Вячеслав Шпорт - первое лицо Хабаровского края

16.06.2014 | Поздравляем! | 9м. 7 c. | 315
Вячеслав Шпорт - первое лицо Хабаровского края
Сегодня Вячеславу Шпорту - 60

Сегодня Вячеславу Шпорту - 60. Сухие строки биографии губернатора Хабаровского края можно найти в десятках разных вариантов в Интернете и официальных справочниках. Впрочем, есть и другая история жизни Вячеслава Шпорта - в газетных публикациях. Они более живые. Потому что характеризуют не только человека, но и время, в котором мы живем.

Вячеслав Шпорт родился

16 июня 1954 года в Комсомольске-на-Амуре. После окончания школы поступил в политехникум на специальность «Самолетостроение». По завершении учебы пошел работать на Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО).

С 1973 по 1975 гг. служил в ракетных войсках и артиллерии на Дальнем Востоке. В 1975 году вернулся из Вооруженных сил на авиационное объединение им. Ю.А. Гагарина и прошел по всем ступенькам производства до главного инженера - технического директора предприятия, численность которого в лучшие годы составляла около 30 тысяч человек. (По большому счету - это целый город). Без отрыва от производства с отличием окончил политехнический институт. Получил квалификацию «Инженер-механик самолетостроения».

При участии Шпорта были освоены и запущены в серийное производство новые образцы авиационной военной техники серии Су-22, Су-27, Су-35, а также поставлены на боевое дежурство и на экспорт уникальные машины: Су-33 (корабельный вариант), Су-30МКК и Су-27СМ. По инициативе Шпорта и при его непосредственном руководстве на КнААПО в момент вхождения России в рыночные отношения были запущены две конверсионные программы: по сборке самолетов Бе-103 («Амфибия») и Су-80 на 30 пассажиров для местных и региональных авиалиний.

Первым делом - самолёты!

Если человек не занимается политикой, она сама начинает заниматься им. Она ломает его жизненный уклад, может даже разрушить самое дорогое, что есть. Благодаря этому принципу в «лихие» 90-е годы рабочие, врачи, учителя и главные инженеры шли в политику не по разнарядке сверху, а от невозможности терпеть снизу. В отличие от нарождающихся олигархов шли они туда не ради славы и бизнеса.

Один из первых шагов в большую политику главного инженера КнААПО Вячеслава Шпорта «Тихоокеанская звезда» зафиксировала 17.12.1999 года.

«В правительстве России намечается обсуждение проекта президентского указа «Об акционировании АВПК «Сухой». Поскольку завод в Комсомольске-на-Амуре является частью концерна, то и над ним опять сгустились тучи. Этой теме была посвящена пресс-конференция, которую провели в среду технический директор КнААПО В. Шпорт, председатель профкома объединения А. Бондаренко и представитель рабочих В. Мальков.

Позицию руководства по вопросу акционирования КнААПО изложил Вячеслав Шпорт. Она однозначно отрицательная. Прежде всего, потому, что «в рамках существующих законов нет возможности провести приватизацию оборонного предприятия с учетом интересов трудового коллектива, интересов города и региона».

По мнению технического директора, пройди акционирование в том виде, как предлагается сверху, завод будет вынужден освободиться от социальной сферы, на содержание которой ежегодно тратится порядка 70 млн. рублей. Будут свернуты перспективные программы строительства гражданских самолетов С-80 и Бе-103. В конечном итоге работы лишатся несколько тысяч человек. Пострадает и население в целом, особенно малоимущие граждане, поскольку налоги и прочие финансовые потоки уйдут через управляющую компанию АВПК в Москву. Для сведения: за прошлый год КнААПО перечислило в бюджеты всех уровней свыше одного миллиарда рублей!

В случае принятия Москвой неверного решения «рабочие пойдут на более решительные меры, нежели пикеты, забастовки и даже голодовки».

Среди этих мер - создание по инициативе Бондаренко и Шпорта «Гражданского комитета по защите КнААПО им.Ю.А. Гагарина от приватизации». Комитет уже действует: в Комсомольске-на-Амуре идет сбор подписей под призывом «Нет» приватизации КнААПО!». Такое это было время. И Шпорт не побоялся ответственности, он боролся за позиции своего родного предприятия. Конечно, люди за ним пошли.

В 1999 году Вячеслав Шпорт был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.

И никто в Комсомольске-на-Амуре не удивился, когда выбрали именно его. За ним стоял КнААПО, значит, и весь город, край. И даже больше… Если вспомнить, что писала «Тихоокеанская звезда» («Первым делом - самолеты» - 05.09.2003):

«Как только продали определенное количество самолетов за рубеж, так сразу нашлось очень много сил, желающих приватизировать завод (вспоминал уже в 2003 году тогдашний заместитель генерального директора КнААПО Евгений Сидюркин). - Очень тогда это было модное течение - прибирать к рукам недра, леса и работающие предприятия. Зарегистрируют в Москве фирму - и все денежные потоки туда направят. Мы, конечно, сопротивлялись, как могли. Мы пять лет не выполняли указ Ельцина о нашей приватизации!..

