Борис Езерский - славное имя для нового аэропорта

19.10.2018 | Проекты | 6м. 7 c. | 473
Борис Езерский - славное имя для нового аэропорта
Борис Езерский (слева) рядом с Юрием Гагариным

В Общественной палате РФ был презентован масштабный проект «Великие имена России». С инициативой выступили Общество русской словесности, Русское географическое общество, Российское историческое общество, Российское военно-историческое общество. Сама идея заключается в присвоении 45 аэропортам страны имен выдающихся россиян. В этом списке и наш Хабаровский аэропорт.
Сейчас формируются предложения регионов: общественные палаты субъектов РФ на своих площадках проводят публичные обсуждения с участием представителей власти и общественных объединений. По их результатам появится список имен-претендентов, он включает от трех до десяти вариантов по каждому аэропорту России.
На втором этапе - с 22 по 28 октября - будут оформлены лонг-листы. В них жители городов - участников конкурса смогут добавлять свои варианты имен. Любой человек вправе принять в этом участие, но в лонг-лист включаются только варианты имен, предложенные более чем 500 участниками.
На третьем этапе будут формироваться шорт-листы имен-лидеров, а уже с 8 по 30 ноября каждый сможет проголосовать за одно имя одному аэропорту. К 5 декабря конкурс планируется завершить. Голосование будет проходить на сайте великиеимена.рф, в социальных сетях, отправкой СМС-сообщения на короткий номер, путем заполнения анкет (в печатных изданиях, на волонтерских постах, расположенных на железнодорожных вокзалах и в аэропортах, на борту самолетов).
- Проект призван поддерживать ту связь времен, которая так необходима и для каждого из нас и для нынешнего поколения, - уверен один из инициаторов конкурса, митрополит Тихон. - К сожалению, эта связь времен имеет опасность разрываться. Зачастую мы вспоминаем великих людей в связи с их юбилейными датами, но все же мы признаем, что сегодня необходима серьезная популяризация нашей культуры, истории.
У Хабаровского аэропорта юбилей
Хабаровский аэропорт в этом году отмечает 80-летие. Он ровесник края и прошел путь от гидропорта на улице Запарина, открытого еще в 1929 году, до современного ХАБа.
Прародитель сухопутной воздушной гавани всего Дальнего Востока появился как раз в октябре 1938 года в районе Матвеевки (ныне Малый аэропорт).
Вплоть до 1953 года Хабаровский аэропорт зависел от погоды, потому что всякая дождинка-снежинка превращала взлетно-посадочную грунтовую полосу в месиво, а авиапарк состоял из нескольких самолетов АН-2 и Ли-2, которые обслуживались в дощатых, открытых всем ветрам бараках-ангарах.
В дальнейшем развитие гражданской авиации Дальнего Востока происходило поэтапно:
- 1953 - введена в эксплуатацию ВВП с искусственным покрытием размером 2500 х 80 м;
- 1954 - сдан в эксплуатацию аэровокзал с пропускной способностью 400 пассажиров в час;
- 1963 - организован Хабаровский объединенный авиаотряд, в состав которого включены летные отряды и аэропорт Хабаровск;
- 1964 - построен новый терминал пропускной способностью 700 человек;
- 1970 - аэропорту Хабаровск присвоен статус международного. Выполнен первый чартерный международный рейс Хабаровск - Осака (Япония): на борту находились участники международной выставки ЭКСПО-70;
- 1973 - Указом Президиума Верховного Совета СССР Хабаровский объединенный авиаотряд награжден орденом Октябрьской Революции. Аэропорт Хабаровска признан третьей воздушной гаванью Советского Союза.
- Сегодня, когда строится суперсовременное здание Хабаровского аэропорта в стиле Hi-Tex, мы не имеем права забывать, что основание было создано его бессменным руководителем с 1953 по 1973 годы Борисом Григорьевичем Езерским, - считает председатель Общественного совета при Дальневосточном управлении Росавиации Анатолий Будник. - Мы выступили с предложением присвоить его имя аэропорту «Новый». Уж если и давать имя Хабаровскому аэропорту, который претендует на сохранение статуса ведущего аэропорта России на Дальнем Востоке, то только имя Б. Езерского, который для края, для всего Дальнего Востока и Советского Союза ассоциируется с высочайшим профессионализмом, авторитетом в военной и гражданской авиации, продвижением всего передового и беззаветного служения небу и Отчизне.
Мечта
о «пятом океане»
Долгий жизненный путь, который прошел Борис Езерский, начался в городе Нальчике. Он родился 25 декабря 1911 года. В 1930 году окончил среднюю школу, а в 1931 году ушел добровольцем в Красную армию. Мечта о полетах зародилась у него в раннем детстве. В 1932 году Езерский становится курсантом Ейского военно-авиационного училища морских летчиков. После окончания началась служба в бригаде тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 Балтийского флота под Ленинградом в Гатчине.
В 1939-1940 гг. Борис Григорьевич участвует в войне с белофиннами. Именно тогда был открыт счет боевым наградам - ему присвоен орден боевого Красного Знамени. Великая Отечественная застала летчика здесь же, в Гатчине.
