Отдавать себя и гореть работой

05.10.2018 | Сегодня | 7м. 16 c. | 340
Отдавать себя и гореть работой
У каждого школьника есть свой любимый учитель

В этот праздничный день более чем 25 тысяч педагогов Хабаровского края принимают поздравления с профессиональным праздником. Труд педагога уникален - он удивительным образом сочетает в себе молодость души и мудрость слова, каждодневный нелегкий труд и ежедневный праздник победы знаний.
О важном в профессии, переменах в жизни педагогов, об итогах краевого проекта «Народный Учитель - учитель для народа» - разговор с министром образования и науки края Аллой Кузнецовой.

О признании и призвании

- Алла Геннадьевна, мы много лет говорим о статусе учителя. На мой взгляд, отношение к педагогу в обществе давно изменилось. Да и мы, бывшие ученики, всегда помним своих педагогов и очень им благодарны. Какие вопросы сейчас волнуют учительскую общественность?
- Я думаю, что статус профессии складывается, прежде всего, из социального самочувствия самого педагога и из отношения к нему в обществе. В большой степени это отражается и в удовлетворенности педагога условиями работы и уровнем заработной платы, во внешней оценке его труда. А со стороны родителей, по факту, есть только понятие «удовлетворенность». Насколько счастлив их ребенок, насколько хорошо его учат. 
В настоящее время мы подводим итоги нового краевого проекта «Народный Учитель – учитель для народа». Основная идея проекта - выявить талантливых, творческих педагогов на основе мнений общественности. Конечно, есть официальные, формальные критерии оценки деятельности (аттестация, установление стимулирующих надбавок, эффективный контракт, вручение ведомственных наград), а есть реальное отношение родителей, признание детей, непосредственных потребителей образовательных услуг, хоть мне и не нравится это слово, но оно закреплено в системе.
И, оказывается, критерии государства и оценки родителей далеко не всегда совпадают! Мы получили результат - 80 народных педагогов. Да, некоторые фамилии нам хорошо известны. А некоторые имена совершенно новые. Причем даже среди лидеров!
Я и сама знаю, как педагог, мама и бабушка, что быть хорошим педагогом и добросовестно выполнять ежедневные формальные функции - порой несовпадающие задачи. И отношение ребенка к учителям разное. Просто есть много моментов, которые невозможно учесть формально! Сейчас все больше создается различных общественных структур, которые помогают дать независимую внешнюю оценку работе и педагогов, и образовательных организаций в целом.
Поэтому в отрасли для нас это задача - каким образом изменить подходы к оценке деятельности учителя, чтобы главным в них был не только мониторинг добросовестного исполнения должностных обязанностей, а в первую очередь результат и счастье каждого ребенка и удовлетворенность его родителей.
- Благодаря социальным сетям мы постоянно видим наших педагогов: они успешные, интересные. Становится ли больше молодых учителей?
- Растет средний балл абитуриентов, поступающих в средние профессиональные образовательные организации, конкурс в вузы. К примеру, в педагогический институт ТОГУ он вырос на 10 баллов за два года. Это признак все-таки того, что будущую профессию выбирают не по остаточному признаку. Увеличилась и закрепляемость выпускников на первом рабочем месте.
Также увеличились контрольные цифры приема, на педагогические специальности мы ежегодно добавляем бюджетные места.
Стало больше молодежи, кто приходит трудиться в образовательные организации. В этом году, по предварительным подсчетам, пришли работать 354 специалиста. Отрадно, что доля педагогов до 35 лет в отрасли стала сопоставимой с долей педагогов пенсионного возраста. Это означает, что мы приближаемся к нормальным темпам ротации педагогических кадров.
За пять лет выросло количество молодых педагогов, которые закрепились в образовательных учреждениях края, не уволились после первого года работы, столкнувшись с первыми трудностями. Это ведь довольно сложный период, переломный для жизни, будущей карьеры.
Сейчас более 82 % пришедших в школы закрепляются, в прошлые годы цифры были около 75.
Конечно, играет роль и то, что в крае реализуются меры материальной поддержки: выплачиваются подъемные, в течение первых трех лет устанавливается повышающий коэффициент к окладу в размере 35 процентов.
Понятное дело, что зарплата молодых педагогов, как и молодых специалистов в любой отрасли, не сопоставима и не может быть сопоставима с зарплатой педагогов-стажистов, имеющих квалификационные категории. К примеру, учитель с высшей категорией получает надбавку 75 процентов к окладу. Но эта лестница должна существовать, чтобы были понятны траектория развития и перспективы роста.
Что касается молодого педагога, то он сейчас получает и серьезную методическую поддержку - создана краевая Ассоциация молодых педагогов. И она действительно очень активна! Начинающих учителей поддерживают именитые педагоги, создаются сетевые сообщества, где всегда помогут и поддержат. 
Наши молодые специалисты уже показали высокие результаты во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют». Сейчас наш молодой педагог принимает участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года».
Молодые специалисты стали участниками «Слета пеликанов», на котором получили возможность профессионального общения с участниками, финалистами и победителями краевых и всероссийских конкурсов «Учитель года». В августе по инициативе молодежи прошел первый Дальневосточный форум молодых педагогов. Наш край принимал 150 молодых педагогов из семи субъектов Дальнего Востока. Приятны были их впечатления и отзывы от участия в событиях краевой августовской конференции и форума.

