В Охотске продают золотой песок
поиск
10 июля 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В Охотске продают золотой песок

11.11.2013
Просмотры
406
Лишь в течение трех-четырех месяцев жители трех  самых северных районов края: Охотского, Аяно-Майского и Тугуро-Чумиканского - покупают муку, сахар, сухое молоко, детское питание и яблоки по доступным ценам. Доставка этих продуктов второй год  субсидируется из краевого бюджета. В оставшееся время  северяне вынуждены приобретать все это  по рыночным, то есть привычно высоким  ценам.  Такие данные привела  заместитель председателя контрольно-счетной палаты Законодательной думы Галина Гребенюк на заседании комитета по социально-экономическому развитию края.

Размер субсидии на транспортные расходы в прошлом году был определен в восемнадцать  тысяч рублей за тонну груза, в нынешнем - в двадцать одну. Как это влияет на конечную цену продуктов?

К примеру, в октябре в Охотском районе килограмм муки в среднем стоил 50 рублей,  у предпринимателей же, которые получили субсидию, - 31,5 рубля;  сахар соответственно - 60 рублей и 48,3 рубля.

В Аяно-Майском районе мука  в среднем стоит 53 рубля, сахар - 65 рублей за килограмм. Какой будет льготная цена, пока не ясно, предприниматели еще не подали  заявки на помощь.  

Субсидии на  доставку продуктов в районы с ограниченными сроками завоза грузов в 2012 году предоставлены двенадцати юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям из 44 подавших заявку. То есть лишь четырнадцать процентов предпринимателей воспользовались этим правом.  

Причина - нет документов, подтверждающих оплату транспортных расходов. И как следствие, расходы краевого бюджета на субсидирование  транспортных расходов  по доставке  продуктов в прошлом году составили  лишь половину от утвержденных  бюджетных ассигнований.
Возможно, год назад  владельцы магазинов  не были осведомлены о том, что краевой бюджет помогает им завозить эти продукты в их отдаленные районы.

Теперь  об этом знают все, правительство проводило специальные семинары с предпринимателями.

Но, увы, в  2013 году ситуация принципиально не изменилась.  По данным министерства сельского хозяйства, на 20 октября заявки подали 32 претендента, прошли отбор 21, получили субсидии три.

Бюджетные ассигнования на возмещение транспортных расходов, предусмотренных на нынешний год,  явно не будут освоены полностью, деньги остались.  На эти цели предусмотрено больше тридцати миллионов рублей.  А жаль,  муку, сахар и  сухое молоко предприниматели самолетом явно не повезут, а вот яблоки к Новому году - наверняка. И хорошо, если бы они были по приемлемой цене.

По данным контрольно-счет­ной палаты,  расчетная потребность в продовольственных  товарах первой необходимости в 2012 году была определена в  937 тонн, в 2013 - в 1063 тонны. Кто это определяет? Местные администрации. Почему именно столько? Оказывается, это количество не укладывается в нормативы питания, определенные потребительской корзиной и прожиточным минимумом,  они  меньше  в два раза. Выходит,  планируемый объем к завозу продуктов по субсидированию доставки не сможет обеспечить потребность населения в этих продуктах. И при этом завезли их в прошлую навигацию в два раза меньше.

Явный недобор наблюдается и в нынешнем.

Почему, в сущности, хороший закон не работает?  

Предприниматели не очень охотно идут за субсидией, потому что это связано  со строгой отчетностью. Они находят свои пути, чтобы  организовать доставку продуктов.

В Охотске стараются вести свой груз  как сопутствующий с каким-то другим, предпринимателю это выгодно. Но он не может отчитаться перед бюджетом за такую доставку. И потом, он убежден, что сахар и по 70 рублей у него купят - куда денутся. Раньше северный завоз оплачивало государство, но тогда были госпоставки на госпредприятия. Теперь в торговле  исключительно частная инициатива. Нет  единой транспортной компании, которая бы занималась доставкой продуктов и могла бы получать такие субсидии.

Понятно, что у депутатов возникло много вопросов. Почему  выбраны всего три района?  На самом деле, северных районов с ограниченными сроками доставки грузов в крае гораздо больше, есть и труднодоступные местности.  Не пора ли расширить  этот перечень? Депутат Евгений Николаев  сказал, что хотел бы видеть в числе таких  районов и свой родной, Николаевский, и соседний Ульчский.  Да, в  другие северные районы есть дороги, но они не столь хороши, чтобы по ним можно было в течение всего года завозить продукты.

Предложения звучали разные. Может быть,  передать эти деньги муниципальным районам, чтобы  главы осуществляли контроль за доставкой продуктов в их районы и  почувствовали, наконец,  свою ответственность за то, насколько обеспечены люди  продуктами первой необходимости.

Опять же, возможно, тогда  субсидия будет предоставляться оперативнее и предпринимателю не придется ждать месяц. А всем им нужны оборотные средства. И очевидно, стоит продумать порядок, при котором владельцы магазинов  могли бы воспользоваться субсидией в течение всего года. Словом, закон стоит серьезно доработать, пришли к выводу депутаты. Чтобы северяне почувствовали, наконец,  заботу о себе  и своих детях.

Елена Ищенко.