«По-моему, в школе нужно что-то менять!»
29.06.2018
781
- Вот действительно проблема… Нужны ли в школах уроки труда? Ведем сейчас исследование по профориентационной работе в школах края. Много интересного, много проблем… Но вот одна все не дает покоя. Трудовое воспитание в школе, уроки труда, особенно для мальчишек. Хотя сейчас в обществе споры продолжаются: нужно ли детям трудиться? Не нарушает ли это их права?
Вернемся к урокам труда. Тем урокам, на которых дети делают что-то своими руками: забивают гвозди, делают скворечник, табуретку или матрешку маме на Восьмое марта, или сами на токарном станке пытаются выточить болт с гайкой, да так, чтобы они еще и подошли друг другу…
Это я вспоминаю свое советское «трудовое» школьное детство. Какой у нас был мировой трудовик Геннадий Иваныч (царствие ему небесное)! Второй мужик после военрука в школе. Хоть и закладывал, но - «профи» высококлассный! Не многословен, но с ним было интересно, особенно когда у тебя получалось создать нечто, похожее на его оригинал.
Ну да, нынче времена другие - технологии, прорывы, IT… Нас пугают уходом в небытие десятков и сотен профессий в ближайшее десятилетие. Тем не менее меня приятно удивило в авиастроительном колледже города президентского внимания то, что первокурсники, будущие операторы станков с ЧПУ, сначала учатся работать руками с реальным металлом на станках, а уже затем осваивают программное обеспечение.
А как же уроки труда в современной школе? Наши фокус-группы с учителями показывают, что где-то они есть, где-то их заменили на современный лад - на «технологию» (!!!), но в большинстве школ их нет вообще. Вот лишь несколько мнений педагогов школ, наглядно характеризующих проблему: «Детей надо учить ручной деятельности, например, сколотить ящик, выточить швабру, у нас такого в школе нет», «Почти во всех школах убрали, где-то есть, но вот в нашей нет, а это необходимо», «И девочки, и мальчики шьют фартуки, трусы… но бывает, что приходит папа разгневанный и говорит, что его сын не будет шить трусы…», «Про мастерские в школе хочу сказать, почему их убрали. Потому что нет специалистов, их просто не выпускают, нет тех, кто мальчишек научит тому, чему надо»…
По-моему, что-то нужно менять в школе. Инновации - это хорошо, но без «корней», без фундамента никуда. На днях утром в радиоэфире обсуждали итоги всероссийского исследования: «Где хлеб лучшего качества?». Оказалось, лучший хлеб - в Воронежской области. На вопрос журналиста: «В чём секрет?», председатель гильдии хлебопеков просто ответила: «Наш хлеб высокого качества, потому что мы его печем по советским ГОСТам». Добавить нечего…
Вернемся к урокам труда. Тем урокам, на которых дети делают что-то своими руками: забивают гвозди, делают скворечник, табуретку или матрешку маме на Восьмое марта, или сами на токарном станке пытаются выточить болт с гайкой, да так, чтобы они еще и подошли друг другу…
Это я вспоминаю свое советское «трудовое» школьное детство. Какой у нас был мировой трудовик Геннадий Иваныч (царствие ему небесное)! Второй мужик после военрука в школе. Хоть и закладывал, но - «профи» высококлассный! Не многословен, но с ним было интересно, особенно когда у тебя получалось создать нечто, похожее на его оригинал.
Ну да, нынче времена другие - технологии, прорывы, IT… Нас пугают уходом в небытие десятков и сотен профессий в ближайшее десятилетие. Тем не менее меня приятно удивило в авиастроительном колледже города президентского внимания то, что первокурсники, будущие операторы станков с ЧПУ, сначала учатся работать руками с реальным металлом на станках, а уже затем осваивают программное обеспечение.
А как же уроки труда в современной школе? Наши фокус-группы с учителями показывают, что где-то они есть, где-то их заменили на современный лад - на «технологию» (!!!), но в большинстве школ их нет вообще. Вот лишь несколько мнений педагогов школ, наглядно характеризующих проблему: «Детей надо учить ручной деятельности, например, сколотить ящик, выточить швабру, у нас такого в школе нет», «Почти во всех школах убрали, где-то есть, но вот в нашей нет, а это необходимо», «И девочки, и мальчики шьют фартуки, трусы… но бывает, что приходит папа разгневанный и говорит, что его сын не будет шить трусы…», «Про мастерские в школе хочу сказать, почему их убрали. Потому что нет специалистов, их просто не выпускают, нет тех, кто мальчишек научит тому, чему надо»…
По-моему, что-то нужно менять в школе. Инновации - это хорошо, но без «корней», без фундамента никуда. На днях утром в радиоэфире обсуждали итоги всероссийского исследования: «Где хлеб лучшего качества?». Оказалось, лучший хлеб - в Воронежской области. На вопрос журналиста: «В чём секрет?», председатель гильдии хлебопеков просто ответила: «Наш хлеб высокого качества, потому что мы его печем по советским ГОСТам». Добавить нечего…