Психиатр учителю не нужен
22.10.2016
342
- Виктор Панин, руководитель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг, предложил ввести в школах принудительное психологическое тестирование учителей.
Он ссылается на недавние события, которые вызвали широкое обсуждение в обществе: учитель в Перми стрелял в детей, которые курили на территории школы; громкий скандал вокруг московской школы № 57, в которой учитель крутил романы с ученицами; случай в Воронеже, когда ученицу отчислили за то, что она проходила лечение серьезного заболевания.
Активист предположил, что таких ситуаций можно избежать, давая преподавателям «психологический отдых» во время работы. Почувствовав тревогу, злость или ярость, педагог сможет обратиться за помощью к специалисту, который снимет его стресс путем бесед и нравоучений.
Меня радует, что в Минобрнауки РФ не поддержали эту идею, объяснив, что инициатива может нанести «существенный репутационный удар по одной из наиболее социально значимых профессий и оттолкнуть от нее молодежь».
Я с этой позицией согласна. У нас не берут людей с улицы. Учитель, которого принимают на работу в школу, должен иметь педагогическое образование, пройти медосмотр, получить справку о несудимости. Виктор Панин же предлагает еще пройти обследование у психиатра и затем ежегодно получать подтверждение своей адекватности. По-моему, это просто оскорбление нашего российского образования.
Прежде всего, видно, что автор этой инициативы никогда не работал в школе. Я с трудом представляю, как во время урока, «почувствовав злость или ярость», я прерву объяснение и отправлюсь в кабинет психолога, чтобы послушать нравоучение. Боюсь, что тогда моя ярость обрушится на самого психолога, а затем меня накажут за то, что я сорвала урок.
Да, в школах часто случаются конфликты. Взрослые и дети проводят там немало времени, тесно друг с другом взаимодействуя. Не забудем мам и пап, а также других родственников учеников. Но наши учителя к этому готовы. В вузах мы изучаем педагогику и психологию, знаем, как разрешить конфликт, успокоить плачущего ребенка и многое другое.
В этом году я побывала на первом Всероссийском педсовете, на котором, в частности, известный академик Евгений Ямбург предложил не спешить с введением нового профессионального стандарта педагога. Дело в том, что по новому стандарту учителя должны уметь работать не только с обычными детьми, но и с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидами.
Сейчас в России вводится инклюзивное образование, когда родители могут привести ребенка с инвалидностью в любую школу и его обязаны взять. И если в специализированных школах с такими детьми работают по особым программам специально проученные педагоги, то в обычной учителя этих приемов просто не знают. Да, на курсах мы время от времени слышим или изучаем некоторые методики. Но, если не находится применения в реальной жизни, они забываются. Ко мне, к примеру, приходят одаренные дети, и я знаю, как с ними работать. А вот как работать с ребенком с ОВЗ без специальной подготовки? Давайте сначала создадим образовательную среду: проучим педагогов, чтобы они были готовы к работе с такими детьми.
Если говорить о психологической помощи учителю, то она, конечно, нужна. Но не принудительная, а по желанию. И не только учителю, но и детям, и их родителям.
Он ссылается на недавние события, которые вызвали широкое обсуждение в обществе: учитель в Перми стрелял в детей, которые курили на территории школы; громкий скандал вокруг московской школы № 57, в которой учитель крутил романы с ученицами; случай в Воронеже, когда ученицу отчислили за то, что она проходила лечение серьезного заболевания.
Активист предположил, что таких ситуаций можно избежать, давая преподавателям «психологический отдых» во время работы. Почувствовав тревогу, злость или ярость, педагог сможет обратиться за помощью к специалисту, который снимет его стресс путем бесед и нравоучений.
Меня радует, что в Минобрнауки РФ не поддержали эту идею, объяснив, что инициатива может нанести «существенный репутационный удар по одной из наиболее социально значимых профессий и оттолкнуть от нее молодежь».
Я с этой позицией согласна. У нас не берут людей с улицы. Учитель, которого принимают на работу в школу, должен иметь педагогическое образование, пройти медосмотр, получить справку о несудимости. Виктор Панин же предлагает еще пройти обследование у психиатра и затем ежегодно получать подтверждение своей адекватности. По-моему, это просто оскорбление нашего российского образования.
Прежде всего, видно, что автор этой инициативы никогда не работал в школе. Я с трудом представляю, как во время урока, «почувствовав злость или ярость», я прерву объяснение и отправлюсь в кабинет психолога, чтобы послушать нравоучение. Боюсь, что тогда моя ярость обрушится на самого психолога, а затем меня накажут за то, что я сорвала урок.
Да, в школах часто случаются конфликты. Взрослые и дети проводят там немало времени, тесно друг с другом взаимодействуя. Не забудем мам и пап, а также других родственников учеников. Но наши учителя к этому готовы. В вузах мы изучаем педагогику и психологию, знаем, как разрешить конфликт, успокоить плачущего ребенка и многое другое.
В этом году я побывала на первом Всероссийском педсовете, на котором, в частности, известный академик Евгений Ямбург предложил не спешить с введением нового профессионального стандарта педагога. Дело в том, что по новому стандарту учителя должны уметь работать не только с обычными детьми, но и с детьми с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидами.
Сейчас в России вводится инклюзивное образование, когда родители могут привести ребенка с инвалидностью в любую школу и его обязаны взять. И если в специализированных школах с такими детьми работают по особым программам специально проученные педагоги, то в обычной учителя этих приемов просто не знают. Да, на курсах мы время от времени слышим или изучаем некоторые методики. Но, если не находится применения в реальной жизни, они забываются. Ко мне, к примеру, приходят одаренные дети, и я знаю, как с ними работать. А вот как работать с ребенком с ОВЗ без специальной подготовки? Давайте сначала создадим образовательную среду: проучим педагогов, чтобы они были готовы к работе с такими детьми.
Если говорить о психологической помощи учителю, то она, конечно, нужна. Но не принудительная, а по желанию. И не только учителю, но и детям, и их родителям.