Все дороги ведут к человеку
01.12.2011
1107

Все дороги в Хабаровске начинаются с нулевого километра
Насколько изменилась автодорожная сеть Хабаровского края за последнее десятилетие, лучше всего знают, конечно, автомобилисты, сами дорожные строители, а также жители целого ряда населенных пунктов, которые прежде имели возможность добраться до больших городов лишь по воздуху или по реке, то есть только в ограниченное время года, а сегодня передвигаются, как все, автобусом, личным автомобилем.
Вместо лесовозных дорог, зимников легли десятки километров современного дорожного полотна с асфальтобетонным или иным «нормативным» покрытием. На месте жуткого серпантина пробиты оптимальные прямые участки. Деревянные шаткие мосты через реки и прочие водные преграды заменены на прочные бетонные мосты с применением современных конструкций. Крупные города получают объездные дороги, развязки. Знаменитый мост, изображённый на пятитысячной купюре, соединил берега Амура и значительно повысил качество жизни не только края, но и всего Дальневосточного региона. Не говоря уже об экономическом эффекте.
- В результате доля современных «нормативных» дорог регионального значения выросла и приближается сегодня уже к половине всей существующей сети, - комментирует заместитель министра промышленности и транспорта правительства Хабаровского края Павел Мысин.
Если точно, всего существующая сеть региональных автомобильных дорог общего пользования Хабаровского края составляет 3916 км. С асфальтобетонным и усовершенствованным покрытием - 1498,3 км. С гравийно-щебеночным и грунтовым - 2139,6 км. Автозимники круглогодичного и сезонного действия - всего 278,1 км.
Вся эта масштабная работа в крае ведётся, главным образом, в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Основные «программные» ресурсы концентрируются на строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающих связь федеральных автомобильных дорог с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики. Эти трассы у всех на слуху: дорога Хабаровск - Лидога - Ванино, дорога Селихино - Николаевск-на-Амуре, дорога Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын. В последнее время в программу попали ещё два немаловажных объекта - это мост через протоку Уссурийская на Большой Уссурийский остров и дорога Аян - Нелькан - Югорёнок.
Все эти трассы выбирали, конечно, не в Москве. Их необходимость обосновывала местная власть, главным образом, конечно, во благо дальневосточникам, но и с экономическим эффектом для всей страны.
- Взять хотя бы строящуюся автомобильную дорогу Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре, - рассказывает Павел Евгеньевич. - С одной стороны она является составной частью евроазиатского международного транспортного коридора Транссиб и имеет большое стратегическое и экономическое значение, связывает районы Хабаровского края между собой, обеспечивает транспортный выход юга и востока края на федеральные автомобильные дороги «Амур» (Чита - Хабаровск) и «Уссури» (Хабаровск - Владивосток). Особую значимость эта трасса имеет в реализации проекта развития Советско-Гаванского транспортного узла: автомобильное сообщение между Хабаровском и портами международного значения Ванино и Советская Гавань позволит значительно заместить недостающие пропускные и провозные мощности железной дороги на участке Комсомольск - Ванино.
С другой стороны, понятно, что жители всех населённых пунктов, которые уже вошли в этот проект, получили качественно новую жизнь. Сегодня уже не подтапливается участок дороги вдоль реки Анюй, и движение на трассе из-за этого не останавливается. Серьёзно улучшилась в результате реконструкции дороги и экологическая ситуация.
- Это был наиболее сложный участок строительства, - говорит директор КГУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» Захар Грузнов. - Он имеет очень жёсткие экологические требования, поскольку проходит в заповедной зоне. При его реконструкции впервые была сооружена очистная система поверхностных вод, дабы «дорожная» вода не попала в реку Анюй. Были применены новые технологии для укрепления откосов дороги.