Но получилось так, что Вячеслав Шпорт, которого выдвинули в 1999 году кандидатом в депутаты, оказался выразителем чаяний не только одного КнААПО, а всей многострадальной дальневосточной «оборонки». Ну, страшная же была ситуация.

Достаточно было бы вспомнить историю с недостроенной атомной подводной лодкой на Амурском судостроительном заводе, где «тикал» атомный реактор. Задыхались заводы Николаевска-на-Амуре и Советской Гавани.

Здесь нужен был человек инициативный и такой, который перед министрами колени не подгибает. А Вячеслав Иванович как раз такой, бесстрашный, - задумался Евгений Сидюркин. - Знаете, я вот вам пример приведу. За нашу «строптивость» по вопросу приватизации завода правительство нам как-то «отомстило». У нас был практически готов контракт по межправительственному соглашению на поставку сорока «тушек» за рубеж. И уже все было готово, прописано, оставалось поставить лишь две подписи - премьер-министра и клерка какого-то. А их нету и нету. А надо заметить, что мы уже начали самолеты делать, взяли кредит в банке на 300 миллионов долларов. Потому что страна-получатель, которая должна по 35 млн. долларов заплатить за самолет, ждать не будет. И тут все вот-вот сорвется. Губернатор Виктор Ишаев звонит Шпорту:

«Вячеслав Иванович, дуй в Малайзию!». Там как раз премьер Евгений Примаков был с визитом. Шпорт - туда. И когда Примакову уже улетать, Шпорт пробрался к нему в самолет...

- Позвольте, что значит - пробрался? Как будто это так просто.

- Вот-вот. Думаете, это просто? Так больше того - они с губернатором Виктором Ишаевым убедили Примакова изменить курс и приземлиться в Комсомольске-на-Амуре. Привезли его сюда, он походил, увидел все (а самолеты уже готовые стоят!), и через неделю все было подписано…

Да, теперь мы - акционерное общество. Но приватизация приватизации рознь. Мы не дали себя «хапнуть». Напротив - теперь вопрос был тщательно проработан с учетом позиций правительства края, депутатов Госдумы и нашего авиационного объединения, получили гарантии и край, и город».

Думские страсти

В Государственной думе третьего созыва Вячеслав Шпорт занимал должность заместителя председателя депутатской группы «Народный депутат», а также заместителя председателя Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям. В третьем и четвертом созывах ГД являлся членом Комиссии Государственной думы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации.

Не принято было тогда среди «простых» региональных депутатов пиарить каждый свой шаг. Но вот буквально в прошлом году уже губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта на прямой линии с читателями «Тихоокеанской звезды» с упреком спросили: «Почему наши пенсионеры, уезжая на запад страны, живут лучше?». Его ответ не вошел в публикацию. А Шпорт сказал: «Мы же тогда в Госдуме добились, чтобы пенсии на Дальнем Востоке были выше, чем в среднем по стране. Сегодня наши люди переезжают и чувствуют себя там обеспеченными. Хотя очень плохо, что уезжают, согласен».

С 1999 по 2003 г. Вячеслав Шпорт возглавлял экспертный совет по авиации и космонавтике. Являлся членом межфракционных депутатских объединений «Энергия России», «Север России», «Деловая Россия», «Авиация и космос».

В 2002 г. указом президента РФ награжден орденом Дружбы. Являлся вице-президентом лиги оборонных отраслей промышленности Российской Федерации. Сейчас активно продолжает заниматься научной работой в области самолетостроения. Имеет три монографии и более 30 печатных работ по теме обработки и применения титановых сплавов в авиастроении. Является автором 10 изобретений, закрепленных патентами, одно из которых на всемирной выставке в Брюсселе удостоено золотой медали.

В том же 2002 г. Вячеслав Иванович Шпорт успешно окончил высшие академические курсы при Военной академии Генерального штаба ВС РФ по специальности «Оборона и обеспечение безопасности Российской Федерации».

В 2003 году получил второе высшее образование: окончил Национальный институт им. Екатерины Великой по специальности «Юриспруденция». Квалификация - юрист.

Не каждый главный инженер, который ушел в политику в 90-е годы, стал депутатом Госдумы. Не каждый потом депутат пережил второй срок. Единицы поднялись выше. Почему именно они - пусть оценивают историки. Журналисты лишь излагают факты.

С января 2008 г. по февраль 2009 г. Вячеслав Шпорт - директор дирекции по производству и техническому развитию авиационной холдинговой компании «Сухой». А 30 апреля 2009 года указом президента России назначен исполняющим обязанности губернатора Хабаровского края.

6 мая 2009 года Законодательной думой Хабаровского края наделен полномочиями губернатора края.

Вячеслав Шпорт стал одним из «традиционно» неожиданных решений Владимира Путина. Особенно для политологов. Решением резким, но бесповоротным.

Удивительное совпадение, но в этот год Вячеслав Шпорт отметил свой первый большой юбилей - 55 лет. По этому поводу высказывались многие. Поздравляли уже не просто как главного инженера и депутата Госдумы, а как первое лицо края. Поздравляли и думали: с чего он начнет?

