В Хабаровске «бомбилам» зажгли красный свет
20.06.2013
384
С момента вступления в силу закона о таксомоторных перевозках прошло уже больше двух лет. Однако нелегальных фирм в Хабаровске пока меньше не стало.
Чтобы пресечь деятельность «бомбил», вытесняющих с рынка зако- нопослушных таксистов, нужны комплексные меры. О том, как решить эту проблему и наступит ли в сфере такси наконец-то порядок, шла речь
на «круглом столе», проходившем в редакции «Тихоокеанской звезды»
В разговоре участвовали:
Евгений Галансков, зам. начальника главного контрольного управления правительства Хабаровского края;
Александр Коротков, и.о. начальника отдела контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси управления регионального государственного контроля и лицензирования главного контрольного управления правительства Хабаровского края;
Андрей Никонов, председатель некоммерческой организации «Дальневосточная Ассоциация Такси»;
Евгений Никитин, зам. начальника отдела технического надзора управления ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю.
- С 1 января этого года на главное контрольное управление правительства Хабаровского края возложена обязанность по контролю над деятельностью легальных таксистов. Его сотрудники стали выдавать разрешения на осуществление перевозок. Ситуация с легализацией бизнеса в этой сфере улучшилась?
Евгений Галансков: - Ситуация постепенно нормализуется. Учитывая, что в компетенцию главного контрольного управления не входит выявление и пресечение незаконной предпринимательской деятельности (это задача полиции), в марте этого года губернатором края было направлено обращение об активизации работы по пресечению деятельности нелегальных таксомоторных перевозчиков в адрес краевого УМВД. В результате проведенной работы со стороны органов внутренних дел количество желающих легализовать свой бизнес стало расти. Если за январь-март 2013 года выдано 156 разрешений, то за апрель-май - уже 293 и еще 83 подготовлено к выдаче. Всего сегодня действует 2046 разрешений.
Конечно, чтобы получить такое разрешение, нужно быть предпринимателем, либо индивидуальным, либо юридическим лицом. Сама процедура очень проста. Нужно предоставить минимум документов, установленных законом: заполненное заявление с копией паспорта заявителя, копией свидетельства о регистрации машины, а если машина не своя, то с копией доверенности или договора аренды. Вся информация есть на сайте правительства на страничке главного контрольного управления. Там же можно найти и образцы заявлений.
И по поводу оплаты. Мы проводили анализ по стоимости платежей за выдачу разрешений в субъектах России. В некоторых регионах она достигает трех тысяч рублей. У нас она невысокая - всего 531 рубль. Причем это разовый платеж. А разрешение выдается на 5 лет и действует по всей территории нашего края.
- А какие требования предъявляются к деятельности легальных таксистов?
Александр Коротков: - Здесь как раз и кроется опасность. Люди думают, что получив этот зелененький листочек, они становятся легальными таксистами и их никто не будет останавливать. Но это не так. Таксист должен соблюдать целый ряд требований. Он должен обеспечить техническое обслуживание машин, нанести цветографическую схему из контрастных квадратов, поставить оранжевый фонарь. Сам водитель должен проходить предрейсовый медицинский контроль, а машина - технический контроль перед сменой. Но это не так сложно выполнить. Мы помогаем, даем консультации, подсказываем.
Осуществляя плановые проверки предпринимателей, мы видим, что сейчас на рынке появился ряд легальных фирм, которые прочно заняли свое место в сфере пассажирских перевозок. Машины этих предприятий заметны на улицах Хабаровска своей фирменной раскраской, определенными моделями автомобилей, активной рекламой. Проверки, проведенные главным контрольным управлением в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, показывают, что руководство таких фирм ответственно относится к выполнению требований законодательства, предъявляемых к организации пассажирских перевозок.
Но органам местного самоуправления необходимо создавать и условия для работы такси, способствующие легализации перевозчиков. В первую очередь - это организация работы стоянок. Администрации ряда городов и районов края уже выделили 19 мест под стоянки, поставили соответствующие знаки. Однако следить за тем, кем и как они используются, некому.
- Легальные такси несут ответственность за качество своих услуг в отличие от частных извозчиков. На какие гарантии может рассчитывать клиент?
