Всё по плану - дожди и нехватка железобетона не затормозили строительство обхода Хабаровска
10.08.2018
665

Первая концессионная стройка в Хабаровске идёт полным ходом. В этом убедился губернатор Вячеслав Шпорт
В краевой столице полным ходом продолжается создание платной дороги в обход Хабаровска. Новая трасса не только позволить отвести транспортные потоки от города, предотвратив чрезмерное разрушение внутренней сети, но и сэкономить время граждан в пути к близлежащим селам и аэропорту. Примечательно, что все работы ведутся согласно плану - не помешали строителям ни обильные дожди, ни нехватка мощностей местных производителей железобетона.
В этом сумел лично убедиться губернатор Вячеслав Шпорт, посетивший строящийся объект. Первое лицо Хабаровского края остался доволен увиденным, вследствие чего высоко оценил профессионализм подрядчика и концессионный механизм создания уникального для Дальнего Востока объекта.
Что такое концессия и зачем она нужна
Механизм концессионного соглашения ныне довольно популярен, ведь у государства есть направления, в которые оно постоянно вкладывает деньги: здравоохранение, спорт, наука, транспортное обеспечение. Концессия позволяет в традиционно датируемых отраслях привлекать частные инвестиции. Суть ее в том, что государство передает в руки предпринимателей часть своего имущества - это могут быть как земельные участки, так и готовые объекты. Концессионер может такую собственность реконструировать и создавать новые объекты, например, платную дорогу.
- Хабаровский край передал 234 земельных участка, свободных от прав третьих лиц, для того чтобы инвестор создал новый объект, а именно дорогу в обход дальневосточной столицы 26,8 километра длиной, а если брать с развязками и съездами, то 49 километров. Площадь асфальтового полотна составит 138 гектаров. Дороге присвоена категория IB, то есть четырехполосная и платная. Платная она для того, чтобы люди могли пользоваться трассой такого качества, что нет до самого Урала, - поведал Данил Григорьев, заместитель руководителя КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства».
Соглашение о передачи земли под строительство было подписано в ноябре 2016 года, после чего еще полтора года шли переговоры с подрядчиками. Процесс получился непростым, но существующая практика говорит о том, что обычно подобное занимает гораздо больше времени, ведь только в строительно-монтажные работы предстоит инвестировать 43 миллиарда рублей, при этом примерно четверть от суммы добавляет концессионер, остальные деньги софинансируют бюджеты края и федерации. Примечательно, что свои расходы подрядчик начнет возмещать с момента ввода дороги в эксплуатацию.
- Чем хорош принцип концессии: допустим, я заключил концессионный контракт на определенную сумму, а стройка оказалось дешевле - остальное положу себе в карман, однако если дороже - то это моя проблема. То есть все риски на этапе строительства берет на себя именно подрядчик, плюс обязанность по эксплуатации на протяжении длительного промежутка времени. То есть как построил, так и будешь содержать, - прокомментировал Данил Григорьев.
Концессионер заранее знает, какую сумму ему будут платить за каждый год эксплуатации. В случае если дорога в обход Хабаровска будет сделана качественно и не будет сыпаться, то подрядчик сможет оставлять деньги себе. А если полотно начнет сразу же разваливаться, значит, деньги будут тратится на ремонт, а коли не хватит - это опять же его проблемы. Неудивительно, что строительство по такому принципу выходит дороже госзаказа, но если брать с учетом эксплуатации, то это намного надежнее, выгоднее и виноватый в случае чего всегда есть.
Мы строим, строим, строим, город обходя
Для удобства строителей дорога поделена на 13 секций, каждая из которых представляет законченный этап работ. Они не равны по протяженности: есть большие, есть маленькие, разбивка на секции зависит объема работ на участке. Если он прямой - то одна история, если появляются работы вроде возведения развязок или переустройства имеющихся сетей, то длина отрезка сокращается. 12 секций готовы к началу строительства, на некоторых оно уже ведется, на еще одной заканчиваются работы по вырубке леса.
