начал писать. И ребята из театра сказали, что у меня несомненный филологический талант, мне нужно учиться в институте. Поступил на специальность «Учитель русского языка и литературы». А потом у нас открыли факультет дополнительных профессий, и я там выучился на руководителя театральной студии в школе...

Так получилось, что из школы я уходил, работал в сфере воспитания, но совсем в другой среде... А потом снова пригласили работать учителем в школу, решил, что пора возвращаться. Просто понял, что это действительно моё.

А вообще считаю, что педагогика - это чисто мужская профессия. До революции все учителя имели гражданские чины разного ранга, профессия требует интеллектуальных затрат, да и физических. Я очень хорошо отношусь к женщинам, но просто считаю, что не женское это дело, по большому счету. Ведь никуда не ушел этот недостаток «мужской руки» в школе. Как семья без отца неполноценна, так и школа...

- А как воспитываете? Кажется, в современной школе воспитание уходит на второй план.

- Оно не должно исчезать, без этого педагогика немыслима! Я в каком-то роде консервативный человек и считаю, что воспитание - это система, нельзя только хвалить. Почему современная педагогика исключает методы наказания? Нет, это не значит бить или что-то в этом роде. Один ребенок реагирует на слова, поговоришь с ним, по душам, объяснишь, зачем нужно учиться, и он понимает. Другой - реагирует на эмоции, к примеру, ему становится совестно или ему не хочется расстраивать своих родителей... А иногда нужно идти через «не хочу». Оставить после уроков и сидеть вместе с ним, учить, нужно много раз объяснять. Дети обижаются. А потом проходит время и говорят спасибо. На тот момент казалось, что это здорово пойти против системы, учителя, а потом максимализм проходит, а знания все-таки остаются.

Но, с другой стороны, если школьник не может освоить какую-то науку, то не нужно его мучить. Как нас учили: «Никого нельзя сделать счастливым насильно» или как у нас было при коммунизме - «железной рукой, загоним людей в счастье». Также и умным никого нельзя сделать. Поэтому родители должны понимать, что может оказаться достаточно и девяти классов, а затем нужно идти получать профессию.

Учеба - это работа, по большому счету. К сожалению, сейчас все больше и больше начинает складываться общество потребления, это касается и детей. Они привыкли, что все легко дается, часто папы и мамы сами делают за них то, что по большей части не должны. Чтобы чего-то добиться, нужно приложить немало сил. Вот даже сейчас столкнулся с тем, что у детей плохо выработана после начальной школы мелкая моторика рук (не буду объяснять, как она важна для развития ребенка), приходится с нуля писать, вырабатывать почерки. От компьютера много пользы, но и много вреда: письмо рукой заменил компьютер. Иногда и думать не нужно - все можно найти готовое в Интернете, он тебе и ошибки поправит. А это личность не развивает.

Русский язык - это очень сложный предмет, это система, это «математика в буквах». И здесь иногда нужно просто выучить правила, слова-исключения - многое в русском языке сложно логически объяснить: так сложилось и всё. Иногда вообще стоит уделить целый урок чему-то одному, но так, чтобы тему действительно поняли, рассмотрели со всех сторон. И это своего рода фундамент для дальнейшей работы. Только после этого придет понимание предмета, «чувство языка», умение это применять в жизни, само собой. Но часто дети не хотят заучивать правила. Но ведь сила действия равна силе противодействия. Поэтому нужно по-разному воздействовать на их интеллект. Есть тысячи способов, нужно просто выбрать оптимальный. Педагогика - это, наверное, больше искусство, чем наука, на мой взгляд. И кредо в моей работе - высказывание: «Учитель - не тот, кто учит, а тот, у кого учатся». И мне важно не дать «готовые знания», а научить ребенка думать, понимать.

- Мне директор школы, в которой вы работает, так и сказал, что вы, прежде всего, учите ребят мыслить, у вас нет такой догмы: «Есть моя точка зрения, остальные неправильные».

- Если заставлять школьников шаблонно мыслить, то сможем ли вырастить человека, который совершит новые открытия? Сейчас все хотят подогнать под «стандарт». Мне это слово не нравится, что значит стандарт? Научить стандартно мыслить? Нужно не только получать знания, но и творчески развиваться. Поэтому имеют право на существование все точки зрения. Но ведь они могут быть и ошибочными. Хотя ошибочными они становятся лишь тогда, когда человек сам это увидел, понял, а не когда на это указал учитель. Поэтому стараюсь построить урок так, чтобы ученики смогли увидеть свои ошибки сами. Увидеть и понять, как исправить.

