Когда в товарищах согласья нет...

11.08.2011 | Слово депутата | 8м. 44 c. | 624
Когда в товарищах согласья нет...
Облик современного Амурска меняется с каждым днём
Когда в товарищах согласья нет...
Строится новая подстанция на Амурском гидрометаллургическом комбинате

Немного из истории вопроса

В 1995 году начал действовать федеральный закон №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который предусматривал возможность образования муниципальных образований, в территорию которых входили город и район.

В те годы в Хабаровском крае местное самоуправление осуществлялось в границах двух городов - Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, 18 районов, в том числе в городе Амурске с Амурским районом, городе Бикине и Бикинском районе, в городе Вяземском и Вяземском районе и других.

Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», принятый в 2003 году, установил более жесткие критерии к определению территорий и границ муниципальных образований.
Им было установлено, что территория российского субъекта разграничивается между поселениями; что территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов; что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах.

Поскольку 131-ФЗ установил, что города, являющиеся административными центрами районов (Амурск, Бикин, Вяземский, Советская Гавань, Николаевск-на-Амуре), должны быть самостоятельными поселениями, в 2004 году в крае были образованы 12 новых муниципальных образований, в том числе городские поселения город Амурск, город Вяземский, город Советская Гавань и другие.

Сегодня в крае местное самоуправление осуществляется в двух городских округах, в 18 муниципальных районах и в 214 городских и сельских поселениях.

Работа над ошибками

Однако жизнь показала, что реализация 131-го федерального закона на практике идет не совсем так, как было прописано его разработчиками. Не все ладится в местном самоуправлении. Среди возникших проблем - финансовая необеспеченность и неспособность граждан влиять на местные администрации: «Чиновников наплодили, - возмущаются люди, - а добиться от них какого-либо решения невозможно!». Кроме того, во власть пошел криминал, проникла коррупция.

По поводу огрехов 131-го федерального закона высшее руководство страны проявляет озабоченность и начинает исправлять допущенные ошибки. Свидетельство тому - принятый в ноябре 2010 года и вступивший в действие с января нынешнего года федеральный закон

№ 315-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Одним из основных положений нового закона является то, что уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района (в данном случае - города), может быть предусмотрено образование единой районной администрации, на которую возлагается также и исполнение полномочий администрации городского поселения.

А в городе - центре района - местная администрация не образуется.

При этом безусловно сохраняется представительный орган города, то есть городской Совет депутатов, а глава поселения (глава города), согласно уставу городского поселения, будет либо назначаться Советом депутатов города, либо избираться из его состава. В районе же избирается глава района, который возглавляет районную администрацию.
По сути дела, изменение только одно: не будет городской администрации, полномочия которой возлагаются на единую местную администрацию района.

Надо подчеркнуть, что эти изменения, прописанные в 315-м законе, не носят обязательного характера. Упразднение городской администрации возможно только в том случае, если такое решение примут и городские депутаты, и районные депутаты. В одностороннем порядке никто ничего менять не может, только по обоюдному согласию. Если один из представительных органов не согласится с изменениями - структура власти остается прежней.

При наличии взаимного согласия между депутатами района и города может заключаться соглашение, в котором они определяют порядок внедрения новой схемы осуществления полномочий администрации поселения, устанавливают поэтапные сроки принятия и вступления в действие соответствующих решений, учитывают, как будут изменены уставы города и района, определяют сроки полномочий и т.д. Кстати, что немаловажно: даже если будет достигнута договоренность о новой схеме власти в районе, полномочия действующих главы города и городских депутатов истекут только по окончании срока их нынешних полномочий. То есть применительно к Амурску, например, - в 2013 году.

Амурский пример

По мнению депутата Законодательной думы Ивана Федорова, при образовании единой районной администрации интересы амурчан не должны пострадать, ведь остаются и городские, и районные депутаты. Кроме того, объединение может дать некоторую экономию финансовых средств.

- Когда краевой закон вступил в силу и было образовано городское поселение «Город Амурск», мы надеялись, что от этого только выиграем, - комментирует Иван Михайлович. - На первых-то порах оно так и было. Прежде всего заметно оживилось городское хозяйство, улучшилось благоустройство. Но не обошлось и без определенных издержек. В качестве примера я проанализировал поступившие за 2010 и пять месяцев 2011 года обращения граждан Амурска и Амурского района. За семнадцать месяцев в городскую администрацию поступило 881 обращение, а в районную - 415. Однако из этих 415 обратившихся - 332 человека (80 процентов) - горожане. То есть люди, вероятно, не нашедшие поддержки и понимания в первой инстанции, обращаются дальше, в район. Хотя сейчас районная администрация влиять на городскую не может,  это два самостоятельных исполнительных органа местного самоуправления. Между ними должны быть согласие, активная совместная работа на благо жителей.