Евгений Галансков: - Ответственность за пассажира должен нести любой водитель, виновный в происшествии, а также предприятие, организовавшее перевозки. Легальный предприниматель отвечает по гражданскому законодательству, заключая публичный договор фрахтования. Соответственно, если услуги оказаны некачественно или не в срок, то можно обратиться с претензией к этой организации вплоть до судебных разбирательств. Если что-то случится, вы хотя бы знаете, к кому обратиться. Но законные перевозчики дорожат своим имиджем, стараются свести к минимуму все негативные моменты.
- А что может грозить пассажиру, севшему в машину к «нелегалу»?
Александр Коротков: - Если вы сядете в машину к неизвестному человеку, «бомбиле», с кого потом будете спрашивать за возможный ущерб или просто неудобства? Где будете искать забытые вещи или документы? Никто не знает, какие у водителя здоровье, опыт вождения, проверял ли он когда-нибудь тормоза и рулевое управление в своей машине. Вот вам бытовые примеры: забыл телефон, документы, сумку. И вы даже не знаете, где их искать. Диспетчеры нелегальных фирм не отвечают за перевозки, они даже не видели этого водителя.
К нам часто поступают жалобы на хамство нелегальных таксистов, на не приехавшую вовремя машину. И чаще всего, у пострадавших кроме номера телефона, взятого из почтового ящика или в газете бесплатных объявлений, ничего нет. Невозможно даже узнать, к кому обращаться с претензией.
Евгений Галансков: - У нас еще такой менталитет, что цена определяющая, а не здоровье и жизнь. Но сегодня я бы не сказал, что цена легального и нелегального перевозчика сильно разнится. Ну в 20-30%. Но если вы постоянный клиент, вам дадут дисконтную карту. Цена практически сравняется.
Главнее, чтобы люди понимали, что садясь в легальный автомобиль, они будут уверены, что он проходил технический осмотр, водитель трезв и не под действием наркотиков, а в случае чего - они смогут предъявить претензию за некачественно оказанную услугу. В другой автомобиль вы садитесь на свой страх и риск.
Андрей Никонов: - Сегодня «спросить» что-то с компании такси практически нереально. Компании и предприниматели стараются поддерживать свою марку, но в целом только единицы согласятся компенсировать ущерб, если что-то произойдет. Все спрятались за ширму «диспетчерская служба». Один из «сетевиков» в городе вывесил у себя на сайте текст, где красным жирным шрифтом написано «мы не несем никакой ответственности ни за что». Опоздали ли вы на самолет или поезд или еще что случилось - это ваша проблема. Мы ни за что отвечать не будем.
Бывшие «бомбилы», легализировавшие свой бизнес, рассказали мне случай, который с ними недавно произошел. Они стояли около ночного клуба. Подъехали две машины. Один водитель был пьяный, из салона его машины выкатилась бутылка, а у второго выпал инсулиновый шприц. Ребята не растерялись и вызвали сотрудников ДПС. Оказалось, были работниками двух сетевых компаний. Да, вызвавшие их клиенты поехали с легальными таксистами не за 120, а за 200 рублей. Но вопрос не в цене поездки, а в безопасности людей. Как можно ездить с этими «бомбилами»? Это я про тех людей, которые работают в сетевых компаниях. Именно там самый рассадник. Они призывают открытым текстом: мы можем и должны работать нелегально.
- Действительно, сетевые службы такси сегодня заполонили местный рынок…
- Распространение сетевых служб по всей Российской Федерации очень сильно ударяет по рынку такси. Можно сказать, что рынок такси находится в упадническом состоянии. Качество услуг оставляет желать лучшего.
Это сказывается на предпринимательском климате в целом. Многие диспетчеры сетевых компаний находятся не в нашем городе и даже не в нашем регионе. Заработанные на хабаровских жителях деньги, как и налоги, перетекают в другие города. Это затормаживает развитие малого предпринимательства.
Было бы правильно воспользоваться опытом Германии. Там работа в другом городе или регионе подобных сетевых компаний и предпринимателей осуществляется только с разрешения: если отвечаешь требованиям рынка, ценовой политике - то, пожалуйста, нет - значит, тебя здесь не должно быть.