Дорога - протяженный линейный объект, но на пересечении с различными населенными пунктами: Тополево, Ракитное, две Гаровки, Ильинка, Сосновка - очень много коммуникаций, электрических сетей, имеется даже газовая труба высокого давления, проходящая через несколько регионов. Подрядчику предстоит реконструировать 1,8 километра этой магистрали, 46 километров линий электроснабжения, 9 километров горячих труб. Есть еще и сети связи военных, ФСБ, Ростелекома и прочих организаций. В основном это оптико-волоконные кабели, проходящие под землей.
- Казалось бы, зачем перекладывать кабели, если они протянуты под дорогой, однако согласно правилам проектирования, если провод связи пересекает трассу, то должен быть уложен перпендикулярно ей. Разумеется, таких совпадений практически нет, коммуникации идут под различными углами к насыпи, поэтому мы сейчас подготавливаем территорию для строительства и почти заканчиваем. Все такие работы будут завершены до Нового года, варианты по продлению этого срока исключены, - пояснил Данил Григорьев.
На сегодняшний день полным ходом идет возведение тела дороги - земляного полотна. Всего по проекту объем насыпи составляет почти 11 миллионов кубометров сыпучих материалов, 23 процента которых уже находятся в ней, а к концу года этот показатель достигнет 65. Однако цифра может и поменяться учетом погодных условий, ведь этим летом много дождей, с последствиями которых строителям уже пришлось столкнуться. Главное из них - разливы мелких рек. Так, речке Черной, протекающей в районе поселка имени Горького, пришлось поменять русло, а позже его и многочисленные ручьи убирать в трубы, которых на протяжении трассы будет порядка 45.
- Также будет сооружено 26 мостов и путепроводов от 12 до 180 метров длиной. Дополнительно нам предстоит построить девять километров прилегающих дорог и реконструировать часть объектов на них. Недавно приступили к разбору путепровода над Матвеевским шоссе, движение по нему закрыто на срок не менее года. Мы решили перегородить его полностью и не открывать реверсивного движения, по причине работы там габаритной техники, представляющей опасность для проезжающих мимо машин. Новый путепровод пройдет чуть ближе к аэропорту, - сказал Данил Григорьев.
Рядом со стройкой два аэропорта - гражданский и военный, из-за чего возникли проблемы на этапе подготовки, проектировщикам потребовалось решить вопрос, связанный с установлением маяков для пилотов, осуществляющих посадку. Еще одним решением инженеров стало возведение временных дорог параллельно строящейся, чтобы не портить региональную сеть и городской асфальт, хотя они уже пострадали во время их создания. Данный ущерб будет возмещен за счет подрядчика, о чем подписаны соответствующие соглашения - к 2021 году все трассы будут восстановлены, деньги на это закладывались в смету строительства.
Железобетонный завод в поле
Разумеется, любое строительство не обходится без сложностей, многие из которых носят чисто технический характер. Например, на отдельных участках возведения мостов и пролетов. Вбиваемые в грунт 13- метровые сваи не достигли твердых слоев земли и не обладают искомой надежностью. Для решения этой проблемы их дополнительно наращивают и продолжают вколачивать до необходимой для эксплуатации глубины. Подобное решение применяется довольно часто, но есть и трудности, которые потребовали инновационного подхода.
- На опорах лежат балки, так вот сроки, которые давали наши заводы на их поставку, неимоверны. Таких элементов нам необходимо 864 штуки, и время их ожидания доходило до трех лет. У нас столько по плану на всю стройку. Начали искать способ решения этого вопроса - и он нашелся. Подрядчик осуществил закупку опалубки и необходимой технической оснастки для изготовления балок в условиях строительной площадки, - рассказал Данил Григорьев.
