Агропорт в Хабаровске - экспорт на Китай

19.12.2018 | Проекты | 5м. 59 c. | 381
Агропорт в Хабаровске - экспорт на Китай
Портовое хозяйство Фуюаня (на фото краны на том берегу Амура) специально для грузов из Хабаровска построят еще одну специализированную гавань

Специализированный экспортно-ориентированный агропорт может появиться в Хабаровске уже осенью будущего года. Об этом «Тихоокеанской звезде» рассказал руководитель Краевого сельскохозяйственного фонда Денис Койков.
Речь идёт о поставках в Китай продукции растениеводства - сои, ячменя, кукурузы, овса, силоса, а также мёда, орехов и ягод.

Курсом на Фуюань
Инициатором и инвестором строительства агропорта выступила китайская корпорация Dongin Group. Соглашение о реализации проекта подписано ещё в июле этого года между инвестором, Хабаровским краевым сельскохозяйственным фондом и Агентством Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта.
Сегодня китайская корпорация уже выкупила участок для создания агропорта - в районе музея Амурского моста, к которому подведены железная дорога, электрические мощности, есть причальная стенка в хорошем состоянии. Теперь прорабатывается проект, который в январе будущего года планируется представить в Главгосэкспертизу.
Интерес к прокладке агрокоридора из России в Китай вполне понятен: наши зерновые и соя самые экологически чистые и востребованы на рынке Юго-Восточной Азии и самого Китая. Наш интерес вроде бы тоже понятен - рост несырьевого экспорта приветствуется, это позволит нарастить объёмы сельхозпроизводства и экономику агропредприятий.
Агропорт должен включать специальные ангары, конвейеры для погрузки зерна на баржи. К осени планируется построить мощности на 200 тысяч тонн хранения и 400 тысяч тонн перевалки грузов. Со временем мощности должны возрасти до 500 тысяч тонн хранения и миллиона тонн перевалки. Фитосанитарный контроль будет организован непосредственно в агропорту.
Принимать грузы будет порт Фуюаня, а также пара дополнительных китайских портов. В Фуюане уже построены портовые мощности. Также подготовили китайские партнёры 6 барж, ёмкостью 1,2 тысячи тонн каждая. Далее в проекте планируется задействовать от 28 до 40 барж. В Амурском пароходстве есть порядка 10 барж. Их можно модернизировать и применять для транспортировки.

Альтернативы нет?
- Инвестором и основным собственником порта будет китайская компания, но это не исключает привлечение и российских инвесторов-собственников. Краевой сельхозфонд намерен привлекать к проекту наши компании, - рассказывает директор фонда Денис Койков. - Предполагается, что порт будет действовать не только как таковой. На его территории рассчитывают организовать и переработку сельхозпродукции, организовать эффективную систему по закупе у российских товаропроизводителей, складские помещения.
Рассчитан он на приём продукции не только хабаровских или дальневосточных сельхозпроизводителей, но и предприятий Сибири и центральной части России. Таким образом будет выдержана хорошая экономика предприятия. Везти продукцию в порт можно и автотранспортом, и по железной дороге.
Первый вопрос, который возникает в связи с этим проектом: почему нельзя задействовать под экспорт агрогрузов действующий Хабаровский речной торговый порт?
Ответ прост: действующий порт оборудован главным образом для экспорта угля, леса, иных промышленных грузов. А агропорты всегда, во всём мире строятся как отдельные объекты. Поскольку это сыпучие грузы.
Нельзя тот же уголь и зерно грузить в одном месте во избежание попадания пыли. В агропорту причальная стенка будет оборудована специальными шлангами для заполнения барж.
Другой вопрос: не будет ли порт принимать какие-либо грузы из Китая. Ответ - нет. Никаких грузов из сопредельного государства порт принимать не будет. 
Много ли будет участвовать в проекте сельхозпроизводителей из Хабаровского края? Как говорит Денис Койков, сегодня в крае площадь посадки сои составляет 30 тысяч гектаров.
Предприятий, занимающихся соей, - десятки. Многие занимаются экспортом. Но тратят на это большие деньги. С введением агропорта затраты на экспорт уменьшатся примерно в три раза.
Будет сделан упор и на экспорт мёда. Это непростая технология. У нас в крае 600 пасечников, заинтересованных в поставках по хорошей цене в Китай.
Но не останутся ли наши животноводы без фуража, если основная часть сельхозпродукции пойдёт в Китай?
По мнению Дениса Койкова, наши производители могут, напротив, нарастить объёмы производства и пройти точку безубыточности. Могут ввести современные технологии, эффективно использовать сельхозтехнику, получить хороший урожай.
Наши потребности в фураже настолько малы по сравнению с азиатскими рынками, что в первый же год они будут удовлетворены. Более того, мы сможем провести севооборот, который нужен сельскому хозяйству. Сажать поочерёдно, скажем, сою и кукурузу. Плодородный слой таким образом будет только улучшаться.
Китай импортирует около двух миллиардов тонн только сои. Так что наша продукция будет востребована.
Ещё один вопрос: не будет ли китайский инвестор своеобразным монополистом по закупке сельхозпродукции Хабаровского края, не станет ли он диктовать ценовые условия?
- Нет, - ответственно заявляют в краевом фонде, - китайская компания будет заниматься исключительно логистикой. А контракты будут заключать российские и китайские компании на согласованных условиях. И каждая партия будет обособлена и снабжена необходимыми документами.