- Понятно, контролем над легальными перевозчиками занимаются систематически. Почему же за незаконное предпринимательство «бомбил» так редко наказывают? И вообще идет ли работа в этом направлении?
Евгений Никитин: - Мы создали рабочую группу из сотрудников отдела административного законодательства и сотрудников ГИБДД и проводили «контрольные закупки». В апреле было пресечено 64 факта осуществления несанкционированных пассажирских перевозок легковым такси, составлено 163 протокола об административных правонарушениях, до решения суда изъято 46 транспортных средств. Машины ставились на арест-площадку на продолжительный срок. В результате у нарушителей закона «вставал» весь бизнес. Это была действенная мера. Граждане должны быть заинтересованы реально легализовать свою деятельность.
В законную силу вступили 12 наших постановлений, остальные решения обжалуются в судах - разбирательство либо приостановлено, либо вообще отказано. Наши сотрудники, потратив столько сил, наткнулись на такую стену.
Я не раз уже говорил, что закон недостаточно проработан в правовом отношении.
Андрей Никонов: - В других регионах выносятся положительные решения о том, чтобы наказать незаконного перевозчика. В Хабаровском крае мы столкнулись с большими трудностями. Сегодня проверки таксистов идут во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Москве. Там ряд общественных организаций создали целое объединение «Поймай нелегала». Мне понравилось, как организовали работу наши коллеги в Санкт-Петербурге. В их общественную организацию любой желающий может прийти и оказать помощь в поимке таксиста вне закона. В результате рынок такси у них очень сильно почистился.
Но мы благодарны правительству края, организовавшему работу, сотрудникам ГИБДД, которые провели такие массовые проверки.
Евгений Галансков: - Возникает парадоксальная ситуация. Вроде бы физическое лицо осуществляет более общественно опасное правонарушение: не платит налоги в бюджет, занимается перевозками без разрешения, но платит за это небольшой штраф. А тому, кто зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, но не получил разрешение, грозит конфискация транспортного средства. Поэтому и происходит переход легальных перевозчиков в тень.
Не хотел бы излишне драматизировать ситуацию с судебными решениями. В том, что решения обжалуются, нет ничего страшного, мы живём в правовом государстве, в котором существуют определённые механизмы разрешения споров. Решения судей, конечно, различные. Категория данных дел - новая, судебная практика в крае пока не сформировалась. Никто не собирается как-то повлиять на судейские решения, существует основополагающий принцип независимости судей. Вместе с тем, проведённый нами анализ судебной практики по аналогичным составам правонарушений в других регионах России показал, что суды других субъектов официально указывают мировым судьям на ошибочную практику в тех случаях, когда они усматривают состав административного правонарушения за незаконное занятие предпринимательской деятельностью без специального разрешения только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, исключая физических лиц.
Андрей Никонов: - Нужен ряд комплексных мер. Должны взаимодействовать практически все. И профессиональное сообщество, и сотрудники МВД, и ГИБДД, правительства, администрации. Тогда будет наводиться порядок. Но это не год и не два.
Легализовать рынок, который 20 лет находился в хаосе, не так просто. Требовать решения всех проблем за два-три года нереально. Когда закон вступил в силу, многие не знали, как применять это на практике. И сейчас мы спотыкаемся на его подводных камнях.
Многое нужно поменять в самом законодательстве. Так, сейчас Москва на уровне своего субъекта приняла предложение ввести желтый цвет машин. Есть желание ввести и единую цену. Многие в профессиональном сообществе против этого. На что повлияет единый цвет? Повысится качество услуг такси? Нет. У каждой компании есть свой стиль, бренд. Люди привыкли, что вот это такси работает по таксометру, а у этой компании своя фиксированная цена.
Если мы будем продолжать проводить постоянные проверки, которые были весной, то сможем организовать рынок легальных перевозчиков, а нелегалов возьмем под контроль. Так, в других регионах потребовалось где-то 10 месяцев, где-то полтора года, чтобы практически полностью уничтожить нелегалов.