Да и в целом трассу простой не назовёшь. Она пересекает несколько перевальных участков, требует огромного объёма буровзрывных работ. Дорога прокладывается поверх массы поперечных мелких речек, ручьёв и иных водных преград, которые не должны в период паводка затруднять движение. Поэтому при строительстве было смонтировано большое число современных водопропускных конструкций и сооружений - мостов арочного типа с применением металлических гофрированных труб.
Эта дорога «построена» уже более чем наполовину. Кавычки - поскольку идёт строительство не на пустом месте. До 1997 года автомобильная дорога Лидога - Ванино являлась отдельными участками лесовозных дорог со стороны поселков Лидога и Ванино. В 1997 году было начато строительство автодороги по параметрам автозимника с продлённым сроком эксплуатации. В ноябре 1998 г. был открыт сквозной проезд автотранспорта. К строительству современной автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием приступили в 1999 году. Протяжённость трассы составляет 329 км.
В рамках федеральной целевой программы за 2008-2010 годы на реализацию проекта направлено 3,6 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 2,9 миллиарда, из краевого бюджета - 740 миллионов рублей. Это позволило ввести 44,4 км автодороги с усовершенствованным типом покрытия. Всего же с начала строительства введено в эксплуатацию 196 км с асфальтобетонным покрытием и 31 мост капитального типа общей протяжённостью 1 818 погонных метров.
Несмотря на финансовые трудности, строительство автодороги Лидога - Ванино в этом году продолжается. На неё предусмотрено 544,4 млн. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 400,0 млн. рублей, краевого - 144,4 млн. рублей.
Кризис пошатнул финансирование. Поэтому полностью в асфальтобетоне трасса будет готова не в 2013 году, как планировалось, а немного позже. Возможно, к концу 2014 года.
Второй объект в федеральной целевой программе - автомобильная дорога Селихино - Николаевск-на-Амуре. Попал в программу, поскольку реконструкция этого дорожного объекта будет серьёзно способствовать социально-экономическому развитию отдалённых северных районов Хабаровского края. В современном виде эта автодорога обеспечит постоянную круглогодичную связь Комсомольского, Ульчского и Николаевского муниципальных районов с краевым центром. А также связь с международными портами Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре.
Реконструкция этой 600-километровой дороги, изначально проложенной лесозаготовителями, по современным требованиям началась в 2001 году. В рамках реализации федеральной целевой программы за 2008-2010 годы на объект направлено 2,3 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 1,2 миллиарда, из краевого бюджета - 1,1 миллиарда рублей. Это позволило ввести 64,7 километра автодороги. Ввод по программе 2011 года на этой трассе составит 17,5 км.
- Цифра, казалось бы, небольшая, но эффект от этих километров огромный, - говорит Захар Грузнов. - Именно на этой дороге шло спрямление участков. Скажем, участка от Решающего до Де-Кастри. Это позволило не только повысить безопасность дороги, но и сократить её протяжённость на 30 километров. Сейчас идёт спрямление участка Ягодный - Циммермановка. Это позволит обойти самый сложный участок пути - Перевальный и таким образом открыть автобусное движение до Циммермановки. А также повысить скорость движения транспорта. Порядка 50 километров с асфальтобетонным покрытием было введено на участке Де-Кастри - Богородское. Таким образом, местное население получило выход на центр Ульчского района, где есть и аэропорт. Строить эту трассу, пожалуй, особенно сложно, поскольку по ходу её отсутствуют хорошие карьеры.
Строительство автодороги Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын в программе тоже не случайно. Она обеспечит выход Верхнебуреинского района с населением более 33 тысяч человек, проживающего вдоль Байкало-Амурской магистрали, а также центры Солнечного и им. Полины Осипенко районов на общую сеть дорог края, создаст дополнительный импульс лесной, деревообрабатывающей промышленности, которая развита здесь, благоприятным образом отразится на социально-экономических условиях жизни для основной части местного населения.