Если в заводских условиях процесс изготовления, с учетом необходимости прогрева в паровой камере, занимает 20 дней, то здесь, с применением электропрогрева, всего три. При этом экономится бетон - сечение у такой балки меньше, что не в ущерб несущей способности. Первые 20 изделий уже изготовлены, часть из них прошли испытания и смонтированы. На сегодняшний день фактически открыто минипроизводство, которому нет аналогов за Уралом. Кстати, точно такие же балки, ранее запатентованные под хабаровский проект, применялись при строительстве Крымского моста.
- Поверх балок будет залита монолитная плита толщиной 20 сантиметров, примечательно, что бетоном зальют и стыки между балками, что для края - ноу-хау. Это повысит прочность конструкции и избавит от необходимости применения железных вставок в асфальт в районах разрыва плит. Такие элементы можно сейчас наблюдать на развязках города, эти конструкции недолговечны, плюс повреждают подвеску авто при переезде через них, - отметил Данил Григорьев.
Не обошлось и без трудностей с материалами для насыпи. Дело в том, что весь объем песка, гравия и щебня, который обычно выдают близлежащие к Хабаровску карьеры за год, стройка поглощает всего за неделю. При этом в дождь материалы с мест добычи не вывозятся, что могло стать проблемой и даже причиной остановки производства работ на отдельных участках. Однако выход был найден и здесь.
- Мы делаем запасы грунтов на тот случай, когда не можем их завозить с карьеров, а когда дожди прекращаются, мы вновь начинаем поставки. Нами также закуплены специальные грузовики. Их колеса имеют увеличенную ширину, к тому же расположены под углом к вертикали. Такие машины заползают на насыпь, несмотря на большой угол подъема. Четыре единицы такой техники покрывают потребности любого из тринадцати участков, высота насыпи на некоторых из которых доходит до 14 метров, - объяснил Данил Григорьев.
На объекте работают 180 грузовиков и 140 единиц тяжелой техники, в том числе 3D-бульдозеры, позволяющие сделать поверхность насыпи практически идеально ровной. Уже сейчас на стройке трудятся 500 человек, а до конца года количество людей увеличится в полтора раза. В пик строительных работ планируется привлечь до двух тысяч сотрудников, подавляющая часть которых - местные, но будут и вахтовики, в основном это мостовики и инженерно-технические кадры.
Хорошая дорога до ВЭФ доведет
Напомним, что на неделе строящийся объект посетила комиссия правительства Хабаровского края во главе с первым лицом региона. Осмотрев объект, губернатор Вячеслав Шпорт остался доволен происходящим и поведал о планах по привлечению инвесторов для создания прилегающей трассе инфраструктуры, для этого проект представят на Восточном экономическом форуме.
- Дорога - это жизнь, а жизнь - это не только ездить на колесах, крутить «баранку» или переключать скорость да педали жать. Трассу необходимо обеспечить гостиницами, пунктами питания, отдыха и медицины. Вокруг дорог, особенно скоростных, должна развиваться инфраструктура. На ВЭФ мы будем показывать, какой мощный проект реализуется в Хабаровске, чтобы привлечь дополнительные инвестиции, надеюсь, что придут компании, знающие, как обеспечить первоклассный сервис на современных трассах, - отметил Вячеслав Шпорт.
Первыми пользу от новой дороги почувствуют хабаровчане, ведь сегодня муниципалитет перегружен - после открытия трассы Чита - Хабаровск пробки в краевой столице стали, как в Москве. Ввод в эксплуатацию новой дороги позволит разгрузить город и уменьшить износ асфальта на улицах. К тому же появится возможность быстро попасть с трассы Чита на трассу Уссури. Кроме того, новая дорога изобилует развязками, которые создадут комфортные условия для доставки грузов нашим резидентам ТОСЭР.
- Дорога решает многие задачи, в первую очередь Хабаровска, о некоторых из которых мы еще даже не знаем. Работы идут согласно графику и планам, утвержденным в момент подписания концессионного соглашения. Это радует - не так часто сегодня можно увидеть, когда компании, с которыми заключен контракт, делают все вовремя, при поддержании необходимого уровня качества. Мы наблюдаем как раз такой случай, подтверждающий правильный выбор партнеров, - сказал Вячеслав Шпорт.