Евгений Никитин: - Дело в том, что мы можем только останавливать водителя, но не имеем права составлять административные протоколы...
Андрей Никонов: - Кстати, когда проводились проверки, стали организовываться полулегальные компании, которые предлагали другим водителям за плату оформлять разрешения. Вместо 531 рубля их клиенты покупают бумагу за несколько тысяч. На этом деле и строят свой бизнес.
Евгений Галансков: - Действительно, последнее время несколько предпринимателей, не имея собственной технической базы, приходили и за плату оформляли на себя десятки разрешений, предъявляя копии договоров аренды автомобилей у граждан. Главное контрольное управление планирует провести проверку деятельности таких лиц. Если выяснится, что транспортные предприятия существуют лишь на бумаге, их создателей ждут крупные штрафы, а разрешения будут аннулированы. В данном случае в конечном итоге пострадает сам таксист, которому придётся повторно получать разрешение, но уже на своё имя.
Видимо, это правовой нигилизм людей. Не надо оплачивать деятельность каких-то посредников, которые наживаются на этом. Мы же открыты всегда и готовы помочь.
Хотел бы, чтобы Андрей Всеволодович сказал, готова ли ассоциация легальных таксистов оказать поддержку и помощь в организации бизнеса новичкам, которые начинают свою деятельность. Они привыкли видеть все из-за руля. И не зная, куда обратиться, идут к посредникам.
Андрей Никонов: - Вступить к нам в ассоциацию можно без всякой оплаты. Сейчас в нашу ассоциацию входят около 5 фирм в Комсомольске-на-Амуре, более 10 - по Хабаровску. Мы отстаиваем интересы предпринимателей. Нужна стоянка для такси? Идем договариваться. Есть другая проблема - помогаем решать. На нашем сайте и форуме есть полезная информация: как получить разрешение, куда позвонить. Приходите - мы всегда посоветуем.
Круглый стол вела
Дарья СОКЛАНОВА.
Спецтакси довезёт с ветерком
В нашем крае появится социальное такси, которое будет перевозить инвалидов.
Инвалидам с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата сложно передвигаться по краевым городам, считают в министерстве социальной защиты населения. Муниципальный транспорт не приспособлен для перевозки людей с ограниченными возможностями. Поэтому министерство откроет службы специализированного такси в четырех городах: Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске и Николаевске-на-Амуре.
Открытие этих отделений предполагается в структуре уже действующих центров социального обслуживания. Такси займется перевозкой инвалидов к социальным объектам в пределах муниципальных образований. Их список довольно широк: органы местного самуправления, учреждения здравоохранения и аптеки, железнодорожные вокзалы, аэропорты, почта и другие.
- Бесплатно эти услуги мы оказывать не будем, но цена поездки невысока, всего 30% от полной стоимости. Такси предусмотрено для инвалидов первой группы и второй по зрению, а также для детей-инвалидов, - говорит Тамара Повх, начальник отдела по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов министерства социальной защиты населения Хабаровского края.
Министерство закупит шесть машин. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре будут работать по две - микроавтобус и легковая, в Амурске и Николаевске-на-Амуре - только микроавтобус. Марка автомобилей - Ford.
- Микроавтобус стоит около 2 миллионов рублей, легковушка - миллион, - рассказывает Тамара Повх. - Министр принял решение о покупке столь дорогих машин, учитывая не лучшее качество дорог в районах края. Мы хотим, чтобы такси работало без технических проблем, поломок и ремонтов как можно дольше. Общие финансовые затраты проекта - 14 миллионов рублей без учета зарплаты сотрудникам.
- Комплектация микроавтобусов предусматривает подъемники специально для колясочников, платформы и ремни, закрепляющие людей в салоне, - говорит Светлана Яковенко, директор КГБУ «Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения». - Это большие, удобные машины. Легковушки будут просторны, скорее всего, мы закупим универсалы с просторным багажником, чтобы люди могли сложить назад костыли или ходунки.
В каждом городе министерство предусматривает ставку диспетчера, водителей по числу автомобилей и социального работника, который будет сопровождать инвалидов. Волонтеров привлекать никто не собирается, предупредили в минсоцзащиты, этой работой должны заниматься подготовленные специалисты. Служба такси откроется 1 сентября 2013 года.