Эта дорога протяжённостью 502,9 километра является частью бывшей технологической дороги, служившей для строительства Байкало-Амурской магистрали. Она имеет большое количество опасных поворотов, проезжая часть находится в тяжёлом состоянии, а во многих местах непроезжаема в летнее время.
В божеский вид дорогу начали приводить с 2007 года. В рамках реализации федеральной целевой программы в период 2008-2010 годы на этот объект направлен миллиард рублей, в том числе из федерального бюджета - 670 миллионов рублей, из краевого бюджета - 320 миллионов рублей. Это позволило ввести 14,4 км автодороги и мостовой переход через серьёзную водную преграду - реку Амгунь, протяжённостью 328 метров. В результате автозимник из Чегдомына в сторону Берёзового и далее Комсомольска, Хабаровска стал безопасным и быстропроходимым. Ранее, пока не было моста, машины шли по льду реки. Лёд приходилось намораживать для обеспечения безопасности.
В нынешнем году по объекту предусмотрено финансирование в объёме 99 миллионов рублей, что позволит ввести в эксплуатацию 11,3 км автодороги.
- Участок дороги от моста через Амгунь до Чегдомына очень сложный, - говорит директор КГУ «Хабаровскуправтодор» Захар Грузнов. - Он проходит по местности с островной вечной мерзлотой, пересекает большие сложные водотоки. Так что строительным и проектным организациям нужно будет приложить серьёзные усилия для исполнения этой работы и, конечно, задействовать современные технологии.
Три дороги, о которых мы рассказали, настолько важны, что в кризисные 2009 - 2010 годы, дабы не ронять темпы строительства этих важнейших объектов дорожной инфраструктуры, правительством Хабаровского края было принято решение о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета в размере 978 миллионов рублей.
Сугубо для людей в Хабаровском крае ведётся строительство автодороги Селихино - Уктур-Кенай - Ванино. Она должна соединить сразу 12 сельских населённых пунктов. Финансируется проект в рамках Федеральной целевой программы развития транспортной системы России (2010 - 2015 годы) по развитию сельских автодорог. За 2009 - 2011 годы на реализацию этого проекта привлечено 223,2 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета - 74,7 миллиона, из краевого бюджета - 148,5 миллиона рублей. Это позволило ввести в эксплуатацию 22 километра дороги. В этом году к автомобильному сообщению подключается Уктур, на следующий год уже Кенай. Будет возможность открыть туда автобусное сообщение. По инициативе правительства края разрабатывается проект продолжения этой трассы до посёлка Монгохто.
В последние годы началась работа по подготовке проектной документации к строительству ещё одной автомобильной дороги: Аян - Нелькан - Югоренок (граница Республики Саха (Якутия), которая включена в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года. Основной задачей участка автомобильной дороги Аян - Нелькан является обеспечение топливом и продуктами питания посёлка Нелькан и баз старателей. Сегодня поселок Аян, административный центр Аяно-Майского района, с внешним миром связан воздушным транспортом. В летнее время в Аян можно добраться с помощью морского транспорта. Для обеспечения проезда между Аяном и Нельканом в настоящее время построено 176 км автомобильной дороги. В дальнейшем необходимо построить обход хребта Джугджур протяженностью 55 км.
Строительство сквозного автодорожного проезда от морского порта Аян до села Югоренок позволит обеспечить открытие Северного транспортного коридора.
Ещё один проект, который имеет огромное значение для экономики края и в то же время для населения Большого Уссурийского острова, - это строительство капитального моста через протоку Амурскую.
В соответствии с поручением президента РФ Дмитрия Медведева в нынешнем году открыто финансирование этого объекта из федерального бюджета, выделен и бюджетный кредит. Ещё 30 миллионов рублей будет направлено из краевого бюджета. Как известно, начало строительству уже положено. Ожидается, что в ближайшие два года финансирование моста будет существенным.