Каким будет?

Пока думали, он сам себя показал. На одном из совещаний, на котором обсуждали проблемы занятости населения, возникла нестандартная ситуация: посреди обсуждения губернатор Вячеслав Шпорт отправил чиновников  за нужной информацией. Он пообещал, что следующим шагом будет выговор. А потом они и сами могут пополнить ряды безработных...

Вячеслав Шпорт спросил чиновников, каков  гендерный состав безработных, чем поставил их в тупик. В итоге министр был вынужден отправить своего зама за нужной цифрой, а губернатор обвинил чиновников в том, что они работают по старинке, по давно заведенному сценарию.
Ему действительно пришлось перестраивать свой аппарат, его привычки, стиль работы, превращать в команду единомышленников.

Оценка рождаемостью

Губернатор может принимать любые непривычные решения, но лишь до тех пор, пока не закончится его «медовый месяц» и в свою очередь его самого не спросят за результат. Сладкий период может длиться год, максимум два. Потом оценят.

Тем лучше, если это будет оценка не местных журналистов и чиновников, а людей со стороны.

Например, министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в августе 2012 года на всю страну заявил:

- Хабаровский край - один из лидеров в системе образования по целому ряду позиций. Те проекты, которые он реализует в среднепрофессиональном, общем, дошкольном и дополнительном образовании, можно тиражировать как модель в других регионах России.

А в январе 2013 года государственная статистика официально заявила, что впервые за пять лет рождаемость в Хабаровском крае превысила смертность.

Причем рост рождаемости в немалой степени вызван мерами социальной поддержки, реализуемыми федеральными и региональными властями на территории края. В 2012 году начались выплаты регионального материнского капитала в размере 200 тысяч рублей на каждого третьего и последующего ребенка. Многодетные семьи получили право на безвозмездное приобретение в собственность земельных участков под строительство жилья или ведение фермерского хозяйства. Работают целевые программы по строительству детских садов.

Последним нововведением в данной сфере стал вступивший в действие с 2013 года краевой закон о ежемесячном денежном пособии при рождении третьего и последующего ребенка. Сумма выплаты по нему до истечения всего срока ухода за малышом - 8838 рублей.

Впрочем, оценки министров и федеральных СМИ - не самые решающие для губернатора, особенно в период, когда руководителя Хабаровского края не назначают, а выбирают.

Главную оценку Вячеслав Шпорт получил, когда после девятилетнего перерыва состоялись прямые выборы высшего должностного лица Хабаровского края. 13 сентября члены избирательной комиссии подписали протокол о результатах выборов. Избранным на должность губернатора Хабаровского края признан Вячеслав Шпорт, получивший 223542 голоса избирателей, что составляет 63,92% от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Вячеслав Шпорт принял присягу и должностной знак губернатора края.

- Вы одержали победу в очень трудное для региона время, в режим чрезвычайной ситуации, когда тысячи людей оказались в  беде. Доверие, оказанное вам в такую минуту, дорого стоит и ко многому обязывает, - отметил заместитель председателя правительства РФ, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.

Чрезвычайная должность

Выборы эти на фоне чрезвычайной ситуации вошли в историю края как самые безрекламные. Надо отдать должное всем политическим партиям Хабаровского края и их лидерам - никто из них не пытался сделать на паводке себе предвыборные очки, никто не «пиарился» в худшем смысле этого слова. Просто вместе работали на дамбах и пунктах временного размещения коммунисты и единороссы, комсомольчане и хабаровчане, губернатор и студент, солдаты и молодые волонтеры. В реальной жизни все встали рядом.

Это очень важно - быть вместе, особенно сегодня, когда развитие Дальнего Востока и Сибири объявлено национальным приоритетом России на весь XXI век. Государственная политика в отношении нашего региона приобретает конкретные предложения. Большая их часть соотносится с нашими разработками и планами. Возможно, все меняется не так быстро, как хотелось бы, да и Москва ведь не сразу строилась. Многое здесь зависит не только от губернатора, а от нас всех. Но перед людьми, живущими в крае, перед президентом за каждый успех и каждый прокол отвечает губернатор. Такая у него должность, такая сверхчеловеческая ответственность и судьба.

Поэтому сил вам, Вячеслав Иванович! Терпения и здоровья! Вместе с Вами, с оптимизмом и трезвым расчетом, уверены, будем работать и жить дальше. У нас одна земля, одна Родина, одно общее дело.

Редакция газеты «Тихоокеанская звезда».
Фото В. СПИДЛЕНА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.04.2024 16:31
Новый глава Комсомольского района встретился с губернатором

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение



29.12.2023 00:28
Уважаемые жители Хабаровского края! Поздравляю вас с наступающим Новым годом!
Уходящий 2023-й доказал нашу сплочённость и силу, гордость за Россию и уверенность в её будущем.

29.12.2023 00:27
Дорогие хабаровчане! Считанные дни остаются до любимого многими зимнего праздника – Нового года.
2023-й стал для нас годом объединения.