Алексей ПЕТРУК.
Чтобы пресечь деятельность «бомбил», вытесняющих с рынка зако- нопослушных таксистов, нужны комплексные меры. О том, как решить эту проблему и наступит ли в сфере такси наконец-то порядок, шла речь
на «круглом столе», проходившем в редакции «Тихоокеанской звезды»
В разговоре участвовали:
Евгений Галансков, зам. начальника главного контрольного управления правительства Хабаровского края;
Александр Коротков, и.о. начальника отдела контроля за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси управления регионального государственного контроля и лицензирования главного контрольного управления правительства Хабаровского края;
Андрей Никонов, председатель некоммерческой организации «Дальневосточная Ассоциация Такси»;
Евгений Никитин, зам. начальника отдела технического надзора управления ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю.
- С 1 января этого года на главное контрольное управление правительства Хабаровского края возложена обязанность по контролю над деятельностью легальных таксистов. Его сотрудники стали выдавать разрешения на осуществление перевозок. Ситуация с легализацией бизнеса в этой сфере улучшилась?
Евгений Галансков: - Ситуация постепенно нормализуется. Учитывая, что в компетенцию главного контрольного управления не входит выявление и пресечение незаконной предпринимательской деятельности (это задача полиции), в марте этого года губернатором края было направлено обращение об активизации работы по пресечению деятельности нелегальных таксомоторных перевозчиков в адрес краевого УМВД. В результате проведенной работы со стороны органов внутренних дел количество желающих легализовать свой бизнес стало расти. Если за январь-март 2013 года выдано 156 разрешений, то за апрель-май - уже 293 и еще 83 подготовлено к выдаче. Всего сегодня действует 2046 разрешений.
Конечно, чтобы получить такое разрешение, нужно быть предпринимателем, либо индивидуальным, либо юридическим лицом. Сама процедура очень проста. Нужно предоставить минимум документов, установленных законом: заполненное заявление с копией паспорта заявителя, копией свидетельства о регистрации машины, а если машина не своя, то с копией доверенности или договора аренды. Вся информация есть на сайте правительства на страничке главного контрольного управления. Там же можно найти и образцы заявлений.
И по поводу оплаты. Мы проводили анализ по стоимости платежей за выдачу разрешений в субъектах России. В некоторых регионах она достигает трех тысяч рублей. У нас она невысокая - всего 531 рубль. Причем это разовый платеж. А разрешение выдается на 5 лет и действует по всей территории нашего края.
- А какие требования предъявляются к деятельности легальных таксистов?
Александр Коротков: - Здесь как раз и кроется опасность. Люди думают, что получив этот зелененький листочек, они становятся легальными таксистами и их никто не будет останавливать. Но это не так. Таксист должен соблюдать целый ряд требований. Он должен обеспечить техническое обслуживание машин, нанести цветографическую схему из контрастных квадратов, поставить оранжевый фонарь. Сам водитель должен проходить предрейсовый медицинский контроль, а машина - технический контроль перед сменой. Но это не так сложно выполнить. Мы помогаем, даем консультации, подсказываем.
Осуществляя плановые проверки предпринимателей, мы видим, что сейчас на рынке появился ряд легальных фирм, которые прочно заняли свое место в сфере пассажирских перевозок. Машины этих предприятий заметны на улицах Хабаровска своей фирменной раскраской, определенными моделями автомобилей, активной рекламой. Проверки, проведенные главным контрольным управлением в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, показывают, что руководство таких фирм ответственно относится к выполнению требований законодательства, предъявляемых к организации пассажирских перевозок.
Но органам местного самоуправления необходимо создавать и условия для работы такси, способствующие легализации перевозчиков. В первую очередь - это организация работы стоянок. Администрации ряда городов и районов края уже выделили 19 мест под стоянки, поставили соответствующие знаки. Однако следить за тем, кем и как они используются, некому.
- Легальные такси несут ответственность за качество своих услуг в отличие от частных извозчиков. На какие гарантии может рассчитывать клиент?