Со следующего года планируется реконструкция федеральной трассы М-60 «Уссури» (Х-В) на участке 12 - 36 километр. Сегодня строится новый участок этой трассы в обход города Бикина. В Приморье уже сделан обход Уссурийска. По требованиям технического регламента, дороги такой категории не должны проходить по населённым пунктам в целях безопасности движения. Там будет дорога первой категории, четырёхполосная.
Конечно, строятся в крае не только региональные дороги. Небольшой участок был введён в 1999 году в рамках строительства трассы Чита - Хабаровск. Он представлен знаменитым автодорожным мостом через Амур с автодорожными подходами общей протяжённостью 5,5 километра. В 2001 году была построена транспортная развязка Ленинградская - Карла Маркса в Хабаровске (более 300 миллионов рублей), тогда же, в 2001 году, была проведена реконструкция проспекта 60-летия Октября, сооружён подземный переход на улице Павленко в краевом центре, несколько километров дороги, соединяющей Амурский мост с Комсомольской трассой. В 2002 году была сооружена самая дорогая транспортная развязка - через проспект 60-летия Октября. Она обошлась примерно в миллиард рублей.
Порядка 700 километров региональных дорог в середине десятилетия стали муниципальными (поменяли свой региональный статус на муниципальный по 131 закону). И сегодня мы видим, как муниципалитеты в меру сил тоже строят и реконструируют городские и поселковые дороги. Особенно это заметно в краевом центре и Комсомольске-на-Амуре. Край с 2009 года оказывает из своего бюджета помощь муниципалитетам в решении наиболее важных «дорожных» вопросов, восстановлении разрушенных мостов на условиях софинансирования. В этой программе участвует половина районов края.
Большая работа идёт также по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Отвечает за неё с 2001 года «Хабаровское управление автомобильных дорог». Причём если раньше эти работы финансировались по остаточному принципу, то теперь принято решение правительства РФ о создании системы целевых дорожных фондов. И дела должны пойти лучше. Одновременно больше средств пойдёт и на строительство дорог.
В 2012 году расходы на ремонт и содержание региональных дорог должны составить более миллиарда рублей.
Вместо лесовозных дорог, зимников легли десятки километров современного дорожного полотна с асфальтобетонным или иным «нормативным» покрытием. На месте жуткого серпантина пробиты оптимальные прямые участки. Деревянные шаткие мосты через реки и прочие водные преграды заменены на прочные бетонные мосты с применением современных конструкций. Крупные города получают объездные дороги, развязки. Знаменитый мост, изображённый на пятитысячной купюре, соединил берега Амура и значительно повысил качество жизни не только края, но и всего Дальневосточного региона. Не говоря уже об экономическом эффекте.
- В результате доля современных «нормативных» дорог регионального значения выросла и приближается сегодня уже к половине всей существующей сети, - комментирует заместитель министра промышленности и транспорта правительства Хабаровского края Павел Мысин.
Если точно, всего существующая сеть региональных автомобильных дорог общего пользования Хабаровского края составляет 3916 км. С асфальтобетонным и усовершенствованным покрытием - 1498,3 км. С гравийно-щебеночным и грунтовым - 2139,6 км. Автозимники круглогодичного и сезонного действия - всего 278,1 км.
Вся эта масштабная работа в крае ведётся, главным образом, в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Основные «программные» ресурсы концентрируются на строительстве и реконструкции автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающих связь федеральных автомобильных дорог с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики. Эти трассы у всех на слуху: дорога Хабаровск - Лидога - Ванино, дорога Селихино - Николаевск-на-Амуре, дорога Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын. В последнее время в программу попали ещё два немаловажных объекта - это мост через протоку Уссурийская на Большой Уссурийский остров и дорога Аян - Нелькан - Югорёнок.
Все эти трассы выбирали, конечно, не в Москве. Их необходимость обосновывала местная власть, главным образом, конечно, во благо дальневосточникам, но и с экономическим эффектом для всей страны.