Партнеров участвующих в строительстве четыре: федеральное правительство, руководство края и концессионер, плюс в финансовом аспекте поучаствовал Газпромбанк. Последний выделяет кредиты, предприниматель строит, правительство края помогает организационно, как и Министерство транспорта РФ.
Три месяца бесплатно
Несмотря на то, что на сегодняшний день в мире и России накоплен огромный опыт по эксплуатации платных дорог, до двадцати процентов машин умудряются проехать по ним бесплатно. Делается это, например, так: перед шлагбаумом останавливается фура, а за ней пристраивается несколько легковушек и проскакивают вне видимости считывающих устройств. Особо безбашенные водители просто проламывают шлагбаум, отодвигая его крышей собственного авто.
Участники концессионного соглашения изучают накопленный опыт и думают, как решить этот вопрос. Например, можно нарисовать стоп-линию и поставить светофоры на вьезде, которые будут красными, пока не произведена оплата. Тогда, проехав на запрещающий сигнал, человек нарушит ПДД, за что положен штраф, но это дополнительные затраты. Другой вариант - сделать шлагбаум потяжелее, однако такие механизмы медленно поднимаются и недолговечны, требуя постоянного ремонта. Не решено пока и как будет происходить оплата: карточкой, наличными или же это будут дорогостоящие транспондеры, либо наоборот дешевые наклейки.
- Есть даже глобальные идеи по этому поводу, ведь в настоящее время хабаровчане уже оплачивают парковку в аэропорту, торговых центрах, а не за горами тот день, когда станут платить за возможность оставить свой автомобиль в центре города. Было бы здорово, если оплачивать такие услуги, как и проезд по новой дороге, при помощи единого транспондера, это бы удешевило его, сделав удобным и универсальным, - рассуждал Данил Григорьев.
После открытия первые три месяца дорога будет работать в тестовом, бесплатном режиме. Планируется, что это произойдет 26 октября 2020 года, после подписания акта ввода дороги в эксплуатацию, а платное движение начнется только с наступлением 1 января следующего года. До этого момента все шлагбаумы застынут в поднятом положении.
- Концессионеру это позволит протестировать дорогу и на практике оценить потенциально возможный объем автомобильного потока, идущего как из города и сел, так и транзитом. А для жителей это станет отличным поводом ознакомиться с преимуществами новой трассы. Главные из них - это комфортная езда, сохранность подвески машины и, разумеется, существенное сокращение времени в пути, - прокомментировал Данил Григорьев.
Стоимость проезда на сегодняшний день запланирована в размере шести рублей за километр с легкового авто, что довольно дешево не только по сравнению со всем миром, но и Россией. Например, один из самых недорогих объездов в стране - обход Москвы через Одинцово, стоимость поездки там составляет 20 рублей за километр пути. Для грузовиков цена проезда будет выше и варьироваться по принципу веса, ведь один такой транспорт наносит полотну больше повреждений, чем сотни легковых.
- Не стоит думать, что пользование дорогой ударит по карманам жителей. Ведь помимо экономии времени за счет скорости, которую можно будет развивать до 120 километров в час, сократится и путь, что связано с уменьшением расхода бензина, а качество дороги позволит реже посещать автосервис. В 2020 году хабаровчане смогут в этом лично убедиться, - пояснил Данил Григорьев.
Отметим, что согласно действующему концессионному соглашению, сроки строительства могут быть продлены, например, в случае обнаружения дополнительных коммуникаций, которых не было на схеме, или сменится законодательство, например, по приводным радиомаякам аэропортов, но на сегодняшний день таких причин не просматривается. А в случае если стройка все же затянется, это не будет основанием для отказа от предоставления трех месяцев бесплатного проезда.
