В голове его опилки… не беда?
13.02.2013
486
Заместитель министра связи и массовых коммуникаций правительства РФ Алексей Волин, чье имя вряд ли известно россиянам в целом и большинству журналистов в частности, вдруг прославился. Выступая на факультете журналистики МГУ, высокопоставленный чиновник заявил: «Журналист должен твердо помнить, что у него нет задачи сделать мир лучше, нести свет истинного учения, повести человечество правильной дорогой. Это все – не бизнес. Задача журналиста – зарабатывать деньги для тех, кто его нанял. А сделать это можно, лишь став интересным зрителям, слушателям, читателям».
«Нам четко надо учить студентов тому, что, выйдя за стены этой аудитории, они пойдут работать «на дядю», - утверждал Волин. - И «дядя» будет говорить им, что писать и что не писать. И как писать о тех или иных вещах. И дядя имеет на это право, потому что он им платит… это объективная реальность, такова жизнь. И другой у нас не будет».
Эти самые нашумевшие цитаты из речи самодовольного чинуши обсуждают теперь все, кому не лень. Мне, признаюсь, лень (мало ли кто что ляпнет, хватает дураков при власти), да и времени, откровенно, на подобные обсуждения жаль. Однако 27 лет в профессии, при этом не важно, сколько редактором, обязывают высказаться.
Прежде всего, элементарное. По-моему, сделать мир лучше, повести и т.п. можно, лишь став интересным. В любом деле, месте и т.д. Иначе как?
А студентов, и не только журналистов, давно пора учить тому, что работать они будут НА СЕБЯ. Так же, как всех профессий нормальные цивилизованные уважающие себя люди в цивилизованных странах.
И чем профессиональнее они будут, тем лучше станет, простите, жизнь. Простите, потому что уж слишком это банально. Но если врач в частной клинике лечит вас за деньги - это значит не лечит? Или если лечит в государственной клинике, то он за свою работу не получает денег? Как готовит хлеб пекарь, и зависит ли его зарплата от качества труда? Настолько тривиальные вопросы, что даже отвечать-то на них неудобно.
Перевернув все с ног на голову, дяденька заммин меж делом попутал СМИ (средства массовой информации) как субъект экономики и журналистику как профессию. Они, конечно, из одной сферы, но отнюдь не одно и то же. Бывает, как он сам сказал, правда по другому поводу.
Вот СМИ - это бизнес. Со своей спецификой, прежде всего производственной, ибо каждый из нас производит единицу продукции - экземпляр газеты, радио, телепередачи и т.п. В этом бизнесе работают не только журналисты, но и люди других - сугубо технических профессий (операторы, режиссеры, корректоры, верстка и др.), не видимые на экранах и газетных страницах, без которых любой журналист - никто.
Сегодня этот бизнес переживает все проблемы производства, свойственные российской экономике. То есть мы работаем практически в тех же условиях, что и производство алкоголя в стране. С той лишь разницей, что себестоимость бутылки водки гораздо ниже себестоимости одного экземпляра газеты, а цена в рознице, наоборот. Вот это - объективная российская реальность, да, такова жизнь. Которой, соответственно, обусловлен общий уровень профессионализма работников в данной высокоинтеллектуальной (хотелось бы…) сфере экономики. Отсюда - контент газетных полос, экранов, эфиров и т.п…
Эту разницу - между спецификой бизнеса и сферами экономики - понимают в Америке, Англии, Германии, других цивилизованных странах, где для работы СМИ есть особые условия. Для всех одинаковые, но свои, специфические. В России на уровне государства, получается, - не понимают. Более того, говорят, заммин уверен, что назвал вещи своими именами. И лично меня смущает его настоятельно внушаемая студентам фраза о том, что другой жизни у нас не будет.
Увы, профессионалов сейчас, в какую сферу ни ткнись, везде не хватает. Жаль, самоуверенные дилетанты с опилками в голове добрались и до правительства РФ…
«Нам четко надо учить студентов тому, что, выйдя за стены этой аудитории, они пойдут работать «на дядю», - утверждал Волин. - И «дядя» будет говорить им, что писать и что не писать. И как писать о тех или иных вещах. И дядя имеет на это право, потому что он им платит… это объективная реальность, такова жизнь. И другой у нас не будет».
Эти самые нашумевшие цитаты из речи самодовольного чинуши обсуждают теперь все, кому не лень. Мне, признаюсь, лень (мало ли кто что ляпнет, хватает дураков при власти), да и времени, откровенно, на подобные обсуждения жаль. Однако 27 лет в профессии, при этом не важно, сколько редактором, обязывают высказаться.
Прежде всего, элементарное. По-моему, сделать мир лучше, повести и т.п. можно, лишь став интересным. В любом деле, месте и т.д. Иначе как?
А студентов, и не только журналистов, давно пора учить тому, что работать они будут НА СЕБЯ. Так же, как всех профессий нормальные цивилизованные уважающие себя люди в цивилизованных странах.
И чем профессиональнее они будут, тем лучше станет, простите, жизнь. Простите, потому что уж слишком это банально. Но если врач в частной клинике лечит вас за деньги - это значит не лечит? Или если лечит в государственной клинике, то он за свою работу не получает денег? Как готовит хлеб пекарь, и зависит ли его зарплата от качества труда? Настолько тривиальные вопросы, что даже отвечать-то на них неудобно.
Перевернув все с ног на голову, дяденька заммин меж делом попутал СМИ (средства массовой информации) как субъект экономики и журналистику как профессию. Они, конечно, из одной сферы, но отнюдь не одно и то же. Бывает, как он сам сказал, правда по другому поводу.
Вот СМИ - это бизнес. Со своей спецификой, прежде всего производственной, ибо каждый из нас производит единицу продукции - экземпляр газеты, радио, телепередачи и т.п. В этом бизнесе работают не только журналисты, но и люди других - сугубо технических профессий (операторы, режиссеры, корректоры, верстка и др.), не видимые на экранах и газетных страницах, без которых любой журналист - никто.
Сегодня этот бизнес переживает все проблемы производства, свойственные российской экономике. То есть мы работаем практически в тех же условиях, что и производство алкоголя в стране. С той лишь разницей, что себестоимость бутылки водки гораздо ниже себестоимости одного экземпляра газеты, а цена в рознице, наоборот. Вот это - объективная российская реальность, да, такова жизнь. Которой, соответственно, обусловлен общий уровень профессионализма работников в данной высокоинтеллектуальной (хотелось бы…) сфере экономики. Отсюда - контент газетных полос, экранов, эфиров и т.п…
Эту разницу - между спецификой бизнеса и сферами экономики - понимают в Америке, Англии, Германии, других цивилизованных странах, где для работы СМИ есть особые условия. Для всех одинаковые, но свои, специфические. В России на уровне государства, получается, - не понимают. Более того, говорят, заммин уверен, что назвал вещи своими именами. И лично меня смущает его настоятельно внушаемая студентам фраза о том, что другой жизни у нас не будет.
Увы, профессионалов сейчас, в какую сферу ни ткнись, везде не хватает. Жаль, самоуверенные дилетанты с опилками в голове добрались и до правительства РФ…