Евгений Галансков: - Ответственность за пассажира должен нести любой водитель, виновный в происшествии, а также предприятие, организовавшее перевозки. Легальный предприниматель отвечает по гражданскому законодательству, заключая публичный договор фрахтования. Соответственно, если услуги оказаны некачественно или не в срок, то можно обратиться с претензией к этой организации вплоть до судебных разбирательств. Если что-то случится, вы хотя бы знаете, к кому обратиться. Но законные перевозчики дорожат своим имиджем, стараются свести к минимуму все негативные моменты.
- А что может грозить пассажиру, севшему в машину к «нелегалу»?
Александр Коротков: - Если вы сядете в машину к неизвестному человеку, «бомбиле», с кого потом будете спрашивать за возможный ущерб или просто неудобства? Где будете искать забытые вещи или документы? Никто не знает, какие у водителя здоровье, опыт вождения, проверял ли он когда-нибудь тормоза и рулевое управление в своей машине. Вот вам бытовые примеры: забыл телефон, документы, сумку. И вы даже не знаете, где их искать. Диспетчеры нелегальных фирм не отвечают за перевозки, они даже не видели этого водителя.
К нам часто поступают жалобы на хамство нелегальных таксистов, на не приехавшую вовремя машину. И чаще всего, у пострадавших кроме номера телефона, взятого из почтового ящика или в газете бесплатных объявлений, ничего нет. Невозможно даже узнать, к кому обращаться с претензией.
Евгений Галансков: - У нас еще такой менталитет, что цена определяющая, а не здоровье и жизнь. Но сегодня я бы не сказал, что цена легального и нелегального перевозчика сильно разнится. Ну в 20-30%. Но если вы постоянный клиент, вам дадут дисконтную карту. Цена практически сравняется.
Главнее, чтобы люди понимали, что садясь в легальный автомобиль, они будут уверены, что он проходил технический осмотр, водитель трезв и не под действием наркотиков, а в случае чего - они смогут предъявить претензию за некачественно оказанную услугу. В другой автомобиль вы садитесь на свой страх и риск.
Андрей Никонов: - Сегодня «спросить» что-то с компании такси практически нереально. Компании и предприниматели стараются поддерживать свою марку, но в целом только единицы согласятся компенсировать ущерб, если что-то произойдет. Все спрятались за ширму «диспетчерская служба». Один из «сетевиков» в городе вывесил у себя на сайте текст, где красным жирным шрифтом написано «мы не несем никакой ответственности ни за что». Опоздали ли вы на самолет или поезд или еще что случилось - это ваша проблема. Мы ни за что отвечать не будем.
Бывшие «бомбилы», легализировавшие свой бизнес, рассказали мне случай, который с ними недавно произошел. Они стояли около ночного клуба. Подъехали две машины. Один водитель был пьяный, из салона его машины выкатилась бутылка, а у второго выпал инсулиновый шприц. Ребята не растерялись и вызвали сотрудников ДПС. Оказалось, были работниками двух сетевых компаний. Да, вызвавшие их клиенты поехали с легальными таксистами не за 120, а за 200 рублей. Но вопрос не в цене поездки, а в безопасности людей. Как можно ездить с этими «бомбилами»? Это я про тех людей, которые работают в сетевых компаниях. Именно там самый рассадник. Они призывают открытым текстом: мы можем и должны работать нелегально.
- Действительно, сетевые службы такси сегодня заполонили местный рынок…
- Распространение сетевых служб по всей Российской Федерации очень сильно ударяет по рынку такси. Можно сказать, что рынок такси находится в упадническом состоянии. Качество услуг оставляет желать лучшего.
Это сказывается на предпринимательском климате в целом. Многие диспетчеры сетевых компаний находятся не в нашем городе и даже не в нашем регионе. Заработанные на хабаровских жителях деньги, как и налоги, перетекают в другие города. Это затормаживает развитие малого предпринимательства.
Было бы правильно воспользоваться опытом Германии. Там работа в другом городе или регионе подобных сетевых компаний и предпринимателей осуществляется только с разрешения: если отвечаешь требованиям рынка, ценовой политике - то, пожалуйста, нет - значит, тебя здесь не должно быть.