Любить, ценить морально и материально

- Какие первоочередные задачи сейчас стоят для поддержки учительства?
- Есть перспективы, над которыми, безусловно, нужно работать. Это заработная плата, система карьерного роста, эффективная модель повышения квалификации.
Что касается зарплаты, мы понимаем, что ее рост закреплен в Указах Президента и привязан к средней зарплате по экономике. И это требование мы выполняем.
Для повышения справедливости стимулирования качества работы в настоящее время рассматривается вопрос увеличения базового оклада, изменения структуры эффективного контракта педагога, подходов к распределению стимулирующего фонда.
Сейчас мы приступаем к внедрению национальной системы учительского роста. У педагога появится возможность не только аттестоваться на категории, но и еще перейти на должность учителя-методиста, ведущего учителя, то есть строить карьеру в горизонтальном направлении.
Перед нами стоит важная задача сделать повышение квалификации адресным - под те новые направления деятельности, которые будет осваивать педагог. Для этого необходимо создавать персонифицированные программы, где у педагога будет возможность сформировать собственную траекторию повышения квалификации под свои задачи развития в удобной форме.
Нам в этом направлении помогает реализация краевого проекта «Педкластер 27», который признан одним из самых эффективных в России. Вопросы совершенствования системы подготовки и повышения квалификации теперь мы будем решать на серьезной научной основе благодаря созданию на базе педагогического института ТОГУ Дальневосточного Центра непрерывного педагогического. И все это вместе поможет учителю быть готовым к переменам.
Во всех отраслях существуют перемены. И школа, конечно же, не должна отставать - пересматриваются образовательные стандарты. Появились новые компетенции, которые нужны жителям цифрового мира, цифровой экономики. Они должны появиться и у педагога, и, конечно, у его ученика.
На самом деле, возможность постоянно учиться, быть активными, держаться в трендах - это большой плюс нашей учительской профессии. Это не монотонная работа, но, конечно, есть и выгорание - как его предотвратить - также необходимо искать возможности.
В настоящее время пересматривается профессиональный стандарт педагога, тем не менее, появляется много новых видов и аспектов деятельности. Например, обучение одаренных детей и инклюзивное обучение с детей с особенностями здоровья, детей-мигрантов, детей с девиантным поведением и так далее. И если раньше считалось, что все эти навыки в рамках одной компетенции, то сейчас мы понимаем, что это особые навыки и к ним надо учителя готовить.
В свое время на базе краевого Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (директор Александр Петрынин) был создан центр компетенций педагогов–реабилитологов, это была федеральная инновационная площадка. Тогда впервые выделено особое направление в деятельности педагогов, для которого нужны специальные компетенции, и организована подготовка для этих компетенций.
Сегодня уже у нас есть центры компетенций для педагогов, работающих в обычных классах, в которых инклюзивно могут обучаться дети с ментальными нарушениями, проблемами зрения, слуха.
Разумеется, важно выстраивать повышение квалификации в максимально удобное для педагога время, без отрыва от работы. И это перспектива разработки новых онлайн-курсов.