23 июня 1941 года Езерский совершает первый боевой вылет в этой войне в район Даугавпилса. Танковые колонны врага рвались к железнодорожному узлу, откуда расходились дороги на Ленинград, Псков, Ригу. Был нанесен успешно трехтонный бомбовой удар по танкам, обрушен шквал пулеметного огня. Езерский благополучно вернулся на базу.
Много боевых вылетов совершил Езерский во время Великой Отечественной войны. Однажды, после бомбометания танковой колонны в районе Косой горы, что неподалеку от Тулы, его самолет получил порядка трехсот пробоин, но летчик смог дотянуть до аэродрома и посадить самолет.
На счету Бориса Григорьевича - многочисленные вылеты в блокадный Ленинград.
В летной книжке Езерского есть запись от 16 мая 1942 года о выполнении задания, а в начале июня следующая запись гласит, что самолет разбился, и на командира эскадрильи Езерского Б. Г. выписана похоронка. Это случилось после героического выполнения задания летным экипажем, командиром которого он являлся. В результате падения самолета и, как результат, многочисленных ожогов он попадает в госпиталь, подобранный ПО-2, который привел Герой Советского Союза, летчик Г. А. Таран. А после возвращения в полк командир обнял Езерского и протянул конверт: «Держи на долгую память!». Это была похоронка. Борис Григорьевич носил ее во внутреннем кармане кителя всю жизнь как талисман, а 16 мая 1942 года считал своим вторым днем рождения.
Подвиги Бориса Григорьевича отмечены многочисленными наградами, а 9 мая 1945 года он встретил в Берлине и расписался на стене Рейхстага. Но война для него не закончилась, так как его полк был переброшен сначала в Польшу, а затем в Монголию. После были Харбин, Порт-Артур, Дальний, Хэйдзио, Сахалин, Курилы.
Начав войну лейтенантом, Езерский завершил ее в звании полковника. До 1953 года служил на охране дальневосточных рубежей, командуя отдельным разведывательным авиаполком особого назначения, затем Гвардейской транспортной авиационной дивизией.
Выдвижения достоин!
В январе 1953 года судьба военного летчика резко изменилась - он был назначен на должность начальника Дальневосточного управления гражданского воздушного флота СССР. Так солдат своей страны возглавил крупнейшее по площади и самое труднодоступное по территории Дальневосточное управление гражданской авиации. Здесь полеты тоже были равны подвигам - бетонные взлетно-посадочные полосы отсутствовали, так же, как и ангары, склады для заправки, не было социальных условий для проживания работников аэропорта. Объемы перевозок были небольшими: аэропорт в год перевозил до 50 тысяч пассажиров на самолетах АН-2, Ли-2, ИЛ -12.
Езерский занялся расстановкой авиационного парка, решением кадровых задач, организацией технической и наземной базы аэропортов. Он сам летал за штурвалом самолета вплоть до 1973 года. Все аэропорты нынешнего ДФО превратились при нем в строительные площадки.
Эрудированность и высокий авторитет помогали Борису Григорьевичу безошибочно принимать решения по любым вопросам и находить поддержку. В работе «Перспективы развития воздушного транспорта на Дальнем Востоке» он поставил задачи и дал прогноз развития авиации на Дальнем Востоке на 20 лет. А потом сам же его и выполнил.
Он считал приоритетным аэропорт Хабаровска, называл его географически главной воздушной гаванью Дальнего Востока и сам сделал его таковым. В 1973 году Хабаровский аэропорт был признан третьим в СССР. Именно при Езерском Дальний Восток «приблизился» к столице: авиаторы стали летать самолетах Ту-114 и ИЛ-62, время полета сократилось с 36 до 8 часов. Авиаторы осваивали самолеты с реактивными и турбовинтовыми двигателями и вертолеты всех типов. На Дальнем Востоке Езерским создавалась самая современная авиационная база в стране.
Многое было сделано для самих авиаторов. В центре Хабаровска выстроен целый микрорайон с жилыми домами, магазинами, детскими садами и другой инфраструктурой.
20 лет Езерский являлся депутатом городского и краевого Советов народных депутатов. И к этому депутату население действительно шло за помощью - свой авторитет он заслужил делами.
В 1973 г. из-за больного сердца Борис Григорьевич ушел с должности на преподавательскую работу в учебно-тренировочный отряд. В его трудовой книжке стоит последняя запись: «уволен в связи со смертью».
Б. Г. Езерский награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами боевого Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и 21 медалью, в том числе за освобождение Кореи и медалью КНР советско-китайской дружбы.
55 лет жизни Бориса Езерского отдано полетам: 21 год в военной авиации, 34 года в гражданской на Дальнем Востоке. Дальний Восток стал для него второй Родиной. Земляки присвоили Борису Григорьевичу звание «Почетный гражданин города Хабаровска».
- Не для Езерского Бориса Григорьевича, - считает Анатолий Будник, - а для нас, сегодня и завтра живущих, важно и почетно дать аэропорту Хабаровска его имя.
Елена НОВОКРЕЩЕНОВА.
Редакция благодарит Валерия Жаворонко, заслуженного работника транспорта России, члена общественного совета Дальневосточного МТУ за участие в подготовке материала.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

