Отделим мух от котлет
14.06.2013
588
На сайте федерального министерства образования и науки появились данные о доходах ректоров вузов, подчиненных этому ведомству. Например, самые состоятельные в крае оказались ректор Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета Анатолий Шпилев, который заработал за прошлый год 9,8 млн. рублей. Ректор Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета Александр Шумейко получил за прошлый год доход 6 млн. рублей, Юрий Плесовских - ректор Хабаровской государственной академии экономики и права имеет доход за прошлый год в 6,2 млн. рублей и так далее. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с доходами ректоров вузов центра России, и уже кажется смешными, если сопоставить, например, с доходом ректора Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения Анатолия Оводенко, указавшего в декларации 71 млн. рублей.
Сразу же после публикации сведений появились обсуждения доходов. Ситуацию комментирует Нина Поличка, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления, член Общественной палаты Российской Федерации, д.п.н., к.ф.-м.н.:
- Во-первых, давайте «отделим мух о котлет». Доходы - это не зарплата. И сюда может входить не только зарплата, но обязательно и пенсия, а еще надбавки и доплаты за научные звания и труды, гонорары за лекции, а также суммы от продажи или с доходов имущества - движимого/недвижимого. Поэтому для объективного анализа надо было параллельно выставить данные о сумме зарплат, которые они получают как ректоры вузов.
Если там действительно какие-то заоблачные оклады (что маловероятно) или порядок начисления ректорских процентов от внебюджетных доходов института не соответствует объёму работы ректора по их получению (что наиболее вероятно), то такие оклады и порядки, конечно, надо корректировать.
Во-вторых, ректор - это наёмный работник. Завтра собственник (Министерство образования и науки РФ) может уволить его в одночасье, и будет он «никем и звать его никак». Читайте книгу Роберта Кийосаки «Бедный папа, богатый папа». Он же там доказал, что «наёмный работник» - самая уязвимая трудовая стратегия, особенно с точки зрения обеспеченности в старости, потому от тебя лично здесь ничего не зависит.
Когда 20 лет тому назад я прочитала эту книгу, то уволилась по собственному желанию с должности проректора по науке Дальневосточной академии государственной службы и начала строить свой бизнес. Здесь всё в моих руках, и только я сама себя могу уволить или отправить на пенсию.
Но если уж ты пошёл работать в наём, то надо заранее думать о том дне, когда тебя выбросят на улицу или «с почётом проводят», что в принципе одно и то же, поскольку и в том, и в другом случае ты лишаешься постоянного заработка. И об этом тоже написано у Кийосаки. Поэтому, когда ты ещё получаешь стабильный заработок, надо его не транжирить направо и налево, а строить источники пассивного дохода. Например, купи земельный участок или квартиру и сдавай её в аренду.
Если с этой точки зрения посмотреть на список собственности наших хабаровских ректоров, то я бы им не позавидовала, потому что обеспеченная старость им не грозит, в отличии, например, от ректора Владивостокского университета экономики и сервиса Г.И. Лазарева, у которого вместе с супругой список недвижимого имущества занимает больше печатной страницы.
- Сейчас в обществе поднялась волна обсуждения, мол, преподаватели получают копейки, а ректоры - такие огромные деньги. Теперь, когда доходы стали известны, можно требовать от Минобразования снижения зарплат ректоров.
- Требовать от министерства снижения зарплат ректоров можно, но нереально, потому что зарплаты - это внутреннее дело каждого вуза, см. ст. 32 закона «Об образовании». Куда смотрят профсоюзы?! Где коллективный договор и что там написано? Как реализуются в вузах статьи Трудового кодекса о социальном партнёрстве? Чего они там сидят и молчат?
- Также говорят, что зарплаты у ректоров растут, а качество образования в вузах падает. Может быть, ректорам неэффективных вузов или с низким процентом трудоустраиваемости выпускников снижать зарплату за некачественную работу?
- Трудоустройство выпускников не есть задача вуза. По закону вуз - образовательное учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ, функции кадрового агентства на них никто не возлагал. Более того, вуз должен, помимо госзаказа, удовлетворять образовательные потребности граждан. А сегодня более 90% выпускников школ делают выбор в пользу «модных» профессий высшего образования, которые, как правило, никак не соотносятся с потребностями рыка труда Хабаровского края. В результате высшая школа, поставленная в рыночные условия, отвечает на данный спрос соответствующим предложением и выпускает специалистов, заведомо обречённых на безработицу либо на поиск работы в других регионах России и за рубежом.