В Амурске депутаты районного собрания и глава районной администрации Иван Масько, выполняя положения 315-ФЗ, решили внести изменения в Устав района, дополнив его пунктом: «Собрание депутатов наделить полномочиями по принятию решения об инициировании процедуры перехода к исполнению полномочий администрации городского поселения «Город Амурск» Амурского муниципального района Хабаровского края (административно-распорядительного органа местного самоуправления административного центра) администрацией муниципального района (административно-распорядительный орган муниципального района). Инициативу считать поддержанной, если за нее проголосовало не менее 2/3 голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов».

- По закону, для внесения изменений в Устав района инициаторы обязаны провести общественные слушания. Поэтому районное Собрание депутатов поступило правильно, выполнив это требование, - комментирует депутат Законодательной думы Иван Федоров. - Другое дело, что даже если предлагаемые изменения регистрирующий орган (Главное управление Министерства юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО) и зарегистрирует, а городские депутаты не пожелают вносить аналогичные изменения в Устав города, то тогда пожелания районных окажутся просто благими намерениями.

Прошедшие общественные слушания в Амурске, по наблюдениям Ивана Михайловича, вышли очень тенденциозными.
- Работников городской администрации обязали явиться с родственниками, были привлечены заинтересованные в сегодняшней городской власти граждане, среди которых были работники ООО «Шамкир» во главе с хозяином. Раздавались возгласы, вроде: «нам не нужна ваша власть» - в отношении района, «город кормит район», «я не доверяю районной власти»... Возглавлял эту активную группу сторонников городской администрации, по-моему, Сергей Пономарев, известный в определенных кругах под кличкой Панама. Вдобавок сложилось впечатление,что активно противодействовали всему, порой даже искажая смысл самих слушаний, председатель совета депутатов города г-н Калмыков вместе со своей помощницей г-й Ларевой, - рассказывает депутат.

Выступили и задали вопросы 27 человек. К сожалению, здравые рассуждения с пониманием сути дела большинством присутствующих в зале не были услышаны. Произошло это, на мой взгляд, потому, что в зал пришли в большинстве ангажированные и настроенные на определенные цели люди. Сложилось впечатление, что они лично заинтересованы в существующей городской администрации, что только с ней им легко решать свои вопросы. Был поднят такой ажиотаж, как будто завтра в результате этих слушаний решится судьба городских чиновников.

Если бы была достигнута договоренность между депутатами двух уровней и были бы внесены изменения в уставы города и района - та и другая администрации, тот и другой глава, те и другие депутаты доработали бы до марта 2013 года, и только после очередных выборов вступили бы в действие поправки в уставы. В соответствии с ними были бы избраны новые люди: глава района, Собрание депутатов района, совет депутатов города, и жизнь пошла бы своим чередом. Только без городской администрации и ее главы. Мы сейчас не говорим о персоналиях, может, на месте Масько мог бы оказаться Редькин или вообще новый человек пришел бы в качестве главы района, который набрал бы себе новых заместителей и совсем по-другому пересмотрел бы структуру районной администрации...

Понятно, что вопрос, затрагивающий интересы конкретных людей, болезненный. Некоторые деятели, попробовав власть, очень боятся ее потерять. Поэтому и надо было организаторам слушаний подготовиться тщательнее и четко обосновать необходимость нововведений, показать амурчанам, к чему бы это привело: может быть, высвободились бы деньги, сократилось бы число чиновников, улучшилось бы жилищно-коммунальное обслуживание... То есть надо было людям просто все объяснить, но инициаторы слушаний этого, к сожалению, не сделали.

Немного о гордости и амбициях

В последнее время все чаще и активнее глава города и другие руководящие чиновники администрации городского поселения поднимают вопрос о создании городского округа «Город Амурск». Главный их аргумент состоит в том, что в Амурском районе проживает 65 517 человек, а непосредственно в Амурске из них - 42 943 человека. Мол, основные доходы собираются в городе, и он не является дотационным, а, наоборот, «кормит» район, что рост собственных доходов города привел к улучшению социального положения населения в городе Амурске…

- Сегодня в крае не получают финансовую помощь на выполнение своих полномочий только Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, - возражает Иван Федоров. - Только у них среднекраевой показатель бюджетной обеспеченности выше, чем у других территорий. А бюджетную обеспеченность остальных территорий краевое правительство, в соответствии с Бюджетным кодексом, выравнивает до среднекраевого уровня. Амбиции руководителей Амурска понятны, но надо же видеть экономику.