20.04.2024 16:31
Новый глава Комсомольского района встретился с губернатором

19.04.2024 13:44
График перекрытия улиц для репетиций парада в День Победы утвердили в Хабаровске

19.04.2024 10:09
На майские праздники - четыре выходных

19.04.2024 09:41
ВТБ тестирует собственную метавселенную

19.04.2024 08:58
Два кандидата в почётные граждане Хабаровска

19.04.2024 08:55
Подделывать начали даже голос губернатора

19.04.2024 08:00
Налоговые поступления в региональный бюджет выросли

18.04.2024 15:35
Паводки начались в районе имени Лазо

18.04.2024 14:08
Заметить и поддержать талантливых детей

18.04.2024 12:18
Проверками закончился визит военного прокурора в госпиталь Хабаровска

18.04.2024 09:25
ВТБ увеличил количество офисов, открытых по субботам

18.04.2024 09:22
Орган по сертификации: законодательное соответствие и качественное подтверждение



12.04.2024 00:45
В Хабаровске приступили к ремонту дорог
Дорожники начали работы по приведению городских улиц в порядок

05.04.2024 00:41
Хабаровский край - лидер по лесовосстановлению в ДФО
Более 350 тысяч гектаров леса восстановили в Хабаровском крае за пять лет в рамках нацпроекта «Экология».