Напомним, городские власти считают, что дороги, примыкающие к объездной, должны полностью соответствовать ее параметрам. Поэтому мэр Александр Соколов вместе со специалистами из управления дорог, а также представителями «Центра развития государственно-частного партнерства в Хабаровском крае», сопровождающего реализацию проекта, проехал по всем местам «соприкосновения», чтобы оценить объемы работ и затрат, которые лягут на городской бюджет.
Подготовил Геннадий СОЙКА.
В этом сумел лично убедиться губернатор Вячеслав Шпорт, посетивший строящийся объект. Первое лицо Хабаровского края остался доволен увиденным, вследствие чего высоко оценил профессионализм подрядчика и концессионный механизм создания уникального для Дальнего Востока объекта.
Что такое концессия и зачем она нужна
Механизм концессионного соглашения ныне довольно популярен, ведь у государства есть направления, в которые оно постоянно вкладывает деньги: здравоохранение, спорт, наука, транспортное обеспечение. Концессия позволяет в традиционно датируемых отраслях привлекать частные инвестиции. Суть ее в том, что государство передает в руки предпринимателей часть своего имущества - это могут быть как земельные участки, так и готовые объекты. Концессионер может такую собственность реконструировать и создавать новые объекты, например, платную дорогу.
- Хабаровский край передал 234 земельных участка, свободных от прав третьих лиц, для того чтобы инвестор создал новый объект, а именно дорогу в обход дальневосточной столицы 26,8 километра длиной, а если брать с развязками и съездами, то 49 километров. Площадь асфальтового полотна составит 138 гектаров. Дороге присвоена категория IB, то есть четырехполосная и платная. Платная она для того, чтобы люди могли пользоваться трассой такого качества, что нет до самого Урала, - поведал Данил Григорьев, заместитель руководителя КГКУ «Краевой центр развития государственно-частного партнерства».
Соглашение о передачи земли под строительство было подписано в ноябре 2016 года, после чего еще полтора года шли переговоры с подрядчиками. Процесс получился непростым, но существующая практика говорит о том, что обычно подобное занимает гораздо больше времени, ведь только в строительно-монтажные работы предстоит инвестировать 43 миллиарда рублей, при этом примерно четверть от суммы добавляет концессионер, остальные деньги софинансируют бюджеты края и федерации. Примечательно, что свои расходы подрядчик начнет возмещать с момента ввода дороги в эксплуатацию.
- Чем хорош принцип концессии: допустим, я заключил концессионный контракт на определенную сумму, а стройка оказалось дешевле - остальное положу себе в карман, однако если дороже - то это моя проблема. То есть все риски на этапе строительства берет на себя именно подрядчик, плюс обязанность по эксплуатации на протяжении длительного промежутка времени. То есть как построил, так и будешь содержать, - прокомментировал Данил Григорьев.
Концессионер заранее знает, какую сумму ему будут платить за каждый год эксплуатации. В случае если дорога в обход Хабаровска будет сделана качественно и не будет сыпаться, то подрядчик сможет оставлять деньги себе. А если полотно начнет сразу же разваливаться, значит, деньги будут тратится на ремонт, а коли не хватит - это опять же его проблемы. Неудивительно, что строительство по такому принципу выходит дороже госзаказа, но если брать с учетом эксплуатации, то это намного надежнее, выгоднее и виноватый в случае чего всегда есть.
Мы строим, строим, строим, город обходя
Для удобства строителей дорога поделена на 13 секций, каждая из которых представляет законченный этап работ. Они не равны по протяженности: есть большие, есть маленькие, разбивка на секции зависит объема работ на участке. Если он прямой - то одна история, если появляются работы вроде возведения развязок или переустройства имеющихся сетей, то длина отрезка сокращается. 12 секций готовы к началу строительства, на некоторых оно уже ведется, на еще одной заканчиваются работы по вырубке леса.