- Понятно, контролем над легальными перевозчиками занимаются систематически. Почему же за незаконное предпринимательство «бомбил» так редко наказывают? И вообще идет ли работа в этом направлении?
Евгений Никитин: - Мы создали рабочую группу из сотрудников отдела административного законодательства и сотрудников ГИБДД и проводили «контрольные закупки». В апреле было пресечено 64 факта осуществления несанкционированных пассажирских перевозок легковым такси, составлено 163 протокола об административных правонарушениях, до решения суда изъято 46 транспортных средств. Машины ставились на арест-площадку на продолжительный срок. В результате у нарушителей закона «вставал» весь бизнес. Это была действенная мера. Граждане должны быть заинтересованы реально легализовать свою деятельность.
В законную силу вступили 12 наших постановлений, остальные решения обжалуются в судах - разбирательство либо приостановлено, либо вообще отказано. Наши сотрудники, потратив столько сил, наткнулись на такую стену.
Я не раз уже говорил, что закон недостаточно проработан в правовом отношении.
Андрей Никонов: - В других регионах выносятся положительные решения о том, чтобы наказать незаконного перевозчика. В Хабаровском крае мы столкнулись с большими трудностями. Сегодня проверки таксистов идут во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Москве. Там ряд общественных организаций создали целое объединение «Поймай нелегала». Мне понравилось, как организовали работу наши коллеги в Санкт-Петербурге. В их общественную организацию любой желающий может прийти и оказать помощь в поимке таксиста вне закона. В результате рынок такси у них очень сильно почистился.
Но мы благодарны правительству края, организовавшему работу, сотрудникам ГИБДД, которые провели такие массовые проверки.
Евгений Галансков: - Возникает парадоксальная ситуация. Вроде бы физическое лицо осуществляет более общественно опасное правонарушение: не платит налоги в бюджет, занимается перевозками без разрешения, но платит за это небольшой штраф. А тому, кто зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, но не получил разрешение, грозит конфискация транспортного средства. Поэтому и происходит переход легальных перевозчиков в тень.
Не хотел бы излишне драматизировать ситуацию с судебными решениями. В том, что решения обжалуются, нет ничего страшного, мы живём в правовом государстве, в котором существуют определённые механизмы разрешения споров. Решения судей, конечно, различные. Категория данных дел - новая, судебная практика в крае пока не сформировалась. Никто не собирается как-то повлиять на судейские решения, существует основополагающий принцип независимости судей. Вместе с тем, проведённый нами анализ судебной практики по аналогичным составам правонарушений в других регионах России показал, что суды других субъектов официально указывают мировым судьям на ошибочную практику в тех случаях, когда они усматривают состав административного правонарушения за незаконное занятие предпринимательской деятельностью без специального разрешения только для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, исключая физических лиц.
Андрей Никонов: - Нужен ряд комплексных мер. Должны взаимодействовать практически все. И профессиональное сообщество, и сотрудники МВД, и ГИБДД, правительства, администрации. Тогда будет наводиться порядок. Но это не год и не два.
Легализовать рынок, который 20 лет находился в хаосе, не так просто. Требовать решения всех проблем за два-три года нереально. Когда закон вступил в силу, многие не знали, как применять это на практике. И сейчас мы спотыкаемся на его подводных камнях.
Многое нужно поменять в самом законодательстве. Так, сейчас Москва на уровне своего субъекта приняла предложение ввести желтый цвет машин. Есть желание ввести и единую цену. Многие в профессиональном сообществе против этого. На что повлияет единый цвет? Повысится качество услуг такси? Нет. У каждой компании есть свой стиль, бренд. Люди привыкли, что вот это такси работает по таксометру, а у этой компании своя фиксированная цена.
Если мы будем продолжать проводить постоянные проверки, которые были весной, то сможем организовать рынок легальных перевозчиков, а нелегалов возьмем под контроль. Так, в других регионах потребовалось где-то 10 месяцев, где-то полтора года, чтобы практически полностью уничтожить нелегалов.
Евгений Никитин: - Дело в том, что мы можем только останавливать водителя, но не имеем права составлять административные протоколы...