Вопрос об эффективности - тоже сегодня достаточно спорный. Никто пока не определил, что есть эффективный вуз, а показатели под него придумали и применили. Вот в чём проблема! И как в этих условиях связывать зарплату ректора с результатами деятельности вуза? Сейчас аналогичная проблема возникнет по поводу оценки деятельности губернаторов и других должностных лиц власти. Никто и нигде не сформулировал - что есть результат, а оценивать будем. Но это не значит, что не надо оценивать результативность и эффективность, это говорит только о том, что задача новая, тяжелая, а решения оптимального пока никто не нашёл.
Сразу же после публикации сведений появились обсуждения доходов. Ситуацию комментирует Нина Поличка, директор Дальневосточного научного центра местного самоуправления, член Общественной палаты Российской Федерации, д.п.н., к.ф.-м.н.:
- Во-первых, давайте «отделим мух о котлет». Доходы - это не зарплата. И сюда может входить не только зарплата, но обязательно и пенсия, а еще надбавки и доплаты за научные звания и труды, гонорары за лекции, а также суммы от продажи или с доходов имущества - движимого/недвижимого. Поэтому для объективного анализа надо было параллельно выставить данные о сумме зарплат, которые они получают как ректоры вузов.
Если там действительно какие-то заоблачные оклады (что маловероятно) или порядок начисления ректорских процентов от внебюджетных доходов института не соответствует объёму работы ректора по их получению (что наиболее вероятно), то такие оклады и порядки, конечно, надо корректировать.
Во-вторых, ректор - это наёмный работник. Завтра собственник (Министерство образования и науки РФ) может уволить его в одночасье, и будет он «никем и звать его никак». Читайте книгу Роберта Кийосаки «Бедный папа, богатый папа». Он же там доказал, что «наёмный работник» - самая уязвимая трудовая стратегия, особенно с точки зрения обеспеченности в старости, потому от тебя лично здесь ничего не зависит.
Когда 20 лет тому назад я прочитала эту книгу, то уволилась по собственному желанию с должности проректора по науке Дальневосточной академии государственной службы и начала строить свой бизнес. Здесь всё в моих руках, и только я сама себя могу уволить или отправить на пенсию.
Но если уж ты пошёл работать в наём, то надо заранее думать о том дне, когда тебя выбросят на улицу или «с почётом проводят», что в принципе одно и то же, поскольку и в том, и в другом случае ты лишаешься постоянного заработка. И об этом тоже написано у Кийосаки. Поэтому, когда ты ещё получаешь стабильный заработок, надо его не транжирить направо и налево, а строить источники пассивного дохода. Например, купи земельный участок или квартиру и сдавай её в аренду.
Если с этой точки зрения посмотреть на список собственности наших хабаровских ректоров, то я бы им не позавидовала, потому что обеспеченная старость им не грозит, в отличии, например, от ректора Владивостокского университета экономики и сервиса Г.И. Лазарева, у которого вместе с супругой список недвижимого имущества занимает больше печатной страницы.
- Сейчас в обществе поднялась волна обсуждения, мол, преподаватели получают копейки, а ректоры - такие огромные деньги. Теперь, когда доходы стали известны, можно требовать от Минобразования снижения зарплат ректоров.
- Требовать от министерства снижения зарплат ректоров можно, но нереально, потому что зарплаты - это внутреннее дело каждого вуза, см. ст. 32 закона «Об образовании». Куда смотрят профсоюзы?! Где коллективный договор и что там написано? Как реализуются в вузах статьи Трудового кодекса о социальном партнёрстве? Чего они там сидят и молчат?
- Также говорят, что зарплаты у ректоров растут, а качество образования в вузах падает. Может быть, ректорам неэффективных вузов или с низким процентом трудоустраиваемости выпускников снижать зарплату за некачественную работу?
- Трудоустройство выпускников не есть задача вуза. По закону вуз - образовательное учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ, функции кадрового агентства на них никто не возлагал. Более того, вуз должен, помимо госзаказа, удовлетворять образовательные потребности граждан. А сегодня более 90% выпускников школ делают выбор в пользу «модных» профессий высшего образования, которые, как правило, никак не соотносятся с потребностями рыка труда Хабаровского края. В результате высшая школа, поставленная в рыночные условия, отвечает на данный спрос соответствующим предложением и выпускает специалистов, заведомо обречённых на безработицу либо на поиск работы в других регионах России и за рубежом.
Вопрос об эффективности - тоже сегодня достаточно спорный. Никто пока не определил, что есть эффективный вуз, а показатели под него придумали и применили. Вот в чём проблема! И как в этих условиях связывать зарплату ректора с результатами деятельности вуза? Сейчас аналогичная проблема возникнет по поводу оценки деятельности губернаторов и других должностных лиц власти. Никто и нигде не сформулировал - что есть результат, а оценивать будем. Но это не значит, что не надо оценивать результативность и эффективность, это говорит только о том, что задача новая, тяжелая, а решения оптимального пока никто не нашёл.