Дорога - протяженный линейный объект, но на пересечении с различными населенными пунктами: Тополево, Ракитное, две Гаровки, Ильинка, Сосновка - очень много коммуникаций, электрических сетей, имеется даже газовая труба высокого давления, проходящая через несколько регионов. Подрядчику предстоит реконструировать 1,8 километра этой магистрали, 46 километров линий электроснабжения, 9 километров горячих труб. Есть еще и сети связи военных, ФСБ, Ростелекома и прочих организаций. В основном это оптико-волоконные кабели, проходящие под землей.
- Казалось бы, зачем перекладывать кабели, если они протянуты под дорогой, однако согласно правилам проектирования, если провод связи пересекает трассу, то должен быть уложен перпендикулярно ей. Разумеется, таких совпадений практически нет, коммуникации идут под различными углами к насыпи, поэтому мы сейчас подготавливаем территорию для строительства и почти заканчиваем. Все такие работы будут завершены до Нового года, варианты по продлению этого срока исключены, - пояснил Данил Григорьев.
На сегодняшний день полным ходом идет возведение тела дороги - земляного полотна. Всего по проекту объем насыпи составляет почти 11 миллионов кубометров сыпучих материалов, 23 процента которых уже находятся в ней, а к концу года этот показатель достигнет 65. Однако цифра может и поменяться учетом погодных условий, ведь этим летом много дождей, с последствиями которых строителям уже пришлось столкнуться. Главное из них - разливы мелких рек. Так, речке Черной, протекающей в районе поселка имени Горького, пришлось поменять русло, а позже его и многочисленные ручьи убирать в трубы, которых на протяжении трассы будет порядка 45.
- Также будет сооружено 26 мостов и путепроводов от 12 до 180 метров длиной. Дополнительно нам предстоит построить девять километров прилегающих дорог и реконструировать часть объектов на них. Недавно приступили к разбору путепровода над Матвеевским шоссе, движение по нему закрыто на срок не менее года. Мы решили перегородить его полностью и не открывать реверсивного движения, по причине работы там габаритной техники, представляющей опасность для проезжающих мимо машин. Новый путепровод пройдет чуть ближе к аэропорту, - сказал Данил Григорьев.
Рядом со стройкой два аэропорта - гражданский и военный, из-за чего возникли проблемы на этапе подготовки, проектировщикам потребовалось решить вопрос, связанный с установлением маяков для пилотов, осуществляющих посадку. Еще одним решением инженеров стало возведение временных дорог параллельно строящейся, чтобы не портить региональную сеть и городской асфальт, хотя они уже пострадали во время их создания. Данный ущерб будет возмещен за счет подрядчика, о чем подписаны соответствующие соглашения - к 2021 году все трассы будут восстановлены, деньги на это закладывались в смету строительства.
Железобетонный завод в поле
Разумеется, любое строительство не обходится без сложностей, многие из которых носят чисто технический характер. Например, на отдельных участках возведения мостов и пролетов. Вбиваемые в грунт 13- метровые сваи не достигли твердых слоев земли и не обладают искомой надежностью. Для решения этой проблемы их дополнительно наращивают и продолжают вколачивать до необходимой для эксплуатации глубины. Подобное решение применяется довольно часто, но есть и трудности, которые потребовали инновационного подхода.
- На опорах лежат балки, так вот сроки, которые давали наши заводы на их поставку, неимоверны. Таких элементов нам необходимо 864 штуки, и время их ожидания доходило до трех лет. У нас столько по плану на всю стройку. Начали искать способ решения этого вопроса - и он нашелся. Подрядчик осуществил закупку опалубки и необходимой технической оснастки для изготовления балок в условиях строительной площадки, - рассказал Данил Григорьев.
Если в заводских условиях процесс изготовления, с учетом необходимости прогрева в паровой камере, занимает 20 дней, то здесь, с применением электропрогрева, всего три. При этом экономится бетон - сечение у такой балки меньше, что не в ущерб несущей способности. Первые 20 изделий уже изготовлены, часть из них прошли испытания и смонтированы. На сегодняшний день фактически открыто минипроизводство, которому нет аналогов за Уралом. Кстати, точно такие же балки, ранее запатентованные под хабаровский проект, применялись при строительстве Крымского моста.