Сейчас у педагога, скорее, больше вопросов не к ошибкам ученика, а к ошибкам в учебниках. А дети им тоже верят...Приведу такой пример: изучаем творчество Пушкина, и в учебнике такая фраза: «Жуковский подарил Пушкину свою фотографию с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Какая фотография? Он подарил ему миниатюру! Увы, но таких ошибок много и в книгах по другим дисциплинам.

Или еще, если раньше учебные параграфы были с таблицами, рисунками, то сейчас просто текст, максимум с иллюстрациями, и просто «ни о чем». И ребенку приходится самому систематизировать вот этот, казалось бы, научный материал. Поэтому учу их сразу работать с тем, что есть, применять метод «критического мышления». Брать любой материал и перерабатывать его творчески: составлять схемы, микротексты, таблицы, памятки.

Работать на уроках очень интересно, ведь обе дисциплины, которые я преподаю, неразрывно связаны. Язык - это материал, литература - это изделие. Материал понять иногда сложно, но изделие - это в любом случае сложнее, чем материал. И мы не просто учим правило, а тут же пытаемся его применять, ищем, где и как его использовали другие. Причем обязательно на качественной фактуре - богатейшей литературе нашей страны. Учимся мыслить логически - почему так, а не по-другому...

В школе появились все условия для работы: есть, какая нужно, техника, так что на уроках можно и отрывки из фильмов смотреть, заранее готовить наглядные материалы и показывать их на экране. В этом плане у педагогов нашей гимназии много возможностей, администрация делает все, чтобы было легко работать.

- Мне сказали ваши коллеги, что вы с детьми вместе на уроке... поете. Даже конкурсный открытый урок был с элементами музыкального сопровождения, вы играли на гитаре. А еще, что вместе с ребятами постоянно сочиняете стихи.

- Еще в институте я много думал над тем, что разобрать стихотворение может любой филолог: определить тему, идею, проблему, размер, тип рифмы, строфу... Поэтому сам пробовал создавать свое. И стал писать, потом это уже стало не просто хобби, а потребностью, теперь иногда печатаюсь. А сейчас пробую с детьми создавать литературные произведения - изучили тему - попробовали применить теоретические знания: пишем стихи, небольшие рассказы, эссе... И я всегда говорю ученикам: не бойтесь творить, пусть не получится, как у Пушкина, Толстого, но это будет твое...

- Ну а как же утверждение многих литературоведов: стихи должны быть отличными или вообще лучше их не писать?

- Так размышлял Толстой. Дело в чем? Мы говорим о критериях художественности. В свое время поэзию Маяковского считали бредом. Потом его считали гениальным. Поэтому не можем мы так кому-то говорить, не имеем права даже. Есенин сказал: «Лицом к лицу лица не увидать». Как я могу судить о ком-то? Ребенок написал стихотворение, да, по сравнению с Шекспиром, это не то, но пройдет время, и оказывается, что он стал гениальным поэтом, основателем какой-то художественной школы. Если у человека есть творческий потенциал, который он хочет выразить, он должен его выражать. Да, пусть у кого-то будет лучше.

И в моей педагогической работе у меня бывали такие случаи, когда в каком-нибудь классе у меня учились только «слабенькие» дети. И они что-то пытаются делать: выступать, участвовать в конкурсах, а другие дети их дразнят, ведь, по сравнению с ними, эти-то делают плохо! Вырабатывается комплекс неполноценности. И здесь моя задача - с ним справиться, помочь обрести уверенность в себе, не стесняться себя, каким бы ты ни был... Поэтому иногда лучше во время соревнований не давать всего три места, а придумывать номинации, чтобы каждый, кто вообще решился участвовать, не чувствовал себя обделенным, чтобы у него не пропадало желание стараться.

В школе вообще важно приобщаться к творчеству. Сейчас в планах создать театральную студию, ставить постановки, а еще хочется ходить с детьми в театр - вот немного подрастут и выберем какой-нибудь хороший умный спектакль. А еще сам проведу экскурсию по закулисью - это ведь тоже целый многогранный мир!

- Вы много говорите о творческом мышлении, а как относитесь к единому госэкзамену? Филологи спорят, особенно о целесообразности экзамена по литературе...