Цифры - вещь упрямая: доходная часть бюджета Амурского муниципального района на 2011 год -1 млрд. 225 млн. 230 тыс. рублей. Из них собственных доходов, налоговых и неналоговых - всего 429 млн. 173 тысячи. Субсидии, дотации и субвенции из краевого и федерального бюджетов составляют 796 млн. То есть району явно не хватает собственных средств. Но полномочий у него достаточно: муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры, летний отдых детей, транспортное обслуживание в границах района и др.

- Сельская территория Амурского района - территория с населением 23 тысячи человек. Большинство населенных пунктов расположены по железнодорожной ветке, где нет автомобильного, речного, авиасообщения. Поселки там сейчас живут действительно трудно. Не случайно ведь с 1 августа изменился статус рабочего поселка Литовко: населенный пункт с когда-то мощнейшей железнодорожной станцией теперь стал сельским поселением. И нам предлагают «вырвать» город Амурск из района, чтобы получить при этом в центре края некое новое образование с нижайшей бюджетной обеспеченностью, - говорит Иван Михайлович. И анализирует финансовое положение Амурска:

- Город в 2010 году исполнил свою доходную часть в объеме 160 млн. 292 тыс. рублей. Из этих денег 107 млн. 407 тыс. - собственные налоговые и неналоговые доходы, формирующиеся из НДФЛ, транспортного и земельного налогов, аренды земли и аренды имущества. Понятно, что в городе и транспорта, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей больше, и земля стоит дороже. Но, собрав эти 107 млн. рублей, городская администрация их целиком и использовала на собственное содержание и на исполнение полномочий, которые им предписано законом выполнять. Однако треть доходов - 52 млн. 885 тыс. рублей - город Амурск получил из краевого и районного бюджетов в виде безвозмездных субсидий и дотаций. Скажем, на тот же капитальный ремонт многоквартирных домов, на закупку коммунальной техники. Когда в 2009 году в городе произошел взрыв дома, на восстановление была выделена субсидия более 9 млн рублей из резервного фонда правительства края. И таких примеров можно привести целый ряд. Поэтому говорить о том, что «мы такие великие», и приписывать себе заслуги по улучшению жизни людей не стоит. Может, глава города осуществляет доплаты к пенсиям амурчан или к зарплатам бюджетникам? Или в Амурске уже все придомовые территории приведены в порядок, а в сфере жилищно-коммунального хозяйства нет проблем? То, что сегодня на территории города Амурска развернута грандиозная стройка, которую ведет компания «Полиметалл», и идут масштабные работы по строительству нескольких деревоперерабатывающих заводов - заслуга ли эта городской администрации и городского Совета? Нет, эти проекты - реализация целенаправленной экономической политики правительства Хабаровского края при участии администрации муниципального района.

По словам Федорова, городское поселение может наделяться статусом городского округа только в случае, если оно обладает значительным экономическим потенциалом, развитой инфраструктурой, кадровым потенциалом, чтобы в полной мере реализовывать объем полномочий для решения вопросов местного значения и осуществлять отдельные государственные полномочия. Нужно сначала просчитать, сможет ли администрация города Амурска выполнять полномочия городского округа с теми доходами, которые они имеют сегодня. К вопросу о городском округе, уверен депутат, необходимо подходить взвешенно, руководствуясь, прежде всего, интересами всех жителей района, да и края тоже.

Автор: Марина Дерило. Фото Л. ГУСЕЛЬНИКОВОЙ.

Фото по теме

Строится новая подстанция на Амурском гидрометаллургическом комбинате






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России

24.04.2024 08:49
С первого класса знай про кванты

23.04.2024 16:43
ВТБ: продажи розничных кредитов вырастут в апреле более чем на 10%

23.04.2024 14:11
ВТБ: юань займет треть валютных сбережений россиян к концу года

23.04.2024 12:19
Единый тариф для всей семьи: «Ростелеком» оптимизирует расходы на связь

23.04.2024 11:01
Разворот на Дальний Восток в лицах

23.04.2024 09:15
Как избавиться от аллергии на пыльцу

23.04.2024 09:00
Пособия получат отцы



19.12.2023 09:48
Сергей Зюбр: «Хабаровский край - в топе лидеров проекта «БКД»
В соответствии с Указом президента России долгосрочный федеральный проект «Безопасные качественные дороги» («БКД») ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

08.12.2023 10:06
Ольга Мироманова: «В работе депутата мелочей не бывает»
Слово «депутат» для многих ассоциируется с синонимом «народный избранник».