- Взять хотя бы строящуюся автомобильную дорогу Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре, - рассказывает Павел Евгеньевич. - С одной стороны она является составной частью евроазиатского международного транспортного коридора Транссиб и имеет большое стратегическое и экономическое значение, связывает районы Хабаровского края между собой, обеспечивает транспортный выход юга и востока края на федеральные автомобильные дороги «Амур» (Чита - Хабаровск) и «Уссури» (Хабаровск - Владивосток). Особую значимость эта трасса имеет в реализации проекта развития Советско-Гаванского транспортного узла: автомобильное сообщение между Хабаровском и портами международного значения Ванино и Советская Гавань позволит значительно заместить недостающие пропускные и провозные мощности железной дороги на участке Комсомольск - Ванино.
С другой стороны, понятно, что жители всех населённых пунктов, которые уже вошли в этот проект, получили качественно новую жизнь. Сегодня уже не подтапливается участок дороги вдоль реки Анюй, и движение на трассе из-за этого не останавливается. Серьёзно улучшилась в результате реконструкции дороги и экологическая ситуация.
- Это был наиболее сложный участок строительства, - говорит директор КГУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» Захар Грузнов. - Он имеет очень жёсткие экологические требования, поскольку проходит в заповедной зоне. При его реконструкции впервые была сооружена очистная система поверхностных вод, дабы «дорожная» вода не попала в реку Анюй. Были применены новые технологии для укрепления откосов дороги.
Да и в целом трассу простой не назовёшь. Она пересекает несколько перевальных участков, требует огромного объёма буровзрывных работ. Дорога прокладывается поверх массы поперечных мелких речек, ручьёв и иных водных преград, которые не должны в период паводка затруднять движение. Поэтому при строительстве было смонтировано большое число современных водопропускных конструкций и сооружений - мостов арочного типа с применением металлических гофрированных труб.
Эта дорога «построена» уже более чем наполовину. Кавычки - поскольку идёт строительство не на пустом месте. До 1997 года автомобильная дорога Лидога - Ванино являлась отдельными участками лесовозных дорог со стороны поселков Лидога и Ванино. В 1997 году было начато строительство автодороги по параметрам автозимника с продлённым сроком эксплуатации. В ноябре 1998 г. был открыт сквозной проезд автотранспорта. К строительству современной автомобильной дороги с асфальтобетонным покрытием приступили в 1999 году. Протяжённость трассы составляет 329 км.
В рамках федеральной целевой программы за 2008-2010 годы на реализацию проекта направлено 3,6 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 2,9 миллиарда, из краевого бюджета - 740 миллионов рублей. Это позволило ввести 44,4 км автодороги с усовершенствованным типом покрытия. Всего же с начала строительства введено в эксплуатацию 196 км с асфальтобетонным покрытием и 31 мост капитального типа общей протяжённостью 1 818 погонных метров.
Несмотря на финансовые трудности, строительство автодороги Лидога - Ванино в этом году продолжается. На неё предусмотрено 544,4 млн. рублей, в том числе за счёт средств федерального бюджета 400,0 млн. рублей, краевого - 144,4 млн. рублей.
Кризис пошатнул финансирование. Поэтому полностью в асфальтобетоне трасса будет готова не в 2013 году, как планировалось, а немного позже. Возможно, к концу 2014 года.
Второй объект в федеральной целевой программе - автомобильная дорога Селихино - Николаевск-на-Амуре. Попал в программу, поскольку реконструкция этого дорожного объекта будет серьёзно способствовать социально-экономическому развитию отдалённых северных районов Хабаровского края. В современном виде эта автодорога обеспечит постоянную круглогодичную связь Комсомольского, Ульчского и Николаевского муниципальных районов с краевым центром. А также связь с международными портами Де-Кастри и Николаевск-на-Амуре.
