поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

ЕГЭ просит альтернативы

20.05.2011
Просмотры
1044
С 1 мая должен был вступить в силу приказ Министерства образования и науки РФ №86. В нем - изменение списка вступительных испытаний в вузы. Корректировка экзаменов появилась как следствие перехода с 1 января 2011 года российского высшего образования на бакалавриат и магистратуру. Но школьники, по правилам, определились с выбором ЕГЭ до 1 марта, до экзаменов - месяц. Когда готовиться к новым предметам?

Сложно предсказать, что было бы, если бы не вмешался президент буквально на днях и обратился с просьбой, чтобы правила, принятые вузами до февраля 2011 года, оставались в силе, приказ вступит в силу, но в 2012 году. Часто ЕГЭ преподносит нам сюрпризы: неожиданно менялись задания тестов, несколько лет назад были проблемы с выдачей свидетельств с результатами. Дети, которые хотели учиться на западе страны, нервничали, потому как документы вовремя не пришли из Москвы, где печатались. Сейчас могло случиться страшное - молодежь просто могла бы не попасть на те специальности, которые выбрала заранее, к поступлению к которым готовилась.

Вот поэтому и волнует нас, во-первых, несвоевременность информирования всех заинтересованных лиц и общественности относительно нормативной базы экзаменов. Все данные должны поступать в школы не за несколько месяцев до них, а значительно раньше.

В целом я отношусь к единому госэкзамену положительно, наши выпускники из года в года очень хорошо сдают все предметы и показывают самые высокие результаты (в том числе сто баллов) в крае и России. Кстати, результаты экзамена и оценки, выставленные лицейскими учителями, совпадают примерно на 90%.

Главное, что экзамен рассчитан на то, чтобы оценка знаний выпускников была более объективной, и были обеспечены равные возможности для поступления в вуз всем абитуриентам. Если угодно, для многих семей ЕГЭ стал фактором социальной поддержки.

Однако, чтобы избежать разочарований, в ЕГЭ следует дорабатывать и совершенствовать как содержательную часть, так и процедурную.

Главная претензия учителей состоит в том, что контрольно-измерительные материалы (задания ЕГЭ) грешат расхождением с государственными программами и учебниками. Как с тревогой говорят нередко учителя математики, «проверяем не то, чему учим». Претензия к текстам заданий по русскому языку - они «не всегда позитивные и качественные», а ведь экзамен тоже должен образовывать и развивать личность. Кроме того, многие мои коллеги отмечают излишнюю формализацию заданий.

Есть еще одно слабое место ЕГЭ - это информационная безопасность тестов. Уже сейчас существуют сайты, которые спекулируют на данном факте, пытаясь продавать результаты.

Один и тот же ЕГЭ предусмотрен для выпускников и обычного класса, и «профильного». Правильно ли это? На мой взгляд, нет. С введением ЕГЭ система «профильного» обучения, которую целое десятилетие создавали, ушла на второй план. У нас в лицее три профиля: физический, математический и информационный, и, чтобы успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, наш «убежденный» технарь должен был учиться с перегрузкой. Такой подход не только представляется несправедливым, но и негативно сказывается на здоровье ребят. И можно добавить, понятное дело, что русский язык должны хорошо знать все, но зачем в списке обязательных - математика? Гуманитариям для поступления она не нужна, но они вынуждены ломать голову над решением неравенств и уравнений, чтобы не испортить аттестат, и потому, что других вариантов нет.
У нас в городе за много лет сложилась четкая система проведения таких экзаменов, но мы вдруг узнаем из СМИ, что русский язык лучше всех знают выпускники Чечни. Что в сентябре проводятся встречные тесты в ведущих вузах и оценки, полученные на ЕГЭ, на 70% не подтверждаются.

И самый главный недостаток ЕГЭ - это отсутствие возможности выбора формы сдачи выпускных испытаний. Почему нет альтернативы? В качестве другой формы Министерство образования РФ рассматривает победы на российских олимпиадах. У нас в крае за год побеждает, может, один ученик по одному предмету. Почему выпускники, которые поступают в зарубежные вузы, должны обязательно сдавать ЕГЭ по русскому и математике? Много вопросов и хотелось бы, чтобы власти прислушивались к мнению педагогов и не доводили ситуации до абсурда, когда в дело должен вмешиваться президент.