Учитель всегда рядом

- Расскажите о проекте «Народный учитель», каковы его итоги?
- В этом году, надеюсь, что это станет традицией, мы запустили проект «Народный Учитель - учитель для народа». Участники могли подписать поздравительную открытку любимому педагогу либо выразить слова признательности в социальных сетях.
Мы решили поощрить в рамках проекта 80 учителей (цифра приурочена к юбилею Хабаровского края), получивших наибольшее количество поздравлений. И торжественно, накануне дня рождения края, мы будем их чествовать.
Всего получили поздравления 20798 педагогов! Открытки доставлены в территории края, большая часть уже вручена. Праздники и торжества пройдут и в муниципалитетах. Больше всего открыток направлено школьным учителям и воспитателям детских садов. Но благодарности писали абсолютно всем в нашей сфере!
Сначала мы выделили ряд номинаций, но, проанализировав открытки, решили увеличить их количество. Например, выделить отдельную номинацию для педагогов высшей школы.
Больше всех слов благодарности получила Людмила Филипповна Бешкарева, учитель географии школы № 87 из Хабаровска. Она набрала целых 963 голоса. Это в 1,5 раза больше, чем педагог, следующий за ней!
Назовем лидеров и в других номинациях. Это воспитатель детского сада № 209 из Хабаровска Светлана Николаевна Попова и ее земляк - педагог дополнительного образования Игорь Сергеевич Орлов из детско-юношеского центра «Сказка».
В системе среднего профессионального образования победил Александр Фатихович Назипов (Губернаторский авиастроительный колледж, г. Комсомольск-на-Амуре). В высшей школе - Магдалина Петровна Шпиро, ветеран педагогического труда Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.
Многие имена мы услышали впервые. Возможно, это просто скромные педагоги. Но главный критерий - их любят дети и родители. А любовь и признание учителю не так просто заслужить!
Это очень добрый, объединяющий проект, помогающий нам по-новому посмотреть на педагогов.
Профессия педагога одна из самых нелегких, но благодарных, хоть и благодарность эта часто отсрочена. Отдавать себя, гореть работой, не ожидая благодарности и мгновенных результатов, - это настоящий подвиг. Учитель - не просто профессия, это дело жизни, потому что всегда рядом те, за чьи жизни ты отвечаешь, переживаешь.
Безусловно, личность учителя играет большую роль в жизни любого ученика. Люди взрослеют и понимают важность того, чему их учили в школе. Жаль, не всегда учителя узнают об этих словах благодарности.
От всего сердца выражаю слова благодарности всем педагогам нашего края! Спасибо вам за профессионализм, за ваши горячие сердца и преданность своему делу! Крепкого вам здоровья, огромного счастья и благополучия! Берегите себя и своих воспитанников. Мы очень ценим ваш труд! С праздником! С Днем учителя!

Мария ИВАНОВА.

Автор: Мария ИВАНОВА






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



19.01.2024 00:52
К проведению крещенских купаний готовы
В Хабаровском крае по случаю Крещения Господня  открыты 20 мест для массовых купаний

12.01.2024 00:00
Юрий Попов: «Главное в нашей работе - помочь людям»
Сегодня работники прокуратуры отмечают свой профессиональный праздник. Ровно 302 года назад указом Петра Первого был утверждён этот орган власти.