Реконструкция этой 600-километровой дороги, изначально проложенной лесозаготовителями, по современным требованиям началась в 2001 году. В рамках реализации федеральной целевой программы за 2008-2010 годы на объект направлено 2,3 миллиарда рублей, в том числе из федерального бюджета - 1,2 миллиарда, из краевого бюджета - 1,1 миллиарда рублей. Это позволило ввести 64,7 километра автодороги. Ввод по программе 2011 года на этой трассе составит 17,5 км.
- Цифра, казалось бы, небольшая, но эффект от этих километров огромный, - говорит Захар Грузнов. - Именно на этой дороге шло спрямление участков. Скажем, участка от Решающего до Де-Кастри. Это позволило не только повысить безопасность дороги, но и сократить её протяжённость на 30 километров. Сейчас идёт спрямление участка Ягодный - Циммермановка. Это позволит обойти самый сложный участок пути - Перевальный и таким образом открыть автобусное движение до Циммермановки. А также повысить скорость движения транспорта. Порядка 50 километров с асфальтобетонным покрытием было введено на участке Де-Кастри - Богородское. Таким образом, местное население получило выход на центр Ульчского района, где есть и аэропорт. Строить эту трассу, пожалуй, особенно сложно, поскольку по ходу её отсутствуют хорошие карьеры.
Строительство автодороги Комсомольск-на-Амуре - Березовый - Амгунь - Могды - Чегдомын в программе тоже не случайно. Она обеспечит выход Верхнебуреинского района с населением более 33 тысяч человек, проживающего вдоль Байкало-Амурской магистрали, а также центры Солнечного и им. Полины Осипенко районов на общую сеть дорог края, создаст дополнительный импульс лесной, деревообрабатывающей промышленности, которая развита здесь, благоприятным образом отразится на социально-экономических условиях жизни для основной части местного населения.
Эта дорога протяжённостью 502,9 километра является частью бывшей технологической дороги, служившей для строительства Байкало-Амурской магистрали. Она имеет большое количество опасных поворотов, проезжая часть находится в тяжёлом состоянии, а во многих местах непроезжаема в летнее время.
В божеский вид дорогу начали приводить с 2007 года. В рамках реализации федеральной целевой программы в период 2008-2010 годы на этот объект направлен миллиард рублей, в том числе из федерального бюджета - 670 миллионов рублей, из краевого бюджета - 320 миллионов рублей. Это позволило ввести 14,4 км автодороги и мостовой переход через серьёзную водную преграду - реку Амгунь, протяжённостью 328 метров. В результате автозимник из Чегдомына в сторону Берёзового и далее Комсомольска, Хабаровска стал безопасным и быстропроходимым. Ранее, пока не было моста, машины шли по льду реки. Лёд приходилось намораживать для обеспечения безопасности.
В нынешнем году по объекту предусмотрено финансирование в объёме 99 миллионов рублей, что позволит ввести в эксплуатацию 11,3 км автодороги.
- Участок дороги от моста через Амгунь до Чегдомына очень сложный, - говорит директор КГУ «Хабаровскуправтодор» Захар Грузнов. - Он проходит по местности с островной вечной мерзлотой, пересекает большие сложные водотоки. Так что строительным и проектным организациям нужно будет приложить серьёзные усилия для исполнения этой работы и, конечно, задействовать современные технологии.
Три дороги, о которых мы рассказали, настолько важны, что в кризисные 2009 - 2010 годы, дабы не ронять темпы строительства этих важнейших объектов дорожной инфраструктуры, правительством Хабаровского края было принято решение о привлечении бюджетных кредитов из федерального бюджета в размере 978 миллионов рублей.