Андрей Никонов: - Кстати, когда проводились проверки, стали организовываться полулегальные компании, которые предлагали другим водителям за плату оформлять разрешения. Вместо 531 рубля их клиенты покупают бумагу за несколько тысяч. На этом деле и строят свой бизнес.
Евгений Галансков: - Действительно, последнее время несколько предпринимателей, не имея собственной технической базы, приходили и за плату оформляли на себя десятки разрешений, предъявляя копии договоров аренды автомобилей у граждан. Главное контрольное управление планирует провести проверку деятельности таких лиц. Если выяснится, что транспортные предприятия существуют лишь на бумаге, их создателей ждут крупные штрафы, а разрешения будут аннулированы. В данном случае в конечном итоге пострадает сам таксист, которому придётся повторно получать разрешение, но уже на своё имя.
Видимо, это правовой нигилизм людей. Не надо оплачивать деятельность каких-то посредников, которые наживаются на этом. Мы же открыты всегда и готовы помочь.
Хотел бы, чтобы Андрей Всеволодович сказал, готова ли ассоциация легальных таксистов оказать поддержку и помощь в организации бизнеса новичкам, которые начинают свою деятельность. Они привыкли видеть все из-за руля. И не зная, куда обратиться, идут к посредникам.
Андрей Никонов: - Вступить к нам в ассоциацию можно без всякой оплаты. Сейчас в нашу ассоциацию входят около 5 фирм в Комсомольске-на-Амуре, более 10 - по Хабаровску. Мы отстаиваем интересы предпринимателей. Нужна стоянка для такси? Идем договариваться. Есть другая проблема - помогаем решать. На нашем сайте и форуме есть полезная информация: как получить разрешение, куда позвонить. Приходите - мы всегда посоветуем.
Круглый стол вела
Дарья СОКЛАНОВА.
Спецтакси довезёт с ветерком
В нашем крае появится социальное такси, которое будет перевозить инвалидов.
Инвалидам с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата сложно передвигаться по краевым городам, считают в министерстве социальной защиты населения. Муниципальный транспорт не приспособлен для перевозки людей с ограниченными возможностями. Поэтому министерство откроет службы специализированного такси в четырех городах: Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске и Николаевске-на-Амуре.
Открытие этих отделений предполагается в структуре уже действующих центров социального обслуживания. Такси займется перевозкой инвалидов к социальным объектам в пределах муниципальных образований. Их список довольно широк: органы местного самуправления, учреждения здравоохранения и аптеки, железнодорожные вокзалы, аэропорты, почта и другие.
- Бесплатно эти услуги мы оказывать не будем, но цена поездки невысока, всего 30% от полной стоимости. Такси предусмотрено для инвалидов первой группы и второй по зрению, а также для детей-инвалидов, - говорит Тамара Повх, начальник отдела по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов министерства социальной защиты населения Хабаровского края.
Министерство закупит шесть машин. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре будут работать по две - микроавтобус и легковая, в Амурске и Николаевске-на-Амуре - только микроавтобус. Марка автомобилей - Ford.
- Микроавтобус стоит около 2 миллионов рублей, легковушка - миллион, - рассказывает Тамара Повх. - Министр принял решение о покупке столь дорогих машин, учитывая не лучшее качество дорог в районах края. Мы хотим, чтобы такси работало без технических проблем, поломок и ремонтов как можно дольше. Общие финансовые затраты проекта - 14 миллионов рублей без учета зарплаты сотрудникам.
- Комплектация микроавтобусов предусматривает подъемники специально для колясочников, платформы и ремни, закрепляющие людей в салоне, - говорит Светлана Яковенко, директор КГБУ «Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения». - Это большие, удобные машины. Легковушки будут просторны, скорее всего, мы закупим универсалы с просторным багажником, чтобы люди могли сложить назад костыли или ходунки.
В каждом городе министерство предусматривает ставку диспетчера, водителей по числу автомобилей и социального работника, который будет сопровождать инвалидов. Волонтеров привлекать никто не собирается, предупредили в минсоцзащиты, этой работой должны заниматься подготовленные специалисты. Служба такси откроется 1 сентября 2013 года.
Алексей ПЕТРУК.