Экология превыше всего
А не нанесёт ли транспортировка сельхозэкспорта ущерба Амуру, жителям Хабаровска, пьющего воду из него, учитывая, что баржи пойдут в Фуюань, мимо городского водозабора Хабаровска?
Проект будет проходить Главгосэкспертизу, которая предполагает в том числе и экологическую. Кроме того, проект наверняка будет проходить общественные слушания, - считает Денис Койков. Это произойдёт параллельно с экспертной работой.
В краевом фонде уверены, что никаких проблем с прохождением экологической экспертизы не будет. Обилие барж, курсирующих по Амуру, вреда реке не нанесёт, поскольку они будут полностью герметичны. Толкать их будут российские же проверенные тягачи, очевидно, от Амурского пароходства.
Китайские партнёры уже провели переговоры с пароходством и даже экспортировали в этом году 8 тысяч тонн продукции транспортом пароходства.
- Конечно, мы бы хотели, чтобы китайский инвестор за свой счёт несколько углубил бы наш берег, - говорит Денис Койков. - И мы будем предлагать им это дело.
«Тихоокеанская звезда» поинтересовалась мнением о проекте краевых организаций, следящих за экологией Амура. По мнению главного научного сотрудника, врио зам. директора по научной работе Института водных и экологических проблем Алексея Махинова, ущерба Амуру проект не должен нанести. А развивать экономику нужно.
Чем больше будет порт, тем больше людей будет занято работой. Надо, чтобы Хабаровск развивался. Но проект, конечно, институту хотелось бы посмотреть.
- Конечно, нужно проводить и дноуглубительные работы, фарватер, особенно на границе реки с Китаем. После наводнения 2013 года в этом месте занесло судовые ходы, особенно в районе впадения в Сунгари. За рекой надо ухаживать, - говорит Алексей Махинов.
Исполняющий обязанности начальника депортамента  Росприроднадзора по ДФО Андрей Стрельников о проекте пока ничего не слышал.
- Любая хозяйственная деятельность несёт потенциальные риски, - говорит Андрей Леонидович. - Но в то же время мы не можем отказаться от хозяйственной деятельности. Если проект подлежит федеральной или региональной экологической экспертизе, то он придёт на рассмотрение как раз в наше ведомство. И будут оценены все потенциальные риски, соответствие хозяйственной деятельности природоохранному законодательству.
В составе Главгосэкспертизы есть подраздел «экологическое воздействие», но он не заменяет экологическую экспертизу. А нужна она или нет, определяет законодательство. На мой профессиональный взгляд, если речь идёт о реке Амур, то экологическая экспертиза не помешала бы. Хотя сельхозгрузы - это ведь не нефть. Даже если просыплется с баржи зерно, это же не отравляющее вещество.
В целом сегодня, по оценке Росприроднадзора, Амуру ущерб наносят не судоходство (его вклад незначителен), а коммунальное хозяйство, отсутствие очистных сооружений в ряде населённых пунктов.
Начальник отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры Александр Филатов отметил, что раньше в законе о государственной экологической экспертизе предусматривалась оценка вреда окружающей среде практически любого объекта. Но в начале двухтысячных в закон внесли изменения. И теперь вопросы негативного воздействия рассматриваются при прохождении документами Главгосэкспертизы.
В этом учреждении есть эксперты в области экологии. Там оценят герметичность барж и все остальные моменты. Включая суда, которые эти баржи будут толкать.
Общественные слушания обязательны в случае проведения государственной экологической экспертизы. Но проект агропорта в перечень объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе, не попадает. Там в основном всё, что касается особо охраняемых природных территорий и строительства в них.
Но - если в ходе строительства или эксплуатации агропорта будут жалобы, то прокуратура, безусловно, подключится.
Кстати, на действующий Хабаровский речной торговый порт в прокуратуру никаких жалоб не поступает. А переваливает он более опасные в экологическом отношении грузы, чем зерно.
Куратором проекта будет краевое агентство по привлечению инвестиций. В его намерения входит включение агропорта в территорию опережающего развития «Хабаровск».
Федеральное агентство привлечения инвестиций ждёт этот проект. Именно его представители подписали соглашение в Екатеринбурге с китайской компанией на 7,4 миллиарда рублей. Одобряет проект и федеральный Минтранс. По мнению его руководства, проект поможет увеличить экспорт сельхозпродукции из России.

Автор: Раиса ПАЛЕЙ.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу



23.04.2024 00:45
На завод - к самолётам, а в тайгу - к улиткам
Туроператоры Хабаровского края создают новые экскурсии и маршруты. В этом сезоне при поддержке краевого министерства туризма и регионального туристского информационного центра планируется запустить сразу несколько.

12.04.2024 00:45
В Хабаровске приступили к ремонту дорог
Дорожники начали работы по приведению городских улиц в порядок