- Не очень хорошо. Требуется зазубривание, а способность мыслить особо не проверяется. Или еще: а если ребенок просто бланк неправильно заполнил - и все, ответ не засчитан. Неправильно это. Нужно видеть, прежде всего, как ученик говорит, мыслит. А где у нас лучше всего сдают ЕГЭ по русскому языку? На Кавказе. Не кажется ли это странным? Экзамен хотел свести до минимума коррупцию и связи, получилось ли? Для меня лучший экзамен - это собеседование. Приходит ребенок на экзамен, один вопрос выбирает он, другой вопрос выбираю я. Я могу понять, как он не только выучил информацию, но как понял ее.

- Но, с другой стороны, ЕГЭ дает возможность подать документы в несколько разных вузов, а так пришлось бы в каждый сдавать экзамен.

- Но и в этом есть свой «минус» - выпускник подает документы в разные вузы, и ему, получается, все равно, где учиться. Смотришь порой передачу, а там блистательный актер рассказывает, что «поступал в Щукинское училище три раза, поступил только с четвертого», вот так человек сильно хотел учиться именно в этом учебном заведении, понимая важность качественного образования именно в этом вузе. И здесь вскрывается еще одна проблема - почему-то все решили, что без высшего образования человек не может состояться в жизни. На самом деле, не всем сразу после школы нужно высшее образование, у кого-то склонность работать руками, но эти ценности начинают нивелироваться в современном обществе. А я считаю, что любой труд должен быть уважаем, гордиться надо не дипломом, а тем, что ты полезного делаешь. А у нас дети относятся к нашим техничкам, порой, с презрением. А ведь они наводят порядок, а чистота - это наше здоровье. Приходится им объяснять...

- Наверное, в некоторых семьях совсем другие ценности. Иные родители говорят: «Школа должна, обязана»...

- Именно семья формирует личность ребенка, у школы немного другие задачи. Сейчас в моем пятом классе родители приходят по любому поводу, просто спросить, как дела в школе у ребенка, думаем вместе, как решить ту или иную проблему или, наоборот, какие развивать способности. Поэтому все совместные мероприятия в классе должны быть вместе с папами и мамами, не учитель провел, а мы вместе провели.

- А сейчас, кстати, такая тенденция: все внеклассные мероприятия принято проводить в детских клубах, боулинг-клубах, на базах отдыха. Родители сдают немаленькие деньги, чтобы пригласить сторонних организаторов. Как вы к этому относитесь?

- Это действительно проблема больших городов, когда учитель перекладывает свою работу на других. Да, когда-то можно и сходить, но не всегда. Это неправильно. Часто мероприятия превращаются «для галочки», и тогда какой смысл в такой «воспитательной» работе? Что мы воспитываем? Да, внеклассные мероприятия отнимают время, силы, но это ведь того стоит. Это помогает сплотить класс, родителей, по-другому взглянуть на возможности досуга... В боулинг можно и семьей сходить, а вот в поход? Гитара, песни у костра, полевая кухня...

- А после работы хватает времени на семью, хобби?

- Конечно, хватает. Нужно всегда уметь выстраивать свою работу так, чтобы было достаточно времени и на себя. Но и после уроков я люблю читать, в том числе и современную литературу. Например, Михаила Веллера. Он пишет о жизни. И близок моим взглядам на нее. Я, например, только о чем-то задумался, а он уже написал. Да и другие современники интересны, это ведь отражение нашей действительности и нас самих, хотя бы поэтому они интересны.

Мария ИВАНОВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

10.05.2024 09:43
На выходных можно прогуляться с врачом и посмотреть дрифт

09.05.2024 16:51
Парад Победы: дань памяти и уважения к подвигу народа

09.05.2024 15:29
С Днём Победы, дорогие дальневосточники

09.05.2024 14:30
Хабаровчане с удовольствием едут в Китай и на дачи

09.05.2024 11:31
Попробуйте Хабаровский край на вкус на ВДНХ

09.05.2024 09:00
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с 79-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!

09.05.2024 09:00
Уважаемые ветераны! Дорогие земляки! От имени депутатов Законодательной Думы Хабаровского края поздравляю вас с Днём Великой Победы!

09.05.2024 09:00
Уважаемые участники Великой Отечественной войны, ветераны, труженики тыла, хабаровчане!

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент



08.05.2024 00:15
На Стене памяти - фотографии более полусотни героев
Каждый, кто идёт в эти дни в хабаровскую школу № 83, оказывается в настоящем мемориальном комплексе.

07.05.2024 07:10
В Хабаровском крае обсуждают новый муниципальный округ
Михаил Дегтярёв отметил, что краю есть кем и чем гордиться.