- Поверх балок будет залита монолитная плита толщиной 20 сантиметров, примечательно, что бетоном зальют и стыки между балками, что для края - ноу-хау. Это повысит прочность конструкции и избавит от необходимости применения железных вставок в асфальт в районах разрыва плит. Такие элементы можно сейчас наблюдать на развязках города, эти конструкции недолговечны, плюс повреждают подвеску авто при переезде через них, - отметил Данил Григорьев.
Не обошлось и без трудностей с материалами для насыпи. Дело в том, что весь объем песка, гравия и щебня, который обычно выдают близлежащие к Хабаровску карьеры за год, стройка поглощает всего за неделю. При этом в дождь материалы с мест добычи не вывозятся, что могло стать проблемой и даже причиной остановки производства работ на отдельных участках. Однако выход был найден и здесь.
- Мы делаем запасы грунтов на тот случай, когда не можем их завозить с карьеров, а когда дожди прекращаются, мы вновь начинаем поставки. Нами также закуплены специальные грузовики. Их колеса имеют увеличенную ширину, к тому же расположены под углом к вертикали. Такие машины заползают на насыпь, несмотря на большой угол подъема. Четыре единицы такой техники покрывают потребности любого из тринадцати участков, высота насыпи на некоторых из которых доходит до 14 метров, - объяснил Данил Григорьев.
На объекте работают 180 грузовиков и 140 единиц тяжелой техники, в том числе 3D-бульдозеры, позволяющие сделать поверхность насыпи практически идеально ровной. Уже сейчас на стройке трудятся 500 человек, а до конца года количество людей увеличится в полтора раза. В пик строительных работ планируется привлечь до двух тысяч сотрудников, подавляющая часть которых - местные, но будут и вахтовики, в основном это мостовики и инженерно-технические кадры.
Хорошая дорога до ВЭФ доведет
Напомним, что на неделе строящийся объект посетила комиссия правительства Хабаровского края во главе с первым лицом региона. Осмотрев объект, губернатор Вячеслав Шпорт остался доволен происходящим и поведал о планах по привлечению инвесторов для создания прилегающей трассе инфраструктуры, для этого проект представят на Восточном экономическом форуме.
- Дорога - это жизнь, а жизнь - это не только ездить на колесах, крутить «баранку» или переключать скорость да педали жать. Трассу необходимо обеспечить гостиницами, пунктами питания, отдыха и медицины. Вокруг дорог, особенно скоростных, должна развиваться инфраструктура. На ВЭФ мы будем показывать, какой мощный проект реализуется в Хабаровске, чтобы привлечь дополнительные инвестиции, надеюсь, что придут компании, знающие, как обеспечить первоклассный сервис на современных трассах, - отметил Вячеслав Шпорт.
Первыми пользу от новой дороги почувствуют хабаровчане, ведь сегодня муниципалитет перегружен - после открытия трассы Чита - Хабаровск пробки в краевой столице стали, как в Москве. Ввод в эксплуатацию новой дороги позволит разгрузить город и уменьшить износ асфальта на улицах. К тому же появится возможность быстро попасть с трассы Чита на трассу Уссури. Кроме того, новая дорога изобилует развязками, которые создадут комфортные условия для доставки грузов нашим резидентам ТОСЭР.
- Дорога решает многие задачи, в первую очередь Хабаровска, о некоторых из которых мы еще даже не знаем. Работы идут согласно графику и планам, утвержденным в момент подписания концессионного соглашения. Это радует - не так часто сегодня можно увидеть, когда компании, с которыми заключен контракт, делают все вовремя, при поддержании необходимого уровня качества. Мы наблюдаем как раз такой случай, подтверждающий правильный выбор партнеров, - сказал Вячеслав Шпорт.
Партнеров участвующих в строительстве четыре: федеральное правительство, руководство края и концессионер, плюс в финансовом аспекте поучаствовал Газпромбанк. Последний выделяет кредиты, предприниматель строит, правительство края помогает организационно, как и Министерство транспорта РФ.