Сугубо для людей в Хабаровском крае ведётся строительство автодороги Селихино - Уктур-Кенай - Ванино. Она должна соединить сразу 12 сельских населённых пунктов. Финансируется проект в рамках Федеральной целевой программы развития транспортной системы России (2010 - 2015 годы) по развитию сельских автодорог. За 2009 - 2011 годы на реализацию этого проекта привлечено 223,2 миллиона рублей, в том числе из федерального бюджета - 74,7 миллиона, из краевого бюджета - 148,5 миллиона рублей. Это позволило ввести в эксплуатацию 22 километра дороги. В этом году к автомобильному сообщению подключается Уктур, на следующий год уже Кенай. Будет возможность открыть туда автобусное сообщение. По инициативе правительства края разрабатывается проект продолжения этой трассы до посёлка Монгохто.
В последние годы началась работа по подготовке проектной документации к строительству ещё одной автомобильной дороги: Аян - Нелькан - Югоренок (граница Республики Саха (Якутия), которая включена в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2018 года. Основной задачей участка автомобильной дороги Аян - Нелькан является обеспечение топливом и продуктами питания посёлка Нелькан и баз старателей. Сегодня поселок Аян, административный центр Аяно-Майского района, с внешним миром связан воздушным транспортом. В летнее время в Аян можно добраться с помощью морского транспорта. Для обеспечения проезда между Аяном и Нельканом в настоящее время построено 176 км автомобильной дороги. В дальнейшем необходимо построить обход хребта Джугджур протяженностью 55 км.
Строительство сквозного автодорожного проезда от морского порта Аян до села Югоренок позволит обеспечить открытие Северного транспортного коридора.
Ещё один проект, который имеет огромное значение для экономики края и в то же время для населения Большого Уссурийского острова, - это строительство капитального моста через протоку Амурскую.
В соответствии с поручением президента РФ Дмитрия Медведева в нынешнем году открыто финансирование этого объекта из федерального бюджета, выделен и бюджетный кредит. Ещё 30 миллионов рублей будет направлено из краевого бюджета. Как известно, начало строительству уже положено. Ожидается, что в ближайшие два года финансирование моста будет существенным.
Со следующего года планируется реконструкция федеральной трассы М-60 «Уссури» (Х-В) на участке 12 - 36 километр. Сегодня строится новый участок этой трассы в обход города Бикина. В Приморье уже сделан обход Уссурийска. По требованиям технического регламента, дороги такой категории не должны проходить по населённым пунктам в целях безопасности движения. Там будет дорога первой категории, четырёхполосная.
Конечно, строятся в крае не только региональные дороги. Небольшой участок был введён в 1999 году в рамках строительства трассы Чита - Хабаровск. Он представлен знаменитым автодорожным мостом через Амур с автодорожными подходами общей протяжённостью 5,5 километра. В 2001 году была построена транспортная развязка Ленинградская - Карла Маркса в Хабаровске (более 300 миллионов рублей), тогда же, в 2001 году, была проведена реконструкция проспекта 60-летия Октября, сооружён подземный переход на улице Павленко в краевом центре, несколько километров дороги, соединяющей Амурский мост с Комсомольской трассой. В 2002 году была сооружена самая дорогая транспортная развязка - через проспект 60-летия Октября. Она обошлась примерно в миллиард рублей.
Порядка 700 километров региональных дорог в середине десятилетия стали муниципальными (поменяли свой региональный статус на муниципальный по 131 закону). И сегодня мы видим, как муниципалитеты в меру сил тоже строят и реконструируют городские и поселковые дороги. Особенно это заметно в краевом центре и Комсомольске-на-Амуре. Край с 2009 года оказывает из своего бюджета помощь муниципалитетам в решении наиболее важных «дорожных» вопросов, восстановлении разрушенных мостов на условиях софинансирования. В этой программе участвует половина районов края.
Большая работа идёт также по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Отвечает за неё с 2001 года «Хабаровское управление автомобильных дорог». Причём если раньше эти работы финансировались по остаточному принципу, то теперь принято решение правительства РФ о создании системы целевых дорожных фондов. И дела должны пойти лучше. Одновременно больше средств пойдёт и на строительство дорог.
В 2012 году расходы на ремонт и содержание региональных дорог должны составить более миллиарда рублей.