Три месяца бесплатно
Несмотря на то, что на сегодняшний день в мире и России накоплен огромный опыт по эксплуатации платных дорог, до двадцати процентов машин умудряются проехать по ним бесплатно. Делается это, например, так: перед шлагбаумом останавливается фура, а за ней пристраивается несколько легковушек и проскакивают вне видимости считывающих устройств. Особо безбашенные водители просто проламывают шлагбаум, отодвигая его крышей собственного авто.
Участники концессионного соглашения изучают накопленный опыт и думают, как решить этот вопрос. Например, можно нарисовать стоп-линию и поставить светофоры на вьезде, которые будут красными, пока не произведена оплата. Тогда, проехав на запрещающий сигнал, человек нарушит ПДД, за что положен штраф, но это дополнительные затраты. Другой вариант - сделать шлагбаум потяжелее, однако такие механизмы медленно поднимаются и недолговечны, требуя постоянного ремонта. Не решено пока и как будет происходить оплата: карточкой, наличными или же это будут дорогостоящие транспондеры, либо наоборот дешевые наклейки.
- Есть даже глобальные идеи по этому поводу, ведь в настоящее время хабаровчане уже оплачивают парковку в аэропорту, торговых центрах, а не за горами тот день, когда станут платить за возможность оставить свой автомобиль в центре города. Было бы здорово, если оплачивать такие услуги, как и проезд по новой дороге, при помощи единого транспондера, это бы удешевило его, сделав удобным и универсальным, - рассуждал Данил Григорьев.
После открытия первые три месяца дорога будет работать в тестовом, бесплатном режиме. Планируется, что это произойдет 26 октября 2020 года, после подписания акта ввода дороги в эксплуатацию, а платное движение начнется только с наступлением 1 января следующего года. До этого момента все шлагбаумы застынут в поднятом положении.
- Концессионеру это позволит протестировать дорогу и на практике оценить потенциально возможный объем автомобильного потока, идущего как из города и сел, так и транзитом. А для жителей это станет отличным поводом ознакомиться с преимуществами новой трассы. Главные из них - это комфортная езда, сохранность подвески машины и, разумеется, существенное сокращение времени в пути, - прокомментировал Данил Григорьев.
Стоимость проезда на сегодняшний день запланирована в размере шести рублей за километр с легкового авто, что довольно дешево не только по сравнению со всем миром, но и Россией. Например, один из самых недорогих объездов в стране - обход Москвы через Одинцово, стоимость поездки там составляет 20 рублей за километр пути. Для грузовиков цена проезда будет выше и варьироваться по принципу веса, ведь один такой транспорт наносит полотну больше повреждений, чем сотни легковых.
- Не стоит думать, что пользование дорогой ударит по карманам жителей. Ведь помимо экономии времени за счет скорости, которую можно будет развивать до 120 километров в час, сократится и путь, что связано с уменьшением расхода бензина, а качество дороги позволит реже посещать автосервис. В 2020 году хабаровчане смогут в этом лично убедиться, - пояснил Данил Григорьев.
Отметим, что согласно действующему концессионному соглашению, сроки строительства могут быть продлены, например, в случае обнаружения дополнительных коммуникаций, которых не было на схеме, или сменится законодательство, например, по приводным радиомаякам аэропортов, но на сегодняшний день таких причин не просматривается. А в случае если стройка все же затянется, это не будет основанием для отказа от предоставления трех месяцев бесплатного проезда.
Напомним, городские власти считают, что дороги, примыкающие к объездной, должны полностью соответствовать ее параметрам. Поэтому мэр Александр Соколов вместе со специалистами из управления дорог, а также представителями «Центра развития государственно-частного партнерства в Хабаровском крае», сопровождающего реализацию проекта, проехал по всем местам «соприкосновения», чтобы оценить объемы работ и затрат, которые лягут на городской бюджет.
Подготовил Геннадий СОЙКА.